timelapse

Андрей Курилов: в Москве создадут электронный журнал строительства

Темы в материале

О новых разработках специалистов Стройкомплекса Москвы в помощь застройщикам и планах по переведу государственных услуг в электронный вид на 2017 год корреспонденту портала Стройкомплекса рассказал начальник Информационно-аналитического управления Департамента градостроительной политики столицы Андрей Курилов.

- Андрей Федорович, какие электронные сервисы для застройщиков были разработаны специалистами Стройкомплекса в последнее время? Пользуются ли они спросом?

- Мы запустили «Кабинет застройщика», а также в этом году на Московском урбанистическом форуме представили «Калькулятор процедур». Эти сервисы уже подтвердили свою эффективность.

- Расскажите подробнее о «Калькуляторе процедур». Для чего он нужен, в чем его преимущество и кто может им пользоваться?

- Калькулятор позволяет получить информацию о последовательности и сроках прохождения строительных процедур на всех стадиях жизненного цикла строительства объекта.

Ориентирован новый сервис на застройщиков. С помощью «Калькулятора процедур» застройщики смогут оперативно получить исчерпывающую информацию обо всех шагах реализации строительного проекта в Москве. Нужно просто выбрать тип объекта, его параметры, характеристики территории и другие градостроительные условия и ограничения, необходимость подключения к сетям, в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства. В результате можно узнать, сколько у застройщика займет весь цикл строительства: от предпроектной подготовки до ввода объекта в эксплуатацию.

- С момента запуска калькулятора прошло почти два месяца. Насколько он востребован?

- Мы временно открыли доступ к калькулятору для всех пользователей Интернета для расширения целевой аудитории и популяризации информационного ресурса. В настоящее время калькулятором воспользовались уже более 270 раз.

- Какие планы по развитию «Кабинета застройщика»?

- В «Кабинете застройщика» находится весь список объектов, строительством которых занимается компания. По каждому объекту имеется исчерпывающая информация, в том числе ссылки на выданные документы, информация о проверках на стройплощадках, предписаниях и даже штрафах.

Стройкомплекс совместно с Департаментом информационных технологий планирует увеличивать количество сервисов в «Кабинете застройщика». Уже сейчас для объектов городского заказа реализована возможность направления в электронном виде заявки на утверждение проектной документации после получения положительного заключения экспертизы.

Важным направлением является информирование инвесторов о ходе реализации административной реформы в строительной сфере. В настоящее время реализуется проект создания единого контактного центра Стройкомплекса, основной целевой аудиторией которого станут застройщики. Обратиться в Контактный центр можно будет по телефону, электронной почте или через «Кабинет застройщика».

- Какие еще новинки готовит Стройкомплекс Москвы в помощь строительным компаниям Москвы?

- В настоящее время совместно с Департаментом информационных технологий реализуется проект создания электронного журнала строительства. Сейчас такие документы ведутся исключительно в бумажном виде. В электронном журнале можно будет видеть всю информацию со стройплощадки в режиме онлайн. Это будет настоящий прорыв.

- Кто сейчас ведет подобные журналы?

- Все журналы ведет генподрядчик либо производитель работ. Ответственный за предоставление и наличие журнала - застройщик. Сотрудники Мосгосстройнадзора проверяют наличие журнала, заверяют его и заполняют раздел, посвященный проверкам. Также Мосгосстройнадзор проверяет качество ведение журнала.

- Какие параметры туда вносят специалисты, когда выезжают на объект? Как происходит выезд специалиста сейчас и как изменится ситуация после внедрения электронного журнала?

- На стройплощадке журнал заполняет производитель работ - то есть та строительная организация, которая непосредственно находится на стройке. В журнал вносится информация о том, какие работы, когда, с помощью каких механизмов и в каких условиях проводились на стройплощадке. Информация о выполненных работах и условиях их проведения вносится в журнал ежедневно. Для примера: кладка стен из кирпича или земляные работы. Указываются материалы, которые были использованы, температура, влажность воздуха и так далее.

- В чем плюсы электронного журнала?

- Во-первых, внедрение электронного журнала позволит сократить время на его заполнение. Часть информации вообще будет заполняться автоматически из соответствующих справочников. Справки о планируемых проверках и о результатах их проведения будут формироваться из информационной системы Мосгосстройнадзора.

Во-вторых, заказчики, застройщики и город будут иметь актуальную и достоверную информацию о строительстве объектов, что позволит повысить эффективность контроля и мониторинга за ходом строительства.

В-третьих, введение единых требований для ведения журналов позволит формировать аналитику о ходе производства работ на объектах в различных разрезах.

- Когда будет внедрен электронный журнал?

- Планируем закончить разработку в конце 2016 года, затем будут отобраны пилотные стройки, и до следующей весны начнется внедрение данной технологии. Первое время пилотные застройщики будут вынуждены вести сразу два журнала - бумажный и электронный. Надо и специалистов подготовить к этой работе. Максимально автоматизированный электронный журнал - это первый шаг по внедрению BIM-технологии на этапе строительства и строительного контроля.

- Но тема BIM-технологий пока «дремучий лес» для многих застройщиков и работников органов власти. Нет нормативно-правовой базы для полноценного внедрения. Когда ситуация может измениться?

- BIM-технологии это очень перспективное направление. При этом важно отметить, что сейчас нормативно не закреплены требования к информационной модели, плюс существующие стандарты, нормы и правила ориентированы на классическое проектирование.

Для перехода на BIM-технологии в проектировании нам надо подтянуть «нормативку». Но мы не стоим на месте. Уже сейчас Мосгосэкспертиза проводит одновременно экспертизу проектов, представленных в виде информационных моделей и традиционной проектной документации. При этом уже сейчас есть положительный опыт в сокращении сроков проведения экспертизы проекта, представленного в виде информационной модели. Одним из преимуществ перехода на информационное моделирование является возможность автоматически находить коллизии, ошибки в проекте, что в свою очередь экономит время эксперта, сокращает сроки проведения экспертизы.

- Вопрос в профессиональных кадрах. Их нужно готовить к переходу на BIM, но не все понимают схему работы…

- Конечно. Мосгосэкспертиза будет кузницей кадров после того, как мы перейдем к полноценной реализации этого процесса.

- На Ваш взгляд, стало ли легче и быстрее строить в Москве?

- Москва является безусловным лидером в переводе госуслуг в электронный вид. Строить стало определенно проще.

- Какие планы по переводу госуслуг в электронный вид на 2016 и 2017 годы?

- В этом году были объединены две услуги - Москомархитектуры по выдаче ГПЗУ - градостроительного плана земельного участка и Мосводоканала по выдаче технических условий. Все планы, которые стояли у нас на этот год, выполнены. 12 госуслуг предоставляются в электронном виде, причем большая часть - исключительно через Интернет. Более 80% заявок на получение госуслуг приходит в электронном виде.

План перевода госуслуг на 2017 год находится на утверждении. Могу лишь сказать, что планируем перевести в электронный вид услуги Мосгосэкспертизы по согласованию специальных технических условий и по определению достоверности сметной стоимости для объектов государственного заказа города Москвы.

Также в планах перевод в электронный вид услуг сетевых компаний. Этот вопрос в настоящее время находится в проработке. Важно отметить, что не все зависит только от города. Здесь вопрос и в сетевых организациях. Нужна доработка их информационных систем, интеграция с городскими информационными системами, изменение нормативных правовых актов. Это достаточно сложный процесс, но вполне реализуемый.

- Какие основные проблемы застройщиков на сегодня при прохождении административных процедур?

- Большинство проблем решено. По крайней мере, те, что зависели от органов исполнительной власти. Все процедуры прозрачны на 100% и предоставляются в электронном виде. Застройщик знает до мелочей статус его заявки: когда она поступила в органы власти, какие процедуры проходит в рамках оказания услуги.

Однако услуги сетевых организаций этим процессом пока не охвачены. Мы начали с 2013 года переводить услуги Стройкомплекса в электронный вид и за три года добились колоссальных результатов. Если сейчас очень быстро переведем услуги сетевых организаций и с тем же качеством обеспечим их предоставление, то это будет очередной прорыв.