timelapse
Все темы

Город, где сбываются мечты

Темы в материале

Сегодня столица отмечает день присоединения новых территорий. В 2012 году Москва увеличилась практически в два с половиной раза. За эти годы сделано многое: построены новые дороги, открываются детские сады, школы и поликлиники, создаются рабочие места. Город и инвесторы вкладывают свои силы и средства в то, чтобы уровень развития новых территорий не отставал от столичного. О самых важных проектах в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

​В кабинете руководителя столичного Департамента по развитию новых территорий Владимира Жидкина висят карты.

На них - Новая Москва, те поселения, которые ровно три года назад вошли в состав столицы. И сегодня Москва отмечает день присоединения двух округов - Троицкого и Новомосковского.

- Владимир Федорович, какие изменения уже коснулись территорий за эти три года?

- Во-первых, за это время построен большой объем недвижимости. Это порядка семи миллионов квадратных метров, из них пять миллионов - жилье. Много и социальных объектов: школ, детских садов и поликлиник.

Есть и три важные дороги, которые между собой соединяют Бутово, Киевское, Калужское и Боровское шоссе. Фактически это дублеры Московской кольцевой автодороги, которые стимулируют развитие поселений Новой Москвы. Во-вторых, мы разработали территориальную схему, которой предусмотрено строительство 600 километров дорог. Без этого территория не может развиваться. Мы прошли сложный процесс публичных слушаний, выбора трасс, коридоров, которые определяют транспортную схему.

- С какими предложениями обращаются москвичи к проектировщикам и властям?

- Они не хотят, чтобы стройка была рядом с их домами. В результате мы подобрали другие варианты коридоров дорог.

- Долго пришлось корректировать схемы в связи с пожеланиями жителей?

- Около полутора месяцев, хотя мы и сейчас продолжаем эту работу. Все, что можно скорректировать, уже сделано.

В этом году метро придет в Новую Москву. Откроются две станции - «Саларьево» и «Румянцево». Также мы пересмотрели все ранее разработанные Московской областью проекты планировок.

Добавили новые социальные объекты: в первую очередь детские сады, в том числе и там, где они не значились - в коттеджных поселках и районах малоэтажной застройки, увеличиваем мощность школ. 

- Владимир Федорович, не затронул ли кризис основных планов застройки округов?

- Пока не сильно. Да, снизились объемы продаж. Да, несколько упала цена квадратного метра. Инвесторы пытаются сместить графики ввода социальных объектов. Им выгоднее строить жилье. Но только в этом году планируется построить 18 детсадов и 6 школ. Это гигантский объем.

- Инвесторы, наверное, неохотно реагируют на дополнительную нагрузку в виде объектов социнфраструктуры?

- Она для них никогда не была особо обременительной. Если строить вместе с жильем детсады, школы и поликлиники, то стоимость квадратного метра не превышает десяти тысяч рублей. Это было до кризиса. Сейчас процентная ставка кредитов для застройщиков выше, что отражается на себестоимости строительства. Свою роль играет и снижение вдвое объема продаж жилья. Конечно, эти факторы играют не на руку инвесторам. Тем не менее, мы считаем, что сегодняшний уровень цен позволяет бизнесу выполнять свои обязательства по строительству соцобъектов.

- А с какими видами строительства бизнес охотнее идет на территорию Новой Москвы?

- До кризиса были и офисные центры. Одним из успешных проектов стала первая очередь Comcity площадью свыше 280 тысяч квадратных метров. Появились производства и многофункциональные комплексы, включающие офисы, магазины и объекты бытового обслуживания. В этом году достраиваем начатые ранее проекты. План по возведению коммерческой недвижимости намерены реализовать. Для этого собираем инвесторов, чтобы определить трудности, с которыми они сталкиваются. И, конечно, объединив усилия, их разрешить.

- Коммерческая недвижимость, торговые центры, офисы, производства - это не только новые объекты, но и рабочие места для горожан. Сколько их всего создано? Сколько еще появится?

- На территории, которая нам досталась три года назад, было 84 тысячи рабочих мест. Сейчас их уже 165 тысяч. За три года мы удвоили их число. Но из 80 тысяч новых рабочих мест 20 тысяч еще не заполнены. Здания стоят, многие введены в эксплуатацию или получено разрешение на их ввод, в других идет подготовка помещений. Инвесторы ведут переговоры с потенциальными арендаторами. Работа продолжается. Главное, что рабочие места созданы, и мы продолжаем наращивать их количество. Мы планируем ежегодно при строительстве жилой недвижимости пропорционально обеспечивать горожан местами приложения труда.

- Куда еще горожане могут пойти работать?

- Жители смогут пойти работать на производства, например в «Индиго-парк». В Новой Москве возведены и продолжают строиться школы, детсады, поликлиники, создаем пожарное депо, где горожане также могут трудоустроиться.

Не обходится и без объектов транспортной инфраструктуры: создаются новые маршруты, открываются обслуживающие их предприятия. Также сдается крупный многофункциональный комплекс площадью 60 тысяч квадратных метров, где будут востребованы рабочие и специалисты как минимум по 10 видам деятельности. Есть и крупные логистические центры: аэропорты «Внуково» и «Остафьево», где также работают жители Новой Москвы.

- То есть жителям Новой Москвы можно не стремиться на исторические территории, чтобы найти себе там работу?

- Жители Новой Москвы могут найти себе работу на присоединенных территориях. Это тоже Москва, и уровень зарплат практически не отличается. Спектр мест приложения труда расширяется с каждым годом. Согласно территориальной схеме и будущему Генеральному плану, мы реализуем таким образом проекты, чтобы 60 процентов жителей Новой Москвы могли жить и работать рядом с домом. Это высокий процент соотношения тех, кто остается на новых территориях и кто едет в историческую Москву или Московскую область.

- А сейчас как выглядит это соотношение?

- В настоящее время это 35-40 процентов тех, кто не покидает Новую Москву.

Главное, чтобы перечень предлагаемых рабочих профессий был сбалансирован. Одна из основных целей - чтобы горожане в основном оставались работать рядом с местами проживания. Тем самым они сократят время, проводимое в пути до работы, и больше часов проведут с семьями, смогут заняться спортом, отдохнуть или просто погулять. Для этого на территории Новой Москвы построено большое количество парков.

- Кстати, о парках. Какое развитие они получат? Где горожане смогут отдохнуть?

- Больше половины территории Новой Москвы - это леса. Уже построены три новых парка. Создаваемые зеленые зоны будут в пешей доступности от жилья. В Новой Москве появятся и парки отдыха, где можно будет заняться спортом. Для этого там разметят велодорожки.

- Отдых - это хорошо, но вернемся к работе. Одним из важных проектов, где создаются рабочие места, является административно-деловой центр «Коммунарка».  Владимир Федорович, какие кластеры там разместят? Чем центр будет наполнен?

- В «Коммунарке» будут сосредоточены в первую очередь административные функции. Мы приступили к строительству здания префектуры. Здесь расположатся национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и библиотека с книгохранилищем и читальным залом. Помимо этого возводятся жилье и гостиницы. «Коммунарка» станет своего рода «Сити».

На территории административно-делового центра будет и метро. В будущем сюда можно будет добраться и общественным наземным транспортом. Для автомобилей создадим парковки. «Коммунарка» станет крупным транспортно-пересадочным узлом в Новой Москве. Его проект представим на публичные слушания.

- Какие еще виды транспорта будут в Новой Москве?

- Мы развиваем два направления пригородного железнодорожного сообщения - Курское и Киевское. Также появятся новые пути, которые свяжут между собой и дороги - Киевское и Калужское шоссе. Будут организованы новые маршруты общественного транспорта и, конечно, парковки. Сколько горожане сэкономят времени в пути, добираясь из Новой Москвы в центр? Если сравнивать с сегодняшней ситуацией, то примерно час. Когда мы стоим на Калужском или Киевском шоссе и при этом идет реконструкция двух развязок на МКАД, хочется воспользоваться пригородным транспортом. Транспортная ситуация, безусловно, улучшится после окончания дорожных работ, а появление электричек серьезным образом разгрузит эти автомобильные потоки.

- Говоря о дорогах, нельзя не вспомнить о магистрали от Коммунарки до Бутова. Как она облегчит жизнь горожанам?

- Да, это очень важная дорога. Жители некоторых поселений, для того чтобы посетить ряд важных социальных объектов, выезжали на основную территории столицы через Теплый Стан.

С сегодняшним открытием этой магистрали до Южного Бутова можно напрямую доехать за десять минут. Тем более она освещена на всем своем протяжении, здесь созданы и тротуары. Горожане смогут доехать до нужного пункта и на велосипедах. Магистраль также снимает нагрузку с Московской кольцевой автодороги.

- Какие еще объекты появятся в Новой Москве? Чем еще присоединенные территории будут примечательны?

- Во-первых, здесь есть исторически сложившаяся рекреационная зона - большой зеленый город. Во-вторых, мы комплексно подходим к строительству новых зданий. Каждый проект рассматриваем в Москомархитектуре. И каждый индивидуален. Большая часть Новой Москвы должна стать низкой и средней этажности. «Каменных джунглей» не будет.

- Новая Москва принимает требования из центра, подтягивается к общестоличным стандартам. Владимир Федорович, какие еще нововведения ожидают присоединенные территории?

- Новая Москва отличается от старой. Здесь не такая плотная застройка, преимущественно малоэтажная. Самое главное - это связь с основной территорией. Важным направлением станет создание индустриальных парков, где появятся разные места приложения труда. Порядка семи таких центров будет в Новой Москве.

- Как часто вы бываете в Новой Москве и какие объекты посещаете?

- Еженедельно. Осматриваю ход работ в первую очередь на объектах соцсферы.

- Вы как-то признались, что ваша самая большая мечта - построить город. Она сбывается?

- Только начинает. Появляются дороги, приходит метро, создаются рабочие места, реализуются интересные проекты. Конечно, кризис внес коррективы, но они временные. Не думаю, что он глобально повлияет на совместные мечты нашего коллектива - создать комфортный, удобный для жизни город. Главным достижением этих лет можно назвать комплексный подход к развитию новых территорий.

Справка

Владимир Федорович Жидкин родился в 1963 году в городе Саранск Республики Мордовия. Окончил в 1985 году Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет имени Н. П. Огарева по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Трудовую деятельность начал мастером строительного участка. До 2001 года работал в Саранске. До 2003 года работал первым заместителем генерального директора ГУП по развитию Московской области.

С 2003 по 2009 год занимал руководящие должности в правительстве Московской области. 22 мая 2015 года распоряжением мэра Москвы назначен руководителем Департамента развития новых территорий.

Отмечен различными наградами. Среди них - знак отличия «За заслуги перед Московской областью», орден Ивана Калиты. Заслуженный строитель Российской Федерации.

Женат, есть две дочери.

Василиса Чернявская

 «Вечерняя Москва»