«Интерфакс»: Владимир Жидкин: «Инвестиции в «новую Москву» в следующем году составят 6 млрд долларов»
Как отметил руководитель Департамента столицы по развитию новых территорий, на эти средства в будущем году будет построено 3 млн квадратных метров недвижимости.
Объем строительства жилья в «новой Москве» за 9 месяцев этого года вырос на 12%, а объемы ввода социальной инфраструктуры увеличились в два раза. Но жилье и соцобъекты - далеко не полный перечень того, что предстоит сделать на новых территориях в ближайшее время. О том, какие планы перед правительством Москвы стоят по созданию рабочих мест на новых территориях и по строительству транспортной инфраструктуры, в интервью «Интерфаксу» рассказал руководитель Департамента по развитию новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
- Владимир Федорович, до конца года еще целый квартал, но девять месяцев нынешнего года для «новой Москвы» стали, судя по новостям, весьма продуктивными. Какие итоги за три квартала Вы считаете главными?
- За девять месяцев текущего года на территории «новой Москвы» введено более миллиона квадратных метров жилой недвижимости. Если сравнивать этот показатель с аналогичным периодом прошлого года, когда было сдано 942,95 тысячи квадратных метров, он вырос на 12%. Но, поскольку город реализует не отдельную программу жилищного строительства, а задачу комплексного развития новых территорий, то и результаты, думаю, надо рассматривать комплексно, во взаимосвязи с решением других задач. Мы очень рассчитываем на инвестиционную составляющую. В 2014 году в «новой Москве» будет построено 2,5 млн квадратных метров недвижимости с учетом сетей. Объем инвестиций, таким образом, составляет 5 млрд долларов. В будущем году будет построено 3 млн квадратных метров недвижимости, это - уже 6 млрд долларов инвестиций.
- Насколько сопоставимы результаты строительства с аналогичным периодом прошлого года?
- В 2013 году было сдано 1500,3 тыс. кв. м жилых площадей, а нежилых 567,5 тыс. кв. м (это площади промышленных и иных помещений, социальных объектов, площадей встроенно-пристроенных помещений и помещений 1-го этажа). В общей сложности это позволило создать 30 тысяч новых рабочих мест.
Если говорить об объектах социального назначения, то настоящего прорыва здесь в прошлом году не произошло - были введены 1 медицинский корпус, 1 поликлиника на 400 посещений в смену, 3 ДОУ на 480 мест, 2 школы на 1675 учащихся, 1 ФОК.
А вот нынешний год характеризуется не столько ростом объемов жилищного строительства (по плану - 1582,8 тыс. кв. м) и нежилого (859,85 тыс. кв. м), сколько ускоренным возведением социальных объектов.
Так, за девять месяцев на территории ТиНАО введено 5 ДОУ, еще два будут введены в ноябре - декабре. Значительно улучшилось положение дел со школами. В пос. Десеневское (ЖК «Новые Ватутинки») школа на 1100 учащихся уже введена. В пос. Московский (мкр. Первый Московский город-парк) школа на 600 учащихся будет сдана в ноябре, а в Троицке отдельный блок школы на 300 учащихся будет введен в декабре. Таким образом, этот год мы закончим с семью новыми детским садами и тремя новыми школами. Как видим, объем введенных объектов социального назначения по сравнению с минувшим годом вырос вдвое.
А уже в 2015 году социальных объектов на новых территориях будет построено в три раза больше: 18 детских садов вместимостью 3500 человек, 8 школ вместимостью 9200 учеников и 5 поликлиник. Причем большинство объектов будет построено на средства инвесторов.
- Действительно, для столицы, да и для многих крупных городов, проблема нехватки мест в детсадах остается весьма актуальной. А как решается на новых территориях проблема трудовой занятости?
- Перед нами стоит задача к 2035 году построить на новых территориях 1,5 млн кв. м жилья и создать примерно 1 млн рабочих мест. И решать мы ее стремимся одновременно, параллельно. В прошлом году создано 30 тыс. новых рабочих мест, в нынешнем планируем достичь показателя в 40 тысяч. Помимо жилья в нынешнем году планируем ввести около 0,9 миллиона квадратных метров коммерческой недвижимости, объектов для создания рабочих мест и социальной инфраструктуры. Вот один из примеров. В августе на юго-западе «новой Москвы» поблизости от строящейся станции метро «Румянцево» введен в эксплуатацию офисный парк Comcity. Объект, включающий 107,5 тыс. кв. м офисных и 7,4 тыс. кв. м торговых помещений, рестораны, магазины, фитнес- и медцентр. В парке нового формата «обосновались» сотрудники таких крупных компаний, как ОАО «Ростелеком» и ГК «Систематика».
В парке появится не менее 40 тысяч новых рабочих мест. Офисный центр даст возможность создать новый образ Москвы, это будет город полицентричной направленности. Социальную и градостроительную значимость этого проекта, ранее одобрил и мэр столицы Сергей Собянин. Рабочие места на новых территориях создаются с учетом формирования отраслевых и межотраслевых территориальных кластеров, технопарков, индустриальных парков, тематических парков, логистических, медицинских, образовательных, рекреационных и многофункциональных центров. Основной принцип их расположения - это территории вокруг населенных пунктов и близость к транспортным магистралям.
Так, общественно-деловые кластеры появятся в Коммунарке, Троицке, Румянцево и Внуково. В Рогово, Вороновском и Кленово планируется сформировать агропромышленные кластеры, а в Остафьево - рекреационный. В Бекасово будет создан логистический. Тройка лидеров по количеству рабочих мест к 2035 году будет выглядеть примерно так: Коммунарка - около 200 тыс. рабочих мест, Внуково - около 180 тыс. рабочих мест, Румянцево - около 150 тыс. рабочих мест. По нашим прогнозам, 70% трудоспособного населения «новой Москвы» будет работать рядом с домом.
- Владимир Федорович, каковы достижения и планы строительства и реконструкции дорог в «новой Москве»?
- В начале июля в «новой Москве» после реконструкции открылась дорога от Киевского до Калужского шоссе, соединяющая деревни Саларьево и Мамыри. Она стала дублером МКАД на юге и юго-западе города. А в августе открылось движение по реконструированной дороге от деревни Рассказовка до поселения Московский - от Киевского до Боровского шоссе. Началась реконструкция автодороги Южное Бутово - Коммунарка. После ее завершения пропускная способность автодороги в пос. Коммунарка увеличится в полтора раза. Работы будут включать в себя реконструкцию существующей улицы Центральная в поселке и строительство участка улицы по территории существующей коммунальной зоны поселка, а также по территории районов проектируемой жилой застройки.
В частности, после реконструкции улично-дорожная сеть будет расширена с двух до четырех полос, оборудована тротуарами, элементами для безопасного движения пешеходов и транспорта, освещением и инженерными коммуникациями. В местах примыкания жилой застройки для снижения уровня шума будут установлены шумозащитные экраны. Протяженность автодороги составит 5,91 км, а ее ширина - 15 м. Удобными станут съезды и выезды в местах примыкания к Калужскому шоссе. Новая дорога также создаст возможность частично разгрузить Калужское шоссе на участке от поворота на поселок Коммунарка до МКАД, организовать дополнительную транспортную связь между жилыми районами поселка Коммунарка и Южного Бутово, в том числе с интенсивно застраиваемым микрорайоном Москва А-101. Завершить работы планируется во втором квартале 2015 года. Еще 17 дорог находятся на стадии проектирования.
До конца года планируется открыть две станции метро: «Румянцево» и «Саларьево». Причем строящиеся и реконструируемые дороги в «новой Москве» отвечают европейским стандартам качества.
Что касается наших планов, то на 2014 - 2018 годы правительством столицы запланировано построить и реконструировать 13 автомобильных дорог в «новой Москве». Их общая протяженность - порядка 135 км. Всего же, по нашим подсчетам, на строительство дорог в «новой Москве» требуется около 600 млрд рублей.
Гиперпроектом назвал мэр Москвы Сергей Собянин будущую ЦКАД, принимая участие в церемонии начала строительства первого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги. Он пройдет по территории ТиНАО Москвы и прилегающим районам Московской области от Каширского до Калужского шоссе.
По его словам, строительство ЦКАД станет одним из важнейших проектов для Московского региона. Это проект не строителей, не дорожников, и не города, и не области. Это мегапроект по развитию главного экономического центра России, московского мегаполиса, крупнейшего в Европе и одного из самых крупнейших в мире.