timelapse

Юлиана Княжевская: «Город заинтересован в развитии заброшенных промзон»

Темы в материале

Количество проектов, рассматриваемых на публичных слушаниях в Москве, за пять лет увеличилось в пять раз. В 2016 году уже рассмотрено почти 250 проектов.

Количество запросов на получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по сравнению с 2012 годом выросло на 40 процентов. О том, как город будет мотивировать собственников промзон развивать свои территории в соответствии с Генпланом, почему больше половины запросов на оформление земель поступает от дачников из ТиНАО и как развитие земель зависит от транспортной инфраструктуры, в интервью m24.ru рассказала председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектуры) Юлиана Княжевская.

О проведении публичных слушаний

– Москомархитектура занимается проведением публичных слушаний по проектам строительства. У горожан есть интерес в участии, но возможности приехать лично часто нет. Может быть, у вас есть планы перевести слушания в электронный вид? Например, делать трансляцию по Skype, дать возможность удаленного голосования по интернету (через тот же сайт госуслуг)?

– Сотрудники Москомархитектуры постоянно участвуют в публичных слушаниях, на которых жители районов, депутаты и органы власти на местах обсуждают и решают судьбу будущих градостроительных объектов. Наша работа с москвичами строится в режиме диалога, а не принятия решений в одностороннем порядке. Правда, у этого процесса есть и обратная сторона: одновременно с активизацией гражданской позиции москвичей те рамки взаимодействия, которые были восемь лет назад, на сегодняшний день уже не отвечают современным вызовам. Поэтому по поручению заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина была начата работа по приведению в порядок законодательных нормативов по регулированию процедуры публичных слушаний. В нашем понимании есть возможность сделать данную процедуру более прозрачной как для самих жителей, так и для чиновников.

В настоящее время механизм проведения публичных слушаний определяется градостроительным кодексом и постановлением правительства Москвы № 1258. Однако там не прописан ряд важных моментов, в частности, порядок учета различных мнений граждан, особенно тех, кто может проживать в соседнем районе и получить от реализации проекта заметное улучшение качества среды.

Регламент проведения публичных слушаний необходим, потому что в случае возникновения разногласий непонятно, чье мнение будет приоритетным. Были случаи, когда три округа выступают за строительство объекта, а один – против. Или, например, один микрорайон выступает против строительства объекта улично-дорожной сети в то время, как такая трасса способна улучшить транспортную доступность всего города и снизить выбросы на территории, где проживают несколько сотен тысяч жителей. Бывают случаи, когда большинство присутствующих на публичных слушаниях высказываются за проект, а в последний момент приходят люди и приносят письмо, в котором против проекта подписалась одна тысяча человек. Поэтому по данному вопросу ведется активная работа.

Встает вопрос: "Как правильно поступить в этой ситуации?" Нужно попытаться четко прописать механизм принятия итогового решения, в частности, обозначить, в каком виде будут приниматься возражения, и их учет по отношению к другим мнениям.

Положительным примером может послужить эксперимент, проведенный на портале "Активный гражданин". На данной платформе был разработан пилотный проект по внедрению процедуры публичных слушаний. Уже было рассмотрено пять проектов градостроительных планов земельных участков. Эта первоочередная мера направлена на выяснение активности и мнений всех категорий жителей района города Москвы (в основном, конечно, молодежи), где предполагается размещение объекта. Результаты данного эксперимента сейчас систематизируют специалисты для обсуждения руководством города. Надеюсь, что проект будет успешно развиваться в дальнейшем.
А если говорить о тенденции, то здесь стоит отметить нарастающую динамику рассмотрения градостроительных проектов совместно с жителями. Так, в 2011 году на публичных слушаниях рассматривалось порядка 50 проектов в год, в период с 2012 по 2014 году – 150 проектов, а в 2015–2016 эта цифра приближается к 250 проектам в год. Если взять количество рабочих дней в году (для сведения: в 2016 году 247 рабочих дней), то получается, публичные слушания проходят почти каждый день. Также стоит отметить, что довольно широкий круг специалистов вовлечен в процесс. Это и архитекторы, и инженеры, и экологи, и историки, и чиновники. Данные цифры говорят, в первую очередь, о созданных мэром Москвы и его командой условиях, которые позволяют все активнее вовлекать жителей в процесс принятия градостроительных решений.

О развитии промзон

– Какова дальнейшая судьба территорий промышленных зон столицы?

– Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что Градостроительный кодекс России ввел новый институт – Комплексное устойчивое развитие территорий (КРТ), который вступает в силу с 1 января 2017 года. В соответствии с ним развивающиеся производственные территории города Москвы будут нанесены на карты нормативно-правового документа "Правил землепользования и застройки города Москвы" (ПЗЗ).

Собственникам промзон будет дано время для развития своих территорий в соответствии с требованиями КРТ. Поэтому собственники земель, которые окажутся в зоне КРТ, в ближайшее время должны будут принять решение о преобразовании и развитии своих земель в соответствии с Генпланом и ПЗЗ. Если собственник не стремится к развитию своей территории, то город вправе изъять эти земли и развивать их по тем правилам и стандартам, которые будут заданы в Генплане и ПЗЗ и, соответственно, в КРТ. Этот механизм позволит начать развитие депрессивных, заброшенных, часто используемых не по назначению промышленных зон. Город активно приветствует развитие заброшенных промышленных территорий, так как заинтересован в создании новых рабочих мест, развитии науки и производства.

Развитие территорий промзон – это одно из основных направлений с точки зрения градостроительного потенциала промышленных территорий. Важным фактором развития этих земель является то, что оно не возможно без развития транспортной системы.

В настоящее время комитетом по архитектуре и градостроительству разработаны проекты планировок двух промышленных зон: "Теплый стан" и "Новобратцевский", где благодаря реконструкции уже имеющихся объектов и строительству новых производственных площадей была оптимизирована улично-дорожная сеть, подведены линейные транспортные объекты (въезды-выезды, пешеходные переходы, остановки наземного городского транспорта) и созданы дополнительно 2,5 тысячи рабочих мест.

О госуслугах

– В Москве сегодня внедрена городская комплексная система услуг. Какие именно услуги вы оказываете?

– Москомархитектура сегодня оказывает пять государственных услуг:

  • подготовка, утверждение и переоформление градостроительных планов земельных участков в городе Москве (ГПЗУ);
  • выдача свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР);
  • оформление паспорта колористического решения;
  • согласование дизайн-проекта размещения вывески в Москве;
  • предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Москвы (ИАИС ОГД)

Потребителями госуслуг являются как бизнес структуры и инвестиционные компании, так и простые жители Москвы. Причем с 2012 года, когда территория Москвы была значительно увеличена за счет присоединения новой Москвы, услуга по получению ГПЗУ стала особенно востребованной у физических лиц. Количество запросов по получению ГПЗУ по сравнению с 2012 годом выросло на 40 процентов именно за счет собственников индивидуальной жилой застройки и дачных садоводческих товариществ, проживающих на новой территории.

Статистика показывает, наибольшее количество обращений (около 60 процентов) по получению ГПЗУ поступает от владельцев домостроений на присоединенных территориях, которые хотят построить дом, не превышающий 500 квадратных метров. В настоящее время услуга по получению ГПЗУ дачниками и садоводами проще, чем юридическими лицами и бизнес структурами, а современный тренд законотворческой деятельности правительства Москвы направлен на облегчение оформления разрешительной документации для людей, желающих строить жилье до 500 квадратных метров.

Подготовили Светлана Казанцева и Анастасия Мальцева