timelapse

Москомархитектуре - 65 лет!

Темы в материале

Начало Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы было положено в 1951 году, когда решением Совета Министров СССР в Мосгорисполкоме было организовано Архитектурно-планировочное управление.

Оно занялась системной научно-исследовательской и проектной работой по градостроительному преобразованию столицы. Над чем работают в комитете сегодня, рассказала его председатель, Юлиана Княжевская.

— Вы возглавляете Комитет по архитектуре и градостроительству с 2014 года. По итогу 2-х лет как вы можете оценить разделение обязанностей в МКА?

— Решение разделить должности председателя Москомархитектуры и главного архитектора было принято в целях повышения эффективности работы Москомархитектуры, когда получили широкое распространение информационные технологии, а объем поступающей информации значительно увеличился. Потребовалось увеличить и скорость рассмотрения вопросов и принятия решений.

Сегодня работа главного архитектора имеет творческий характер и направлена на сохранение исторического своеобразия Москвы, развитие архитектурного облика города, создание комфортной городской среды. Задача же председателя Москомархитектуры — обеспечить реализацию указанных мероприятий в соответствии с действующим законодательством. Благодаря этому разделению была проведена оптимизация работы комитета, значительно сокращены административные барьеры, ликвидированы устаревшие процедуры, введены интерактивные формы подачи запросов.

— Зона ответственности комитета, какова она?

— В ведении комитета находится ряд специализированных подведомственных организаций — государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих свою деятельность в области архитектуры, градостроительства, геодезии и картографии: Институт Генерального плана Москвы, Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры, Мосгоргеотрест и Институт Градплана города Москвы.

НИиПИ Генплана города Москвы и ГлавАПУ выполняют очень заметный объем научной и исследовательской работы в области градостроительства, включая изучение социально экономических, социологических, экологических аспектов градостроительной деятельности, осуществляют мероприятия, направленные на повышение эффективности градостроительного планирования. 

НИиПИ Генплана города Москвы и ГлавАПУ разрабатывают самое большое в стране количество документации по планировке территорий — проекты территорий и межевания, и документов территориального планирования — Генеральный план развития Москвы, правила землепользования и застройки, отраслевые и территориальные схемы развития.

ГУП «Мосгоргеотрест» обеспечивает наш город самыми современными пространственными данными, геодезическими и картографическими материалами, результатами и данными комплексных инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так же его важной задачей является ведение сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве, создание и актуализация Единой государственной картографической основы (ЕГКО) Москвы и многое другое.

— В чем особая специфика градостроительства в Москве? Какие дополнительные и специфические проблемы в области градостроительства есть и как вы их преодолеваете?

— К сожалению, Москва в своем развитии не смогла избежать негативного опыта, который был у большинства крупных городов. И в результате мы получили те же самые проблемы, что и другие мегаполисы: не всегда востребованные миллионы квадратных метров недвижимости, транспортный коллапс и нарастание определенного дискомфорта в городской среде.

И всех нас объединяет одна цель — создать в столице необходимую для удобства всех горожан инфраструктуру и сохранить уникальную архитектурную городскую среду. Сегодня фокус внимания в градостроительном развитии сместился с коммерческой составляющей в сторону создания гармоничных уникальных общественных пространств: это и пешеходные зоны, и набережные, и парковые территории. 

Еще один важный момент. В мае прошлого года было подписано постановление Правительства Москвы «Об утверждении Требований к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных жилых зданий, проектирование и строительство которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы». Данные требования содержат ряд градообразующих принципов формирования комфортной жилой среды. Например, градостроительная гибкость планировки застройки, комфортные объемно-планировочные решения уровня первого этажа. Или еще: гибкие планировочные решения квартир и блок-секций, варьирование этажности, разнообразие фасадных решений. Все это позволило разработать десять новых серий жилых домов от нескольких ДСК, которые ведут строительство в столице.

К тому же Москва проводит теперь конкурсы на объекты самого разного масштаба — как на крупные градостроительные проекты в центре города, так и на фасады обычных зданий и даже их элементы. Хочу подчеркнуть: многие представители профессионального сообщества считают архитектурные и градостроительные конкурсы одним из самых действенных инструментов повышения качества архитектуры и городской среды в целом. При участии Москомархитектуры за последнее время было проведено порядка 44 конкурсов. В них смогли приять участие более 500 компаний из 30 стран.

— Какова дальнейшая судьба территорий промышленных зон столицы?

— С 1 января 2017 года Градостроительный кодекс РФ ввел новый институт — Комплексное устойчивое развитие территорий (КРТ). В соответствии с ним развивающиеся промзоны будут нанесены на карты нормативно-правового документа «Правил землепользования и застройки города Москвы» (ПЗЗ) . При этом собственникам промзон будет дано время для развития своих территорий в соответствии с требованиями КРТ.

Собственники земель, которые окажутся в зоне КРТ, в ближайшее время должны будут принять решение о преобразовании и развитии своих земель в соответствии с Генпланом и ПЗЗ.

Если собственник не стремится к развитию своей территории, то город вправе изъять эти земли и развивать их по тем правилам и стандартам, которые будут заданы в Генплане и ПЗЗ и соответственно в КРТ. Этот механизм позволит начать развитие депрессивных, заброшенных, часто используемых не по назначению промышленных зон. Город активно приветствует развитие заброшенных промышленных территорий, так как заинтересован в создании новых рабочих мест, развитии науки и производства в целом в городе.

Важным фактором развития этих земель является то, что их развитие не возможно без развития транспортной системы. В настоящее время нашим комитетом разработаны проекты планировок двух крупных промзон — «Теплый стан» и «Новобратцевский», где была оптимизирована улично-дорожная сеть, подведены линейные транспортные объекты и создано дополнительно 2500 рабочих мест.

— Как МКА участвует в сокращении долгостроев в Москве?

— Количество долгостроев в Москве за прошедшие 5 лет сократилось более чем в два раза, когда их насчитывалось 650 площадок. Была проделана очень большая коллективная работа, фактически в ручном режиме с каждым объектом. В середине 2011 году была создана оперативная группа по сокращению объектов долгостроя, которая осуществляет мониторинг объектов незавершенного строительства. Главная задача группы — стимулировать застройщика возобновить строительство либо принять решение об отмене строительства и освобождении земельного участка. Сегодня жителей интересует, что будет на месте долгостроя рядом с их домом. В настоящее время идет поэтапное рассмотрение оставшихся площадок, где заморожено строительство. Правительство Москвы будет принимать решение по ним в индивидуальном порядке: где-то вместо замороженного строительства будет парк со сквером, где-то поликлиника или детский сад в соответствии потребностями микрорайона в данном округе. Решения будут приниматься согласно градостроительному развитию районов Москвы.

— В Москве сегодня внедрена городская комплексная система услуг. Какие именно услуги вы оказываете?

Москомархитектура сегодня оказывает 5 государственных услуг:

  • Подготовка, утверждение и переоформление градостроительных планов земельных участков в городе Москве (ГПЗУ)
  • Выдача свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР)
  • Оформление Паспорта колористического решения
  • Согласование дизайн —проекта размещения вывески в городе Москве
  • Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД)

Из перечисленного списка видно, что потребителями госуслуг являются как бизнес структуры и инвестиционные компании, так и простые жители Москвы. При чем, с 2012 года, когда территория Москвы была значительно увеличена, за счет присоединения Новой Москвы, услуга по получению ГПЗУ стала особенно востребованной у физических лиц. Количество запросов по получению ГПЗУ по сравнению с 2012 годом выросло на 40% именно за счет собственников индивидуальной жилой застройки и дачных садоводческих товариществ, проживающих на новой территории.

По статистике наибольшее количество обращений (около 60%) по получению ГПЗУ поступает от владельцев домостроений Новой Москвы, которые хотят построить дом (не более 500 кв. м).

В настоящее время услуга по получению ГПЗУ дачниками и садоводами проще, чем юридическими лицами и бизнес структурами, а современный тренд законотворческой деятельности Правительства Москвы направлен на облегчение получения оформления разрешительной документации для людей, желающих строить жилье до 500 кв. м. Заявитель может подать запрос в электронной форме с приложением необходимых документов. Для этого нужно зарегистрироваться на портале государственных услуг города Москвы, заполнить интерактивные формы заявления, загрузить файлы с требуемой документацией и направить на рассмотрение. Вот, собственно, и все!

— Насколько успешно и по каким основным азимутам идет сотрудничество Комитета с общественностью?

— Развитие города — процесс довольно живой, а потому только находясь в тесном контакте с жителями, бизнес-сообществом, мы можем достичь того результата, который мог бы объединить общие усилия для создания качественного , востребованного в дальнейшем продукта. Говоря о платформах для взаимодействия с общественностью столицы, скажу, что они у нас очень разнообразны, здесь сразу несколько направлений. Во-первых, это публичные слушания — процедура согласования градостроительных проектов с жителями.

В 2011 году на публичных слушаниях рассматривалось около 50 проектов в год, в период с 2012 по 2014 гг. — в среднем 150 проектов, а в 2015-2016 гг. эта цифра приближается к 250.

Если взять количество рабочих дней в году (в 2016 —м их было 247). То получается, что публичные слушания проходят почти каждый день. Эти цифры говорят в первую очередь об условиях, которые позволяют все активнее вовлекать жителей в процесс принятия градостроительных решений. Также стоит отметить довольно широкий круг специалистов, вовлеченных в процесс. Это и архитекторы, и инженеры, и экологи, и историки, и чиновники. Такой круг профессионалов говорит о серьезном подходе к вопросу. Город и дальше будет работать над созданием комфортной среды для москвичей и гостей столицы.

Также можно назвать приемные дни у профильных специалистов комитета, горячую телефонную линию, ресурс «Активный гражданин», обращения граждан в письменной форме, личный прием профильных специалистов по особо острым вопросам инициативных групп жителей. Кроме того, проводится информирование и консультирование по реализации городских мега проектов в рамках конгрессно-выставочной деятельности, взаимодействие с депутатским корпусом и т.п.

— Задачи и Планы МКА в ближайшее время?

— Ведомство будет заниматься утверждением материалов Генерального плана развития Москвы, проекта Правил землепользования и застройки столицы, которые должны быть приняты до 01.07.2017 года. Будем работать над принятием концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Также планируем работать над предложениями по внесению изменений в градостроительные Кодексы Российской Федерации и Москвы. Будем утверждать проекты планировки, в том числе по реконструкции МКАД, Третьего пересадочного контура метро, Северо-Восточной хорды.