Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Марат Хуснуллин: «Мы ни в коем случае не станем сокращать расходы на строительство метро»

Темы в материале:

Градостроительная политика

21 дек. 2015 г. 15:30

Марат Хуснуллин о новых станциях подземки, реорганизации промзон и господдержке отрасли

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту «Московской перспективы» об основных итогах 2015 строительного года, а также о том, на чем будет сосредоточено внимание руководства Стройкомплекса в ближайшем будущем.

​- Марат Шакирзянович, чем запомнился вам уходящий год? И какие объекты потребовали в этом году особого внимания?

- Для меня и для всего Стройкомплекса Москвы 2015 год был, с одной стороны, непростым, с другой - очень динамичным и насыщенным важными и интересными событиями. Главное - несмотря на экономическую ситуацию, нам удалось удержать высокую планку по вводу недвижимости, в том числе жилья и социалки, а также, что очень важно, объектов транспортной инфраструктуры.

В 2015 году в городе введены в строй более десятка знаковых объектов, среди которых реконструированный Центральный детский магазин на Лубянке, Малая сцена театра им. Евгения Вахтангова на Арбате, самый современный на сегодняшний день в Европе «ВТБ-Ледовый дворец» на ЗИЛе, такие долгострои, как «Геликон-опера», детская музыкальная школа им. Танеева, музыкальная школа им. Гнесиных, высотка в Оружейном переулке и другие.

Введены в эксплуатацию 19 школ, 25 детских дошкольных учреждений, 13 объектов здравоохранения.

Не раз говорил и еще раз повторю, что особо пристальное внимание мы уделяем транспортному строительству, которое у нас по-прежнему в приоритете. Мы прекрасно понимаем, что если строится метро, реконструируются и появляются новые дороги, эстакады, то не просто улучшается транспортная ситуация в мегаполисе, но и в целом вносится огромный вклад в развитие всей экономики города, потому что там, где появляется транспортная инфраструктура, туда же немедленно приходят и инвестиции, а это новые рабочие места и новые налоги в бюджет.

В этом году мы построили очень непростые и с технической точки зрения, и с организационной, и со строительной станции: ввели станцию метро «Котельники», до конца года планируем ввод «Технопарка» Замоскворецкой линии и «Румянцево» Сокольнической линии, а также в тестовом режиме запускаем конечную станцию «Саларьево» той же Сокольнической линии.

При этом есть серьезный задел на программу ближайших лет - в стройке находятся более 60 км линий, 35 станций и 5 депо. На том же высоком уровне, как и в предыдущие годы, показатели по дорожному строительству: в этом году построили 88 км дорог, 29 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов.

Также особое внимание мы уделяем реализации масштабного проекта по модернизации МКЖД. Строительную часть работ до конца года, как и обещали, завершим, а в 2016 году уже должны кольцо запустить. Безусловно, в приоритете у нас и такие важные инфраструктурные объекты, как БСА «Лужники», «Москва-Сити», парк «Зарядье»… 

- Какой объем недвижимости планируется к вводу по итогам года? Плановые показатели, декларированные еще в начале нынешнего года, достичь реально?

- Вполне реально. Как минимум будет введено 8,8 млн кв. метров недвижимости, но, думаю, вполне можем выйти и на 9 млн. Потому что уже начиная с января в городе введено 6,9 млн кв. метров различной недвижимости, включая 2,9 млн кв. метров жилья. При этом еще около 2,5 млн кв. метров находится в высокой степени готовности, это уже построенные здания с подведенными коммуникациями. Осталось только оформить документы на ввод. Декабрь у нас традиционно - самый «урожайный» месяц на ввод недвижимости.

- Эксперты прогнозировали сокращение объемов ввода жилья, оправдались ли их оценки?

- Такие оценки действительно были. Но мы особого спада не наблюдаем. Как и планировали, намерены ввести примерно 3,5 млн кв. метров жилья по итогам года, что превысит прошлогодний показатель, составлявший 3,3 млн кв. метров. В этом году, повторюсь, уже введено в эксплуатацию 2,9 млн кв. метров жилья.

2015 год еще не закончился, жилые дома еще будут вводиться, поэтому логично, что точные итоговые цифры, как общие по недвижимости, так и по жилью, будут известны только во второй половине января 2016 года, когда подводятся официальные итоги года. Но уверен, что они не будут сильно отличаться от тех, что я озвучил.

- За счет чего удалось удержать рынок жилья?

- Был принят целый комплекс мер поддержки первичного рынка жилья, включая в первую очередь меры по государственному субсидированию ипотечных ставок. В Москве 70% первичной жилой недвижимости покупается за счет ипотеки. При этом 85% строящегося жилья в городе возводят инвесторы-застройщики (15% бюджетное жилье - социальное, для очередников, по программе переселения из ветхого фонда). Благодаря этой мере господдержки в Москве в этом году на рынке активно стали предлагаться ипотечные кредиты, соответственно, застройщики стали собирать средства и продолжать строить.

Кроме того, в целях поддержки инвесторов мы разрешили им вводить жилье в «черновой отделке». Это уменьшает их затраты на внутренние работы и сокращает срок сдачи объекта. «Чистовую отделку» как требование сохраняем только для муниципального жилья. Также мы освобождаем инвестора от налога на прибыль по построенным и переданным в собственность города объектам социальной сферы. И так далее. Развитию рынка первичного жилья также способствует и тот факт, что в условиях кризиса в этом году многие девелоперы отказались от строительства офисов и переориентировались на возведение жилья. По всей видимости, эта тенденция сохранится и в будущем году.

- Как в целом город поддерживает строителей в это непростое время? 

- Самый главный инструмент поддержки - это АИП, то есть бюджетное финансирование объектов госзаказа, а это самые приоритетные, самые важные для города и москвичей объекты. В октябре мы утвердили АИП на ближайшие 3 года в размере 1,54 трлн рублей, это колоссальная сумма! Причем это не только обеспечение подрядчиков стабильной работой, но и толчок к привлечению инвестиций. И в первую очередь таким стартером является транспортное строительство, на которое предусмотрено 70% всего объема АИП - более 1 трлн рублей.

Кроме того, для города стратегически важно, что АИП осталась трехлетней. Таким образом, мы получили возможность в течение как минимум трех ближайших лет по плану развивать наш город, имея для этого необходимые финансовые ресурсы, а строители, соответственно, получили стабильную работу. Потому что если построить, скажем, садики и школы мы можем в течение года, то для того чтобы построить метро и дороги, требуется гораздо больше времени - на проектирование, на подготовку площадок, все это надо делать заранее.

И еще: практически все московские застройщики многопрофильные, работающие как на открытом рынке, так и по госзаказам, и если у них есть гарантированный заказ на ближайшие 3 года, значит, есть и гарантированная поддержка, возможность снижать свои издержки и, соответственно, быть конкурентоспособным на рынке.

- Что удалось сделать в 2015 году на присоединенных территориях? 

- Самое главное, что эти территории мы развиваем в полном соответствии с полицентрическим принципом, комплексно, а не хаотично. Отдельно стоящим спальным районом «новая Москва» точно не будет. Уже сейчас там активно формируются точки роста, всего их, напомню, будет 12. Например, в Румянцеве, в Коммунарке, во Внукове, Троицке и др. Так, реализация только двух проектов - бизнес-парка «К- 2» и бизнес-центра «Румянцево» с офисным парком Comcity - позволит создать 16 тысяч рабочих мест уже в самое ближайшее время. А формирование в «новой Москве» рабочих мест - и есть наша главная задача, так как это сокращает трудовую миграцию и перераспределяет пассажирские потоки, которые сегодня направлены в центр города. И эта модель в «новой Москве» уже реализуется: так, с момента присоединения новых территорий там введено более 7 млн кв. метров недвижимости, из которых жилье составило свыше 4,25 млн кв. метров, причем темпы ввода нежилой недвижимости на 16% превысили темпы ввода жилья. 

- Когда планируется провести публичные слушания по новому генплану этих территорий? 

- Один из важнейших шагов, который мы сделали, - разработка и принятие территориальных схем развития ТиНАО. Это основа будущего генплана, который планируем принять до 1 июля 2016 года. На обсуждение жителей конкретный генплан будет вынесен уже в конце декабря 2015 - начале января 2016 года. Безусловно, все замечания и предложения жителей будут рассмотрены и учтены. Кроме того, генплан новой Москвы пройдет обязательную процедуру согласования с Московской и Калужской областями.

- Для чего вы это будете делать?

- Это предусмотрено федеральным законодательством. Мы учитываем тот факт, что при разработке генплана присоединенных территорий в большей части интересы прилегающих к ним районов этих двух субъектов РФ совпадают - в первую очередь в части развития транспортной инфраструктуры. 

В целом необходимо понимать, что реализация проекта по освоению новых территорий - это огромная, серьезная, системная работа, рассчитанная не на один-два года, а как минимум на 20 лет. Таких амбициозных и масштабных проектов, как этот, мало кто в мире реализовывал. Сингапуру, например, потребовалось целых 40 лет, чтобы стать тем мегаполисом, какой он есть сейчас. А ведь 40 лет назад там вообще ничего не было, кроме заброшенной военной базы. Мы ставим перед собой не менее амбициозную задачу - фактически построить новый город-миллионник с развитой инфраструктурой.

- Что удалось сделать в 2015 году на территориях промзон? Какие планы на 2016-й? 

- Реновация промзон - это не сиюминутный проект, а масштабный, рассчитанный на годы вперед. Сейчас мы, можно сказать, находимся только в начале большого пути по преобразованию «ржавого» пояса в новые точки экономического роста. По большинству территорий, где будет проходить реновация, завершаются проработка и согласование проектов планировок. По 22 промзонам они уже утверждены, на некоторых участках полным ходом идет строительство. 
С начала 2015 года в промзонах построено порядка 1,6 млн кв. метров недвижимости, до конца года эта цифра может составить 1,8 млн кв. метров. Самые перспективные проекты - это в первую очередь «ЗИЛ», он же и самый крупный, а также «Серп и Молот», Тушинский аэродром и ряд других. 

Фактическое освоение большинства промзон начнется в будущем году. Сейчас ситуация такова, что далеко не все собственники хотят развивать эти территории, а реорганизация требует комплексного подхода, то есть вовлечения в этот процесс всех владельцев земельных участков. Их число иногда достигает 200 человек, что усложняет и замедляет процесс, ведь у всех интересы разные. Поэтому вопрос надо урегулировать на законодательном уровне.

- Вы выступали с инициативой принятия соответствующего закона. На какой стадии сейчас работа над ним?

- С инициативой принятия соответствующего документа мы выступили еще в прошлом году - подготовили совместно с Клубом инвесторов проект ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В первом чтении этот документ был принят Госдумой в конце июня этого года. Сейчас Минстрой РФ дорабатывает отдельные статьи. Этот документ позволит облегчить процесс утверждения концепции и планировки развития промзон, а собственники, находящиеся в границах данной территории, смогут решить: желают они поучаствовать в проекте или хотят продать свой земельный участок.

- Как непростая экономическая ситуация и колебания курсов валют отражаются на деятельности девелоперов? Не снижается ли активность инвесторов? Как город их поддерживает? 

- У нас сложилась интересная ситуация. Инвестиционная активность не снизилась, а выросла, о чем свидетельствует тот факт, что в этом году мы выдали разрешений на строительство на 1 млн кв. метров недвижимости больше, чем в прошлом. Скорее всего, причина этого - в инерционности рынка: в предыдущие годы было выдано много градостроительных решений, и строители продолжают получать по ним разрешения на строительство. С другой стороны, мы видим, что активность инвесторов на некоторых стройках снизилась. За разрешениями на строительство офисов практически не обращаются.

Спрос на офисы сейчас снизился, и если инвестор просит пересмотреть проект и разрешить, к примеру, построить взамен них жилье или торговлю, город идет ему навстречу. 

Кроме того, в ускоренном порядке на ГЗК рассматриваем проекты, предусматривающие комплексное развитие территории, а также ранее утвержденные проекты. Если определенному инвестору утвержденный проект оказался не по карману, он сможет воспользоваться услугами так называемого единого банка проектов, через который легко продать его и закрыть свои обязательства или найти соинвестора. Кроме того, в приоритетном порядке мы рассматриваем и будем реализовывать как полностью за внебюджетный счет, так и с участием бюджета крупные инфраструктурные инвестпроекты по объектам транспортной инфраструктуры и ТПУ, созданию инфраструктуры индустриальных парков, технопарков, технополисов, промзон.

- Расскажите о планах по строительству метро на 2016 год.

- Все планы по строительству метро остаются в силе. Мэр принял важнейшее решение ни в коем случае не сокращать расходы на строительство метро, потому что для Москвы это приоритет, это главный общественный транспорт, без которого жизнедеятельность мегаполиса просто немыслима. Необходимые финансовые ресурсы выделены в рамках принятой АИП на 2016-2018 годы, сумма составит порядка 620 млрд рублей. 

На самом деле на сегодняшний день строительство метро в Москве - одна из крупнейших строек в мире: с 2010 года объемы строительства выросли в четыре раза. Сравниться с нами могут только Пекин и Шанхай. Сейчас одновременно ведем работы на более чем 300 стройплощадках, на 35 станциях, а всего в строительстве порядка 180 км линий. Небывалые объемы!

В этом году мы создали огромный строительный задел, который позволит со следующего года вводить в среднем по 20 км линий ежегодно, а это примерно по 10 новых станций. В планах на 2016 год - завершение строительства и ввод сложнейшего участка глубокого заложения от станции «Марьина Роща» до станции «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской ветки (с новыми станциями «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская»). Планируем также закончить строительство станции «Ховрино» Замоскворецкой линии, ввести первый 12-километровый участок ТПК - от станции «Петровский парк» до станции «Деловой центр» с одновременным открытием пяти станций, уже сейчас участок готов более чем наполовину. Кроме того, планируется ввод участка Калининско-Солнцевской ветки от станции «Раменки» до «Делового центра». 

- Как идет работа по программе строительства ТПУ? 

- Строительство ТПУ на станциях метро и железной дороги - одна из наших самых масштабных программ. Наша задача - сделать так, чтобы помимо формирования системы комфортной пересадки пассажиров в городе с одного вида транспорта на другой и снятия нагрузки на улично-дорожную сеть (за счет возможности оставить личный автотранспорт на парковке и пересесть на общественный) ТПУ стали  катализаторами развития прилегающих к ним территорий.

Всего в Москве планируется построить 169 капитальных ТПУ, строительством которых занимаются четыре оператора: ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект», ОАО «МКЖД» и «РВ-Метро». Такое количество мы считаем оптимальным для нашего города, чтобы обеспечить пассажирам необходимые удобства. При этом каждый ТПУ мы рассматриваем как индивидуальный проект - со своим объемом недвижимости и функциональным назначением. Каждый из них выносится на общественные слушания и может быть утвержден только с учетом мнения москвичей.

- Как идет реконструкция БСА «Лужники»? 

- Реконструкция «Лужников» идет с опережением графика уже на полгода, поэтому завершим основной объем работ в 2016 году, а не в 2017-м, как планировалось раньше. Недавно на арене в очередной раз с инспекцией побывали представители ФИФА, которые отметили высокое качество и темпы работ. Полностью готов козырек, до конца года будут завершены работы по устройству железобетонного каркаса. Сейчас строители возводят нижний ярус трибун. До конца года будут закончены электромонтажные работы и монтаж воздуховодов систем вентиляции. Продолжается сооружение покрытий трибун. Данные работы завершим до конца года. В будущем году приступаем к обустройству нового современного футбольного поля.

Огромное значение мы придаем вопросам безопасности. У станции метро «Воробьевы горы» будут построены два павильона входного контроля, разрешение на строительство уже выдано. Они необходимы для того, чтобы не допустить проникновения злоумышленников на спортивный объект. После чемпионата мира-2018 они также будут использоваться по своему назначению. Уверен, что БСА «Лужники» станет одним из самых лучших стадионов в мире. Посещать его смогут до 3 млн человек в год.

- Какие меры принимает Москва по защите обманутых дольщиков? И какие поправки в 214-ФЗ были разработаны с участием стройкомплекса Москвы? 

- Вопрос защиты интересов дольщиков у нас на постоянном контроле, и для защиты граждан, вложивших свои средства в строительство жилья, город принимает целый комплекс мер. Так, за 11 месяцев 2015 года Москомстройинвестом проведено 176 проверок застройщиков, привлекающих деньги граждан для строительства многоквартирных домов. За нарушения в сфере долевого строительства жилья столичные застройщики оштрафованы более чем на 87,9 млн рублей, из которых 38 млн рублей приходятся на компании, работающие в ТиНАО. Ужесточены требования к ЖСК. 

Но мы понимаем, что одних этих мер мало, нужны новые решения на федеральном уровне. Поэтому мы выступили с рядом предложений и направили их в Минстрой. Например, сейчас деньгами простых горожан могут пользоваться даже очень «слабые» компании. Застройщики должны иметь средства, чтобы покрыть долги и обеспечить страховую гарантию. Сейчас часто ситуация такова, что компании страхуют риски, сами при этом находясь в неудовлетворительном финансовом положении. Новый проект закона, помимо ужесточения требований к застройщикам, в том числе к размеру их собственного капитала, предусматривает введение целевого использования средств участников долевого строительства. При этом органы исполнительной власти получат больше полномочий в части усиления контроля за целевым использованием денежных средств дольщиков.

Кроме того, внесены поправки, предусматривающие обеспечение информационной открытости застройщиков, а также введение Единого электронного реестра таких компаний. В настоящее время законопроект уже внесен в Госдуму. Надеемся, что в следующем году он будет принят.

Дорогие друзья!

От всей души поздравляю всех с наступающим 2016 годом!

Москве повезло, у нее есть профессиональные коллективы строителей, проектировщиков, архитекторов, обладающих огромным опытом и знаниями, а главное - желанием работать на благо города, на благо москвичей. И я уверен в том, что все они успешно справятся с поставленными перед ними задачами. 

Хочу пожелать всем в новом году крепкого здоровья, счастья, удачи и благополучия, новых побед и свершений! Вместе мы сделаем наш город лучше!

Александр Шибанов

«Московская перспектива»

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • детские сады
  • дороги
  • жилье
  • Марат Хуснуллин
  • недвижимость
  • Новая Москва
  • развитие метрополитена
  • школы

Другие материалы по теме

4 янв. 2016 г.
Участок метро от «Парка Победы» до станции «Раменки» планируется открыть в 2016 году - Хуснуллин
Участок метро от «Парка Победы» до станции «Раменки» планируется открыть в 2016 году - Хуснуллин
31 дек. 2015 г.
Собянин: завершено строительство станций метро «Румянцево» и «Саларьево»
Собянин: завершено строительство станций метро «Румянцево» и «Саларьево»
29 дек. 2015 г.
В «новой Москве» создано 20 тысяч рабочих мест в 2015 году - Хуснуллин
В «новой Москве» создано 20 тысяч рабочих мест в 2015 году - Хуснуллин
29 дек. 2015 г.
За год в Москве построено 70 социальных объектов - Хуснуллин
За год в Москве построено 70 социальных объектов - Хуснуллин
28 дек. 2015 г.
Станция метро «Технопарк» даст дополнительный импульс развитию промзоны ЗИЛ - Хуснуллин
Станция метро «Технопарк» даст дополнительный импульс развитию промзоны ЗИЛ - Хуснуллин
20 дек. 2015 г.
Cоздаем фундамент будущего
Cоздаем фундамент будущего
9 дек. 2015 г.
5 млн кв. м недвижимости будет введено по итогам года на территориях столичных промзон и в «новой Москве» - Хуснуллин
5 млн кв. м недвижимости будет введено по итогам года на территориях столичных промзон и в «новой Москве» - Хуснуллин
8 дек. 2015 г.
Метро придет в Коммунарку через 4 года - Хуснуллин
Метро придет в Коммунарку через 4 года - Хуснуллин

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком
2 дек. 2025 г. 19:15
Сергей Собянин: жилые кварталы и общественные пространства появятся в пяти районах Москвы
2 дек. 2025 г. 14:00
Владимир Ефимов: в поселке Щапово в рамках проекта КРТ построят технопарк
2 дек. 2025 г. 13:00
Владимир Ефимов: Московский фонд реновации сохранил лидерство по вводу жилья среди всех застройщиков России
2 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: свыше 2,6 километра перегонных тоннелей метро проложили под водными артериями Москвы с 2011 года

Просмотренные материалы

Шесть домов переданы под заселение по реновации в Черёмушках
Колонны, переходящие в своды: какой будет станция метро «Народное Ополчение»
Тоннель Рублёво-Архангельской линии метро проложат c применением металлоизоляции
Реконструкция ул. Верхние Поля на участке от ул. Марьинский парк до МКАД. 4 этап: «Реконструкция участков Улица Верхние Поля и Улица Чагинская». Этап 4.2
Апарт-отель
К станции «Санино» придет энергия
Больница в Коммунарке готовится к вводу
Стартовые площадки

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика