«Московская перспектива»: «Судьбу набережных решит архитектурный конкурс»
Темы в материале:
Существующий Генеральный план столицы не просто устарел, а содержит положения, которые сегодня невозможно реализовать. Актуализированный Генплан Москвы с учетом присоединенных территорий появится в 2015 году. Задача разработчиков - подготовить такой документ, который в ближайшие годы сделает город более комфортным для жизни. О работе над документом корреспондент «Московской перспективы» Евгений Калинин беседовал с начальником управления Генерального плана города Москвы Александрой Сытниковой.
- Сегодня столица разрабатывает мастер-план и Генеральный план. В чем различия между этими документами?
- По сути, мастер-план и Генплан - один и тот же документ, одно и то же понятие. В нашем случае под мастер-планом мы подразумеваем объемно-пространственную стратегию развития города. Это несколько шире, чем привычный для нас Генплан. Мастер-план в большей степени учитывает вопросы социально-экономического развития столицы, касающиеся научно-исследовательских проработок. Это документы, которые станут обосновывающими материалами к утверждаемой части Генплана. Мы изучили мировой опыт крупных городов и выяснили, что единой структуры разработки мастер-планов не существует.
Нынешний Генплан очень крепкий, мы активно используем его наработки. Просто в какой-то момент Москва сильно выросла - «лопнула» в южном направлении. Ее территория стала огромной, поэтому мы должны учесть все новые факторы и внести в существующий Генплан серьезные изменения. Сюда же входит и увязка дорожно-транспортных систем с областью, и учет опережающих темпов развития столичного метро. Также мы планируем уделить особое внимание общественным пешеходным и озелененным территориям.
Это как раз и есть те отличительные элементы, позволявшие первое время называть Генплан мастер-планом. Теперь мы уходим от этого понятия, поскольку такого официального термина в принципе нет и юридически вводить его не имеет смысла.
- Каков круг вопросов, которые необходимо учесть в составе измененного Генплана?
- Одной из основных целей Генерального плана станет разработка полицентричной структуры города. Здесь я хотела бы выделить территории приоритетного развития - так называемые точки роста, что раньше никогда не делалось. Точки роста помогут нам снять нагрузку с центра города, обозначив новые зоны активности и на периферии, и на присоединенных территориях.
В границах старой Москвы к этим зонам можно смело отнести ЗИЛ. Это яркий пример активно развивающейся территории. В городе существует большое количество промышленных и производственных зон разного масштаба, которые тоже будут изучаться с целью их перспективного развития. Например, в ближайшее время будет подготовлена концепция развития Южного порта.
- Аналогичным образом в свое время пытались реконструировать грузовой Филевский порт, чтобы завозить все необходимое в «Москва-Сити» по реке. Однако идея, кажется, застопорилась.
- Она оказалась нерентабельной и потихоньку сошла на нет. Кстати, сейчас идет активная работа по формированию концепции «Большого Сити» площадью порядка тысячи гектаров. С этой целью территории, окружающие ММДЦ, очистят от производственных предприятий. Принимаемые меры помогут к тому же решить транспортные проблемы в этой точке активности.
- Какие еще в Москве наиболее перспективные точки роста?
- Это международный финансовый центр в Рублево-Архангельском. Продолжается международный конкурс концепций развития этой территории. Чтобы получить действительно эффективный результат, здесь предстоит выполнить большой объем работ. Конечно, Сколково, которое сегодня активно развивается. Причем Рублево-Архангельское и Сколково я не отношу в классическом понимании к новым территориям. Новой Москвой я считаю территории южного направления. Здесь также определены 12 центров развития.
На территории Москвы в границах МКАД осуществляется большая и интересная работа. Например, создается концепция развития набережных. Рассматривается порядка 10 тысяч га территории. Мы выявляем их потенциал, который, на наш взгляд, используется весьма слабо. С этой целью мы объехали и изучили все набережные Москвы-реки. Я, например, была поражена тем, что в Нагатинской пойме на набережной сгрудились ржавые списанные суда. Данную территорию необходимо расчищать. Сейчас мы анализируем состояние набережных и по результатам работы - где-то к июню - сформируем техзадание, которое ляжет в основу архитектурного конкурса. Это будет международное мероприятие с привлечением крупных российских и зарубежных экспертов.
- Когда вы планируете закончить исследования таких территорий?
- Надеемся, что к ноябрю будем иметь общую концепцию развития территорий - некий свод рекомендаций, который разошлем всем органам исполнительной власти. Они будут ориентироваться на данный документ при принятии управленческих решений и в части благоустройства территорий, и в части организации автомобильного движения.
- Какие еще исследования необходимо осуществить в ближайшее время?
- У Москвы имеется большой железнодорожный каркас, вокруг которого много деструктивных территорий. Все промзоны, кстати, «сидят» на этом каркасе. Проводя тщательный анализ, мы будем выявлять зоны с высоким потенциалом развития и заниматься ими. Это поможет серьезно разгрузить центр города, сняв маятниковое перемещение людей из дома на работу и обратно.
- Для предотвращения автомобильных заторов, по мнению специалистов, нужно увеличить площадь основных магистралей практически втрое. За счет чего это будет делаться?
- Просто увеличивая полосность автотрасс, мы не получаем гарантии того, что их разгружаем. Дело в том, что повышая пропускную способность наших дорог, мы на самом деле привлекаем в город еще больше автомобилей. Поэтому большое внимание в новом Генплане будет уделено развитию городского общественного транспорта.
Похожая проблема в равной степени касается и жилья. Чем больше мы строим в городе квартир на продажу, тем больше привлекаем людей из регионов, желающих купить жилье. Те, в свою очередь, приезжают к нам со своими автомобилями, увеличивая и без того катастрофически возросшее число машин.
- Правила землепользования и застройки наравне с Генпланом имеют статус закона, определяя правовой режим использования любого земельного участка в городе. Однако новый Генплан пока в разработке, а измененные ПЗЗ по закону должны приниматься после утверждения Генплана. На чем в таком случае основывается сегодняшняя градостроительная деятельность?
- Мы руководствуемся той документацией, которая имеется в наличии. Для тех, кто не в курсе: Генплан 2010 года никто никогда не отменял. Это наш основной документ. К тому же существуют проекты планировки территории. Если мы рассматриваем какой-то конкретный участок, то сначала изучаем, попадает ли он в проект планировки. Далее смотрим наличие выданного ГПЗУ, который утвержден постановлением правительства Москвы, режимы и регламенты на рассматриваемые территории. Это и есть те самые регламентирующие документы, заменяющие ПЗЗ. Естественно, принятие ПЗЗ серьезно облегчит нашу работу. Правила защитят территории от использования не по назначению, дадут гарантию инвесторам, которые придут на эту землю.
- Новый Генплан создается на основе предложений участников международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Как идея воплощается в жизнь?
- Победители конкурса на агломерацию будут привлечены в качестве консультантов по работе над Генеральным планом. Генеральный план как документ имеет множество подразделов, иностранцы выступят в качестве консультантов и экспертов по каждому из них. Это будет наша совместная разработка структурно сложного документа.
- На сколько лет будет рассчитан современный Генплан?
- Его ключевые показатели закладываются до 2035 года, а горизонт перспективного планирования расширен до 2065-го. Для любого документа подобного уровня чем дальше горизонт планирования, тем лучше - и документ становится устойчивее и качественнее, и город спокойнее развивается.
- Территория Москвы и присоединенные земли сильно разнятся в своем развитии?
- Это два разных, но взаимоувязанных между собой города с разными типами застройки и принципами развития территорий. Как они будут сосуществовать друг с другом, насколько выгодным будет их симбиоз - нам и нужно продумать.
- Московская область в плане развития жилья и дорожно-транспортной системы не будет вас подпирать?
- Область подпирает нас всегда. Это такой сосед, который постоянно держит нас в тонусе. Кстати, область разрабатывает свою Схему территориального планирования. Работа эта будет завершена следом за нами, поэтому у нас не будет возможности полностью синхронизировать все документы с областью. Тем не менее в процессе работы мы увязываем с ними многие вопросы.
- После утверждения Генплана каких перемен вы ожидаете в первую очередь?
- Разработка и утверждение крепкого Генплана - это только вершина айсберга. Необходима слаженная работа всех подразделений правительства Москвы для успешной реализации тезисов и принципов, которые будут зафиксированы в документе. Я ожидаю качественной командной работы моих коллег по реализации всех разделов утвержденного документа.
Евгений Калинин