timelapse

Трудности перехода

Темы в материале

За два года, что столицей руководит Сергей Собянин (официально церемония его инаугурации прошла 21 октября 2010 года), в Москве полностью сменился вектор градостроительной политики. Если прежде главным приоритетом властей были объемы строительства жилья, то теперь до 60% бюджетных инвестиций направляются на дорожно-транспортное строительство.

Стройкомплексу удалось завершить все дорожные долгострои, вдвое увеличить темпы сооружения метрополитена и поставить на реконструкцию 7 из 19 вылетных магистралей. При этом объемы жилищного строительства горадминистрация планирует нарастить за счет территории новой Москвы.

Навстречу историческому рекорду

Главным трендом новой градостроительной политики столичных властей являются небывалые темпы сооружения метро. В этом году в эксплуатацию будет сдано 8,5 км новых линий - такие показатели последний раз были достигнуты еще при социализме. «В прошлом году мы построили 4,5 км метро, в этом году почти вдвое больше, следующий год - 14 км, это будет наш исторический рекорд, самый большой объем работ за всю историю метрополитена. Ну а в дальнейшем и по 20 км планируется строить, все это вполне реально», - говорит глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. В прошлом году метро пришло в Зябликово и Орехово-Борисово, где проживают порядка 120 тыс. человек. В канун Дня города подземкой начали пользоваться жители Новокосина, Косино-Ухтомского и Кожухова, а также 88-тысячное население подмосковного Реутова, проживающее в зоне транспортной доступности от новой станции «Новокосино». До конца года у меростроевцев намечаются еще две премьеры: будут открыты станции «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии и «Пятницкая» Арбатско-Покровской. Сейчас, по словам господина Хуснуллина, на строительстве метрополитена в круглосуточном режиме работают 18,5 тыс. строителей и 8 проходческих щитов.

Помимо продолжения уже существующих линий в городе началось строительство новых радиусов (например, Кожуховской ветки до Некрасовки), а также Третьего пересадочного контура (ТПК), являющегося самым масштабным проектом программы метростроения до 2020 года. Новая Кольцевая линия будет насчитывать 42 км и порядка 20 станций. «Сегодня для того, чтобы добраться из одного района в другой, нужно совершать пересадку в центре Москвы. Это колоссальная нагрузка на Кольцевую линию и центральные станции. После сооружения ТПК пассажиры смогут значительно экономить время в пути», - поясняет смысл сооружения очередного подземного кольца Сергей Собянин.

Хорды вместо колец

В течение двух лет городским властям удалось полностью покончить с долгостроями, строительство которых началось еще при прежней администрации. В 2011 году открылись долгожданный второй выезд из жилого района Куркино на МКАД, эстакады на пересечении МКАД с магистралью Вешняки - Люберцы и развязка на Волоколамском шоссе для жилой застройки района «Павшинская пойма». В рекордные для стройкомплекса сроки завершилась реконструкция моста через канал им. Москвы, входящего в проект «Большая Ленинградка». «В 2012 году были введены в эксплуатацию крупные дорожные объекты, которые влияют на транспортную доступность в целом по городу, - рассказывает Марат Хуснуллин. - Это, например, транспортная магистраль между Звенигородским шоссе и МДЦ «Москва-Сити». Шесть лет строился этот объект, который даст транспортную обеспеченность как «Сити», так и всему Северо-Западному району». На четыре месяца раньше срока завершилось строительство эстакады, связывающей Некрасовку с Люберцами. На ее строительство город потратил почти 5 лет и 6 млрд рублей. Среди других крупных долгостроев, введенных в эксплуатацию в текущем году, реконструкция Лианозовского проспекта от Дмитровского шоссе до Череповецкой улицы и эстакада в Зеленограде, обеспечивающая подъезд к особой экономической зоне Алабушево.

Не отказываясь от завершения уже начатых объектов, столичные власти полностью пересмотрели приоритеты дальнейшего дорожного строительства. Дорогие и амбициозные проекты были отменены в пользу так называемой «политики малых дел». Так, вместо Четвертого транспортного кольца решено было строить дорожные хорды и реконструировать вылетные магистрали. Именно хорды в среднесрочной перспективе станут залогом беспрепятственного движения по городу и позволят существенно разгрузить центр. За последний год строители ввели в эксплуатацию участок Северо-восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Щербаковской улицы и активизировали работы на участке Северо-западной хорды от Ленинградского до Дмитровского шоссе.

Одновременно в городе началась масштабная реконструкция вылетных магистралей. Сейчас работы ведутся на семи ключевых направлениях: Ленинградском, Варшавском, Дмитровском, Ярославском, Каширском шоссе, Рублевском шоссе - Балаклавском проспекте и шоссе Энтузиастов. Работы на Варшавке, Ленинградке и Каширском шоссе на 80-90% будут закончены в этом году. За три года стройкомплекс обещает реконструировать 12 вылетных трасс, еще за два года - оставшиеся 7. По окончании работ скорость движения по ним увеличится на 20-30%.

Парковки вместо торговых центров

Согласно Генплану развития Москвы, принятому в 2010 году, к 2025 году в столице должно было появиться 200 млн кв. метров недвижимости к имеющимся 400 млн кв. метров. Приступив к анализу уже заключенных прежней горадминистрацией инвестконтрактов, власти обнаружили, что этот объем застройки не отвечает реальным потребностям города не только по своим параметрам, но и по функционалу. Москве необходимо развивать дорожную и парковочную сеть, строить спортивные сооружения, гостиницы и социальные объекты. Тогда как инвесторы в подавляющем большинстве хотят вкладывать средства в жилье, офисы и торговые комплексы.

В первую очередь горадминистрация прекратила инвестконтракты, предусматривающие строительство крупных коммерческих объектов вблизи дорог. Всего за два года на рабочей группе стройкомплекса было рассмотрено почти 5 тысяч вопросов, на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии при мэре Москвы - 3,4 тысячи. Чиновники решили отказаться от строительства 9 млн кв. метров различной недвижимости и подтвердили возможность создания 36 млн кв. метров, при этом во многих проектах был изменен функционал. На сегодняшний день в стройке находится 2834 объекта недвижимости общей площадью 32 млн кв. метров. С учетом трехлетней Адресно-инвестиционной программы, в которую включены 600 объектов, и госпрограмм, предусматривающих создание 3000 объектов, общий объем строительства в течение ближайших пяти лет составит 80 млн кв. метров недвижимости. «Это говорит о том, что мы старались не уменьшать инвестиционную привлекательность города. Мы просто поменяли приоритеты», - отмечает Марат Хуснуллин.

Новое жилье на новых территориях

В 2011 году в Москве было построено 2,1 млн кв. метров жилья, в 2012 году ожидается сдача не менее 2,5 млн кв. метров. Это меньше, чем в докризисные годы, когда мэрия делала ставку на жилищное строительство, однако с присоединением подмосковных земель у горадминистрации появляется возможность вернуться к прежним объемам. «Сейчас на новых территориях строятся почти на 100% типовые многоквартирные дома для людей, которые будут ездить на работу в Москву… Мы же предлагаем в первую очередь строить новые объекты приложения интеллектуального и хорошо оплачиваемого труда для местных жителей. И одновременно развивать комфортное малоэтажное жилищное строительство», - рассказывает Сергей Собянин.

Сейчас на территории новой Москвы имеются градостроительные документы на строительство 30 млн кв. метров жилья. Однако, по расчетам стройкомплекса, потенциал застройки этих земель значительно выше - до 100 млн кв. метров. В международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle подсчитали, что на новых землях может быть построено 60 млн кв. метров жилья, 5-10 млн кв. метров офисной недвижимости и 20-25 торговых центров. Развитие строительства в новой Москве позволит горадминистрации улучшить статистику по обеспеченности жильем, которая в столице хуже, чем в других регионах РФ. В своих старых границах город имеет возможность строить всего 0,2 кв. метра на человека в год. Сейчас на каждого горожанина приходится порядка 19 кв. метров, тогда как в среднем по России - 21 кв. метр. «Мы также отстаем от других мегаполисов мира, - говорит Сергей Собянин, - поэтому жилье, конечно, надо строить, и новые территории для нас - большое подспорье».