Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Москва в стройку верит

Строительная отрасль Москвы — одна из основ экономики российской столицы. И когда весной этого года разразилась пандемия коронавируса и на время остановились многие московские стройки, были прогнозы, что городское хозяйство ждет тяжелый и продолжительный кризис. Но, несмотря на все опасения, столичный стройкомплекс сравнительно быстро оправился от потрясений и сегодня снова набирает обороты. Есть все основания полагать, что годовые планы по вводу в строй недвижимости, и в том числе жилья, будут выполнены. Активно строятся объекты социальной инфраструктуры — школы, детсады, больницы, спортивные и культурные учреждения. О некоторых итогах работы московских строителей в преддверии Дня города рассказал в интервью «Стройгазете» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.

- Андрей Юрьевич, какие из объектов, сданных в эксплуатацию в текущем году, вы отметили бы особо?

- Несмотря на проблемы, связанные с пандемией коронавируса, мы ввели в строй ряд важных, знаковых объектов. Так, в марте открылось сразу шесть новых станций метро — на Некрасовской линии и на Большом кольце. Среди других объектов я бы назвал крупнейший в России парк развлечений «Остров мечты». Его первая очередь открылась в феврале, а вторая — в июле. Еще один значимый объект — Центр современного пятиборья в районе Северный. А вот объектом года стала современная инфекционная больница в Вороновском, которую наши строители возвели с нуля всего за месяц. Ко Дню города по традиции введем несколько объектов, в числе которых несколько детских садов и школ. До конца года москвичей ждет открытие Северного речного вокзала после реконструкции и арт-пространства на территории бывшей ГЭС-2.

- Каковы сегодня приоритеты градостроительной политики города? Реализации каких проектов будет уделяться особое внимание?

- Приоритеты нашей градостроительной политики остаются неизменными: полицентрическое развитие города с комплексной сбалансированной застройкой, формирование рабочих мест в пешей доступности от жилья. Особое значение придается развитию единой транспортной системы, в которую интегрированы и метро, и железная дорога, и крупные автомагистрали. В этом смысле одним из самых значительных проектов является строительство Московских центральных диаметров, два из которых уже работают, а еще три строятся. В стадии реализации у нас и еще один крупный проект по строительству медицинских объектов — почти на 1 миллион квадратных метров недвижимости. В рамках комплексной застройки территорий продолжаем строить школы, детские сады, другие объекты социальной инфраструктуры. И конечно, нельзя не сказать о важнейшей для города и беспрецедентной по масштабам программе реновации жилья, непосредственно касающейся многих москвичей.

- А как пандемия и вызванный ею кризис сказались на строительстве жилья и, в том числе, на программе реновации?

- Конечно, кризис не прошел для нас бесследно. Но уже в июле компании сумели нарастить свои мощности почти до прежнего уровня. Работу возобновили не только стройки, но и офисы продаж, они тоже уже вернулись на докризисный уровень. Девелоперы делают все возможное, чтобы ввести свои объекты до конца года. Мы, со своей стороны, оказываем инвесторам всяческую поддержку, у нас хорошо организована совместная работа города и бизнеса. Что касается программы реновации, то ее реализация не останавливалась. Напомню, что с момента старта программы в новое жилье уже переехали почти 19,5 тыс. москвичей, а до конца этого года начнут переселяться жители еще 85 домов, а всего в процессе расселения у нас 157 старых зданий. Ведется строительство 176 новых домов на 2,6 млн квадратных метров, и еще 83 объекта на 1,5 млн «квадратов» проектируются.

- Работа по строительству метро тоже не прерывалась во время пандемии. Какие задачи по развитию подземки сегодня стоят перед городом?

- Условно наша программа развития метро разделена на две части: продление существующих радиальных линий и строительство новых. Крупнейшим проектом является строительство Большой кольцевой линии. На настоящий момент пройдено более 85% всех тоннелей Большого кольца, развернуты работы на всех будущих станциях, в целом линия готова более чем наполовину. Параллельно продолжаются работы по строительству северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии до поселка Северный. Приступаем к работам по продлению Арбатско-Покровской линии до Гольянова и Солнцевского радиуса — до аэропорта «Внуково». В активную стадию вошли и работы на отдельных участках новой Коммунарской линии, сейчас возводятся сразу семь станций ее первого участка. Продолжается проходка первого тоннеля от будущей станции «Университет Дружбы Народов» до «Улицы Новаторов». А вскоре приступим и к строительству еще двух новых радиальных линий — Бирюлевской и Рублево-Архангельской.

- Москва является одним из лидеров по цифровизации строительной отрасли. Что сейчас делается в столице для снижения административных барьеров и внедрения новых цифровых сервисов?

- Действительно, работа по цифровизации отрасли проделана колоссальная. У нас большинство госуслуг, касающихся стройки, переведено в электронный вид. Сегодня застройщики могут пройти любую процедуру — от получения градостроительного плана земельного участка до разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — через портал mos.ru. В электронном виде можно также получить услуги ресурсоснабжающих организаций по выдаче технических условий, заключению договоров о подключении, выдаче актов технологического присоединения в рамках единой заявки. Безусловно, за цифровизацией строительной отрасли — будущее. Внедрение этих технологий делает строительный процесс максимально открытым и прозрачным, и это положительно влияет как на инвестиционный климат, так и на экономику в целом, ведь строительство — ее главный драйвер. Хочу подчеркнуть, что наш столичный опыт распространяется теперь и на всю Россию благодаря инициативам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, курирующего строительную отрасль. Он сам строитель, знает процесс, что называется, изнутри, и большинство предложений столичного Стройкомплекса по внесению изменений в федеральное законодательство по проблемам отрасли готовилось при его непосредственном участии.

Справочно:

В 2020 году в Москве планируется ввести в строй 8,5 млн кв. метров недвижимости, включая 3,6 млн «квадратов» жилья. К августу уже было введено 5,3 млн кв. метров недвижимости, в том числе порядка 2,4 млн «квадратов» жилых площадей. Кроме того, к концу года предполагается сдать в эксплуатацию 16 детских садов и 24 школы и блоков начальных классов. Активно строятся и объекты здравоохранения: за год должно быть введено 17 зданий медицинского назначения, пять из них уже готовы, включая открывшийся в апреле инфекционный центр в Вороновском. Планами предусматривается также ввод 21 объекта спортивно-рекреационного назначения и девяти объектов культуры, из которых соответственно семь и четыре на данный момент уже построены и введены в строй.

Антон Мастренков Строительная газета