Москве 873 года: подарки ко Дню города от столичного Стройкомплекса
Темы в материале:
Москва отмечает 873-летие. Празднование Дня города пройдет традиционно в первые выходные осени, но впервые в период пандемии коронавируса. 2020 год заставил всех жить в новых реалиях. Многие москвичи перешли на удаленную работу в режим онлайн. Но как построить метро, дома или дороги по видеосвязи или с помощью мессенджеров? Никак. Именно стройка на этапе восстановления российской экономики после пика эпидемии COVID-19 стала одним из локомотивов роста, который потянул за собой и другие сектора.
Президент России Владимир Путин говорил, что от эффективной, ритмичной работы российского Стройкомплекса зависит ситуация на жилищном рынке, выполнение масштабных планов по строительству и обновлению дорог, транспортных узлов, другой опорной инфраструктуры страны.
За восемь месяцев 2020 года Стройкомплекс Москвы сумел реализовать ряд мегапроектов: в сложнейших условиях в рекордные сроки построил коронавирусный госпиталь, ввел долгожданные станции метро Некрасовской линии, анонсировал график переселения по реновации и многое другое. Все достижения стали возможны благодаря слаженной работе специалистов отрасли и грамотному планированию.
Инфекционная больница «Вороновское»: подвиг строителей
Коронавирусный центр построили в районе деревни Голохвастово поселения Вороновское. Круглосуточно здесь работало около 11 000 строителей и более 1500 единиц техники.
Строители совершили настоящий подвиг и построили полноценный инфекционный госпиталь всего за месяц (34 дня). Больница на 800 мест прослужит десятки лет после окончания пандемии.
17 апреля президент РФ Владимир Путин и мэр столицы Сергей Собянин в режиме видеоконференции открыли инфекционный госпиталь в Новой Москве.
Инфекционный центр стал одной из самых масштабных строек Москвы последнего времени.
К работам были привлечены более 27 подрядных организаций, в том числе: ООО «ПСФ «КРОСТ», ООО «ИБТ», ПАО «Группа компаний ПИК», ООО «ДорХан», ООО ПСФ «СТАЛЬКОН», АО Холдинговая компания ГВСУ «Центр», АО «МСУ-1», ПАО «Моспромстрой», АО «ДСК № 1», ООО «Меркурий», АО «МИСК», ПАО «Мостотрест», ООО «Гера» и др.
Госзаказчиком по проекту выступил Департамент строительства города Москвы, застройщиком – АНО «Развитие социальной инфраструктуры», генпроектировщиком и генподрядчиком – АО «Мосинжпроект».
Виртуальная прогулка по стройплощадке инфекционной больницы, эксклюзивные фото «до и после», а также все о «начинке» медицинских корпусов – в спецпроекте на stroi.mos.ru. Он доступен для чтения также на английском и китайском языках.
Опубликован график переселения по реновации
Разработан долгожданный и масштабный график переселения жителей по программе реновации. Сроки реализации строго выдержаны в рамках обещаний мэра Москвы Сергея Собянина. Все участники программы переедут в новое комфортное жилье до конца 2032 года.
Переселение по реновации ориентировочно запланировано в три этапа. Первый предполагает начало переезда почти 170 тыс. москвичей в течение 2020-2024 годов – это 930 домов.
В рамках второго этапа с 2025 по 2028 год планируется начать переселение из более чем 1630 домов – порядка 330 тыс. москвичей.
Третьим этапом в 2029-2032 годах пройдет переселение около 380 тыс. человек из более 1800 домов.
- вопрос 1 Что такое программа реновации?
- вопрос 2 Сроки переселения по реновации
- вопрос 3 Как подбираются стартовые площадки для строительства жилья?
- вопрос 4 Какие квартиры получают участники программы?
- вопрос 5 Благоустройство территории
- вопрос 6 Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации
Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир.
Это не просто снос ветхого жилищного фонда, но и переселение москвичей в новые дома, в квартиры с качественной отделкой.
Жители переезжают в новостройки в том же районе, за исключением ТиНАО и ЗелАО, где переселение ведется в пределах округов. За дополнительную плату можно получить квартиру большей площади.
В программу включено 5176 домов. Список стартовых площадок состоит из 837 адресов.

Переселение проходит в три этапа (в зависимости от хода работ сроки могут меняться):
- 1 этап – 2020-2024;
- 2 этап – 2025-2028;
- 3 этап – 2029-2032.
Назад
Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Некоторые участки под застройку предлагают сами жители.
Жилье по реновации возводят как на специально подобранных территориях и на месте сноса ранее расселенных домов, так и на участках, реорганизуемых по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Размеры жилых комнат – не меньше, чем в старых домах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона, как правило, больше.
В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.
Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту, включает:
- деревянные межкомнатные двери в спальню, гостиную и кухню;
- металлическую входную дверь;
- деревянные окна (или из ПВХ) с москитной сеткой;
- отделку стен комнат, кухни, прихожей и коридора обоями под покраску;
- покраску потолков латексными акриловыми красками;
- полы из ламината со звукоизоляционной подложкой в жилых комнатах и прихожей, на кухне - керамогранит или ламинат;
- напольный ПВХ плинтус с кабель-каналом;
- на кухне – «фартук» во всю длину рабочей зоны, раковину из нержавеющей стали;
- люстры и розетки в комнатах, кухне, коридоре, санузлах;
- в санузлах подвесной потолок, керамическую плитку, белую стальную ванну, белую керамическую сантехнику (раковину и унитаз), полотенцесушитель, водостойкий светильник;
- застекленный балкон.

Дворы превращаются в удобные для жизни пространства с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.
В прогулочных зонах устанавливают фонари, лавочки и урны, разбивают клумбы, высаживают деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.
На детских площадках для безопасности укладывают резиновое покрытие, устанавливают игровые комплексы, качели, песочницы, горки, лабиринты.
В спортивных зонах размещают гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.

Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:
- консультирует граждан по вопросам программы реновации;
- организует тематические приемы жителей, проводимые совместно с органами исполнительной власти города Москвы и Фондом реновации;
- отвечает на вопросы горожан по телефону горячей линии;
- проводит независимую проверку проблемных ситуаций и вопросов в рамках общественного контроля;
- оказывает поддержку гражданам по вопросам реализации программы при взаимодействии с органами исполнительной власти Москвы.
Прием граждан ведется по адресу: Лихов пер., д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи.
Телефон для записи на прием: +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).
Телефон горячей линии: +7 (495) 548-20-80, 09:00 - 20:00, пн-пт, без перерыва.
E-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru
НазадЭтапы переселения являются ориентировочными и в зависимости от хода работ сроки могут меняться в меньшую сторону.
Переселение по реновации будет проводиться в границах своего района, а на территории Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО) и Зеленограда – в границах административного округа. Сроки могут быть скорректированы по мере проектирования и строительства домов.
Программу реновации жилищного фонда столицы утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года.

В ТиНАО в программу реновации включено 268 домов, в которых проживает около 24,1 тыс. человек.

С начала реализации программы в Троицком и Новомосковском округах построили девять жилых комплексов общей площадью около 560 тыс. кв. м, в том числе более 340 тыс. «квадратов» – жилая.

Они расположены в четырех районах: пять в Троицке, два в Краснопахорском и по одному в Коммунарке и Щербинке. В них предусмотрено около 6 тыс. квартир, из которых 40 адаптированы для маломобильных граждан.

В опубликованный ориентировочный перечень не включены сроки переселения 688 домов. По этим территориям идет доработка градостроительной документации, жителей отдельно уведомят о сроках переезда после ее утверждения, но не позднее конца первого квартала 2021 года.
Городские власти приложат все усилия для ускорения работы над реализацией программы реновации, чтобы все ее участники смогли улучшить свои жилищные условия в приемлемые сроки.
Программа реновации жилищного фонда утверждена 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир. В программу включено 5174 дома.
В адресный перечень входят 464 стартовые площадки с объемом строительства порядка 7,2 млн кв. метров жилья. Первые новоселы въехали в новые дома в феврале 2018 года.
Плюс 6 новых станций и рекорд Москвы в метростроении
Несмотря на пандемию и непростую экономическую ситуацию, строительство метро не останавливалось ни на минуту. С начала года в Москве построили почти 15 км линий метро.
27 марта открылось шесть новых станций метро. Четыре из них заработали на Некрасовской линии: «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная». Еще две построили на Большой кольцевой линии (БКЛ) – «Авиамоторная» и «Лефортово», но пока они будут работать в составе розовой ветки.
Теперь жители семи столичных районов и ближайших подмосковных городов могут экономить на дороге до 30 минут в день.
18 марта 2020 года компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Пальма первенства – у Москвы. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно на одном проекте 23 щита.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
НазадПо легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
НазадТоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
НазадМетростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
НазадКорреспонденты портала Стройкомплекса Ольга Зеневич и Елизавета Бондаренко – свидетели официальной попытки фиксации мирового рекорда. Они стали частью команды, которая доказала всему миру превосходство столичных метростроителей.
Судья, назначенная Guinness World Records, после рассмотрения предоставленных доказательств вынесла решение об установлении рекорда. Рассказываем, как это было.
15 мая 2020 года Московскому метрополитену исполнилось 85 лет. За эти годы он приобрел статус подземного памятника архитектуры и по праву считается одной из лучших транспортных систем планеты.
Подготовили для вас фотомаршрут, который проходит по одним из лучших станций метро, которые построили с 2011 года. Это настоящий рейтинг самых ярких, футуристических и просветительских станций метро Москвы.
Сейчас продолжается активное строительство Большой кольцевой линии метро. Это крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
- Рублёво-Архангельскую линию – от станции «Народное Ополчение»;
- Троицкую линию – от станции «Новаторская»;
- Бирюлёвскую линию – от «Кленового бульвара».
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».
1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено более 148 км подземных линий.

Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.
Назад
Идет возведение Коммунарской линии. Она обеспечит скоростным рельсовым транспортом жителей Новой Москвы. Еще одну линию метро получат жители юго-запада столицы.
В столице строится новая радиальная линия – Троицкая. На ней будет 17 станций, а ее длина составит более 43 км. Ветка пройдет от станции ЗИЛ МЦК и дойдет до Троицка. Это будет самый протяженный радиус московского метро и самый большой за МКАД.
Станции «ЗИЛ» и «Крымская» являются пересадочными на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую.
На станции «Новомосковская» организован пересадочный узел с Сокольнической веткой.
В перспективе на станции «ЗИЛ» планируется организовать пересадку на Бирюлёвскую линию метро.
Назад
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
НазадЛиния улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Также строители работают над продлением Люблинско-Дмитровской линии на север города, Калининско-Солнцевской – в аэропорт Внуково.
Проектировщики трудятся над созданием Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий.
Рублёво-Архангельская линия метро длиной 27,6 км с 12 станциями протянется от Московского международного делового центра «Москва-Сити» до Рублёво-Архангельского за МКАД и далее в Красногорск.
Линия свяжет деловые кварталы: ММДЦ «Москва-Сити» и «СберСити» в новом микрорайоне Рублёво-Архангельское. На конечной станции «Деловой центр» пассажиры графитовой ветки смогут пользоваться инфраструктурой Москвы-Сити – одного из крупнейших транспортных хабов города.
На новой ветке будут организуют на Московское центральное кольцо, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро.
НазадПервые две станции графитовой ветки – «Деловой центр» и «Шелепиха» – открылись в 2018 году в составе БКЛ. Сейчас их временно закрыли для интеграции с Рублёво-Архангельской линией.
В 2021-м стартовали первый и второй этапы строительства новой ветки от «Шелепихи» до «Липовой Рощи». Длина участка составит 12,7 км, на нем появится шесть станций:
- «Звенигородская» – возле пересечения ул. Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
- «Народное Ополчение» (пересадочная на одноименную станцию БКЛ) – вдоль ул. Демьяна Бедного на пересечении с просп. Маршала Жукова;
- «Бульвар Генерала Карбышева» – вдоль ул. Маршала Тухачевского на пересечении с б-р. Генерала Карбышева;
- «Серебряный Бор» – вдоль ул. Паршина рядом с пересечением с ул. Живописная;
- «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – вдоль Строгинского бульвара;
- «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и участком жилой и общественной застройки «Спутник».
В 2024-2025 годах стартовало строительство третьего пускового комплекса от станции «Липовая Роща» до «Ильинской» длиной 6 км. Здесь появятся две станции:
- «Рублёво-Архангельское» – на территории одноименного микрорайона в районе Кунцево между Проектируемыми проездами № 7120 и № 7101;
- «Ильинская» – в районе Кунцево между Ильинским шоссе и 23-м км Новорижского шоссе.
Также планируется продление линии в Красногорск с двумя станциями с рабочими названиями «Красногорск» и «Изумрудные холмы».
На начальном этапе линию будет обслуживать электродепо «Солнцево», в планах – создание депо «Ильинское».
НазадПо прогнозам, в первые годы работы веткой смогут пользоваться порядка 170 тыс. человек в сутки, а в перспективе – до 250 тыс.
Открытие новой ветки метро улучшит транспортное обслуживание около 1 млн (нынешних и будущих) жителей семи районов Москвы: Пресненский, Дорогомилово, Филёвский Парк, Щукино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники и Кунцево, в том числе возводимых кварталов по реновации и территорий комплексной застройки.
Улучшится транспортная ситуация и более чем для 200 тыс. жителей Московской области. На предприятиях, расположенных на прилегающих к новой линии территориях, к 2031 году будет насчитываться около 850 тыс. мест приложения труда, в том числе – 300 тыс. новых.
Москвичи и гости столицы получат новые варианты поездок по городу с удобными пересадками на БКЛ, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую линии метро и МЦК.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/stantsiia-narodnoie-opolchieniie-ghotova-bolieie-chiem-na-60-kak-stroiat-piervyi-uchastok-rubliovo-arkhanghiel-skoi-linii-mietro?from=cl
Идет реконструкция Каховской линии, которая откроется уже в составе БКЛ метро.
Сейчас разрабатывается проектная документация по участку красной ветки метро от станции «Коммунарка» до «Новомосковской». Приступить к строительству планируется до конца этого года.
Город дорог: новая вылетная магистраль и развязка
Развитие дорожной сети остается одним из приоритетов. За этот год построено уже более 47 км дорог и 17 дорожных сооружений.
20 января запущен самый сложный отрезок новой вылетной магистрали Москвы - проспекта Генерала Дорохова (Южный дублер Кутузовского проспекта).
Проспект Генерала Дорохова (рабочее название – Южный дублер Кутузовского проспекта) – вылетная магистраль на западе столицы. Она проходит от МКАД до Третьего транспортного кольца между Кутузовским и Мичуринским проспектами, став их полноценным дублером.
Длина магистрали составляет почти 30 км. На ней расположено по три полосы для движения в оба направления.
НазадПервый участок открыли в сентябре 2019 года: от МКАД, включая развязку на пересечении с ул. Генерала Дорохова, до Аминьевского шоссе.
Второй участок от Аминьевского шоссе до ул. Минская запущен в январе 2020-го. Здесь проложили более 7 км дорог, в том числе возвели:
- шесть эстакад;
- путепровод через ж/д пути;
- два моста через р. Сетунь.
Также построили два подземных пешеходных перехода, установили шумозащитные экраны, благоустроили территорию.
21 октября 2020-го запустили заключительный участок – от ул. Минская до ТТК. Здесь построили 6,3 км дорог, в том числе 2,5 км основного хода, два транспортных сооружения, боковые проезды, съезды, подъездные дороги.
Проспект Генерала Дорохова стал 24-й вылетной магистралью Москвы.

Название для трассы в честь генерала-лейтенанта русской армии, героя Отечественной войны 1812 года Ивана Семёновича Дорохова выбрали москвичи в ходе голосования на портале «Активный гражданин».

Запуск дорожно-транспортного объекта позволил:
- улучшить транспортную доступность ИЦ «Сколково», районов Солнцево, Ново-Переделкино и Очаково-Матвеевское, п. Заречье, перспективной жилой застройки района Раменки и западной части города;
- обеспечить удобный проезд к ж/д станции Матвеевская, станции метро «Минская»;
- создать дополнительную связку между крупными городскими магистралями – МКАД, Северо-Западной хордой (ул. Рябиновая), Южной рокадой (Аминьевское шоссе), ул. Мосфильмовская и Минская, ТТК и Бережковской набережной;
- снизить нагрузку на Мичуринский и Кутузовский проспекты, Можайское и Аминьевское шоссе, ул. Мосфильмовская.

Речь идет об участке от Аминьевского шоссе до Минской улицы. Половина семикилометровой трассы проходит по эстакадам, путепроводам и мостам.
Сейчас идет строительство участка проспекта Генерала Дорохова от Минской улицы до Третьего транспортного кольца (ТТК).
В мае запущено движение по путепроводу у станции Московского центрального кольца (МЦК) Андроновка.
Эстакада через ж/д пути от ул. Пруд Ключики до ул. 1-я Фрезерная длиной более 100 метров улучшит транспортную ситуацию в юго-восточной части Москвы.
В августе открыта развязка на пересечении Киевского шоссе с Родниковой улицей.
Плюс 10 железнодорожных пунктов с начала года
Активная работа по созданию транспортного каркаса Москвы включает модернизацию железной дороги. В этом году построено и реконструировано 10 станций, часть из которых входят в состав Московских центральных диаметров (МЦД), два диаметра уже запущены.
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
НазадПоездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
НазадПостроены новые станции МЦД:
- Санино на Киевском ж/д направлении (перспективный МЦД-4);
- Остафьево на МЦД-2;
- Славянский бульвар на МЦД-1;
- Курьяново на МЦД-2.
Завершена реконструкция станций:
- Победа на Киевском направлении МЖД (перспективный МЦД-4);
- Новодачная на МЦД-1;
- Сетунь на МЦД-1;
- Опалиха на МЦД-2;
- Нахабино на МЦД-2.
Также построен транспортно-пересадочный узел (ТПУ) между платформой НАТИ Октябрьского направления железной дороги и станцией Московского центрального кольца (МЦК) Лихоборы.
Какие работы были выполнены при строительстве этого ТПУ? В чем уникальность пересадочного узла и почему поезда – это транспорт будущего? Читайте в нашем эксклюзивном материале.
Открыт Центр современного пятиборья в Северном
Впервые в России в одном здании объединили все составляющие современного пятиборья. Новый комплекс с ярким и разноцветным фасадом в Москве стал спортивным объектом мирового уровня.
Пока это единственный в мире стадион, где можно провести четыре вида соревнований пятиборья из пяти под одной крышей.
Уникальный объект станет точкой притяжения жителей прилегающих районов, в которых проживает около 500 000 горожан.
5000 мест в новых школах и детских садах
В 2020 году Стройкомплекс не отстает от плановых объемов строительства объектов образования. Так, за этот период возвели 14 детских садов более чем на 3000 мест и пять школ на 2000 учащихся.
Все учебные заведения оснащены современным оборудованием для комфортного получения знаний.
Открыт первый в стране парк развлечений «Остров Мечты»
«Остров Мечты» построили в Нагатинской пойме на юге столицы. Он стал первым в России и крупнейшим в Европе крытым тематическим парком мирового уровня.
Это настоящий «портал» в сказочный мир, где можно покататься на захватывающих аттракционах, посмотреть красочные шоу, встретиться с любимыми героями мультфильмов – Черепашками-ниндзя, Cмурфиками, Снежной Королевой, Буратино и попробовать их еду в тематических кафе.
Торжественное открытие состоялось 29 февраля.
Готов орган в концертном зале «Зарядье»
Орган в Московском концертном зале (МКЗ) «Зарядье» стал самым большим музыкальным инструментом столицы и одним из крупнейших органов в Европе - весом в 41 тонну с 5872 трубами и 85 регистрами.
Клавишно-духовой инструмент создавали более двух лет во французской компании Muhleisen. Команда из 17 человек затратила на проектирование и производство деталей около 40 000 часов.
Карта развития метрополитена с линиями МЦД
Дорожное строительство в столице
Карта строительства ТПУ в Москве
Ольга Зеневич





