Не сбавляя темп
Темы в материале:
Как строительная отрасль города защищена от санкций и зависит ли она от иностранных материалов? Зачем Москве скоростной диаметр? О завершении проекта Большой кольцевой линии (БКЛ) метро и развитии радиальных линий подземки, уникальных объектах медицины и векторе развития на последующие годы – в традиционном интервью ко Дню строителя рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
– Андрей Юрьевич, как в условиях санкций и новых экономических реалий чувствует себя строительная отрасль Москвы? Какие меры предпринял город, чтобы поддержать стройку?
– Стройкомплекс Москвы обладает запасом прочности на несколько лет, мы выполняли свои обязательства перед городом и в кризисы прошлых лет, и успешно преодолели трудности, вызванные пандемией коронавируса. Мы не только не сбавили темпы и объемы работ, но и нарастили их.
В принципе, мы готовы к любым сценариям. При этом москвичи могут быть уверены: Стройкомплекс столицы выполнит все обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию ключевых объектов в полном объеме и в срок. Более того, мы планируем ускорить реализацию некоторых проектов – таких как завершение строительства Большого кольца метро, других транспортных объектов, а также объектов социального назначения и жилых домов по программе реновации.
Что касается мер поддержки отрасли, поддержки застройщиков, то по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина принят ряд важных решений, которые помогают девелоперам уверенно чувствовать себя на рынке и продолжать реализовывать свои проекты. Это упрощение разработки и согласования градостроительной документации, предоставления земельных участков, находящихся в городской собственности, а также сохранение на год текущих ставок арендной платы за участки для строительства.
Кроме того, город поддержал застройщиков, пользующихся рассрочкой по внесению земельных платежей. Плату за ее предоставление уменьшили с 20–23 до 9,5%, и за незначительные нарушения сроков строительства застройщик не будет оштрафован, если он добросовестно выполняет обязательства.
Еще одна мера поддержки связана со стоимостью банковских гарантий: теперь собственники, меняющие вид разрешенного использования земельных участков для строительства, могут давать личное поручительство об исполнении принятых обязательств, и тогда срок предоставления банковской гарантии будет перенесен на шесть месяцев.
Компенсируются и затраты подрядчиков на получение банковской гарантии при заключении контрактов на строительство по городскому заказу, в частности – по программе реновации. Принятые меры способствуют стабилизации финансового положения застройщиков, организаций малого и среднего бизнеса, дают им возможность без риска начинать проекты, направленные на комплексное развитие города.
– Не испытывает ли Стройкомплекс проблем со стройматериалами, оборудованием и комплектующими в связи с введением внешнего эмбарго на поставки?
– Во-первых, стройка – в отличие от некоторых других секторов экономики – одна из самых «домашних» отраслей: более 95% всего, что нам нужно, производится в России.
Кирпич, бетон, газобетон, арматура, металл, фанера, песок, цемент, пластик, кровля, окна и двери – все отечественное. Во-вторых, мы еще на фоне санкций 2014 года развернули масштабную программу импортозамещения и сегодня почти независимы от поставок из-за рубежа.
Скажу больше: уже и российские отделочные материалы, плитка и керамогранит успешно конкурируют с турецкими и даже итальянскими аналогами. Так что нынешние санкции нас не застали врасплох.
Полностью обеспечены предприятиями России и Беларуси потребности по транспорту и оборудованию, на российских заводах выпускается необходимая техника. Монтажные и демонтажные стенды, диагностические и измерительные комплексы контроля разных параметров узлов и агрегатов, ранее завозимые из стран ЕС, тоже замещены отечественными аналогами.
Лифты для оснащения новостроек наряду со Щербинским лифтостроительным заводом выпускают еще три московских предприятия. Производство вентиляционного оборудования любой сложности освоила российская компания «Галвент», а «Москабельмет» производит силовые кабели с термостойкой изоляцией из отечественных материалов: его продукцию мы используем при строительстве метро.
Так что наши стройплощадки полностью всем обеспечены. К тому же мы заключаем длительные контракты с поставщиками сразу на большие партии продукции, что дешевле, чем периодически докупать тот или иной товар.
– В метростроении тоже удалось полностью перейти на все отечественное?
– Доля импорта в метростроении составляет сегодня 3%. В первую очередь это тоннелепроходческие щиты. Впрочем, работают они в московской подземке давно, закуплены, поставлены и собраны еще задолго до ввода санкций. Так что мы полностью ими обеспечены. Все вопросы, связанные с программным обеспечением и запчастями, также решены.
Все остальное у нас отечественное. Например, чугунные тюбинги, использующиеся для обделки тоннелей, давно поставляются из российских регионов. Эскалаторы, устанавливающиеся на станциях, также производят в нашей стране.
Нашлись и российские аналоги водонепроницаемой высокопрочной обделке для тоннелей глубокого заложения, сооружаемых зарубежными тоннелепроходческими щитами, которую ранее закупали в Германии и Канаде. Теперь ее изготавливают на российских заводах по документации научно-исследовательского центра «Тоннели и метрополитены» АО ЦНИИС.
С этого года на отечественные материалы ориентируемся и при разработке архитектурных решений и вариантов отделки станций. Внедряем и отечественные программные продукты. Зависимость от импорта, если говорить не только о метростроении, а в целом по отрасли, в большей степени наблюдается в сегменте инженерного и технологического оснащения.
Системы микроэлектроники и автоматизации пока не являются сильной стороной российской промышленности, поэтому сейчас мы переориентируемся на альтернативных поставщиков из азиатских стран: перестраиваем логистические цепочки, меняем технические решения. И работаем над тем, чтобы стимулировать создание таких разработок у нас в стране.
– Как обстоят дела с вводом недвижимости с начала года? Не сбавили строители темпов работ?
– Несмотря на непростую обстановку последних месяцев, московские строители не только не снизили темпов работ, но и нарастили их. С января по июль почти на 70% выполнен годовой план по вводу недвижимости: в эксплуатацию сдано 6,3 млн кв. метров, в том числе 3,5 млн «квадратов» жилья, что также составляет более 70% годового плана.
Ввели в эксплуатацию 37 объектов социального назначения: 14 детских садов, шесть школ и блоков начальных классов, пять объектов лечебно-оздоровительного назначения, девять спортивных сооружений и три объекта культуры и досуга.
При этом значительная часть недвижимости – две трети – возведена силами инвесторов, что демонстрирует высокую инвестиционную привлекательность столичного рынка и хороший деловой климат в градостроительной сфере города. Радуют и показатели ввода коммерческой недвижимости, где формируются рабочие места.
За семь месяцев в столице ввели в эксплуатацию 45 зданий и сооружений: семь торгово-бытовых объектов, семь –коммунально-складских, восемь – промышленно-производственных, семь – административно-деловых, 11 – жилищно-коммунальных, а также пять гостиниц и апарт-отелей.
– Какие объекты медицины построены в этом году и что еще планируется? Будет ли скорректирована программа модернизации инфраструктуры здравоохранения ввиду непростой экономической ситуации?
– Данная программа, самая масштабная в сфере здравоохранения за всю историю города, будет выполнена в полном объеме. Для этого есть все необходимое: и финансы, предусмотренные Адресной инвестиционной программой города Москвы, формирующейся заблаговременно – на три года вперед, и достаточное количество специалистов, рабочих, техники, и самое современное оборудование. Более того, мы рассчитываем, что этот год станет рекордным по количеству введенных объектов здравоохранения.
С января в Москве уже сданы в эксплуатацию родильный дом на 130 коек, детско-взрослая поликлиника с женской консультацией в Коммунарке, медицинский корпус ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, новые корпуса НИИ трансплантологии и искусственных органов, реконструирован корпус Института хирургии имени Вишневского.
Выдано четыре разрешения на строительство поликлиник в районах Дмитровский, Даниловский, Молжаниновский и Проспект Вернадского, которые в общей сложности смогут принимать более 2 тыс. пациентов в смену.
Хочу подчеркнуть, что все поликлиники проектируются по новым московским стандартам. В них предусмотрено создание безбарьерной среды, отделений для приема профильных специалистов, просторные вестибюли, где потоки посетителей будут разделены для повышения скорости и безопасности оказания медицинской помощи.
В этом году силами Стройкомплекса Москвы только за счет бюджета города планируется ввести 23 объекта здравоохранения. В их числе – 15 поликлиник, строящихся в разных районах, консультативно-диагностический центр с поликлиникой на 750 посещений в смену на территории ГКБ No 64, патологоанатомический корпус ГКБ N 13, подстанция скорой помощи в Щербинке, а также пять крупных комплексов: лечебно-диагностический комплекс Центра имени Логинова, инфекционный комплекс на территории ИКБ N 1, детский корпус больницы в Коммунарке и скоропомощные стационарные комплексы на территории НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и ГКБ имени С.П. Боткина.
– Вы упомянули один из важнейших объектов, который возводится на территории больницы имени Логинова в районе Перово на востоке столицы. Расскажите подробнее о нем и планах по вводу в эксплуатацию.
– Это будет современный лечебно-диагностический корпус, экспертный многопрофильный центр, охватывающий актуальные направления медицины, в первую очередь – онкологии. Площадь здания составляет свыше 75 тыс. кв. метров.
Новый корпус рассчитан на 570 коек, включая места круглосуточного стационара, койки реанимации и интенсивной терапии, места дневного и химиотерапевтического ста ционара. Благодаря оснащению комплекса современным оборудованием будут расширены возможности проведения операций и лучевой терапии.
Строительная готовность лечебно-диагностического корпуса оценивается как высокая. В нем началась приемка помещений центрального стерилизационного отделения и водоподготовки, продолжаются активные работы по отделке помещений, приступили к установке медицинского оборудования. Начался монтаж светопрозрачных конструкций переходной галереи.
Большое внимание уделено созданию на территории больницы благоустроенной парковой зоны. Всего будет обустроено три парка: Теневой и Регулярный, которые разместятся вдоль шоссе Энтузиастов и станут естественным буфером от дорожного шума и пыли, а третий будет выполнен в стиле ампир, он напомнит атмосферу парков культуры и отдыха 1940–1950 годов.
Работы по благоустройству уже стартовали: началась высадка хвойных деревьев. Всего планируется высадить 56 хвойных деревьев, четыре яблони и 16 лип.
– Андрей Юрьевич, в Москве полным ходом идет реализация программы реновации жилья. Можете подвести краткие итоги? Сколько москвичей уже переехали в новостройки?
– Программа набрала очень хороший темп. Уже сдано в эксплуатацию свыше 200 новостроек, из которых большая часть передана под заселение. Более 400 домов строятся и проектируются. Процесс переселения охватил 88,5 тыс. москвичей из 522 хрущевок, из них 66,6 тыс. человек уже справили новоселье. С помощью технологии «умного сноса» демонтировано более сотни старых домов, на месте которых возведут современные новостройки, куда переедут следующие участники программы реновации.
Хочу напомнить, что Мэр Москвы поставил задачу по возможности ускорить реализацию этой важнейшей программы социальной направленности, поскольку для многих москвичей это единственный доступный способ улучшить жилищные условия.
К тому же в нынешних реалиях затягивание сроков строительства – один из ключевых рисков: чем длиннее перспектива реализации проекта, тем сложнее просчитать влияние на него экономических факторов, понять, будет ли обеспечен необходимый объем ресурсов, материалов и техники.
– Как удается не сбавлять темпы транспортного строительства и какие проекты в приоритете?
– Главный инструмент, позволяющий системно, планово развивать город, реализовывать ключевые для Москвы и москвичей проекты, – Адресная инвестиционная программа (АИП), формирующаяся не на год, а на три. Соответственно закладывается и финансирование. И нынешняя АИП на 2022–2024 годы сохраняет преемственность предыдущих программ. А это значит, что на строительство транспортной инфраструктуры выделяется 70% всех средств.
Приоритетный проект сейчас – завершение строительства Большого кольца метро, которое охватит 26 районов, более 1,8 млн человек получат метро в шаговом доступе
На БКЛ будет 32 пересадки на радиальные ветки метро, Московские центральные диаметры и другие железнодорожные ветки. Люди станут экономить в поездках по городу в среднем полчаса. БКЛ даст мощный импульс развитию прилегающих территорий, куда приходят инвестиции, где строится жилье, социальная инфраструктура, создаются рабочие места.
– В какой стадии находятся работы по строительству оставшихся участков БКЛ?
– Из запланированных 31 станции осталось завершить работы на девяти: семи новых, входящих в состав северо-восточного и восточного участков БКЛ, и двух реконструируемых – «Каширской» и «Варшавской» на юге кольца, которые откроются в составе восточного участка.
Активно строятся четыре станции восточного участка: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». На них уже подана электроэнергия, начались пусконаладочные работы на тяговых понизительных подстанциях.
Запуск подстанций позволил приступить к пусконаладке эскалаторов на станциях «Нагатинский Затон» и «Текстильщики». В ближайшее время начнется пусконаладка эскалаторов и на двух других станциях. Кроме того, продолжаются работы по архитектурной отделке пассажирских зон и монтажу инженерных систем. Каждая станция будет обладать уникальным дизайном и станет не только нужным транспортным объектом, но и украшением столичной подземки.
Работы на трех станциях северо-восточного участка: «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники» уже на финальном этапе. Везде ведется отделка пассажирских зон, монтируются инженерные системы.
– Какие еще линии и станции получат москвичи в ближайшие годы?
– Помимо нашего флагманского проекта БКЛ мы активно ведем работы и на радиальных линиях. Сокольническая линия продлевается в Новую Москву еще на одну станцию – это «Потапово».
Солнцевская ветка придет в аэропорт Внуково: на участке от «Рассказовки» до «Внуково» будет еще одна станция – «Пыхтино», которая строится в шаговой доступности от крупного жилого комплекса. В целом участок от «Рассказовки» до «Внуково» готов уже более чем наполовину. Все работы планируем завершить в 2023 году.
Масштабные работы развернуты и на продлеваемом северном отрезке Люблинско-Дмитровской ветки: от «Селигерской» до «Физтеха». Он улучшит транспортное обслуживание около полумиллиона москвичей, проживающих и работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, а также в подмосковном Долгопрудном. Завершить строительство трех станций и подготовить их к вводу в эксплуатацию мы намерены до конца 2023 года.
Активно строится Троицкая линия метро, которая фактически станет дублером южных участков Сокольнической и Калужско-Рижской линий, она протянется через ряд районов Новой Москвы и дойдет до Троицка. Первым этапом строится участок от «Новаторской» до «Бачуринской».
Приступили и к работам на центральном участке ветки, где будет четыре станции: «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
На «Вавиловской» уже сооружаются основные конструкции, приступаем к монолитным работам. На «Крымской» готовится стройплощадка, на «Академической» специалисты заняты разработкой грунта котлована, станция «ЗИЛ» – в стадии подготовки проектной документации.
Последним этапом станут работы на участке от «Коммунарки» до «Троицка», где будет шесть станций. Строительство планируем завершить в 2027 году. Длина этой ветки составит порядка 40 км. Таким образом, она станет одной из самых протяженных в Московском метрополитене. Как только она придет в Троицк, жители этого наукограда смогут добираться до центра города в два с половиной раза быстрее, чем сейчас.
Также мы начали строительные работы новой Рублёво-Архангельской линии, скоро приступим к сооружению еще одной – Бирюлёвской – на юге города. Словом, метро продолжает расширяться, охватывая еще больше столичных районов.
– Какие планы у города в сфере дорожно-транспортного строительства на ближайшие годы?
– Темпы дорожно-транспортного строительства в Москве по-прежнему одни из самых высоких в мире: за 11 лет в городе ввели более 1100 км дорог, свыше 330 транспортных сооружений – тоннелей, мостов, эстакад, что позволило увеличить протяженность улично-дорожной сети столицы на 20%.
Сбавлять темпы работ мы не намерены. До конца 2024 года планируем построить 249 км дорог, более 80 мостов, тоннелей, эстакад и 46 пешеходных переходов.
Для решения этих задач у нас достаточно средств и ресурсов, несмотря на прошедшую пандемию коронавируса и введенные международные экономические санкции.
Проблем с финансированием нет, со специалистами тоже: на транспортных стройках у нас занято более 20 тыс. человек. Причем в зависимости от выполнения поставленных задач рабочие переводятся с одного объекта на другой.
Поэтому острого дефицита нет, и при необходимости подрядчики могут дополнительно мобилизовать рабочих. Основные усилия сейчас концентрируем на завершении нашего ключевого проекта – московского скоростного диаметра, состоящего из двух хорд: Северо-Восточной и Юго-Восточной. Открытие движения по скоростной трассе разгрузит крупные дорожные магистрали, повысит связность 44 районов, где проживает пять млн человек. Освободятся МКАД, ТТК и другие магистрали.
Еще одна задача на ближайший период – завершить строительство Южной рокады и четырех развязок на МКАД. Все работы должны закончить в 2023–2024 годах. Основная задача этого года – завершить строительство Северо-Восточной хорды в пределах МКАД.
Среди других объектов, которые планируем ввести в этом году, – развязка на пересечении МКАД с Осташковским шоссе, реконструируемый Старо-Рублёвский путепровод и путепровод через железнодорожные пути МЦД-1 на улице Барклая.
– Есть ли в дальнейшем необходимость строить в городе метро и дороги так же интенсивно, как в последние 11 лет? На какие тренды ориентируетесь в перспективе?
– Основные задачи инфраструктурного строительства в ближайшие три-четыре года в Москве будут решены. И необходимости и дальше строить метро и дороги такими высокими темпами, на мой взгляд, не будет. За 11 лет мы совершили огромный рывок, фактически нагнали отставание,
которое было сформировано за 30–40 лет в транспортной инфраструктуре города. Нет смысла просто строить метро ради метро или дороги ради дорог.
В перспективе мы более тонко будем подходить к «настройке» городского пространства с точки зрения создания инфраструктуры для рабочих мест, причем высокодоходных, для привлечения новых инвестиций. Это уже не чисто строительная работа, а градостроительно-экономическая модель развития мегаполиса. Готовых моделей как таковых в мире нет. Каждый мегаполис должен идти своим путем. И Москва тоже. Уже сейчас готовим почву для работы на ближайшие 10–20 лет. За 11 лет сделано очень много, но еще больше предстоит сделать.
















