Не сбавляя темп

Темы в материале:

Градостроительная политика

Как строительная отрасль города защищена от санкций и зависит ли она от иностранных материалов? Зачем Москве скоростной диаметр? О завершении проекта Большой кольцевой линии (БКЛ) метро и развитии радиальных линий подземки, уникальных объектах медицины и векторе развития на последующие годы – в традиционном интервью ко Дню строителя рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Андрей Юрьевич, как в условиях санкций и новых экономических реалий чувствует себя строительная отрасль Москвы? Какие меры предпринял город, чтобы поддержать стройку?

– Стройкомплекс Москвы обладает запасом прочности на несколько лет, мы выполняли свои обязательства перед городом и в кризисы прошлых лет, и успешно преодолели трудности, вызванные пандемией коронавируса. Мы не только не сбавили темпы и объемы работ, но и нарастили их.

В принципе, мы готовы к любым сценариям. При этом москвичи могут быть уверены: Стройкомплекс столицы выполнит все обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию ключевых объектов в полном объеме и в срок. Более того, мы планируем ускорить реализацию некоторых проектов – таких как завершение строительства Большого кольца метро, других транспортных объектов, а также объектов социального назначения и жилых домов по программе реновации.

Вопрос-ответ
Реновация жилья в Москве
Реновация жилья в Москве

Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир. 

Это не просто снос ветхого жилищного фонда, но и переселение москвичей в новые дома, в квартиры с качественной отделкой.

Жители переезжают в новостройки в том же районе, за исключением ТиНАО и ЗелАО, где переселение ведется в пределах округов. За дополнительную плату можно получить квартиру большей площади. 

В программу включено 5176 домов. Список стартовых площадок состоит из 837 адресов.

Назад

Переселение проходит в три этапа (в зависимости от хода работ сроки могут меняться):

  • 1 этап – 2020-2024;
  • 2 этап – 2025-2028;
  • 3 этап – 2029-2032. 

 

Назад

Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Некоторые участки под застройку предлагают сами жители. 

Жилье по реновации возводят как на специально подобранных территориях и на месте сноса ранее расселенных домов, так и на участках, реорганизуемых по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Назад

Размеры жилых комнат – не меньше, чем в старых домах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона, как правило, больше.

В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.

Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту,  включает:

  •  деревянные межкомнатные двери в спальню, гостиную и кухню;
  •  металлическую входную дверь;
  •  деревянные окна (или из ПВХ) с москитной сеткой;
  •  отделку стен комнат, кухни, прихожей и коридора обоями под покраску;
  •  покраску потолков латексными акриловыми красками;
  •  полы из ламината со звукоизоляционной подложкой в жилых комнатах и прихожей, на кухне - керамогранит или ламинат;
  •  напольный ПВХ плинтус с кабель-каналом;
  •  на кухне – «фартук» во всю длину рабочей зоны, раковину из нержавеющей стали;
  •  люстры и розетки в комнатах, кухне, коридоре, санузлах;
  •  в санузлах подвесной потолок, керамическую плитку, белую стальную ванну, белую керамическую сантехнику (раковину и унитаз), полотенцесушитель, водостойкий светильник;
  •  застекленный балкон.

Назад

Дворы превращаются в удобные для жизни пространства с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.

В прогулочных зонах устанавливают фонари, лавочки и урны, разбивают клумбы, высаживают деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.

На детских площадках для безопасности укладывают резиновое покрытие, устанавливают игровые комплексы, качели, песочницы, горки, лабиринты.

В спортивных зонах размещают гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.

Назад

Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:

  • консультирует граждан по вопросам программы реновации;
  • организует тематические приемы жителей, проводимые совместно с органами исполнительной власти города Москвы и Фондом реновации;
  • отвечает на вопросы горожан по телефону горячей линии;
  • проводит независимую проверку проблемных ситуаций и вопросов в рамках общественного контроля;
  • оказывает поддержку гражданам по вопросам реализации программы  при взаимодействии с органами исполнительной власти Москвы.

Прием граждан ведется по адресу: Лихов пер., д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи.  

Телефон для записи на прием: +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).

Телефон горячей линии: +7 (495) 548-20-80, 09:00 - 20:00, пн-пт, без перерыва.

E-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru

Назад

Что касается мер поддержки отрасли, поддержки застройщиков, то по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина принят ряд важных решений, которые помогают девелоперам уверенно чувствовать себя на рынке и продолжать реализовывать свои проекты. Это упрощение разработки и согласования градостроительной документации, предоставления земельных участков, находящихся в городской собственности, а также сохранение на год текущих ставок арендной платы за участки для строительства.

Кроме того, город поддержал застройщиков, пользующихся рассрочкой по внесению земельных платежей. Плату за ее предоставление уменьшили с 20–23 до 9,5%, и за незначительные нарушения сроков строительства застройщик не будет оштрафован, если он добросовестно выполняет обязательства.

Еще одна мера поддержки связана со стоимостью банковских гарантий: теперь собственники, меняющие вид разрешенного использования земельных участков для строительства, могут давать личное поручительство об исполнении принятых обязательств, и тогда срок предоставления банковской гарантии будет перенесен на шесть месяцев.

Компенсируются и затраты подрядчиков на получение банковской гарантии при заключении контрактов на строительство по городскому заказу, в частности – по программе реновации. Принятые меры способствуют стабилизации финансового положения застройщиков, организаций малого и среднего бизнеса, дают им возможность без риска начинать проекты, направленные на комплексное развитие города.

– Не испытывает ли Стройкомплекс проблем со стройматериалами, оборудованием и комплектующими в связи с введением внешнего эмбарго на поставки?

– Во-первых, стройка – в отличие от некоторых других секторов экономики – одна из самых «домашних» отраслей: более 95% всего, что нам нужно, производится в России.

Кирпич, бетон, газобетон, арматура, металл, фанера, песок, цемент, пластик, кровля, окна и двери – все отечественное. Во-вторых, мы еще на фоне санкций 2014 года развернули масштабную программу импортозамещения и сегодня почти независимы от поставок из-за рубежа.

Скажу больше: уже и российские отделочные материалы, плитка и керамогранит успешно конкурируют с турецкими и даже итальянскими аналогами. Так что нынешние санкции нас не застали врасплох.

Полностью обеспечены предприятиями России и Беларуси потребности по транспорту и оборудованию, на российских заводах выпускается необходимая техника. Монтажные и демонтажные стенды, диагностические и измерительные комплексы контроля разных параметров узлов и агрегатов, ранее завозимые из стран ЕС, тоже замещены отечественными аналогами.

Лифты для оснащения новостроек наряду со Щербинским лифтостроительным заводом выпускают еще три московских предприятия. Производство вентиляционного оборудования любой сложности освоила российская компания «Галвент», а «Москабельмет» производит силовые кабели с термостойкой изоляцией из отечественных материалов: его продукцию мы используем при строительстве метро.

Так что наши стройплощадки полностью всем обеспечены. К тому же мы заключаем длительные контракты с поставщиками сразу на большие партии продукции, что дешевле, чем периодически докупать тот или иной товар.

– В метростроении тоже удалось полностью перейти на все отечественное?

– Доля импорта в метростроении составляет сегодня 3%. В первую очередь это тоннелепроходческие щиты. Впрочем, работают они в московской подземке давно, закуплены, поставлены и собраны еще задолго до ввода санкций. Так что мы полностью ими обеспечены. Все вопросы, связанные с программным обеспечением и запчастями, также решены.

Все остальное у нас отечественное. Например, чугунные тюбинги, использующиеся для обделки тоннелей, давно поставляются из российских регионов. Эскалаторы, устанавливающиеся на станциях, также производят в нашей стране.

Вопрос-ответ
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель. 

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. 

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.

А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.

Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.

Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.

Назад

Нашлись и российские аналоги водонепроницаемой высокопрочной обделке для тоннелей глубокого заложения, сооружаемых зарубежными тоннелепроходческими щитами, которую ранее закупали в Германии и Канаде. Теперь ее изготавливают на российских заводах по документации научно-исследовательского центра «Тоннели и метрополитены» АО ЦНИИС.

С этого года на отечественные материалы ориентируемся и при разработке архитектурных решений и вариантов отделки станций. Внедряем и отечественные программные продукты. Зависимость от импорта, если говорить не только о метростроении, а в целом по отрасли, в большей степени наблюдается в сегменте инженерного и технологического оснащения.

Системы микроэлектроники и автоматизации пока не являются сильной стороной российской промышленности, поэтому сейчас мы переориентируемся на альтернативных поставщиков из азиатских стран: перестраиваем логистические цепочки, меняем технические решения. И работаем над тем, чтобы стимулировать создание таких разработок у нас в стране.

– Как обстоят дела с вводом недвижимости с начала года? Не сбавили строители темпов работ?

– Несмотря на непростую обстановку последних месяцев, московские строители не только не снизили темпов работ, но и нарастили их. С января по июль почти на 70% выполнен годовой план по вводу недвижимости: в эксплуатацию сдано 6,3 млн кв. метров, в том числе 3,5 млн «квадратов» жилья, что также составляет более 70% годового плана.

Ввели в эксплуатацию 37 объектов социального назначения: 14 детских садов, шесть школ и блоков начальных классов, пять объектов лечебно-оздоровительного назначения, девять спортивных сооружений и три объекта культуры и досуга.

При этом значительная часть недвижимости – две трети – возведена силами инвесторов, что демонстрирует высокую инвестиционную привлекательность столичного рынка и хороший деловой климат в градостроительной сфере города. Радуют и показатели ввода коммерческой недвижимости, где формируются рабочие места.

За семь месяцев в столице ввели в эксплуатацию 45 зданий и сооружений: семь торгово-бытовых объектов, семь –коммунально-складских, восемь – промышленно-производственных, семь – административно-деловых, 11 – жилищно-коммунальных, а также пять гостиниц и апарт-отелей.

– Какие объекты медицины построены в этом году и что еще планируется? Будет ли скорректирована программа модернизации инфраструктуры здравоохранения ввиду непростой экономической ситуации?

– Данная программа, самая масштабная в сфере здравоохранения за всю историю города, будет выполнена в полном объеме. Для этого есть все необходимое: и финансы, предусмотренные Адресной инвестиционной программой города Москвы, формирующейся заблаговременно – на три года вперед, и достаточное количество специалистов, рабочих, техники, и самое современное оборудование. Более того, мы рассчитываем, что этот год станет рекордным по количеству введенных объектов здравоохранения.

Вопрос-ответ
Адресная инвестиционная программа
Адресная инвестиционная программа

Адресная инвестиционная программа (АИП) определяет, какие объекты построят в Москве за счет бюджета города.

С помощью АИП распределяются расходы столичного бюджета на финансирование мероприятий государственных программ на очередной финансовый год и плановый трехлетний период.

Назад

АИП сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные в 2011 году. В трехлетний период 2024-2026 годов планируется построить и ввести свыше 760 городских объектов с учетом возведения домов по реновации.

Финансирование АИП в 2024-2026 годах запланировано в объеме 2,73 трлн рублей, в том числе: 2024 год – 903,4 млрд рублей, 2025 год – 931,8 млрд рублей, 2026 год – 895,2 млрд рублей.

Назад

Развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом Адресной инвестиционной программы как по объему затрачиваемых средств, так и по ожидаемым результатам.

В 2024-2026 годах планируется ввести 35 км линий, 17 станций и одно электродепо метрополитена. Будут построены первые участки Троицкой и Рублёво-Архангельской линий, развернется создание Бирюлёвской ветки.

В этот период планируется ввести 265,5 км дорог, 71 искусственное сооружение (мостов, тоннелей, эстакад) и 50 пешеходных переходов.

Завершится формирование Московского скоростного диаметра. Также среди знаковых объектов: пешеходные мосты через Нагатинский затон и в районе Сити, велопешеходный мост через Яузу, участок набережной Москвы-реки в Нагатинской пойме, Карамышевская набережная.

Назад

В 2024-2026 годах намечено завершить строительство более 307 новых социальных учреждений и объектов обеспечения безопасности граждан, среди них: 166 детских садов и школ, 26 объектов здравоохранения, 35 объектов культуры и парков, 47 спортивных сооружений.

Среди них:

  • многопрофильный лечебный комплекс Детской городской клинической больницы св. Владимира;
  • спорткомплекс на улице Москворечье;
  • корпуса нового кампуса МГТУ им. Баумана.

Будет проведена реконструкция Дворца спорта «Лужники» и кинотеатра «Полярный», реставрация нескольких исторических павильонов ВДНХ. Завершится строительство Национального космического центра.

Назад

​Для реализации городских жилищных программ в 2024-2026 годах планируется построить 6,5 млн кв. метров жилья, в том числе по реновации.

Наряду со строительством жилья, в кварталах реновации будет продолжено возведение социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новоселов будет создаваться комфортная городская среда, включающая благоустроенные зеленые дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный общественный транспорт.

Назад

С января в Москве уже сданы в эксплуатацию родильный дом на 130 коек, детско-взрослая поликлиника с женской консультацией в Коммунарке, медицинский корпус ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, новые корпуса НИИ трансплантологии и искусственных органов, реконструирован корпус Института хирургии имени Вишневского.

Выдано четыре разрешения на строительство поликлиник в районах Дмитровский, Даниловский, Молжаниновский и Проспект Вернадского, которые в общей сложности смогут принимать более 2 тыс. пациентов в смену.

Хочу подчеркнуть, что все поликлиники проектируются по новым московским стандартам. В них предусмотрено создание безбарьерной среды, отделений для приема профильных специалистов, просторные вестибюли, где потоки посетителей будут разделены для повышения скорости и безопасности оказания медицинской помощи.

В этом году силами Стройкомплекса Москвы только за счет бюджета города планируется ввести 23 объекта здравоохранения. В их числе – 15 поликлиник, строящихся в разных районах, консультативно-диагностический центр с поликлиникой на 750 посещений в смену на территории ГКБ No 64, патологоанатомический корпус ГКБ N 13, подстанция скорой помощи в Щербинке, а также пять крупных комплексов: лечебно-диагностический комплекс Центра имени Логинова, инфекционный комплекс на территории ИКБ N 1, детский корпус больницы в Коммунарке и скоропомощные стационарные комплексы на территории НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и ГКБ имени С.П. Боткина.

– Вы упомянули один из важнейших объектов, который возводится на территории больницы имени Логинова в районе Перово на востоке столицы. Расскажите подробнее о нем и планах по вводу в эксплуатацию.

– Это будет современный лечебно-диагностический корпус, экспертный многопрофильный центр, охватывающий актуальные направления медицины, в первую очередь – онкологии. Площадь здания составляет свыше 75 тыс. кв. метров.

Новый корпус рассчитан на 570 коек, включая места круглосуточного стационара, койки реанимации и интенсивной терапии, места дневного и химиотерапевтического ста ционара. Благодаря оснащению комплекса современным оборудованием будут расширены возможности проведения операций и лучевой терапии.

Строительная готовность лечебно-диагностического корпуса оценивается как высокая. В нем началась приемка помещений центрального стерилизационного отделения и водоподготовки, продолжаются активные работы по отделке помещений, приступили к установке медицинского оборудования. Начался монтаж светопрозрачных конструкций переходной галереи.

Большое внимание уделено созданию на территории больницы благоустроенной парковой зоны. Всего будет обустроено три парка: Теневой и Регулярный, которые разместятся вдоль шоссе Энтузиастов и станут естественным буфером от дорожного шума и пыли, а третий будет выполнен в стиле ампир, он напомнит атмосферу парков культуры и отдыха 1940–1950 годов.

Работы по благоустройству уже стартовали: началась высадка хвойных деревьев. Всего планируется высадить 56 хвойных деревьев, четыре яблони и 16 лип.

– Андрей Юрьевич, в Москве полным ходом идет реализация программы реновации жилья. Можете подвести краткие итоги? Сколько москвичей уже переехали в новостройки?

– Программа набрала очень хороший темп. Уже сдано в эксплуатацию свыше 200 новостроек, из которых большая часть передана под заселение. Более 400 домов строятся и проектируются. Процесс переселения охватил 88,5 тыс. москвичей из 522 хрущевок, из них 66,6 тыс. человек уже справили новоселье. С помощью технологии «умного сноса» демонтировано более сотни старых домов, на месте которых возведут современные новостройки, куда переедут следующие участники программы реновации.

Хочу напомнить, что Мэр Москвы поставил задачу по возможности ускорить реализацию этой важнейшей программы социальной направленности, поскольку для многих москвичей это единственный доступный способ улучшить жилищные условия.

К тому же в нынешних реалиях затягивание сроков строительства – один из ключевых рисков: чем длиннее перспектива реализации проекта, тем сложнее просчитать влияние на него экономических факторов, понять, будет ли обеспечен необходимый объем ресурсов, материалов и техники.

– Как удается не сбавлять темпы транспортного строительства и какие проекты в приоритете?

– Главный инструмент, позволяющий системно, планово развивать город, реализовывать ключевые для Москвы и москвичей проекты, – Адресная инвестиционная программа (АИП), формирующаяся не на год, а на три. Соответственно закладывается и финансирование. И нынешняя АИП на 2022–2024 годы сохраняет преемственность предыдущих программ. А это значит, что на строительство транспортной инфраструктуры выделяется 70% всех средств.

Приоритетный проект сейчас – завершение строительства Большого кольца метро, которое охватит 26 районов, более 1,8 млн человек получат метро в шаговом доступе.

 

На БКЛ будет 32 пересадки на радиальные ветки метро, Московские центральные диаметры и другие железнодорожные ветки. Люди станут экономить в поездках по городу в среднем полчаса. БКЛ даст мощный импульс развитию прилегающих территорий, куда приходят инвестиции, где строится жилье, социальная инфраструктура, создаются рабочие места.

– В какой стадии находятся работы по строительству оставшихся участков БКЛ?

– Из запланированных 31 станции осталось завершить работы на девяти: семи новых, входящих в состав северо-восточного и восточного участков БКЛ, и двух реконструируемых – «Каширской» и «Варшавской» на юге кольца, которые откроются в составе восточного участка.

Активно строятся четыре станции восточного участка: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». На них уже подана электроэнергия, начались пусконаладочные работы на тяговых понизительных подстанциях.

Запуск подстанций позволил приступить к пусконаладке эскалаторов на станциях «Нагатинский Затон» и «Текстильщики». В ближайшее время начнется пусконаладка эскалаторов и на двух других станциях. Кроме того, продолжаются работы по архитектурной отделке пассажирских зон и монтажу инженерных систем. Каждая станция будет обладать уникальным дизайном и станет не только нужным транспортным объектом, но и украшением столичной подземки.

Работы на трех станциях северо-восточного участка: «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники» уже на финальном этапе. Везде ведется отделка пассажирских зон, монтируются инженерные системы.

– Какие еще линии и станции получат москвичи в ближайшие годы?

– Помимо нашего флагманского проекта БКЛ мы активно ведем работы и на радиальных линиях. Сокольническая линия продлевается в Новую Москву еще на одну станцию – это «Потапово».

Солнцевская ветка придет в аэропорт Внуково: на участке от «Рассказовки» до «Внуково» будет еще одна станция – «Пыхтино», которая строится в шаговой доступности от крупного жилого комплекса. В целом участок от «Рассказовки» до «Внуково» готов уже более чем наполовину. Все работы планируем завершить в 2023 году.

Масштабные работы развернуты и на продлеваемом северном отрезке Люблинско-Дмитровской ветки: от «Селигерской» до «Физтеха». Он улучшит транспортное обслуживание около полумиллиона москвичей, проживающих и работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, а также в подмосковном Долгопрудном. Завершить строительство трех станций и подготовить их к вводу в эксплуатацию мы намерены до конца 2023 года.

Активно строится Троицкая линия метро, которая фактически станет дублером южных участков Сокольнической и Калужско-Рижской линий, она протянется через ряд районов Новой Москвы и дойдет до Троицка. Первым этапом строится участок от «Новаторской» до «Бачуринской».

Вопрос-ответ
Троицкая линия метро
Троицкая линия метро

В столице строится новая радиальная линия – Троицкая. На ней будет 17 станций, а ее длина составит более 43 км. Ветка пройдет от станции ЗИЛ МЦК и дойдет до Троицка. Это будет самый протяженный радиус московского метро и самый большой за МКАД.

Станции «ЗИЛ» и «Крымская» являются пересадочными на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую.

На станции «Новомосковская» организован пересадочный узел с Сокольнической веткой.

В перспективе на станции «ЗИЛ» планируется организовать пересадку на Бирюлёвскую линию метро.

 

Назад

Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро. 

Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская». 

В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».

Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.

Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».

Назад

Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.

Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.

Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.

 

Назад

Приступили и к работам на центральном участке ветки, где будет четыре станции: «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».

На «Вавиловской» уже сооружаются основные конструкции, приступаем к монолитным работам. На «Крымской» готовится стройплощадка, на «Академической» специалисты заняты разработкой грунта котлована, станция «ЗИЛ» – в стадии подготовки проектной документации.

Последним этапом станут работы на участке от «Коммунарки» до «Троицка», где будет шесть станций. Строительство планируем завершить в 2027 году. Длина этой ветки составит порядка 40 км. Таким образом, она станет одной из самых протяженных в Московском метрополитене. Как только она придет в Троицк, жители этого наукограда смогут добираться до центра города в два с половиной раза быстрее, чем сейчас.

Также мы начали строительные работы новой Рублёво-Архангельской линии, скоро приступим к сооружению еще одной – Бирюлёвской – на юге города. Словом, метро продолжает расширяться, охватывая еще больше столичных районов.

Вопрос-ответ
Рублёво-Архангельская линия метро
Рублёво-Архангельская линия метро

Рублёво-Архангельская линия метро длиной 27,6 км с 12 станциями протянется от Московского международного делового центра  «Москва-Сити» до Рублёво-Архангельского за МКАД и далее в Красногорск.

Линия свяжет деловые кварталы: ММДЦ «Москва-Сити» и «СберСити» в новом микрорайоне Рублёво-Архангельское. На конечной станции «Деловой центр» пассажиры графитовой ветки смогут пользоваться инфраструктурой Москвы-Сити – одного из крупнейших транспортных хабов города.

На новой ветке будут организуют на Московское центральное кольцо, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро.

Назад

Первые две станции графитовой ветки – «Деловой центр» и «Шелепиха» – открылись в 2018 году в составе БКЛ. Сейчас их временно закрыли для интеграции с Рублёво-Архангельской линией.

В 2021-м стартовали первый и второй этапы строительства новой ветки от «Шелепихи» до «Липовой Рощи». Длина участка составит 12,7 км, на нем появится шесть станций:

  • «Звенигородская» – возле пересечения ул. Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
  • «Народное Ополчение» (пересадочная на одноименную станцию БКЛ) – вдоль ул. Демьяна Бедного на пересечении с просп. Маршала Жукова;
  • «Бульвар Генерала Карбышева» – вдоль ул. Маршала Тухачевского на пересечении с б-р. Генерала Карбышева;
  • «Серебряный Бор» – вдоль ул. Паршина рядом с пересечением с ул. Живописная;
  • «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – вдоль Строгинского бульвара;
  • «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и участком жилой и общественной застройки «Спутник».

В 2024-2025 годах стартовало строительство третьего пускового комплекса от станции «Липовая Роща» до «Ильинской» длиной 6 км. Здесь появятся две станции:

  • «Рублёво-Архангельское» – на территории одноименного микрорайона в районе Кунцево между Проектируемыми проездами № 7120 и № 7101;
  • «Ильинская» – в районе Кунцево между Ильинским шоссе и 23-м км Новорижского шоссе.

Также планируется продление линии в Красногорск с двумя станциями с рабочими названиями «Красногорск» и «Изумрудные холмы».

На начальном этапе линию будет обслуживать электродепо «Солнцево», в планах – создание депо «Ильинское».

Назад

По прогнозам, в первые годы работы веткой смогут пользоваться порядка 170 тыс. человек в сутки, а в перспективе – до 250 тыс. 

Открытие новой ветки метро улучшит транспортное обслуживание около 1 млн (нынешних и будущих) жителей семи районов Москвы: Пресненский, Дорогомилово, Филёвский Парк, Щукино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники и Кунцево, в том числе возводимых кварталов по реновации и территорий комплексной застройки.

Улучшится транспортная ситуация и более чем для 200 тыс. жителей Московской области. На предприятиях, расположенных на прилегающих к новой линии территориях, к 2031 году будет насчитываться около 850 тыс. мест приложения труда, в том числе – 300 тыс. новых.

Москвичи и гости столицы получат новые варианты поездок по городу с удобными пересадками на БКЛ, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую линии метро и МЦК.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/stantsiia-narodnoie-opolchieniie-ghotova-bolieie-chiem-na-60-kak-stroiat-piervyi-uchastok-rubliovo-arkhanghiel-skoi-linii-mietro?from=cl

Назад

– Какие планы у города в сфере дорожно-транспортного строительства на ближайшие годы?

– Темпы дорожно-транспортного строительства в Москве по-прежнему одни из самых высоких в мире: за 11 лет в городе ввели более 1100 км дорог, свыше 330 транспортных сооружений – тоннелей, мостов, эстакад, что позволило увеличить протяженность улично-дорожной сети столицы на 20%.

Сбавлять темпы работ мы не намерены. До конца 2024 года планируем построить 249 км дорог, более 80 мостов, тоннелей, эстакад и 46 пешеходных переходов.

Для решения этих задач у нас достаточно средств и ресурсов, несмотря на прошедшую пандемию коронавируса и введенные международные экономические санкции.

Проблем с финансированием нет, со специалистами тоже: на транспортных стройках у нас занято более 20 тыс. человек. Причем в зависимости от выполнения поставленных задач рабочие переводятся с одного объекта на другой.

Поэтому острого дефицита нет, и при необходимости подрядчики могут дополнительно мобилизовать рабочих. Основные усилия сейчас концентрируем на завершении нашего ключевого проекта – московского скоростного диаметра, состоящего из двух хорд: Северо-Восточной и Юго-Восточной. Открытие движения по скоростной трассе разгрузит крупные дорожные магистрали, повысит связность 44 районов, где проживает пять млн человек. Освободятся МКАД, ТТК и другие магистрали.

Еще одна задача на ближайший период – завершить строительство Южной рокады и четырех развязок на МКАД. Все работы должны закончить в 2023–2024 годах. Основная задача этого года – завершить строительство Северо-Восточной хорды в пределах МКАД.

Среди других объектов, которые планируем ввести в этом году, – развязка на пересечении МКАД с Осташковским шоссе, реконструируемый Старо-Рублёвский путепровод и путепровод через железнодорожные пути МЦД-1 на улице Барклая.

Вопрос-ответ
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Московские центральные диаметры: «наземное» метро

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). 

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
  • плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
  • «теплые» поручни;
  • системы обеззараживания воздуха;
  • предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
  • адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.

МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». 

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.     

Назад

– Есть ли в дальнейшем необходимость строить в городе метро и дороги так же интенсивно, как в последние 11 лет? На какие тренды ориентируетесь в перспективе?

– Основные задачи инфраструктурного строительства в ближайшие три-четыре года в Москве будут решены. И необходимости и дальше строить метро и дороги такими высокими темпами, на мой взгляд, не будет. За 11 лет мы совершили огромный рывок, фактически нагнали отставание,

которое было сформировано за 30–40 лет в транспортной инфраструктуре города. Нет смысла просто строить метро ради метро или дороги ради дорог.

В перспективе мы более тонко будем подходить к «настройке» городского пространства с точки зрения создания инфраструктуры для рабочих мест, причем высокодоходных, для привлечения новых инвестиций. Это уже не чисто строительная работа, а градостроительно-экономическая модель развития мегаполиса. Готовых моделей как таковых в мире нет. Каждый мегаполис должен идти своим путем. И Москва тоже. Уже сейчас готовим почву для работы на ближайшие 10–20 лет. За 11 лет сделано очень много, но еще больше предстоит сделать.

Ольга Завершнева Инженерные сооружения