timelapse

Олег Антосенко: «Центр экспертиз помогает улучшать качество строительства»

Темы в материале

За последние несколько лет Мосгосстройнадзор серьезно усилил надзор за работой строительных компаний, поднял уровень инструментального контроля, открыв Центр экспертиз в строительстве. За неполных пять лет ведомством взыскано в пять раз больше средств. Ни одна нештатная ситуация не может сегодня стать причиной отступления от действующих строительных норм, заверил руководитель комитета Олег Антосенко в интервью «Московской перспективе».

Олег Антосенко о современном уровне строительства, методиках надзора и мерах, применяемых к нарушителям

​- За последние пять лет в градостроительной политике Москвы произошли значительные изменения. Как это отразилось на вашей работе?

– В 2010 году Мосгосстройнадзор вошел в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города, возглавляемого заместителем мэра столицы Маратом Хуснуллиным. За неполные пять лет в деятельности нашей службы действительно произошли изменения. В этот период комитету были переданы функции по надзору за объектами строительства на территориях новой Москвы, строящимися объектами метрополитена.

Одним из значимых событий стало создание распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина при Мосгосстройнадзоре Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве (ЦЭИИС). Его работа позволила обеспечивать более эффективный надзор за безопасностью конструкций и эксплуатационной долговечностью возводимых в столице зданий и сооружений.

С февраля 2013 года комитет начал оказывать госуслуги в электронном виде. В настоящее время мы полностью перешли на электронную форму взаимодействия.

- Как часто Мосгосстройнадзор проводит проверки? Много ли фиксирует нарушений и с чем они связаны?

- Проверки проводятся в соответствии с программой, разработанной на срок строительства конкретного объекта. За каждым из них закреплен инспектор, который по мере необходимости привлекает специализированные управления пожарного, санитарно-эпидемиологического, экологического надзоров. Так, в 2011 году было проведено 9,2 тыс. проверок, в ходе которых выявлено 90,8 тыс. нарушений и выдано 25,3 тыс. предписаний, в 2014-м на 11,4 тыс. проверок пришлось 90 тыс. нарушений и 29,7 тыс. предписаний.

До 35% от общего количества нарушений связаны с качеством строительно-монтажных работ. Остальные – с неудовлетворительной организацией стройплощадок, нарушениями требований пожарной безопасности, отсутствием исполнительной документации.

Причины нарушений чаще всего кроются в низкой квалификации рабочих и инженерно-технического состава, в неэффективном строительном контроле со стороны заказчика и подрядчика, незнании требований нормативных документов, недостаточном, поверхностном понимании проекта.

- Какие меры применяются, чтобы добиться устранения нарушений?

- Проштрафившимся мы выдаем предписания, в которых указываются виды нарушений и сроки их устранения. Отмечу, что большая часть нарушений устраняется оперативно, а применение штрафных санкций касается только грубых нарушений. Так, за 9 месяцев этого года наложено административных штрафов на сумму 359 млн рублей. При этом в бюджет столицы поступило 338 млн рублей.

В последнее время мы стали более активно применять статью Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она говорит об ответственности за нарушение сроков оплаты штрафов и дисциплинирует застройщиков. Если в 2011 году участники строительства выплатили штрафов на сумму 98 млн рублей, то в 2014-м уже на 471 млн рублей. То есть в 2014 году благодаря выявленным нарушениям в бюджет города взыскано почти в пять раз больше средств по сравнению с 2011-м.

Хочу подчеркнуть, что штрафы для нас не самоцель. Мы не стремимся задавить ими участников строительного процесса и прежде всего, заинтересованы в том, чтобы объект был сдан в установленные сроки и с хорошим качеством.

- За счет чего совершенствуется методика надзора? 

– Естественно, невозможно на глаз оценить такие показатели, как прочность бетона в конструкции или геодезические параметры зданий, определить теплопроводность стройматериалов или узнать устройство конструктивных слоев дорожных одежд. Здесь на помощь приходит ЦЭИИС. Считаю, что ЦЭИИС значительно усилил работу комитета. Инструментальный контроль позволяет предупреждать и своевременно выявлять дефекты при строительстве, а также вовремя устранять их, что в конечном счете улучшает качество работ.

ЦЭИИС полностью укомплектован высококлассным оборудованием. Центр экспертиз имеет девять лабораторий, специалисты которых проверяют качество строительства на всех стадиях – от разработки котлована до отделочных работ. Только за 9 месяцев года Центр экспертиз выполнил почти 10 тыс. заданий Мосгосстройнадзора по выборочному инструментально-техническому обследованию зданий, сооружений, дорог, строительных изделий и конструкций, а также провел оценку соответствия 17 новостроек требованиям энергоэффективности.

- Что можете сказать о динамике выданных разрешений на строительство за последние 5 лет?

- В целом динамика положительна. За 9 месяцев текущего года Мосгосстройнадзор выдал разрешения на возведение 1041 объекта капитального строительства. Тогда как за весь 2014-й – 1212 разрешений, а за 2011-й – только 411. 
Несмотря на экономические сложности, продолжается строительство метрополитена. Только в этом году мы выдали 10 новых разрешений на строительство объектов метро.

- Программа развития столичного метрополитена беспрецедентно масштабная. Как это отразилось на вашей работе?

- В 2013 году в соответствии с соглашением между Ростехнадзором и правительством Москвы нашей службе передали часть полномочий по надзору на объектах Московского метрополитена, включающую государственный строительный надзор, горный и энергетический надзор и федеральный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности. Становление надзора проходило одновременно с созданием в комитете управления по контролю и надзору за объектами метрополитена. Сегодня в этом управлении трудятся 35 человек.

- Каких результатов за два года удалось достичь?

- За это время специалисты комитета приняли участие в аттестации 480 технических устройств. Это и уникальные тоннелепроходческие комплексы, которые применяются при прокладке тоннелей мелкого заложения, и шахтные комплексы, и грузоподъемные краны и механизмы, и грунтозамораживающие установки. На новых станциях метро принято в работу 35 эскалаторов.

В ходе реализации полномочий по энергетическому надзору нами выданы разрешения на ввод в эксплуатацию 233 энергоустановок. Это сложнейшие инженерные объекты, питающие тяговые подстанции, которые преобразуют переменный ток в постоянный и подают его на контактный рельс подвижного состава. А также разрешения на ввод 285 теплоустановок, отвечающих за температурный режим в подземке.

- Насколько эффективен надзор в дорожном строительстве?

- Сегодня комитет осуществляет надзор на 191 дорожно-транспортном объекте. Это дороги, путепроводы, тоннели, эстакады, пешеходные переходы, мосты. Понятно, что оценить визуально качество работ на строящихся магистралях невозможно. Поэтому проверки проводятся совместно со специалистами Центра экспертиз. Измеряются ровные участки и уклоны, отбираются пробы слоев дорожного покрытия, проверяются иные показатели. Затем в лабораторных условиях определяются физико-механические характеристики асфальтобетона, песка, их соответствие требованиям проектов и ГОСТа.

- В целом как вы охарактеризуете уровень строительных работ в Москве?

- Качество работ на стройках города улучшается. В столице много надежных компаний, которые возводят объекты хорошего качества, на высоком техническом уровне. Меньше стало брака, который мог бы привести к снижению прочности и устойчивости конструкции или здания в целом. Так, еще два года назад Центр экспертиз выявлял нарушения на 49% проверяемых объектах. На сегодняшний день эта цифра составляет 40%.

Виктор Дмитриев

«Московская переспектива»