timelapse

Марат Хуснуллин: «Изменилась идеология градостроительного развития Москвы»

Темы в материале

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин работает в правительстве Сергея Собянина с первых дней его формирования. За пять лет напряженной работы в городе, территория которого увеличилась в 2,5 раза, произошли крупномасштабные перемены во всех сферах жизни, но особенно они заметны в градостроительстве.

Развернуто беспрецедентное строительство метро и дорожно-транспортных объектов, массово строятся школы, детские сады, поликлиники, причем в этом процессе активно участвуют инвесторы.

​Марат Шакирзянович рассказал «Столичному стилю» о том, что сделано за пять лет.

- Марат Шакирзянович, в Москве многое изменилось в области градостроительной деятельности, но что вы считаете главным достижением команды мэра Сергея Собянина? Можно ли подвести некоторые итоги прошедшей пятилетки?

- Пять лет назад мы столкнулись с тем, что неправильное городское планирование привело к колоссальному дисбалансу расселения и мест приложения труда и, как следствие, к серьезным транспортным проблемам. Поэтому первое, что мы сделали, - полностью изменили градостроительный вектор развития. Фактически произошла перезагрузка работы всего Стройкомплекса, и изменена идеология градостроительного развития.

Изучив мировой опыт других мегаполисов, правительством Москвы и мэром Москвы Сергеем Собяниным пять лет назад было принято решение о формировании новой градостроительной политики с целью превращения Москвы в комфортный и удобный город для москвичей и гостей столицы, в современный инвестиционно-привлекательный мегаполис. Были сформированы основные принципы новой градостроительной политики Москвы: стабилизация развития центральной части города и остановка проектов, негативно влияющих на градостроительное развитие, полицентричность развития города с созданием новых центров притяжения на периферии, повышение мобильности города, предусматривающее настоящий рывок в развитии транспортной инфраструктуры, сбалансированное развитие городских территорий и формирование общественных пространств, снижение административных барьеров.

- Что сделано для того, чтобы повысить мобильность города?

- Москва, еще пять лет назад стоявшая в пробках, «поехала», и произошло это благодаря тому, что главным приоритетом стало развитие транспортной инфраструктуры - дорожное строительство и реконструкция с выделением специальных полос для движения общественного транспорта, активное строительство метрополитена. Также были приняты меры по ограничению парковочного пространства, смещению центра деловой активности из ЦАО в спальные районы, где мы создаем рабочие места, а в центре теперь строим гостиницы и апартаменты для туристов.

С 2011 года мы уже ввели в эксплуатацию свыше 30 км новых линий метро и 15 станций. А если учесть план до конца 2015 года, то за 5 лет это будет 34 км линий и 18 станций - это почти в полтора раза больше, чем за 2006-2010 годы.

Кроме того, за 2014-2015 годы нам удалось создать колоссальный задел для ввода новых объектов в ближайшие три года: это порядка 60 км линий, 35 станций и шесть депо. То есть фактически ежегодно, начиная со следующего года, мы сможем вводить по 20 км линий (это примерно по 10 станций).

Набранные темпы строительства метро выводят Москву наряду с Китаем в число мировых лидеров по созданию инфраструктуры общественного транспорта. За пять лет построены и введены в эксплуатацию 363 км дорог, а с учетом планового ввода во втором полугодии 2015 года эта цифра составит 405 км. Это в 2,5 раза больше, чем в 2006-2010 годах, и это свыше 10% всех магистральных и межквартальных дорог в столице. В результате по масштабам дорожного строительства Москва сегодня занимает 3-е место в мире после Пекина и Гонконга.

Кроме того, построено более 110 искусственных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов), 139 внеуличных пешеходных переходов, реконструировано восемь вылетных магистралей, созданы полноценные дублеры, выделенные полосы для общественного транспорта общей протяженностью 150 км, а также 350 заездных карманов. Реконструированы и построены в общей сложности десять транспортных развязок на пересечении с МКАД, а в 2015 году завершается строительство еще пяти.

Таким образом, итогом пятилетки станет создание 14 крупнейших и сложнейших транспортных объектов. В результате удалось разгрузить московские магистрали на 16%, при этом только за последний год - на 25%. Впервые в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom Москва сместилась с непопулярного первого места, которое занимала еще в 2012-2013 годах, на четвертое - после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро. Мы считаем это нашей большой градостроительной победой.

- А как реализуется задача интеграции Московской железной дороги во внутригородские пассажирские перевозки?

- В 2015 году планируется завершить все работы, а в 2016 году запустить движение по обновленному Малому кольцу МЖД, реконструкцией которого мы занимаемся. Оно будет интегрировано с метро, а это 54 км путей, 31 остановочный пункт, из которых 21 станет полноценным транспортно-пересадочным узлом.

Запуск движения по пассажирскому пути железнодорожного кольца послужит также импульсом к развитию прилегающих к МКЖД территорий совокупной площадью 10,8 тысячи гектаров, большая часть которых сейчас представляет собой заброшенные земли промышленных и коммунальных предприятий.

- Как удалось стабилизировать застройку в центре города?

- Правительством Москвы была прекращена реализация проектов инвесторов более чем на 15 миллионов квадратных метров недвижимости. Городу они были попросту не нужны, так как вели к ухудшению градостроительной и транспортной ситуации, вызывали многочисленные протесты жителей, а часть из них предполагала снос исторических и культурных памятников.

Фактически в центре Москвы была остановлена точечная застройка, и при этом сохранены планировавшиеся ранее к сносу 189 строений, играющие важную роль в сохранении исторического облика города. Были спасены еще 72 объекта, которые за это время были включены в Реестр объектов культурного наследия.

Кроме того, если раньше в центре Москвы строилось большое количество офисных зданий, то теперь мы офисы размещаем на периферийных территориях, где в приоритете как раз - создание новых рабочих мест, а в центральной части города мы сделали упор на размещение гостиниц и апартаментов для туристов.

- А проблема долгостроев все еще актуальна для Москвы?

- В этом направлении за пять лет мы провели колоссальную работу. За это время количество долгостроев нам удалось сократить почти вдвое: если в 2011 году их было 671, то сейчас уменьшилось почти на 300. В этом году мы завершили работы на таких объектах, как комплекс зданий музыкальной школы имени Гнесиных, театр «Геликон-Опера», который откроется уже в начале ноября. 17 сентября открылась новая сцена Театра им. Вахтангова. Завершаются работы по театру Олега Табакова.

Напомню, что в предыдущие годы заработали в полную силу театр Александра Градского, театр русской песни Надежды Бабкиной, театр Романа Виктюка, театр танца «Гжель». Весной был введен в эксплуатацию такой значимый объект, как легендарный Детский мир (теперь он называется Центральный детский магазин на Лубянке). И он тоже из числа долгостроев. Обновленное здание получило второе рождение, магазин стал излюбленным местом не только для покупок, но и для досуга детей и их родителей, а также одной из туристических достопримечательностей столицы. На его крыше оборудована великолепная «круговая» смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Москвы.

- Смещение деловой активности за пределы Садового кольца и развитие его культурной и туристической составляющей в историческом центре означает, что город успешно решает задачу полицентрического развития? 

-Безусловно. Был принят целый ряд решений, которые сегодня позволяют формировать рабочие места на периферии городской территории. В первую очередь - присоединение в 2012 году к Москве части территорий Московской области, имеющих значительный градостроительный и экономический потенциал. До 2035 года там будет построено 100 миллионов квадратных метров недвижимости в рамках сбалансированной комплексной застройки, количество проживающего населения составит 1,5 миллиона человек, будет создан 1 миллион рабочих мест. Реализация этих планов позволит разгрузить транспортные магистрали за счет частичной ликвидации ежедневных трудовых миграций в данном направлении.

На новых территориях уже сегодня активно формируются точки экономического роста; прирост населения за три года составил 34%, а прирост рабочих мест - 95%.

В рамках развития транспортной инфраструктуры реконструированы три автодороги с выделением полос для движения общественного транспорта; идет строительство и реконструкция основной магистрали - Калужского шоссе; ведется проектирование и подготовка территории для строительства первого участка ЦКАД; в этом году на эти территории приходит метро. В итоге «новая Москва» стала крупнейшей «точкой роста» столичной агломерации и драйвером развития на годы вперед.

- Еще одним драйвером развития стало освоение заброшенных промзон? 

- Да, был дан старт развитию депрессивных территорий бывших производственных и коммунальных зон, которые ранее вообще не были вовлечены в экономику города и не приносили никаких доходов в бюджет. Приняты градостроительные решения на 40 миллионов квадратных метров, около половины из которых - жилье.

С того момента, как мы активно начали заниматься промзонами, а это примерно 2,5 года, на этих территориях построено и введено в эксплуатацию свыше 4 миллионов квадратных метров недвижимости. Среди крупных проектов - ЗИЛ, на территории которого создается спортивный кластер «Парк легенд» и уже построен «ВТБ Ледовый дворец», где под одной крышей объединены три ледовых поля, а также Тушинский аэродром, где построен стадион «Открытие Арена» и станция метро «Спартак».

В следующем году начнется строительство в промзоне «Серп и молот». Уже сегодня до 60% недвижимости строится именно в «новой Москве» и промзонах.

Если речь зашла о спортивных объектах, как продвигается реконструкция стадиона «Лужники»?

- Реконструкция главного стадиона мундиаля 2018 года - Большой спортивной арены «Лужники» - ведется ускоренными темпами: опережаем график на полгода, выполнено более половины всех запланированных работ. В итоге введем объект в эксплуатацию уже в будущем году, а не в 2017-м, как планировали ранее. В 2016 году в Москве пройдет и чемпионат мира по хоккею, аренами которого станут крупнейший в Европе «ВТБ Ледовый дворец», о котором я уже сказал, и дворец спорта «Мегаспорт» на Ходынском поле, реконструкция которого закончится до конца года.

- Как планируется завершить 2015 год? Какие значимые объекты будут сданы до конца года? 

- До конца года в Москве будет введено около 9 миллионов квадратных метров недвижимости, из которых порядка 3,4 миллиона квадратных метров составит жилье. То есть, мы даже можем превысить прошлогодние показатели.

Хочу подчеркнуть, что во втором полугодии мы увеличили на 10% бюджетное финансирование строительства объектов образования, что позволит быстрее завершить возведение детских садов и школ. До конца 2015 года введем еще более десяти школьных зданий и более двадцати детских садов.

Напомню, что за пять лет мы построили и ввели более 400 объектов социальной инфраструктуры, включая детские сады, школы, поликлиники, спортивные объекты и объекты культуры. Фактически за пять лет удвоили объемы строительства спортивных сооружений. Невзирая на кризис, мы полностью выполним план по вводу дорожных объектов, поскольку не только сохраняем высокие темпы, но даже идем с некоторым опережением. Всего в планах на текущий год - ввод в эксплуатацию более 80 км дорог, 26 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов. До конца 2015 года откроется движение сразу по нескольким важным для города объектам. Мы достроим участок автодороги Москва - Санкт-Петербург, откроем развязки на пересечении МКАД с Ленинским и Рязанским проспектами, Каширским шоссе, завершим реконструкцию улицы Большая Академическая, ряда других крупных объектов.

Как вы знаете, 21 сентября мы открыли станцию метро «Котельники». До конца года введем в эксплуатацию еще одну станцию - «Технопарк» на Замоскворецкой линии, которая обеспечит шаговую доступность участка территории ЗИЛа, где ведется реновация и создаются новые рабочие места. Достроим станции «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии метро в «новой Москве».

Каким направлениям деятельности Стройкомплекса будет уделено приоритетное внимание в будущем году?

- Наши приоритеты остаются неизменными: это развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Недавно правительством Москвы одобрена Адресная инвестиционная программа на 2016-2018 годы. В ней также учтены переходящие объекты 2015 года и переходящие объекты проектируемого строительства 2019 года. То есть, по сути, мы приняли трехлетнюю программу, а с учетом переходящих объектов - полноценную пятилетнюю программу. Объем финансирования утвержден в размере 1,54 триллиона рублей, из которых 70% пойдут именно на строительство транспортной инфраструктуры, являющейся главным приоритетом.

В течение 2016-2018 годов нам предстоит построить 30 станций метро, около 300 км автомобильных дорог, порядка 100 объектов соцкультбыта, миллионы квадратных метров жилья.

В результате мы должны обеспечить комплексное развитие Москвы, дальнейшее улучшение транспортной ситуации, а также привлечение частных инвестиций в экономику мегаполиса.

- На ваш взгляд, стала ли Москва за эти пять лет более привлекательной для туристов и самих москвичей?

- На сегодняшний день Москва стала одним из самых чистых, благоустроенных, зеленых мегаполисов мира. Самое же главное, что столица стала более комфортным, удобным и открытым городом, повернувшимся лицом к москвичам и туристам.

В рамках подготовки к Московскому урбанистическому форуму, который проходил в выставочном комплексе «Манеж» 16-17 октября, мы заказали ряд исследований крупным международным агентствам по сравнению основных показателей Москвы с такими мегаполисами, как Лондон и Нью-Йорк. Так вот, впервые за многие годы столица России обошла их по таким показателям, как обеспеченность зелеными насаждениями и посещаемость парков. Долгие годы одним из самых зеленых городов мира считался Лондон. И буквально за последние пять лет картина изменилась: если в Лондоне зеленые зоны занимают 38% площади города, то в Москве - 51%, а это более половины городской территории.

За пять лет у нас созданы десятки «народных» парков, благоустроено 400 парковых территорий и скверов, где люди с удовольствием проводят время. Точкой притяжения горожан и туристов стали красивые, благоустроенные пешеходные зоны, протяженность которых за это время достигла более 120 километров, в том числе в историческом центре города.

Кроме того, за пять лет восстановлено и отреставрировано 600 объектов исторического и культурного наследия, и Москва сегодня в этом плане - мировой лидер. Теперь каждый может любоваться такими уникальными архитектурными жемчужинами, как дом с кариатидами в Печатниковском переулке, городская усадьба в Подсосенском переулке, Дом Куракина на Новой Басманной, церковь святого папы Римского Климента на Пятницкой, городская усадьба в Подсосенском переулке, уникальная усадьба Суворовых на Малой Никитской и многими другими.

К тому же, с фасадов исторических зданий сняли рекламные баннеры, долгие годы уродовавшие облик города, и взору туристов и москвичей открылась уникальная застройка.

Чаще стали проводиться различные мероприятия, притягивающие как туристов, так и самих москвичей. А видеопроекция Московского международного фестиваля «Круг света» даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире.

Традиционными стали фестивали «Московская весна», «Московское лето», «Московская осень» и «Путешествие в Рождество», фестиваль «Спасская башня». Перечислять можно долго. Кстати, в этом году Москва впервые получила международную премию в сфере туризма «Золотое яблоко». По словам Тиджани Хаддада - президента Международной федерации журналистов, пишущих о туризме, который вручал эту высокую награду мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину, нам удалось сохранить культурное наследие, а главное - изменить образ Москвы, а тем самым, и образ всей России.

Журнал «Столичный стиль»