timelapse
Все темы

Портал Стройкомплекса: «Проект «Москва-Сити» завершится в 2018 году» - Дмитрий Гранов

Темы в материале

Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» - один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются на территории России за последние десятилетия. Об уникальных особенностях строительства и эксплуатации небоскребов, о том, чем сегодня живет «Москва-Сити» и какие изменения ждет этот «город будущего» до 2018 года, - в интервью корреспонденту Портала Стройкомплекса рассказал Дмитрий Гранов, президент компании ОАО «Сити», которая более 20 лет выступает управляющей компанией от лица правительства Москвы в вопросах развития «Москва-Сити».

- В этом году исполняется ровно 22 года с момента первого упоминания о деловом центре «Москва-Сити». С чего все начиналось?

- Задолго до строительства «Сити» на этом месте были каменоломни, карьеры, склады и промзоны. Еще семь лет назад здесь была сплошная строительная площадка. Выходишь из метро, спускаешься в подземную бетонную галерею, идешь по полутемному тоннелю и попадаешь в недостроенный на тот момент небоскреб «Федерация-Запад». Здесь не было ни кафе, ни столовых, ни общественного транспорта. Даже таксисты не знали, как сюда подъехать.

На сегодняшний день «Москва-Сити» - это уже сложившийся деловой район со своей идеологией, культурой и особой средой, требующей внимательного отношения. У нас большие планы по развитию этой территории. Для работы с общественными пространствами, инфраструктурными решениями мы привлекаем ведущих российских и иностранных урбанистов, архитекторов и проектировщиков.

Так начиналось строительство " Москва-Сити"

- Какую площадь занимает «Москва-Сити»?

- Это территория в 60 гектаров, которая поделена на участки (их более 20). Среди них есть те, на которых еще не ведется строительство, но они уже имеют нумерацию.

На управление территорией «Москва-Сити» заключен договор аренды между ОАО «Сити» и правительством Москвы. Мало кто знает, что к комплексу также относится часть территории за Третьим транспортным кольцом (ТТК) и земли на противоположном берегу Москвы-реки - это «Башня 2000» и набережная Тараса Шевченко.

«Башня 2000»

- Место для возведения комплекса, на Ваш взгляд, удачное?

- Место, выбранное 22 года назад под строительство, я считаю удачным. Но тогда была допущена одна большая ошибка - недостаточная проработка транспортных потоков. Теперь власти Москвы прилагают все усилия, чтобы улучшить транспортную ситуацию на территории ММДЦ. Это одна из основных задач, которую нам предстоит решать вместе с городом.

В настоящее время разрабатывается проект одностороннего движения вдоль Пресненской набережной в сторону ТТК. В будущем здесь будет организовано движение общественного транспорта - экологичных городских автобусов. Нужно организовать пассажирский речной транспорт, река - это важная транспортная артерия, которая может разгрузить трафик и сделать пространство более дружелюбным. Важно, чтобы были продлены велодорожки на набережной до «Москва-Сити».

- Сколько недвижимости планируется построить на территории «Москва-Сити», какой объем уже введен?

- Всего планируется сдать в эксплуатацию 4,5 миллиона квадратных метров недвижимости. На сегодняшний день около двух миллионов «квадратов» уже введено. Это половина запланированных объектов - 11 из 22. Уже введены многофункциональные комплексы: «Башня 2000», «Башня на набережной», «Евразия», башня «Запад» делового комплекса «Федерация», «Город Столиц» и «Меркурий». Построены деловой комплекс «Империя» и бизнес-центр «Северная Башня», мост «Багратион», гостиница «Новотель» и торгово-развлекательный центр «Афимолл-Сити».

Остальные объекты находятся на различных этапах строительства. Это башни «Око», «IQ-квартал», «Эволюция» и башня «Восток» комплекса «Федерация», четыре многофункциональных комплекса, конгресс-центр, парковочный комплекс. Также ведется обустройство въездов, сооружение инфраструктурных объектов и формирование городской площади.

«Меркурий»

«Эволюция»

- Какие из вышеперечисленных объектов планируется сдать до конца года?

- Башню «Эволюция» и, частично, большой подземный паркинг на 3800 машиномест. В этом году будет сдана одна из башен «Око». В начале 2015 года планируется ввести в эксплуатацию киноконцертный зал возле торгово-развлекательного центра «Афимолл-Сити».

- Когда планируется завершить строительство всех объектов делового центра?

- Правительством Москвы поставлена задача закончить все работы в течение 2018 года, к этому сроку все застройщики постараются успеть.

- Какая сумма инвестиций направлена в строительство «Москва-Сити»?

- Общий объем инвестиций в проект с момента начала его реализации составил более 12 миллиардов долларов, в основном это частные инвестиции. И конечно, средства из городского бюджета, выделенные на инфраструктурные объекты.

- Какие площади делового центра пользуются наибольшим спросом у покупателей?

- Раньше здесь покупались и арендовались в основном офисы, потому что жить в условиях стройки не очень комфортно. Но в последнее время большим спросом стали пользоваться апартаменты, потому что комплекс начинает жить: появляются дороги, парковки, торговые галереи, рестораны, химчистки, медицинские центры. Сейчас апартаменты активно заселяются.

- Сколько предусмотрено мест для стоянки автомобилей на территории ММДЦ?

- Когда все объекты «Москва-Сити» будут достроены, здесь будет насчитываться порядка 23 тысяч машиномест. На сегодняшний день уже введено около 8,5 тысячи подземных машиномест. Кроме того, сейчас функционируют плоскостные парковки, расположенные на временных участках, потому что идет строительство. Вообще, это удивительная вещь, когда несколько небоскребов функционируют, а часть еще только строится. И так комплекс живет последние семь лет.

- Где на территории ММДЦ разместятся вертолетные площадки?

- Будет построен вертодром с тремя посадочными вертолетными площадками. Он планируется на территории участков 29-30 возле Третьего транспортного кольца. В комплекс вертодрома будет входить и разрабатываемый сейчас ситуационный центр.

План размещения объектов "Москва-Сити"

Рядом разместится большой транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который объединит наземный транспорт, две линии метро, железную дорогу (МКЖД), ТТК, вертолетную площадку и предоставит выход к речному транспорту.

Схема транспортно-пересадочного узла "Сити"

К вертодромам и ТПУ будет проложена надземная пешеходная галерея. Подземная галерея уже есть, из нее можно попасть во все здания, расположенные вокруг центрального ядра делового центра (центральное ядро ММДЦ - одно из самых сложных по конструкции строений в комплексе. - Ред.). Я могу по подземной галерее пройти, к примеру, через «Афимолл-Сити» в деловой комплекс «Империя» или в любой другой небоскреб, который находится вокруг центрального ядра. 

Центральное ядро делового центра «Москва-Сити»

- Какие новейшие технические решения применяются при эксплуатации зданий? Действительно ли окна в башнях «Москва-Сити» обладают повышенной прочностью?

- Нормы высотного строительства подразумевают под собой небьющиеся стекла. Если человек разбежится и попробует выбить стекло, у него ничего не получится.

Кроме того, при строительстве башен используются самые прочные марки бетона. У девелоперов даже есть свои лаборатории по тестированию бетона, причем проверяется на соответствие каждый залитый куб.

- Какие процессы при эксплуатации башен автоматизированы?

- Хочу подчеркнуть, что «Москва-Сити» - это конгломерат самых современных зданий, это офисные центры международных классов «А» и «А+». Чтобы соответствовать этому уровню, нужно иметь централизованную систему управления зданием, системы безопасности, отопления, вентиляции, кондиционирования и увлажнения воздуха и так далее. В каждой башне «Москва-Сити» существует свой диспетчерский пункт, который управляет инженерными системами, громкой связью и другими процессами. Здесь круглосуточно дежурят люди.

Все небоскребы оборудованы современными скоростными лифтами ведущих компаний-производителей. К примеру, связь между этажами башни «Федерация» обеспечивают 69 скоростных лифтов, более двадцати из которых сконструированы по системе Twin, где в одной шахте одновременно перемещаются два лифта-близнеца. Впервые в России в ММДЦ использованы наклонные лифты и лифты с повышенными скоростями. Согласно проекту, их скорость достигает от четырех до восьми метров в секунду

Кроме того, все лифты в башнях «Москва-Сити» оборудованы автоматическими улавливателями падающей кабины: в случае аварийной ситуации и обрыва тросов кабина не упадет в шахту.

«Город Столиц» и «Империя»

- Как устроена система кондиционирования таких высоких зданий?

- Во всех небоскребах «Москва-Сити» используется система автоматизированного управления климатом внутри башен (климат-контроль). Одна башня - это целый мини-город на десять тысяч, а то и на 20 тысяч человек, и в этом есть свои особенности.

Известно, что весь загрязненный городской воздух, смог, держится на уровне примерно седьмого этажа. Например, в башне «Империя» забор воздуха осуществляется на 56 этаже, затем он дополнительно очищается, фильтруется и равномерно поступает на этажи здания. Можно с уверенностью сказать, что у нас здесь чистый воздух, который создает комфортную среду для человека. Это не обычный кондиционер, к которому все привыкли.

- Какие меры предприняты для обеспечения безопасности работников «Москва-Сити» и посетителей?

- Требования к сейсмоустойчивости, прочности конструкций и антитеррористическим мероприятиям здесь повышенные.

В каждом здании есть специальные помещения, где можно провести время в ожидании службы спасения. Они абсолютно изолированы от внешнего пространства, имеют защитные огнеупорные перегородки, свой доступ кислорода, запасы воды. В «Москва-Сити» есть отдельное подразделение МЧС, оснащенное самой современной техникой и способное в считанные минуты прийти на помощь. К слову, на территории башен часто проводятся учения для отработки действий в чрезвычайных ситуациях.

Площадка для пожарных вертолетов в «Империи»

- А как обеспечивается безопасность строителей на высоте?

- Разработаны строительные нормы и правила работы (СНиП) на высоте. Существуют обязательные ограждения на стройке, все работники проходят специальный инструктаж. За этим очень жестко следят, потому что высотное строительство подразумевает и допуск к высотным работам, и специальные разрешения. Строительные компании понимают, что любой несчастный случай может поставить крест на их карьере и продолжении деятельности. Здесь к безопасности строителей на высоте относятся очень серьезно.

- Кстати, на координационном штабе по строительству «Москва-Сити», который еженедельно проходит в Стройкомплексе Москвы, Вам было поручено улучшить контроль внешнего вида ограждений и состояния строительных площадок на территории ММДЦ. Этот вопрос решается?

- Мы подготовили и направляем на согласование в Москомархитектуру альбом с вариантами оформления строительных ограждений в «Москва-Сити». Ко Дню города (в этом году он отмечается 6 сентября. - Ред.) на территории «Москва-Сити» планируется завершить пилотный проект по установке новых ограждений, по образцу которого будет оформляться периметр строительных площадок во всем «Сити».

- Кто занимается мытьем окон башен? Это специально обученные люди?

- Это профессиональные мойщики окон на небоскребах, в основном альпинисты - те, кто имеет доступ к работе на высоте. На крыше каждого небоскреба есть специальный механизм для крепления альпинистов. В зависимости от типа башни они спускаются на подвесной «люльке» либо по канатам. Они моют окна и утром, и днем, и даже ночью.

Кран для мойки окон небоскреба

- Планируется ли внедрение навигационной системы в «Сити»?

- Сейчас разрабатывается пилотный проект навигации в деловом центре. Первый этап программы по навигации в «Москва-Сити» касается указателей движения около входов и выходов из метро.

До конца года должна заработать электронная навигация через мобильное приложение. С его помощью мы хотим объединить всю инфраструктуру в «Сити». Люди, которые здесь работают, хорошо ориентируются на местности. Но мы хотим, чтобы и те, кто оказался здесь впервые, благодаря этому приложению могли найти все, что нужно, - от медицинских центров до мастерских по ремонту обуви и фитнес-клубов.

- Какие меры будут предприняты для урегулирования ветровых нагрузок между башнями в «Москва-Сити»?

- При строительстве башен в «Сити» никто не уделил достаточного внимания будущим ветровым нагрузкам. Кроме того, концепция застройки отдельных участков постоянно менялась, поэтому сейчас, когда комплекс уже близок к завершению, имеющиеся проезды между зданиями создают эффект трубы и многократно усиливают ветер. Особенно это ощутимо в холодное время года. Мы сегодня находимся в поиске инженерных решений для защиты пешеходов от ветра. Остановить воздушные потоки могут помочь зеленые насаждения, архитектурные сооружения, специальные защитные экраны. В мире есть успешный опыт по борьбе с ветром, и мы будем его применять.

- Появились ли на территории «Сити» смотровые площадки?

- Недавно смотровая площадка открылась на 58-м этаже делового комплекса «Империя». Чтобы туда попасть, необходимо записаться через интернет-сайт на индивидуальную или групповую экскурсию.

Будет у нас и новая смотровая площадка на земле - рядом с «Башней 2000» на набережной Москвы-реки. На сегодня там самая лучшая обзорная площадка и точка для фотосъемки «Сити» издалека. Сюда специально будут подъезжать туристические автобусы, чтобы гости столицы могли увидеть комплекс с противоположной стороны реки. Этот проект разрабатывается правительством Москвы при участии крупной инвестиционной компании.

В настоящее время идет процесс согласований. Нужно предусмотреть парковку автобусов и оснастить территорию лавочками и биноклями. Любой москвич и гость столицы сможет пользоваться смотровой площадкой рядом с «Башней 2000» совершенно бесплатно.

Смотровая площадка в «Империи»

- В мире немало примеров строительства небоскребов. Чей опыт учитывался при возведении «Москва-Сити»?

- Мы ориентируемся на успешные примеры деловых высотных кварталов в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре и Гонконге, которые смогли обеспечить комфортную для обитателей и посетителей этой конгломерации атмосферу. А создать такую среду нового качества можно только совместными усилиями всех компаний, работающих в «Москва-Сити».

- Кто входит в состав Координационного совета «Москва-Сити», какие вопросы он решает?

- В его состав вошли участники проекта «Москва-Сити», в том числе инвесторы строительства зданий, крупные собственники площадей, представители управляющих компаний и ОАО «Сити».

Координационный совет позволяет участникам проекта совместно решать насущные проблемы, связанные с завершением строительства ММДЦ, благоустройством, эксплуатацией, координировать свои действия с решениями правительства Москвы.

- Удалось ли совету сделать что-то конкретное?

- Инициатива ОАО «Сити» уже вызвала поддержку среди органов власти, инвесторов, собственников помещений и общественности. Одна из первых совместно решенных проблем - ремонт практически разрушенной периметральной дороги вокруг ММДЦ. ОАО «Сити» выступило инициатором и основным инвестором ремонтных работ, также средства выделили участники проекта «Москва-Сити», заинтересованные в создании комфортной среды в уже действующем деловом центре. 

- Можно ли, на Ваш взгляд, считать «Москва-Сити» полноценным «городом в городе»?

- Можно, только с оговоркой, что это еще недостроенный город и сложно функционирующий. Наша задача совместно со Стройкомплексом Москвы ускорить и завершить строительство, чтобы у москвичей, наконец, появился полноценный «город в городе».

- Каким будет комплекс «Москва-Сити» по окончании строительства, станет ли он новой визитной карточкой российской столицы?

- Практически все туристы, которые приезжают в американский Манхеттен, думают, что это весь Нью-Йорк. Но ведь это только часть города, его визитная карточка. «Москва-Сити», конечно же, не станет вторым Манхеттеном, но то, что она станет яркой достопримечательностью - да. Уже сегодня «Москва-Сити» считается символом современной деловой Москвы, образ «Сити» используется в рекламе высокотехнологичной техники и средств связи. Кроме того, «Москва-Сити» уже сегодня является местом сосредоточения самых крупных и успешных компаний.

Ольга Зеневич, собственный корреспондент