timelapse

Сергей Лёвкин: «Проблемы административных барьеров для бизнеса не существует»

Темы в материале

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты масштабного социологического исследования в строительной сфере.

Специалисты подробно опросили 1000 представителей московских организаций и пришли к выводу: респонденты достаточно высоко осведомлены о реформах, которые проводит столичное правительство, и дают им положительную оценку. Что уже сделано и какие еще нововведения запланировали городские власти, нам рассказал руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

— Сергей Иванович, не секрет, что официальные заявления и мнения людей, непосредственно ведущих бизнес, — это, как говорят в Одессе, чаще всего две большие разницы. Поэтому очень интересно: о чем говорили предприниматели в ходе социологических опросов?

— Судя по результатам исследования ВЦИОМ, улучшение в плане снижения административных барьеров в сфере строительства налицо. Многие предприниматели отмечают, что проблема административных барьеров для бизнеса ушла далеко на второй план. В рейтинге проблем застройщиков административное давление заняло 13-е место (о такой проблеме заявили всего 5,4% респондентов). А первостепенными по значимости стали проблемы экономической конъюнктуры (о них говорили 35,7% респондентов). Еще одно исследование — на тему строительного регулирования в Москве — провела компания EY («Эрнст энд Янг»). Его результаты нас тоже порадовали. В ходе опроса представители девелоперских и строительных компаний с международным опытом отметили повышение прозрачности административных процедур, удобство электронного документооборота, снижение количества согласований и временных затрат и улучшение качества обслуживания.

— Основные госуслуги в строительной сфере столицы уже три года предоставляются в электронном виде. Могли бы вы перечислить их «поименно» — возможно, не каждый застройщик осведомлен о высоком уровне проникновения информационных технологий в отрасль?

— Действительно, Москва занимает лидирующие позиции в использовании информационных технологий в управлении городом, причем не только среди российских регионов, но и в мире. По оценке компании PricewaterhouseCoopers (PwC), мы находимся на уровне с такими мировыми технологическими лидерами, как Нью-Йорк, Лондон, Барселона и Сидней. Данные исследования 28 крупнейших городов были представлены в рамках Московского урбанистического форума-2016.

В электронном виде предоставляются следующие услуги: оформление Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ); государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию; заключение о соответствии (ЗОС); утверждение архитектурно-градостроительных решений (АГР), паспорта колористического решения; согласование дизайн-проектов размещения вывесок; предоставление сведений из Интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИАИС ОГД) Москвы; извещение о начале и об окончании строительно-монтажных работ; предоставление ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Создан замкнутый контур электронных административных процедур, обеспечивающих строительный процесс от начала до конца. При этом в отношении 11 из 12 электронных услуг в строительстве мы полностью ушли от «бумажного» формата взаимодействия с застройщиками (все, за исключением предоставления сведений из ИАИС ОГД Москвы).

— Должен ли заявитель встречаться с чиновниками в ходе оформления документов?

— Важно, что мы не ограничились половинчатыми решениями, когда в электронном виде подается только заявка, а остальное взаимодействие осуществляется, как и прежде, на бумаге и с личным посещением чиновника. В рамках услуг Стройкомплекса Москвы электронный сервис доступен в полном объеме: от подачи заявки и до получения результата — документа, подписанного электронной подписью должностного лица. При этом благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия все документы и информация, которые необходимы для предоставления услуги и имеются у других органов власти, запрашиваются напрямую у таких органов, московских и федеральных. Требовать такие документы от заявителя запрещено. Это существенно экономит застройщикам их время, людские ресурсы, а в результате и бюджет всей стройки.

— Есть ли бизнесмены, которые все же предпочитают оформлять документы по старинке, на бумаге?

— Есть, но таких совсем мало. Все-таки электронные услуги в сфере строительства высоко востребованы в среде столичного инвестиционно-строительного сообщества. Приведу цифры. В 2013 году, когда в онлайн-формат были переведены первые 7 процедур, лишь 12% заявок было подано в электронном виде. В 2016-м в электронном виде подано уже 82% всех заявок по 12 государственным услугам строительной сферы.

— Будут ли переведены в электронный вид услуги ресурсоснабжающих организаций?

— Безусловно. И это новое направление работы правительства Москвы. Как показывает анализ Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (постановление правительства России от 30.04.2014 № 403), около 60% процедур относятся к технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения. Услуги таких организаций имеют публичный характер, близкий по своему значению к государственным услугам. Однако уровень их регламентации и информатизации значительно отстает от того, который обеспечен в Москве для государственных услуг. Строительные организации продолжают оформлять для сетевых компаний строительную документацию на бумаге, ждать в очередях, ездить из одного офиса сетевой компании в другой на другом конце города и жаловаться на сложность и запутанность процедур технологического присоединения.

— В общем, прошлый век. И как быть?

— На уровне Российской Федерации сформирована рабочая группа по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В ней участвуют специалисты Минстроя, Минэкономразвития, Агентства стратегических инициатив, а также органов власти Москвы и Санкт-Петербурга. Основная задача — чтобы ресурсоснабжающие организации обеспечивали предоставление услуг по технологическому присоединению к инженерным сетям в электронном виде и подключение таких компаний к системе межведомственного электронного взаимодействия.

— Какие-то шаги в части информатизации услуг сетевых компаний уже сделаны?

— С февраля текущего года на портале государственных услуг Москвы обеспечена подача в электронном виде заявок на заключение договора на подключение к электрическим сетям ОЭК мощностью до 150 кВт, а с марта — на получение технических условий и заключение договора на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения Мосводоканала. В ближайшее время на портале будет доступна подача заявки на заключение договора технологического присоединения по объектам мощностью до 150 кВт с МОЭСК. В перспективе мы планируем обеспечить возможность заключения договоров на подключение ко всем видам инженерных сетей и взаимодействий в рамках исполнения таких договоров с использованием портала государственных услуг города.

— Не планируете ли вы сделать для предпринимателей что-то вроде «единого окна», чтобы не нужно было подавать на каждую услугу отдельную заявку?

— В мире такое практикуется, и Москва тоже готова инициировать предоставление сразу нескольких услуг одновременно по единой заявке. Достигнутый в нашей столице уровень использования информационных технологий позволяет решить эту задачу. Портал госуслуг в таком случае будет выступать в качестве «виртуального единого окна». Предприниматель подает единую заявку на подключение к необходимым для данного строительного проекта инженерным сетям — а умная информационная система разделит ее на несколько заявок и направит каждую в соответствующую сетевую организацию. При этом предоставление сетевым компаниям доступа к электронному межведомственному обмену документами с государственными органами позволит снять с застройщика серьезную нагрузку — и по предоставлению документов, имеющихся в распоряжении органов власти, в сетевые компании, и по предоставлению документов, касающихся технологического присоединения, в государственные органы (при государственной экспертизе проектной документации, строительном надзоре, вводе объекта в эксплуатацию).

— Разработан ли уже детальный порядок проведения процедур, которые планируется переводить в электронный вид?

— В плане регламентации сделан первый шаг. Как вы, наверное, знаете, Мосводоканал, Мосводосток, МОЭК, Мособлгаз под влиянием наших организационных усилий завершили работу по утверждению регламентов по выдаче документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям на технологическое присоединение. Появилась ясность как относительно конкретного наименования такого документа, подлежащего предоставлению в Мосгосстройнадзор, так и относительно порядка его получения, сроков, необходимых документов. Поскольку перед нами стоят амбициозные задачи, работа по регламентации процедур должна быть продолжена. Каждой сетевой компанией, по нашему мнению, должен быть утвержден четкий и подробный регламент всех процедур в рамках технологического присоединения от заключения договора до подачи ресурса.

— Создаются ли для предоставления услуг в электронном виде новые информационные системы? Или достаточно уже имеющихся?

— Перевод услуг в электронный вид основывается на созданной в Москве информационной инфраструктуре. Прогресс не стоит на месте, мы постоянно движемся вперед, совершенствуем процесс. Так, например, в текущем году создаются две новые информационные системы, которые будут использоваться для предоставления государственных услуг.

Первая система — сводный план подземных коммуникаций и сооружений города Москвы в электронном виде. Для его создания оцифрована информация из более чем 300 тысяч документов, описывающих подземное пространство Москвы, накопленных с 1944 года. По существу это кадастр подземного пространства города, который содержит информацию о видах и местоположении как существующих, так и проектируемых подземных инженерных коммуникаций и сооружений. Завершено формирование материалов сводного плана по пяти административным округам: Западному, Северо-Западному, Северному, Северо-Восточному, Зеленоградскому. Полностью сформируем сводный план до конца года (за исключением Новой МосквыТроицкого и Новомосковского административных округов).

Вторая система — электронный архив геологических изысканий (Геофонд Москвы). Он позволит сократить временные и денежные затраты застройщиков на проведение изысканий. Работу по формированию Геофонда и включению его в состав Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) планируется завершить тоже в конце 2016 года.

Также необходимо отметить, что благодаря существующим и разрабатываемым электронным системам мы сможем предоставлять застройщику в рамках ГПЗУ максимально возможную информацию обо всех градостроительных условиях и ограничениях.

— Какие действия должен предпринимать застройщик, чтобы запросить эту информацию?

— Реформа направлена как раз на то, чтобы застройщик получал полную информацию, при этом не прилагая дополнительных усилий. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 29.03.2016 № 137-ПП в ГПЗУ включается ситуационный план с отображением расположенных в границах земельного участка подземных инженерных коммуникаций и сооружений (то есть информация из сводного плана подземных коммуникаций и сооружений), а также технические условия подключения к сетям водоснабжения и водоотведения (по желанию заявителя). При этом всю необходимую информацию из сводного плана сетей и от Мосводоканала Москомархитектура получает в порядке электронного взаимодействия без участия заявителя.

Впоследствии планируется включить в состав ГПЗУ технические условия по подключению к остальным сетям ресурсоснабжения. С 1 июля 2017 года вступают в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые требуют наличия в ГПЗУ информации о технических условиях подключения ко всем существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

— Как будет организована обратная связь городских структур с застройщиками?

— Мы нацелены на максимальную коммуникацию с предпринимательским сообществом. Органы власти, входящие в московский Стройкомплекс, организуют регулярное проведение «круглых столов», семинаров с участием представителей строительных организаций и отраслевых ассоциаций. Создан и пользуется популярностью специализированный порталstroimprosto-msk.ru. Осуществляется постоянное развитие интернет-сервисов: реформирован Кабинет застройщика (kabinet.mos.ru), создан онлайн-сервис Калькулятор процедур в сфере строительства (размещен в реорганизованном Кабинете застройщика). Достаточно задать тип планируемого объекта, также градостроительные условия и ограничения развития территории — и предприниматель заранее получит исчерпывающую информацию о последовательности прохождения процедур, о документах, сроках, платности процедур, органах и организациях, куда следует обратиться.

— Сергей Иванович, спасибо за полезное, содержательное интервью!

Елена Соколова