Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Сергей Собянин: благоустройство набережных Москвы-реки завершится в 2023 году

4 ноября мэр Москвы Сергей Собянин в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» обрисовал перспективы благоустройства набережных, как можно сочетать интересы и автомобилистов, и пешеходов, а также рассказал, как именно городские власти решают вопрос очередности обустройства пространств у главной реки столицы.

— Сергей Семенович, две недели назад было завершено комплексное благоустройство Овчинниковской и Озерковской набережных в Замоскворечье. Москвичи и гости столицы активно обживают это уютное пространство. Но, с другой стороны, в двух шагах от них находится Кадашевская набережная, а на ней все осталось по-прежнему, тот же узкий тротуар и никакой зелени. Почему она не вошла в программу благоустройства на 2019 год?

— Кадашевской набережной просто не повезло. Там идет строительство нового здания Третьяковской галереи. Так что с благоустройством придется подождать еще год–два.

— Ежегодно проходит благоустройство двух–трех, а иногда и больше набережных Москвы-реки. По каким принципам вы отбираете их для включения в план работ?

— Сначала были сомнения, нужно ли вообще заниматься набережными Москвы-реки, особенно в центре.

Внешне они выглядели неплохо — величественные, закованные в гранит берега реки, широкие проезды, красивые дома. Правда, людей на набережных почти не было. Все как-то привыкли к тому, что это территория для машин. А если хочется погулять у воды, то можно съездить в Лужники или Серебряный Бор.

Тем не менее в 2013 году решили провести эксперимент — сделали пешеходную зону, велодорожки и фонтан на Крымской набережной. И в первый же день туда пришли даже не тысячи, а десятки тысяч москвичей. И с тех пор там движение не прекращается ни на один день. В будни или праздники, зимой или летом — на Крымской набережной всегда много людей.

В результате все сомнения в необходимости благоустройства набережных отпали. И с 2014 года мы шаг за шагом ведем благоустройство всех исторических набережных Москвы — Краснопресненской, Кремлевской, Фрунзенской и так далее. Готов проект, нет других препятствий — включаем набережную в программу работ.

Разумеется, стараемся проводить благоустройство не разрозненных набережных, а сразу брать в работу большие участки реки. Хотя это и не всегда возможно. Тем не менее в отличие от Крымской набережной на других исторических набережных после благоустройства сохраняется движение машин.

Превращать центральные набережные в пешеходные зоны невозможно и не нужно. Но можно найти разумный баланс, при котором проезжая часть сохраняется, но в то же время появляется больше места для пешеходов. И не просто широкие тротуары, а полноценное общественное пространство — с лавочками, красивыми фонарями, велопрокатом, зелеными газонами, деревьями и спусками к Москве-реке.

Ровно это мы и сделали на Овчинниковской и Озерковской набережных. Там сохранилось движение машин и появился широкий нормальный тротуар, по которому люди могут спокойно гулять даже большой компанией. А раньше во многих местах и двум пешеходам было не разойтись. Такой щадящий, компромиссный подход, который позволяет создать комфорт для пешеходов и не обидеть автомобилистов.

— Как в целом продвигается программа благоустройства набережных Москвы-реки?

— Начиная с 2013 года мы привели в порядок около 60 км набережных — примерно 30 процентов береговой линии Москвы-реки в черте города. На левом берегу реки удалось создать единый пешеходный маршрут по набережным от Москвы-Сити до Таганки. На правом берегу пока сделано меньше.

— Когда планируете завершить программу?

— Благоустройство исторических набережных — ориентировочно в 2023 году. Предстоит привести в порядок еще два десятка набережных — Тараса Шевченко, Бережковскую, Шлюзовую и так далее. Кроме того, начинаем строительство новых набережных.

— Например?

— Уже в этом году планируем открыть первый участок набережной Марка Шагала на ЗИЛе. А затем — сделать и остальные участки от ТТК до затона Новинки. По сути, на ЗИЛе появится огромный зеленый парк у воды — с пешеходными дорожками, амфитеатром, кафе, детскими и спортивными площадками, причалами для речного транспорта. В этом же районе будут полностью реконструированы Крутицкая и Симоновская набережные.

Второй проект — создание спуска к воде на Болотной набережной у будущей Академии современного искусства ГЭС-2 — тоже находится в завершающей стадии.

И самый большой проект — новые набережные в районе Москвы-Сити — примерно пять километров по обоим берегам реки от Карамышевского до Дорогомиловского моста, где много десятилетий были сплошные промзоны. Его реализация — тоже дело ближайших лет.

— Новые набережные будут пешеходными?

— Мы строим их по новому московскому стандарту — проезжая часть размещается подальше от воды, а береговая линия полностью отдается людям. Не будет и высоких гранитных стен — практически в любом месте люди смогут спуститься к воде.

— Москва-река — это не только набережные, но и большие зеленые пространства. Как идут дела с их благоустройством?

— В этом году завершаем благоустройство нижнего течения реки — примерно 10 километров по обоим берегам от Борисовских прудов до МКАД. Финальный проект — новый парк в Капотне, который весной зацветет во всей своей красе.

В верхнем течении реки полностью закончили благоустройство Строгинской поймы, которая из «дикого» пляжа превратилась в цивилизованное место отдыха.

На очереди — большой и сложный проект обустройства больших пространств между Химкинским водохранилищем и Серебряным Бором. Там много зелени, но почти ничего нет для полноценного отдыха людей. В ходе благоустройства мы это упущение исправим.

Юлия Зименко