«Вечерняя Москва»: Владимир Жидкин: Четыре ветки метро для Новой Москвы
Темы в материале:
Накануне «Вечерняя Москва» побеседовала с и.о. главы Департамента развития новых территорий Владимиром Жидкиным. Он рассказал о том, как развивалась Новая Москва за первый год после присоединения, и о том, что ждет территорию в будущем.
- Что, на ваш взгляд, стало наиболее важным градостроительным событием на новых территориях за этот год?
- Мы должны все направления по градостроительству оценивать как важные: и разработку территориальных схем, и проектирование и строительство дорог, строительство рабочих мест, жилья. В этом году планируем ввести в эксплуатацию 1 700 000 квадратных метров недвижимости. Мы проанализировали полностью всю граддокументацию, которая была ранее разработана. Продолжаем координировать строительство социальных объектов, тех, что строятся за инвестиционные деньги. Начали проектировать школы, детские сады, поликлиники, больницы за счет адресной инвестиционной программы Москвы.
- В чем была основная проблема Новой Москвы? Может, что-то, чего вы не ожидали?
- Одна из основных проблем – количество выданных разрешений на строительство на момент передачи территории из состава Московской области в Москву. 16 миллионов квадратных метров должны были построить. Даже если строить в год по два миллиона, уже восемь лет. Мы понимали, что много разрешений на строительство будет, но не 16 миллионов квадратных метров! Среди них шесть миллионов многоэтажное жилье, шесть – малоэтажное. Кроме того, были разработаны и частично утверждены проекты планировок. Еще на 10 миллионов квадратных метров. Так вот почти все они сейчас пересматриваются. По разным причинам. Первое – недостаточное число школ, детских садов, поликлиник в составе территорий, второе – отсутствие рабочих мест. Не меньше половины проектов планировок принципиально поменяются.
- Когда у каждого из двух новых округов появится своя префектура?
- Пока не принято решение о конкретной дате появления второй префектуры. На данный момент существующая префектура ТиНАО вполне справляется со своими функциями.
- Сейчас больше идет бумажная работа, подготавливаются проекты…
- Давайте сравним динамику. В прошлом году с 1 июля на новых территориях было построено 600 тысяч квадратных метров недвижимости. В этом году с января по сегодняшний день уже введено 800 тысяч квадратных метров. На 30 процентов больше. Мы планируем ввести 1 миллион 700 тысяч. Это в три раза больше. Это можно считать как бумажную работу или реальные дела?
- Да, конечно, но ведь впоследствии будет строиться больше и больше и понадобятся деньги…
- Нет, до бесконечности строить больше нет никакого смысла. Мы определили ориентировочные параметры, которые сегодня Генеральным планом Москвы будут прорабатываться. Это около миллиона рабочих мест и полтора миллиона жителей. Построить надо ориентировочно 100 миллионов квадратных метров общей площади. Построить это можно за 25 лет, четыре миллиона в год. Возможно, когда разработают Генеральный план, цифры будут чуть больше или чуть меньше.
- Итак, начнется интенсивное строительство, и понадобятся деньги. Как складываются отношения с инвесторами?
- Все жилье строят инвесторы. На сегодня количество желающих и имеющих деньги для строительства достаточно, чтобы в год строить не менее двух миллионов квадратных метров недвижимости.
- Это будет низкая Москва или огромные небоскребы?
- Для Новой Москвы мы уже считаем, что 10 этажей – это многоэтажное жилье. Не 17-25, а 9-10.
- Правильно мы понимаем, что чем дальше от МКАД, тем этажность ниже?
- В целом, да, но при этом, как и в районах, прилегающих к МКАД, могут быть и многоэтажки, так и поселки. Причем поселки, где есть одновременно многоквартирные дома в 3-4 этажа, таунхаусы, коттеджи. Жилье в целом недорогое.
- Насколько учитывается количество автомобилистов через 25 лет при проектировании?
- При разработке территориальных схем мы планируем заложить максимальное количество транспортных коридоров под развитие новой территории Москвы. В перспективе в этих коридорах смогут построить дороги, как привычные для нас, так и в новом исполнении. Причем сам Генеральный план разрабатывается до 2035 года, а транспортную и инженерную инфраструктуру мы планируем на 50 лет вперед. При этом предполагается развитие Киевского и Курского направлений железной дороги. Вы знаете, четыре ветки метро собираются проводить. По двум решение уже принято – это ветка «Румянцево-Саларьево» и ветка до Коммунарки.
- Владимир Федорович, в старой Москве есть такая проблема: из одного района в другой очень сложно добраться напрямую, не через центр. В Новой Москве такая же ситуация будет?
- Мы параллельно прорабатываем схему развития как радиальных, так и поперечных направлений. В АИП текущего года на наш департамент предусмотрены средства на строительство дорог, которые соединяют между собой Киевское шоссе, Калужское, Боровское и Минское. Через три-четыре километра будут проходить такие поперечные связи.
- Читатели жалуются, что в Троицке очень тяжело проехать по вечерам.
- Между Троицком и Киевским шоссе сейчас есть двухполосная дорога. В ближайшее время мы вынесем на публичные слушания вопрос о расширении дороги на четыре полосы. Мы понимаем, что одной этой дороги будет недостаточно. Увязав на данном расстоянии от МКАД две трассы – Киевку и Калужку – мы планируем построить еще дорогу, соединяющую Калужское шоссе в районе Троицка с Киевским. На будущий год запланирована работа.
- Изначально на новых территориях хотели создать два миллиона рабочих мест, теперь прогноз упал до миллиона.
- По нашей оценке, проживать на территории будут около полутора миллионов человек. Трудоспособного населения из них около 800 тысяч. Если даже половина будет работать на новой территории, то это всего 400-450 тысяч. А вторая половина от миллиона – это жители Солнцева, Бутова, Подольского, Наро-Фоминского, Ленинского районов Московской области. Когда мы оценили, просчитали, то поняли, что большее количество приезжающих на свои рабочие места транспортная инфраструктура вряд ли сможет выдержать.
- Чем больше людей работает в Новой Москве, тем больше налогов. Есть ли прогноз, когда новые территории, грубо говоря, вернут те деньги, которые старая Москва сейчас туда вкладывает?
- Мы считаем, в 17-18 году мы выйдем на положительный баланс. Денег, получаемых в бюджет от новой территории, будет достаточно, чтобы обеспечивать жизнедеятельность Новой Москвы. По нашей оценке, доход будет с каждым годом увеличиваться, что позволит частично возвращать средства, вложенные в развитие. И потом, мы должны инвесторов привлекать.
- Зарубежные инвесторы есть?
- В этом году мы вводим в эксплуатацию 200 тысяч квадратных метров офисных зданий. Чешская компания совместно с Ростелекомом реализует проект недалеко от Румянцева.
- Предприятия какие-то будут на новых территориях?
- Компания А-101 разделила один из своих участков на 50 по 2-3 гектара. Называется это «Индиго-парк». 30 процентов этих участков – это предприятия. Да, они небольшие, но при этом там экологически чистое производство. При этом мы должны говорить о логистике. Сейчас мы ведем переговоры с крупной французской компанией, и в районе Киевского шоссе, там, рядом с Бекасово, мы планируем построить около миллиона квадратных метров логистики. Для нас самое главное – сбалансированность. Нельзя строить одну только логистику или офисные здания.
- Назовите один из готовящихся проектов, который, по вашему мнению, станет знаковым.
- Половина новых территории – это лес. Около 64 тысяч гектаров. В составе территориальной схемы мы предполагаем строительство от 45 до 49 парков. Я считаю, что это знаковый проект.
Один из амбициозных проектов – деловой центр в Коммунарке. В составе этого проекта образовательный кластер, кластер здравоохранения. Там же будет строиться здание префектуры, там же разместится центр видеофиксации для старой и для новой Москвы. Я думаю, что и некоторые федеральные органы власти смогут туда переехать. Планируется построить на новой территории выставочный центр. Сейчас он находится на Красной Пресне. Есть предложение построить аэрополис рядом со Внуково. 1,5 миллиона квадратных метров недвижимости, там же гоночные автомобильные трассы, крупный выставочный центр, офисные здания, объекты культуры.
Появится агрокластер. Сегодня много баз, где проводится оптовая продажа скоропортящихся продуктов. Планируется построить крупный оптовый комплекс в районе Щербинки. Он позволит снизить цену. Крупный комплекс, почти на 70 гектарах земли.
Кстати, рядом с агрокомплексом инвестор хочет построить тематический парк по реконструкции исторических событий. Подобные парки есть во Франции, в Германии. Предполагается выделить под строительство этого парка около 100 гектаров земли, сейчас разрабатывается концепция. И мы планируем в августе заложить первый камень и провести там реконструкцию событий, связанных с появлением Москвы.
- Бывает, что вы с застройщиками не понимаете друг друга?
- Часто инвесторы сначала строят жилье, а потом социальные объекты: школы, детские сады. Иногда приходится выезжать на место, общаться с застройщиками, с тем, чтобы все строилось параллельно.
- Что уникального будет в Новой Москве?
- Самое главное новшество – комфортная среда обитания. Понятно, что это широкое понятие. Здесь много критериев и принципов. В том числе и работа шаговой доступности, и новый подход к понятию «первый этаж». И улицы должны быть другими, и для пешеходов должна быть создана более комфортная среда.
- Какое из поселений Новой Москвы вам больше всего приглянулось?
- Вороновское. Там и среднеэтажность, плюс парк есть, большое озеро. Там уютно, мне нравится, не раз там бывал.
- На новых территориях много деревень. Они останутся в стороне, или там будет какая-то модернизация?
- Они будут развиваться по-разному. Рядом с какими-то деревнями появятся поселки, рядом с какими-то – рабочие места. Их развитие будет не одинаковым, но будет происходить. У нас в бюджете на этот год есть 500 миллионов рублей на строительство дорог, сетей энергоснабжения для Новой Москвы. В текущем году мы планируем подготовить техническую документацию, а уже начиная со следующего года будем проводить дороги, электрические сети, газопроводы в сельские населенные пункты. Все, чтобы дать толчок их развитию.
Екатерина Сумина
