timelapse
Все темы

«Вечерняя Москва»: Марат Хуснуллин: Москва сегодня самый развивающийся мегаполис мира

Темы в материале

Сегодня в столице реализуется самая масштабная за многие годы программа по строительству и реконструкции. О важных и принципиальных ее аспектах «ВМ» поговорила с главой столичного Стройкомплекса.

Исполняющий обязанности заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин стал гостем прямого эфира сетевого телевидения «Вечерней Москвы». В студии и состоялся этот интересный разговор.

Строительство метро станет дешевле

- Впервые за всю историю метро строится такими темпами. Сколько щитов работает под Москвой, чего нам ждать в ближайшем будущем?

- Планируем в этом году выйти на объем почти 14 километров путей, сдадим семь станций, два электродепо. На следующий год постараемся сдать 16 километров путей. Уже сегодня мы вышли на беспрецедентные объемы механизации труда. Под землей работает 17 тоннелепроходческих щитов, до конца года их число вырастет до 24. Нигде в мире такого нет. А в целом до 2020 года мы планируем построить 160 километров линий метро. Мы мобилизовали все силы: в проектировании стали использовать иностранные технологии. Кстати, за счет перехода на европейские нормы проектирования нам удалось сэкономить порядка 20 процентов от стоимости будущих станций и серьезно увеличить скорость работ.

- А что это за нормы?

- Между тем, как проектируем мы и иностранцы, есть серьезная разница. Например, по количеству подсобных помещений на станциях. Возьмем нашу станцию: она порядка 160 метров в длину, еще 50-70 метров – дополнительные помещения. Иностранцы стремятся минимизировать их количество. Мы тоже пришли к выводу, что, изменив технологию, можно отказаться от лишних помещений. Или же мы сначала копаем котлован, потом строим верх. Иностранцы строят, наоборот, сверху вниз. Соответственно у них другая система укрепления стен котлована, механизм подачи материалов, грунта. Мы взяли наши и их нормы, сравнили, рассмотрели на научно-техническом совете. В итоге мы уменьшили размеры строительных площадок. Что нам это дало? Меньше работ по выносу коммуникаций. Хочу подчеркнуть, что любое строительство в Москве – это прежде всего вынос коммуникаций. Это, конечно, приводит к задержкам, но мы их преодолеваем.

- Две линии столичной подземки строятся с нуля. Это третий пересадочный контур. И линия на Коммунарку. Каким образом планируете сократить время и средства?

- Мы предлагаем на третий пересадочный контур пойти одним тоннелем большого диаметра. Тоже европейская технология, она применяется в Испании. Испанские специалисты доказали нам, что строительство двух путей в одном тоннеле будет экономически выгоднее и быстрее. Что касается новых линий – не только Третий пересадочный контур и линия на Коммунарку являются новыми. Кстати, линию на Коммунарку к 2018 году, я надеюсь, мы построим. Сейчас первоочередные задачи – это продление радиуса, где возможно, продление Третьего пересадочного контура. Хотел бы обратить внимание на новый радиус: у нас есть Калининско-Солнцевская ветка – от «Новокосина» до «Третьяковской». Дальше она обрывается. Хотим соединить «Третьяковскую» и «Деловой центр». Дальше от «Делового центра» до «Парка Победы».

Мы уже в этом году сдаем часть линии. А дальше – от «Парка Победы» строим до Новопеределкина, до Рассказовки. И получается, что от «Парка Победы» до Рассказовки – это новый радиус длиной порядка 20 километров. В целом вся линия – около 40 километров.

Она будет перевозить порядка млн пассажиров в день. Одна из самых колоссальных линий. Еще один радиус – от станции «Марьина Роща» до «Селигерской». И если будет необходимость, продлим Люблинско-Дмитровскую линию.

Пересматриваем Генплан ради удобства жителей

- Что будет с теми проектами, где стройка уже начата, – Павелецкий вокзал, площадь Тверской Заставы? Город решил отказаться от инвестиционной составляющей, но стройка уже идет, и вложены огромные деньги.

Вы знаете, в 2010 году Москва утвердила Генеральный план. Согласно ему 400 млн квадратных метров недвижимости в границах старой Москвы уже существует, должно быть построено еще более 200 млн. Вы можете себе представить, что вокруг вас на 50 процентов добавится недвижимости? По тому плану у нас, во-первых, количество жителей должно было быть меньше, во-вторых, количество автомобилей только к 2020 году должно было выйти на уровень 370- 380 автомобилей на тысячу жителей. А уже в 2012 году у нас стало 380 автомобилей на тысячу жителей. С одной стороны, хорошо, что люди стали богаче. С другой – для города, для транспортной инфраструктуры это катастрофа. Мне нравится выражение «Москва не резиновая». Она не может вместить больше. Не говоря о другой серьезной проблеме, которую переживали, по сути, все быстрорастущие города. Сначала строится то, что быстрее продается, – жилье, офисы.

Все это мы продали, а инфраструктура отстала. Там, где грамотное управление, например, в Китае, этого перекоса не допускают. По наличию инфраструктуры мы отстали лет на 20. Есть очень простой показатель: сколько метров улично-дорожной сети приходится на горожанина. У нас – 0,3 метра. Для сравнения возьмите любой мегаполис мира – меньше метра на человека не бывает. А в среднем – полтора. Мы понимаем, что не сможем в пять раз увеличить количество дорог. Их негде строить. Поэтому мы пошли на тяжелую, непопулярную меру по их реконструкции. Это раз.

Второе – организация парковочного пространства. И в-третьих, мы пошли на самый главный шаг – сейчас занимаемся пересмотром Генерального плана. Мы расторгли инвестконтракты на 11 млн квадратных метров, где видели, что будет явное ухудшение транспортной ситуации. До тех пор, пока не создадим новый генплан. Конечно, в результате у нас возникло множество долгостроев. Например, Белорусский вокзал.

Инвестор собирался там построить 180 тыс. квадратных метров общих площадей. Вы представляете, вместо того чтобы разгружать Белорусский вокзал и дать там место транспорту, мы еще и создаем точку притяжения, ведь в такой торговый центр будут специально приезжать на машинах. Поэтому мы расторгли этот контракт. Сегодня там строим развязку. В общем, до конца 2015 года мы Белорусский вокзал закончим.

Следующая проблема из той же серии – Павелецкий вокзал. Повторю: все вокзалы, железнодорожные пути мы сейчас расширяем, поток увеличиваем.

Мы не можем вокзалы нагрузить коммерцией! Они должны быть транспортно- пересадочными узлами. Поэтому, несмотря на то, что там есть собственники, мы приняли решение через суд изымать площадку в пользу города.

- Скоро будет окончена реконструкция Варшавского и Каширского шоссе. Какие магистрали следующие? И расскажите про судьбу реконструкции Ленинского проекта.

- Начнем с реконструкции магистралей. Сейчас мы там выделяем по одной полосе для общественного транспорта, это раз. Где это возможно, убираем светофоры, чтобы машины, стоя на них, не загрязняли воздух, два. В-третьих, делаем, где возможно, боковые проезды, чтобы на вылетную магистраль не выезжали водители, которым надо проехать из микрорайона в микрорайон. Конечно, это неудобно жителям. На Варшавке и Каширке основной ход работ уже закончен. В этом году мы заканчиваем Балаклавский проспект и Рублевское шоссе, Ленинградское шоссе вместе с развязкой – развязку уже запустили, благоустройство заканчиваем. Заканчиваем Ярославское шоссе. В целом пять вылетных магистралей будут сданы в этом году. Кроме этого в 2014 году будут сданы шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, Можайское шоссе от МКАД до Садового кольца.

И четыре магистрали – Рязанское, Волоколамское шоссе, Волгоградский проспект и Ленинский проспект – будут сданы в конце 2015 года. Теперь что касается Ленинского проспекта. Если посмотреть на его план реконструкции, основное движение проспекта вообще не меняется. Как были четыре полосы с одной и с другой стороны, так и остались.

Мы убираем пять светофоров. За счет трех поперечных тоннелей, которые пройдут под Ленинским проспектом. Чтобы улучшить связки между районами, мы делаем еще две эстакады. Нам говорят: будет пробка при въезде на площадь Гагарина. А кто сказал, что мы хотим, чтобы весь поток машин ехал в центр? Мы въезд туда будем ограничивать и дальше, через уменьшение парковочных мест. Нужно, чтобы от площади Гагарина до Троицка и Апрелевки было бессветофорное движение, чтобы все, кто там живет, могли двигаться по магистрали беспрепятственно.

В этом цель реконструкции Ленинского проспекта. Кстати, большая часть жителей, 62 процента, поддерживают реконструкцию магистралей, в том числе и Ленинского проспекта. Можно, конечно, ничего не делать, но при росте автомобилей на 7-8 процентов в год через два года нас ждет коллапс. Наша задача – этого не допустить. Основная часть нашей стратегии направлена на развитие общественного транспорта. Мы должны сделать его достойным. Потому что сегодняшний общественный транспорт, к сожалению, не всегда комфортен.

- Нам пришло сообщение от одного жителя. Он спрашивает о судьбе строительства станции метро «Окская улица»: жители дома 6, корпус 2, по 1-й Новокузьминской опасаются за судьбу дома. По проекту котлован будет в десяти метрах от дома.

- «Улица Окская» будет введена в 2016 году. Никакой угрозы безопасности для дома нет, совершенно твердо заявляю. Прошу жителей потерпеть, зато в 2016 году у вас рядом будет метро.

- Этот вопрос напомнил о тех встречах с жителями, которые вы проводите.

- Да, Сергей Семенович (Собянин. – Прим. ред.) нам поручил, чтобы мы наладили обратную связь с жителями. Мы заранее объявляем место встречи. Приходят все руководители Стройкомплекса, префектур, управ, депутаты, жители задают вопросы. В среднем такие встречи длятся два-три часа. Должен признать, что многие вопросы – решаемы, видно, что где-то недосмотрели, не учли. Но есть и такие, которые на данном этапе решить не получается. В таком случае власть должна сказать, что она этот вопрос решить не может.

Считаю, что такие встречи полезны, мы будем продолжать эту практику.

На новых территориях ошибок постараемся не повторить

- Мы совсем чуть-чуть затронули территорию Новой Москвы. Вы справедливо заметили, что в большинстве случаев у нас инфраструктура отстает. С Новой Москвой мы не сядем в ту же калошу? Потому что мы видим: жилищные поселки растут, как грибы.

- Это больной вопрос, так как в переходный период, до момента присоединения новых территорий, за эти шесть месяцев был инвестиционный взрыв. Для строительства было оформлено 16 млн квадратных метров. Из них 80 процентов – жилье. И конечно, когда территория перешла к Москве, мы увидели огромное количество панельных домов, не обеспеченных инфраструктурой. Поэтому, как бы это ни было непопулярно, мы начали останавливать стройку. Где-то договорились так, чтобы дома достраивались, потому что во многих из них квартиры были уже проданы.

По остальным пересматриваем градостроительные планы. Я думаю, в июле мы представим главе города на обсуждение проект транспортного каркаса новых территорий.

Тем более это такая разноплановая территория.

Вы знаете, там много проблем, но я убежден, что это та территория, которая станет колоссальной точкой роста Москвы. Хочу напомнить: Москва сегодня, кроме того, что самый развивающийся мегаполис мира – это еще и самый социально ориентированный мегаполис. Ни в одной городе мира не выделяется столько на социальную поддержку. Для выполнения этих обязательств нужно, чтобы в городе росла налоговая база. А она может расти за счет создания рабочих мест. На новых территориях мы планируем создать один миллион рабочих мест. 80 процентов жителей ездят на работу в «старую» Москву, мы должны их переориентировать. Это выгодно и с точки зрения градостроительного развития, так как существующую транспортно-дорожную сеть мы будем использовать более эффективно. Мы постараемся новые территории сделать хорошим, качественно организованным местом для проживания.

БЛИЦ

- Остается ли у вас свободное время?

- Честно говоря, времени нет совсем. 12-часовой рабочий день. В субботу мы заканчиваем в шесть вечера, начинаем в семь утра, в воскресенье по полдня приходится работать. Лето, разгар строительства – надо всех стимулировать.

- Кого больше? Начальников? Рабочих?

- Начальников. Потому что все они знают, что раз большой начальник специально приезжает, значит, надо выйти на работу. А раз надо выйти на работу, они заранее готовятся: смотрят выполнение, приводят в порядок площадку, в общем, делают все, чтобы их поменьше критиковали. Поэтому присутствие начальника на строительстве – большой стимулирующий фактор. К сожалению, так было всегда.

- Есть ли у вас в Москве любимые места? Может, есть любимый день?

- Любимый день – суббота. Потому что в субботу целый день езжу по объектам. И поэтому могу сказать, что уже хорошо знаю Москву. В Москве хороших мест много. Мне очень нравится территория «Лужников». Это, безусловно, жемчужина. В центральной части города – в районе храма Христа Спасителя, в районе Музея имени Пушкина – сохранилось много красивых, тихих улиц.

Красивое место – Воробьевы горы. Кроме потрясающего вида, я считаю, там колоссальная энергетика. Район Университета просто фантастический. Считаю, что очень хорошее место – это район Крылатское. Было поручение срочно построить там Гребной канал. Я там по три раза в день бывал, полюбил это место. Бывает, вечером туда заезжаю, смотрю, или в воскресенье. Хорошее место.

- Расскажите немного о семье.

- У меня трое детей. Старшая дочь окончила университет, сын окончил школу, младшая дочь живет со мной. Сына с детства возил с собой по стройкам. Да и сейчас, когда есть возможность, беру их с собой.

- Чем увлекаетесь в свободное время?

- Охотой, горными лыжами. Легче перечислить, чем я не увлекаюсь. Но сейчас времени совсем мало. В воскресенье могу на лошади прокатиться, на рыбалку сходить.

- А как к домашним животным относитесь?

- Очень люблю собак, у меня овчарки есть, лайки.

"Вечерняя Москва"