timelapse

Владимир Жидкин: «Мы все - свидетели создания города-миллионника»

Темы в материале

Прошло более трех лет со дня присоединения к Москве новых территорий и образования двух новых административных округов. За это время многое изменилось - здесь создается качественная городская среда столичного уровня с опережающим строительством объектов социального назначения и созданием новых рабочих мест. Координирует и контролирует выполнение планов Департамент развития новых территорий города Москвы, который возглавляет Владимир Жидкин.

– Владимир Федорович, каковы главные итоги работы возглавляемого вами департамента с тех пор, как территория Москвы увеличилась за счет присоединения новых территорий?

– Пожалуй, наш Департамент – один из самых молодых и немногочисленных в структуре столичного правительства. Создавался он под решение конкретной задачи – ускоренного развития новых территорий города Москвы. Напомню, 1 июля 2012 года границы города увеличились за счет присоединения 148 тыс. га земли на юго-западе Подмосковья. К столице отошли два городских округа – Троицк и Щербинка, 19 городских и сельских поселений (в Подольском, Ленинском и Наро-Фоминском районах) и часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья. В результате расширения границ площадь Москвы увеличилась примерно в 2,4 раза. Нашему департаменту выпала великая честь и огромная ответственность стать, образно говоря, и главным архитектором преобразований этой огромной территории, и ведущим генератором выработки и реализации концепции развития на многие годы вперед, аж до 2035 года. Так что по большому счету итоги подводить рано. Если говорить о слагаемых успеха прошедших трех лет без цифр и метров, то главным достижением я бы назвал рождение коллектива департамента. Во всех структурах у нас трудятся не просто суперпрофессионалы – это еще и люди, любящие наш край, всесторонне знающие природные, экономические, социальные особенности присоединенных территорий. Именно благодаря этому за столь короткое время была разработана концепция ускоренного комплексного развития новых территорий по столичным стандартам. Департамент стал координатором разработки Схем территориального развития ТиНАО, уже прошедших публичные слушания. Этот документ станет составляющей частью Генплана Москвы. Уже реализованные и реализуемые проекты жилого, нежилого строительства, возведения объектов дорожной, инженерной, социальной инфраструктуры не могли стать таковыми без всесторонней тщательной, высокопрофессиональной проработки каждого шага, без четкого видения стратегических задач, поставленных руководством страны и города. Основательность проработки всех необходимых документов обеспечила успешную реализацию масштабных проектов. Назову еще одно, может, нехарактерное для строителей качество наших специалистов – дипломатические способности. Это к вопросу о переориентации инвесторов в смысле понимания важности строительства социальных объектов. Это, поверьте, тоже значимое достижение.

– А если говорить о достижениях в цифрах и метрах, в чем они выражаются?

– Если говорить о результатах строительных, здесь нам тоже есть чем гордиться. Намеченные планы реализованы в полной мере. За три года население Троицкого и Новомосковского округов выросло более чем на 30%. Свыше 7 млн кв. метров недвижимости введено на новых территориях столицы с момента их присоединения к Москве, из них – 2,75 млн кв. метров нежилой недвижимости и 4,25 млн кв. метров – жилой.

Мы неуклонно выполняем установку мэра города Сергея Собянина по опережающему строительству объектов социального назначения. За это время построено шесть школ на 3774 учащихся, сейчас проектируются и строятся еще 11 школ на 10 840 учащихся. Уже возведено 15 ДОУ на 2915 мест, в стадии разработки – еще 24 детских сада на 6205 мест. В новых микрорайонах проблема обеспечения местами в детских садах решена полностью. Активно ведется строительство объектов здравоохранения. За три года построено шесть поликлиник (включая модульные), два медицинских корпуса.

К концу 2018 года планируется ввести в эксплуатацию шесть поликлиник и одну подстанцию «скорой помощи». В «новой Москве» активно ведется дорожное строительство, совершенствуется транспортная инфраструктура. За три года построены три автомобильные дороги общей протяженностью 12,6 км. До конца 2018 года будет построено 12 автомобильных дорог общей протяженностью 122,4 км. В плановых показателях до 2035 года – реконструкция 381,7 км дорог и строительство 476,8 км улично-дорожной сети. Началась активная фаза реконструкции Калужского шоссе. Готовятся к сдаче две первые станции метро на новых территориях – «Румянцево» и «Саларьево» (Сокольническая линия). Протяженность этого участка – 6,5 км. Суммарная загрузка станции «Саларьево» составит около 24 тыс. человек в утренний час пик. Наряду с многоэтажным активно ведется малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). И это на территории, где леса занимают более половины площадей. Экология – важнейший фактор жизни. Вот и устремляются сюда люди к новому месту жительства, тем более, что за это время здесь создано столько рабочих мест, сколько их было до момента присоединения территорий. Прирост коммерческой недвижимости в Новой Москве на 25% опережает жилье. Это очень хороший показатель. В числе значимых объектов – «Комсити» плюс огромный бизнес-парк К2. Эти два офисных центра на 16 тыс. рабочих мест уже построены и сданы. Офисный парк «Комсити», общая площадь которого планируется в объеме свыше 707 тыс. кв. метров, расположен на первой линии Киевского шоссе недалеко от МКАД и в 350 метрах от станции метро «Румянцево». Он строится как «город в городе» и включает в себя офисные помещения класса А, торговую галерею, 45 гектаров благоустроенной территории, зоны отдыха, фитнес-центр, детский сад и медицинский центр. Так что можно смело сказать: в Новой Москве новые рабочие места характеризуются большим смыслом, чем просто обеспечение людей возможностью работать. Образ жизни становится качественно новым.

– Какие основные задачи стоят перед департаментом сегодня? Какие из них являются приоритетными в современных непростых условиях?

– Главная задача сегодня – не допустить снижения темпов, качества строительства, не урезать планы создания качественной социальной среды в этих сложных экономических условиях. Для определения параметров развития территории, в том числе и в точках роста, правительством Москвы принято решение о разработке 92 проектов планировки территории, включая первоочередные (всего 23) в первом поясе урбанизации, где предусматривается семь точек роста. Разработано 13 проектов за счет средств инвесторов. Присоединение территорий позволяет реализовать новую градостроительную политику, направленную на полицентрическое развитие города. Новая Москва будет иметь 12 центров деловой активности, в которых планируется создать около 1 млн рабочих мест, что, в конечном счете, поможет в решении транспортных проблем столицы и обеспечит стабильное экономическое развитие огромного мегаполиса на многие годы вперед. Так что, как в той песне поется: «Сделать нам еще предстоит больше, чем сделано». До конца текущего года в «новой Москве» откроется 18 детских садов, из которых бюджетное финансирование получают лишь шесть объектов, остальные строятся на частные средства. Также в 2015 году будет сдано в эксплуатацию шесть школ. В ближайшие два года на новых территориях будет введено около 6,5 млн кв. метров недвижимости, из которых 3,9 млн будет жилой. Убежден, что строительство жилья продолжится, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. А она такова, что многие предсказывали резкое снижение инвестиций в строительство. Мы дорожим нашими партнерами, в том числе иностранными инвесторами. Кстати, они проявляют и обязательность, и приверженность долгосрочным планам. Например, французские инвесторы заинтересованы в развитии бизнес-парка в ТиНАО и планируют вложить 100 млрд руб. в строительство бизнес-парка на территории Троицкого и Новомосковского округов. Проект предусматривает создание международного бизнес-центра ITEC (International Techology Trading and Exhibition Center), где можно будет проводить выставки образцов товаров, создать гостиничную и жилую инфраструктуру и возможности для транспортно-логистического и юридического обслуживания. Планируется построить объекты недвижимости общей площадью около 3 млн кв. метров, благодаря чему появится 50 тыс. новых рабочих мест. Реализация всего проекта займет до семи лет. Согласно утвержденным проектам, к 2035 году население ТиНАО достигнет 1,5 млн человек, будет построено 600 км дорог и 40 км линий метро. Представляете, мы все свидетели и участники создания еще одного города-миллионника!

– Насколько возможно участие самих жителей «новой Москвы» в формировании облика своих поселений, их благоустройства, транспортного обеспечения и т.д.?

– Это не только возможно, это обязательно. Как я уже говорил, в марте проводились публичные слушания по территориальным схемам развития ТиНАО. Так вот при рассмотрении предложений во всех муниципальных образованиях было внесено более 30 тыс. замечаний и предложений, почти половина из которых касалась дорог. Люди просили найти новую трассировку, чтобы дороги не проходили в непосредственной близости от дачных поселков и населенных пунктов. Многие предложения касались вопросов благоустройства поселений, городов, организации транспортного обслуживания. Почти все эти просьбы были удовлетворены и после внесения требуемых корректировок будут приняты уже на городском уровне. По-другому и быть не может, ведь мы строим Новую Москву для людей, для их комфортной жизни, воспитания детей, организации качественного медицинского обслуживания, отдыха наших сограждан.

– Что лично вам, как жителю столицы, больше всего нравится в сегодняшней Москве?

– Больше всего меня радуют светлые, добрые, улыбчивые лица москвичей, независимо от возраста и пола. В их глазах можно прочитать, насколько довольны они жизнью в Москве, в том числе в Новой. И, конечно, же, во время встреч с жителями приятно слышать добрые слова о нашей работе в адрес мэра, правительства Москвы, строителей. Радостно видеть, насколько они дорожат чистотой, уютом и теплом своих городов, поселений, новых микрорайонов.

– Недавно завершился очередной Московский урбанистический форум, традиционно собирающий лучших специалистов градостроительства. Как была представлена на форуме Новая Москва?

– Мы уже в четвертый раз участвовали в Урбанфоруме. И если вначале мы представляли только варианты видения развития новых территорий, проекты, то сейчас участникам были продемонстрированы уже реализованные и реализуемые проекты. В том числе – самые современные бизнес-парки. В совокупности наряду с созданной за минувшие три года и строящейся сейчас дорожно-транспортной инфраструктурой, такие масштабные проекты вызывают большой интерес как российского, так и зарубежного бизнеса. Что подтверждает правильность выбранной нами стратегии развития новых территорий. Об этом, кстати, шел разговор и на состоявшемся в рамках Урбанфорума «круглом столе».

Журнал «Столичный Стиль»