Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Время покупать

Темы в материале:

Жилье

1 апр. 2016 г. 13:45

Марат Хуснуллин о ценах на жилье, парке «Зарядье» и строительстве метро

Кризис кризисом, а Москва продолжает бурно развиваться. Весь прошлый год она била рекорды по вводу недвижимости и прокладке метро, строила и ремонтировала жилье, театры, больницы и другие социально-культурные объекты. А как складывается у нее этот, 2016 год? Что нового увидят москвичи и гости города в течение него на улицах столицы? Об этом шел разговор на «Деловом завтраке» в «РГ» с заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

Квартиры не подешевеют

- Марат Шакирзянович! В минувшем году Москва ввела 9,1 млн кв. м недвижимости. Столько она не строила никогда... К чему готовитесь в этом году?

Марат Хуснуллин: Прогноз - дело неблагодарное. И все-таки я скажу: меньше 8-8,5 млн кв. м у нас не будет. Это серьезные объемы. Больше строят только Пекин, Шанхай и другие развивающиеся китайские города. А если экономическая ситуация не будет ухудшаться, то построим и все 9 млн квадратов. Жилья, по нашим оценкам, будет 3-3,5 млн кв. м.

- Как вы думаете, москвичам, которых волнует квартирный вопрос, покупать жилье сейчас или подождать стабилизации на рынке, валютного курса?

Марат Хуснуллин: Конечно, покупать, и именно сейчас! Дешевле 1000 долларов за квадрат - цены, установившейся в настоящее время на жилье экономкласса, просто не может быть. На то есть объективные причины. Стоимость московской земли и прокладки коммуникаций, цена самой стройки и так далее. Это минимум, который был только в 90-е годы. Да, столько стоят квартиры, конечно, за МКАД. В Некрасовке, Новой Москве... Но дешевле в любом случае они не будут. Крепкие застройщики понимают, что сейчас - дно, а потому покупают новые площадки и готовятся к новому подъему цен.

Так всегда бывает, если посмотреть на синусоиду стоимости столичных квартир последних 25 лет. Всякое падение потом отыгрывается с превышением. Это показывает не только опыт Москвы, но и Китая, Америки...

- В кризис находятся желающие погреть руки на чужих деньгах. Вот москвичи послушают вас, купят квартиру подешевле и пополнят ряды обманутых дольщиков... Возможна такая ситуация?

Марат Хуснуллин: Если внимательно смотреть, у кого покупаешь, то не попадешь в число обманутых. Стройка - сложный инженерно-технический комплекс, который требует кроме инженерных, юридических знаний грамотного менеджмента. У компании, не имеющей за спиной никакого опыта, лично я ничего покупать не буду, потому что слишком велик риск. Но москвичи - люди здравые и грамотные. Приведу две цифры. На сегодняшний момент примерно 67 тысяч горожан проинвестировали в жилье 647 млрд руб. А обманутых дольщиков, то есть тех, кто стал жертвами мошенников, на весь город всего 640 человек. Ими занимаются правоохранительные органы в рамках возбужденных уголовных дел. Есть еще 5-6 тысяч человек - дольщики, у которых строители задерживают сдачу дома. Кто-то из-за финансовых проблем, кто-то из-за ошибок в управлении. Эти проекты мы отслеживаем, застройщикам помогаем. Печально знаменитому «Энергостройкомплекту» в Южном Тушино, например, помогли ввести в строй 1600 квартир, остались последние 200. Всего в 2010 году в Москве задержка с вводом была у 7 тысяч человек. К 2014 году эту проблему решили. Теперь она появилась снова, в основном в Новой Москве. Но, еще раз подчеркну, работа ведется. Например, на днях сдали дом по улице Овражной в Щербинке - 10 лет строился.

Традиционный вопрос: как дела со сносом пятиэтажек ?

Марат Хуснуллин: Из 1700 домов осталось снести 123. Самые сложные дома, где были вопросы с расселением. В целом программу завершим в 2016-2017 годах.

- Давно идут разговоры о том, что пора бы начать расселять и 9-12-этажные панельные дома, многие из которых по качеству не лучше снесенных пятиэтажек.

Марат Хуснуллин: Схема, по которой Москва сносила старые пятиэтажки, оказалась очень сложной. К примеру, не хочет один собственник выезжать из дома, и проект не двигается. Поэтому сейчас говорить о новой программе пока преждевременно. Скажу одно. В Москве 450 млн кв. м недвижимости. Для того чтобы город не старел, необходимо строить в год по 8-10 млн кв. м новых зданий и порядка 4 млн кв. м - капитально ремонтировать. Москва берет эту планку не первый год, следовательно, никакая катастрофа ей не грозит. Тем более что программа капремонта с каждым годом будет нарастать.

Новую недвижимость Москва приближает к ТПУ, чтобы людям было комфортно жить, работать и отдыхать в одном месте, имея все необходимое в пешей доступности.

- А «сталинки» что ожидает? Их и сейчас наверняка большинство москвичей предпочитают новостройкам.

Марат Хуснуллин: «Сталинки» надо ремонтировать. Но я уверен, что если у человека появляется выбор, он выберет новый дом. Цена на «сталинки» была высокой, когда им не было альтернативы. В Москве с 2016 года запрещено строить панельные дома устаревших серий. Сейчас возводится качественное жилье, построенное по новым технологиям, с высокой энергоэффективностью - выше на 30%. Такие дома и внешне выглядят лучше, и жить в них и комфортнее, и дешевле. И если деньги человеку позволяют, то он продает старую квартиру и покупает новую.

С видом на Кремль

- Создание парка «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия» - очень красивый, но и дорогой проект ценой 150-200 млн долларов. Не придется его из-за кризиса отложить?

Марат Хуснуллин: Не придется. На объекте круглосуточно работают 1600 человек, и капитальное строительство практически завершено. Отлита монолитная часть всех строений. Подземной парковки, предназначенной и для автомобилей, и для автобусов, приходящих на Красную площадь, сервисных служб, ледяной пещеры и т.д. Начинает заливаться основание 70-метрового парящего моста, который будет выступать над Москвой-рекой. Это будет лучшая смотровая площадка в Москве с видом на Кремль и на город. Скоро начнутся земляные работы, а осенью начнут сажать деревья.

Что же касается дорого-дешево... Если оценивать по мировым стандартам, сколько обходится строительство одного «квадрата», затраты на посетителя и т.д., то по соотношению цена-качество «Зарядье» войдет в пятерку лучших парков мира. Посещать его будут не менее 6 миллионов человек в год. Это проект, который станет еще одной визитной карточкой Москвы.

Москва снова интересна Западу

- Вы недавно вернулись с Международной выставки недвижимости «MIPIM-2016» в Каннах, где возглавляли московскую делегацию. Как встретили европейские инвесторы москвичей?

Марат Хуснуллин: Год назад, когда начались санкции и похолодели взаимоотношения Европы с Россией, западные инвесторы заметно снизили интерес к нашим проектам, к нашей недвижимости. Поэтому на этот раз мы даже своей экспозиции делать не стали, просто поехали посмотреть, что и как. Но о стратегии строительства, которое ведет Москва, конечно же, рассказывали в ходе различных дискуссий. И поняли, что рынок оживает. Иностранцы в первую очередь считают деньги. Они отлично подсчитали, что в переводе на валюту недвижимость в Москве сейчас стала вдвое дешевле. Следовательно, самое время вкладывать в нее.

Целый ряд инвестиционных фондов заявили, что готовы приехать, чтобы на месте оценить наши проекты. Мы пригласили их представителей к нам на Урбанфорум, который в этом году впервые пройдет в Москве летом - с 30 июня по 3 июля. Это даст нам возможность показать им другую Москву, не ту, что видят они обычно в декабре, когда кругом снег и самый короткий день. Кроме того, помимо традиционного обсуждения трендов в развитии мегаполисов мы планируем увеличить там инвестиционную часть и представить побольше конкретных проектов.

Нам есть что показать. Ведь по количеству мегапроектов и качеству, за которое не стыдно, Москва является одним из мировых лидеров. Где еще можно увидеть одновременное строительство 169 транспортно-пересадочных узлов? Их появление практически меняет всю стратегию развития города, выстраивается совершенно новая транспортная логистика. Если в былые времена Москва сначала строила спальный район, а потом тянула к нему дорогу, то теперь мы стараемся всю новую недвижимость максимально приближать к этим транспортным узлам. Чтобы людям было комфортно жить, работать и отдыхать в одном месте, имея все необходимое в пешей доступности. Это выгодно экономически - и городу, и его жителям, и бизнесу. Не случайно именно так делают в Токио, Сингапуре и других бурно развивающихся городах и странах. Причем делаем эти ТПУ мы по лучшим мировым стандартам. Например, проект транспортно-пересадочного узла "Ботанический сад" разработала известная японская архитектурная компания Nikken Sekkei. Она объединила подземку со станцией МК МЖД, предусмотрев место для пересадки на наземный транспорт и парковку на 1 тысячу автомобилей. Кроме того, в торгово-деловом центре в рамках ТПУ будет создано несколько тысяч рабочих мест, а по соседству - современный жилой квартал.

По такому же комплексному принципу у нас развивается и территория бывшего завода ЗИЛ. В этой промзоне площадью в сотни гектаров строится практически новый город! Тоже сразу с новыми дорогами, метро, станциями МК МЖД, объектами социальной инфраструктуры. Предусмотрен даже детский парк «Остров мечты» - по сути еще один мегапроект, в который будет вложено 50 млрд руб. частных инвестиций. Несмотря на нынешние непростые экономические условия, детский парк уже начали строить. И прекрасно, что такой проект в Москве будет реализован - дети должны иметь возможность интересно отдыхать.

За вторым кольцом метро может быть и третье

- Там же в Каннах вы заявили, что скоро Москва займет место в пятерке крупных городов мира. Когда это произойдет, и какие города вы имеете в виду?

Марат Хуснуллин: Москва прочно встанет рядом с Нью-Йорком, Шанхаем, Пекином и Лондоном. И, скорее всего, в будущем эту позицию уже никогда не уступит. Такую цель поставил мэр Москвы Сергей Собянин. Произойдет же это, я уверен, в течение ближайших пяти лет. Добиться этого нам поможет еще один мегапроект - развитие метро. По темпам его строительства с Москвой сейчас конкурируют только китайские города Пекин и Шанхай, больше никто и нигде в мире его столько не строит.

На той же «MIPIM-2016» я пообщался с министром экономики Большого Парижа. Он был поражен, узнав, что первую станцию метро в Новой Москве мы построили через три года после присоединения этих территорий к столице, и пассажиры уже поехали. У них только на подготовку, оформление земли, согласования между муниципалитетами ушло 10 лет с момента запуска проекта Большой Париж.

- В течение года вы пообещали ввести 54 км линий Малого кольца Московской железной дороги с 31 остановочным пунктом и более 20 км подземки с 12 станциями. Беспрецедентное количество! На чем основан ваш прогноз?

Марат Хуснуллин: Не только сама Москва столько в строй прежде не вводила. Если мы реализуем эти планы, то в этом году станем номером 1 по вводу во всем мире. И тут нет никаких чудес. Есть лишь результат того, чем мы начали заниматься четыре года тому назад, взявшись за сооружение Петровско-Разумовского участка Люблинско-Дмитровской линии с четырьмя станциями. Придумали, разработали проект, приступили к работам. Сейчас тоннели пройдены, верхние строения пути проложены, идет отделка. Ввод запланирован на этот год. Хотя сложности, конечно, были. Например, почему сдвинулся ввод ближайшей к редакции "РГ" станции "Нижняя Масловка"? Когда осложнились взаимоотношения России с Украиной, Москва осталась без чугунных тюбингов для укрепления сводов тоннелей и станций метро. Заказ на их производство был размещен в стране. Предприятию, которое взялось за это, надо было наладить их производство, запустить его... Год потеряли на такой, казалось бы, мелочи, цена которой - 1,5% от себестоимости строительства станции.

Сложностей такого рода, вроде бы не зависящих от нас самих, в работе метростроителей возникает много. Упал курс рубля - пришлось перепроектировать все станции, максимально убрав импортную составляющую. Работали в Москве полторы тысячи хороших испанских проектировщиков. Когда евро перешагнул отметку 55 рублей, с ними оказалось невыгодно работать. Теперь снова собираем проектировщиков по всей стране, как собирали в начале метростроителей со всего бывшего Советского Союза.

- Ну и когда все-таки запустите «Нижнюю Масловку»?

Марат Хуснуллин: Планировалось в конце 2015-го, теперь в 2017-м. Это для пассажиров. Поезда же внизу по ней пойдут уже в этом году. Как только достроим оборотный тупик с тяговой подстанцией на глубине 60 метров, так и пойдут - от станции «Деловой центр» до «Петровского парка» - по участку Третьего пересадочного контура. К концу года мы планируем запустить в строй 12 станций метро. В целом программу по развитию метро мы выполняем, хотя сроки где-то на полгода - на год сдвигаются. В Новой Москве есть перспектива провести метро в 2020 году до Троицка, а в планах - дойти и до Внуково. В Новом Генплане развития Москвы, который примем летом, новые трассировки линий метро уже заложены. Закладываем ответвления и под будущее развитие подземки. Например, на станции «Хорошевской» делаем сразу камеры съезда с возможностью идти на финансово-деловой центр в Рублево-Архангельском. Если этого не сделать, то потом будет в разы дороже и дольше. Закладываем и 5-6 ответвлений с Третьего пересадочного контура, которые могут потребоваться на Новое кольцо метро.

- Какая техника помогает добиться таких темпов строительства?

Марат Хуснуллин: К счастью, до начала проблем с валютным курсом мы успели закупить тоннелепроходческие щиты. Сейчас их у нас 26 - никогда столько не было. А вот «десятку» купить тогда не успели. В результате часть линий, которые планировалось пройти щитами 10-метрового диаметра, пришлось перепроектировать на 6-метровые щиты. Это тоже потребовало времени и денег.

Сколько средств город вкладывает в развитие метро?

Марат Хуснуллин: Ежегодно больше 100 млрд руб. При более чем полуторатриллионном бюджете Москвы вроде не так много. Но для нас, строителей, это четвертая часть адресно-инвестиционной программы города. Важнее другое. Гарантированное финансовое обеспечение строительства метро. Трехлетний бюджет с прописанными объектами ввода в нашей стране имеет только Москва. Это дает возможность четко понимать, что мы сдадим через три года, что перейдет на четвертый.

Безусловно, огромную роль играет и поддержка москвичей. Некоторые станции и шахты строим прямо рядом с домами, но они понимают: два года потерпеть, а потом вышел из квартиры, сел в метро и поехал.

- Вокруг такого масштабного строительства подземки новые производства не родились?

Марат Хуснуллин: Благодаря строительству метро оживают предприятия по всей стране. О тюбингах я уже говорил, приведу еще один характерный пример. Только начали вводить первую линию, как столкнулись с дефицитом эскалаторов. Станции готовы, а их нет. Поехал в Санкт-Петербург, там был единственный в стране завод по их производству. Старый завод, старое оборудование. Прихожу в 12 часов дня, рабочие в домино играют. Спрашиваю: почему не работаете? Заказа нет? Есть заказ, но говорят: нам за спешку денег не платят. Поговорил с директором, что ненормально это, у нас 35 тысяч человек круглосуточно работают, рвут жилы, чтобы побыстрее построить метро, а потом сидят, ждут эскалаторов... Чтобы заинтересовать его, предложил заключить долгосрочный контракт. Вроде договорились. Прошло три месяца, а ситуация не изменилась. И тогда мы выставили контракт на покупку гарантированного количества эскалаторов сразу на пять лет. Тут же откликнулись два завода. Сказали: под разовый заказ перенастраиваться смысла нет, а под пятилетний - со всей душой! Так у нас появилось еще два независимых производителя в разных городах России. Таких примеров немало, когда гарантированное нами финансирование выступает стартером развития производств.

- По Малому кольцу Московской железной дороги пошли поезда. Тестовое движение началось?

Марат Хуснуллин: Пока ходят только технологические поезда на отдельно взятых участках. К запуску тестового движения по всему кольцу еще только готовимся, а для москвичей линия откроется до конца этого года. Интеграция метро с железными дорогами, запуск 54-км железного кольца, работы по приспособлению к пассажирскому движению которого начали три года тому назад РЖД, - важная часть решения транспортных проблем в столице. В Москве проходит 200 км железнодорожных путей. Миллионы людей приезжают на работу электричками. Когда появятся ТПУ, мы свяжем электрички с подземкой и весь столичный регион станет намного доступнее.

Вообще скажу: другого пути, кроме как развивать общественный транспорт, у Москвы просто нет. Ведь только за прошлый год к ее 4 млн автомобилей добавился еще 1 миллион. Своеобразный антирекорд! Для жителей это, конечно, хорошо, значит, растет их благосостояние, раз машины покупают. А для улично-дорожной сети - плохо, такой рост нагрузки ей уже противопоказан. Но при этом, заметьте, мы все-таки за последние 5 лет, по данным голландской компании TomTom, снизили загруженность дорог на 16%, и поехали быстрее! Сказался целый комплекс мер: строительство новых станций и линий метро, расширение магистралей с увеличением их пропускной способности, расширение зоны платной парковки.

Треугольник вместо кольца

- Значит, улично-дорожную сеть, которая в Москве в два-три раза отстает от других городов, нет смысла развивать?

Марат Хуснуллин: Мы ее развиваем, но при этом даем себе отчет: город исторически плотно застроен. Те дороги, которые есть возможность проложить, закончим в основном в 2018 году. Я имею в виду прежде всего Северо-Западную хорду, отдельные участки которой начнем сдавать уже в текущем году. Этапами строится Северо-Восточная хорда. Вы помните, наверное, что начало ей положил участок Четвертого транспортного кольца. В него вложили 50 млрд руб., построили на мировом уровне, но получилась дорога, которая никуда не вела. Вот сейчас шаг за шагом дорабатываем ее: продлили от Измайловского шоссе до Открытого шоссе. Приступили к очень важной связке, в результате которой выезд на хорду получат жители Люберец и Некрасовки.

Одновременно с севера осуществляем «глубокий заход» в город дороги Москва - Санкт-Петербург. Сдали часть до улицы Фестивальной, идем к Дмитровскому шоссе, на очереди - Дмитровка-Ярославка. Сейчас эта часть находится в проектировании, но в ближайшее время объявим конкурс на строительство. Объявлен конкурс на Южную рокаду от Балаклавского до Пролетарского проспекта. Следующий участок замкнет эту часть и выйдет на МКАД в районе улицы Верхние Поля. В результате получим треугольник - две хорды и рокада, которые заменят Четвертое транспортное кольцо. Город выиграл от этой конфигурации и по стоимости, и по эффекту.

- Строители занимались в последнее время еще и транспортными развязками на МКАД...

Марат Хуснуллин: Многие пробки в районе МКАД возникали из-за того, что существующие развязки не могли пропустить весь транспортный поток. Когда устаревшие развязки клеверного типа поменяли на направленные, пропускная способность повысилась от 20 до 60%. Особенно это наглядно по утрам, когда я еду на работу и включаю приложение «Яндекс. Пробки»: все наши развязки, которые еще недавно были багровыми, теперь зеленые или в крайнем случае желтые. Это меня очень радует.

Достроить осталось развязку на Профсоюзной - проблемнейшее место, и развязку на пересечении с Каширкой. Обе очень влияют на движение на Новую Москву и на юго-восток столицы. В этом году мы их обе запустим.

Следующим шагом будут подъезды и въезды на МКАД. Мы проанализировали их, выявили, какие совпадают с требованиями, а какие - нет. Практически готова территориальная схема строительства примерно еще 200 км дорог-дублеров. В ближайшее время представим ее мэру.

- Реализовывать снова будете за счет бюджета Москвы?

Марат Хуснуллин: Проектирование проведено на бюджетные средства. Ряд владельцев торговых и логистических центров готовы принять участие в сооружении дорог возле своих комплексов. Понимают, что им это выгодно. Но все сразу сделать невозможно. Начнем, как всегда, с самых проблемных мест. Где-то выезды можно просто подкорректировать, где-то добавить разгонные полосы. Ведь если где-то к Кольцевой примыкает объект, например, автоцентр или автозаправка, то у МКАД «крадется» целая полоса. Получается, что из четырех-пяти полос одна все время двигается очень медленно. Уберем возникающую в этом месте пробку - повысим пропускную способность самой МКАД.

Повышение эффективности имеющейся улично-дорожной сети - важный аспект нашей работы. И это еще одна из причин того, почему Москва не встала в коллапсе, несмотря на существенный рост числа автомобилей. Помню, когда мы строили станцию метро «Жулебино», я на юго-восток ездил до «Выхино» на метро, потому что на машине пробиться туда было просто невозможно. А сейчас могу проехать на любой объект на автомобиле. За пять лет мы собрали в Москве лучшие кадры со всей страны. Все мостоотряды, все бамовцы, все тоннельщики сейчас представлены в столице. Примерно 30 тысяч человек - как и в метро, задействованы сейчас в дорожном строительстве города.

Визитная карточка

Марату Хуснуллину в этом году исполнится 50 лет. В должности заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы он работает шестой год, с начала формирования нового правительства столицы Сергея Собянина. До этого около 10 лет был министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана. Именно при нем в Москве развернулось грандиозное строительство метро, которое год от года продолжает набирать темпы.

Хуснуллин - трудоголик. Вместе с московскими строителями любой праздник он встречает на стройплощадках. А вместо тренажерного зала ходит пешком - хоть на 13-й этаж к мэру, хоть на 9-й - на «Деловой завтрак» в «РГ».

Любовь Проценко

«Российская газета»

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • жилье
  • метро
  • МЦК (МКЖД)
  • парк «Зарядье»

Другие материалы по теме

9 апр. 2016 г.
В "Зарядье" начаты подготовительные работы по строительству моста
В "Зарядье" начаты подготовительные работы по строительству моста
8 апр. 2016 г.
Осмотр строящегося парка «Зарядье». С. Собянин
Осмотр строящегося парка «Зарядье». С. Собянин
8 апр. 2016 г.
Передача археологических находок парка «Зарядье». С. Собянин, М. Хуснуллин
38 фото
9 апр. 2016 г.
Около парка «Зарядье» построят двухуровневую пешеходную набережную
Около парка «Зарядье» построят двухуровневую пешеходную набережную
8 апр. 2016 г.
В парке «Зарядье» высадят более тысячи деревьев и шести тысяч кустарников - Хуснуллин
В парке «Зарядье» высадят более тысячи деревьев и шести тысяч кустарников - Хуснуллин
8 апр. 2016 г.
Собянин: завершен основной объем подземных работ на месте будущего парка «Зарядье»
Собянин: завершен основной объем подземных работ на месте будущего парка «Зарядье»
21 мар. 2016 г.
Время покупать
Время покупать
Концепция парка "Зарядье"
Концепция парка "Зарядье"

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Новая Москва увеличила выплаты в налоговую казну столицы в пять раз
В ЖК River Park Towers Кутузовский создадут около 400 рабочих мест
Три дома на 539 квартир построят по реновации в районе Измайлово
Дом по реновации в районе Кунцево на ул. Бобруйская, вл. 15/1
Доходный дом 1890 года постройки у метро «Кропоткинская» ждет ремонт
Киноконцертный зал и танцевальные классы откроют в ДК «Северный»
В Останкинском районе построят трехэтажный детский сад
В составе ТПУ построят не менее 6 млн кв. метров жилья - Хуснуллин

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика