Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Запуск МЦД – важный шаг в развитии агломерации»

Руководителем Строительного комплекса столицы мэр Москвы Сергей Собянин назначил Андрея Бочкарёва, который ранее возглавлял Департамент строительства города. На новом посту заместитель мэра намерен придерживаться выбранного девять лет назад курса на полицентричное развитие Москвы и превращение мегаполиса в город, комфортный для жизни. О ключевых проектах он рассказал «Инженерным сооружениям».

– Андрей Юрьевич, недавно вы возглавили столичный Стройкомплекс. При этом в его структуре работаете уже более девяти лет. За это время реализовано немало проектов, сделавших Москву более привлекательным, комфортным и удобным городом. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?

– Задача, которую поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще девять лет назад, – превратить столицу в город, комфортный и удобный для всех. Поэтому все проекты, которыми стройкомплекс эффективно, на высочайшем профессиональном уровне занимался под руководством нынешнего вице-премьера Правительства РФ Марата Шакирзяновича Хуснуллина, будут, вне всяких сомнений, продолжены, а по необходимости и усилены. Все направления деятельности стройкомплекса, в рамках которых реализуются важнейшие для города и москвичей проекты, шаг за шагом приближают нас к достижению поставленной мэром цели. Самое важное для нашего огромного мегаполиса - дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и интеграция всех видов транспорта в единую систему. В этой сфере мы добились потрясающих успехов. Это подтверждают и международные рейтинговые агентства, исследующие мегаполисы мира. По этому показателю мы в тройке мировых лидеров, а по интенсивности строительства метро и железнодорожной инфраструктуры – на первом месте. Но главное не в рейтингах, а в том, что за девять лет для пассажиров открылось 155 км новых линий и 81 станция метро и МЦК – это 50% от той протяженности метро, что была в 2010-м. Станции подземки и МЦК в пешеходной доступности получили 4 млн москвичей – почти треть населения города. Люди стали экономить свое время. Частично освободились и дороги, так как у многих отпала необходимость пользоваться автомобилем. Москва уже пятый год подряд не является мировым лидером по пробкам, хотя рост автомобилизации по-прежнему очень высокий. Стали развиваться территории, некогда считавшиеся депрессивными, а толчок этому дало именно повышение их транспортной доступности.

В транспортное строительство направляется до 70% средств всей Адресной инвестиционной программы – колоссальные деньги. Каждый рубль, вложенный в развитие скоростного транспорта в пешеходной доступности, приносит три рубля внебюджетных инвестиций и дополнительные налоги. Особо хочу отметить реализующийся сейчас проект Большой кольцевой линии (БКЛ), первые два участка которой уже открыты, и стоит задача в 2023 году кольцо полностью замкнуть. Это метрокольцо станет самым протяженным в мире – 70 км, более 30 станций, большинство из которых станут пересадочными на радиальные ветки метро и железной дороги. Продлеваем и существующие радиальные ветки, строим новые, чтобы обеспечить шаговую доступность метро жителям районов, где прежде подземки не было.

Еще один проект, о котором я хотел бы сказать особо в контексте развития всей транспортной инфраструктуры, – это программа строительства ТПУ на станциях метро, МЦК и радиальных железнодорожных ветках. Такие хабы не только обеспечивают удобные пересадки с одного вида транспорта на другой, но и служат катализаторами развития прилегающих территорий, дают мощный стимул к привлечению инвестиций в городскую экономику. Проекты предусматривают комплексную застройку с обязательным формированием рабочих мест. Внутри хабов – различные сервисы для горожан. Таким образом, концентрируя все в одном месте, мы повышаем коэффициент шаговой доступности и обеспечиваем высокую мобильность населения. Это одни из основных слагаемых успешности развития любого мегаполиса.

– Событием 2019 года стал запуск двух МЦД. Что они дали жителям Москвы и пригородов?

– Это историческое событие для всей агломерации - железная дорога начинает работать как полноценное наземное метро. Проект МЦД – плод совместных усилий с коллегами из ОАО «РЖД», Минтранса России и правительства Московской области. Открытие только первых двух диаметров улучшило транспортное обслуживание 4 млн человек, проживающих в 45 столичных районах и шести подмосковных городах. Скоростной транспорт в шаговой доступности получили почти полмиллиона жителей районов, где нет метро: Северного, Дмитровского, Восточного Дегунина, Можайского и Щербинки. Улучшилась и доступность тех районов, где станции метро и МЦК имеются, но расположены далеко от жилых массивов. Всего же пешеходную доступность к остановочным пунктам МЦД получили более 1,1 млн москвичей, у которых отныне есть возможность выбирать более удобные и быстрые маршруты поездок по городу.

Благодаря диаметрам уже сейчас частично снимается нагрузка с метро, особенно с пересадочных станций, где находятся вокзалы. В данный момент «Комсомольская» разгрузилась на 5%, «Киевская» – на 12%. А когда заработают все пять диаметров (а строится, напомню, еще три), подземка только в пределах центральных районов Москвы разгрузится на 15–25%. Меньше станет пробок и на дорогах – многие водители предпочтут передвигаться по диаметрам или на метро. По прогнозам, количество автомобилей в утренние часы пик в пределах МКАД сократится на 5 тысяч, а в пределах ТТК – на 1,5 тысячи.

С открытием диаметров поездки в Москву и обратно стали существенно дешевле для жителей области. Если прежде они доезжали из своих городов до ближайшей станции метро и спускались под землю, поскольку дальнейшая поездка на электричке выходила дороже, то сейчас по диаметрам они за те же деньги могут пересечь всю столицу, а при необходимости еще и бесплатно пересесть на метро или МЦК. Конечно же, диаметры серьезно повлияют на развитие территорий, через которые они проходят, ведь туда придут инвесторы и начнут строить жилье, инфраструктуру, появятся новые рабочие места.

Получается, что диаметры соединили город и область, и можно говорить о полноценной Московской агломерации?

– Да, это важный шаг в этом направлении. Почему это так важно? Потому что именно агломерационное развитие является главным сценарием экономического роста как Москвы, так и Московской области. Основной критерий успешности – вопрос транспортной связанности территорий, что обеспечивает высокую мобильность населения. И в этой связи сделано и делается немало. Это и реконструкция вылетных магистралей – связующих дорожных артерий, и строительство новых станций метро, расположенных на территориях города и области, например, «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Котельники», «Новокосино». Cтроится ЦКАД, связывающая населенные пункты ТиНАО и Подмосковья.

– 2019 год ознаменовался завершением строительства Северо-Западной хорды. А что в целом вы можете сказать об итогах дорожного строительства за девять лет? Есть ли в этой сфере знаковые проекты?

– За девять лет в дорожно-транспортном строительстве совершен настоящий прорыв: введено 915,2 км дорог, включая 16 развязок с МКАД и 13 вылетных магистралей, девять из которых синхронизированы с областью. Серьезное значение придаем строительству искусственных сооружений (эстакады, мосты и тоннели). С 2011 года ввели 271 объект. Именно эти объекты обеспечивают связность городских кварталов и районов.

Таким количеством не может похвастаться ни один мегаполис в мире. По темпам прироста дорог Москва сегодня наряду с Пекином и Нью-Йорком входит в число мировых лидеров. Поэтому одним из наших ключевых проектов я бы назвал не какой-то конкретный объект, который мы построили, а развитие улично-дорожной сети в целом.

Мы реконструировали все ключевые вылетные магистрали и развязки на МКАД, избавились от «бутылочных горлышек». Сейчас работаем над очередным этапом реконструкции Кольцевой автодороги, в рамках которой полностью превратим ее в первоклассную высокоскоростную магистраль. К тому же реализуем такой грандиозный проект, как «хордовое кольцо», который изменит логистику движения, что очень важно. Ведь не всем нужно ехать до существующих «колец» и на них сворачивать. По хордам удобно пересечь Москву по диагонали, они улучшают связность районов, снимают напряжение с основных трасс. Словом, автомобилисты могут выбирать более удобные и быстрые для себя маршруты передвижения по столице.

Строительство Северо-Западной хорды в прошлом году мы завершили. Северо-Восточная готова на 70%, в течение двух-трех лет достроим Южную рокаду и Юго-Восточную хорду. В 2023 году «хордовое кольцо» поедет.

– Масштабы транспортного строительства в Москве действительно поражают. В то же время ключевым показателем успешности строительной отрасли является ввод недвижимости и в целом развитие этого рынка?

– Все верно. Динамика строительства недвижимости напрямую влияет на экономику Москвы. За девять лет стройкомплекс добился того, что сегодня по темпам строительства зданий Москва занимает 4-е место в мире среди крупнейших мегаполисов, обгоняя Нью-Йорк. В последние годы в столице ежегодно вводили более 8,5 млн кв. метров недвижимости, а 2019-й год вошел в историю как рекордный: в эксплуатацию сдано более 11,5 млн «квадратов» недвижимости, из которых около 5 млн кв. метров – жилье.   Беспрецедентные объемы.

В последующие годы мы видим только рост, так как серьезно увеличатся объемы жилищного строительства. Мэр поставил задачу обеспечить горожан комфортным, современным и доступным жильем. А в Москве этот показатель пока остается одним из самых низких, если сравнивать с другими столицами: 19,9 кв. метра на человека, тогда как в других мегаполисах от 30 до 40 «квадратов». Но поскольку мы привели на территории развития транспорт, это неминуемо сказалось и скажется в будущем на росте объемов жилья. Чем больше предложений будет на рынке, тем лучше: стабилизируются цены, а значит, квартиры будут покупаться активнее. Тем более что развивается институт ипотеки.

Уже сейчас мы видим, что если раньше многие горожане покупали жилье в области, то теперь они «вернулись» в город. До 90% покупателей столичных новостроек – москвичи. Причем они приобретают не только современное жилье, но и полноценную инфраструктуру рядом – социальную и транспортную. И, конечно, сам город строит и будет строить больше, чем раньше - в первую очередь, в рамках реализации масштабной программы реновации.

– Кстати, о программе реновации. Как она развивается?

– Программа вошла вактивную стадию реализации. Построены и введены в эксплуатацию 52 дома, 49 из которых переданы под заселение. В процессе переезда - 22,3 тысячи человек из 128 домов: людям выдаются ордера, они смотрят квартиры, планируют переезд. Почти 14 тысяч из них уже справили новоселье. Радует, что в целом люди очень довольны своим новым жильем. По нашим расчетам, в этом году начнут переселяться еще 15 тысяч москвичей, и дальше их количество будет расти. Всего сейчас строится 155 домов и 71 - проектируется. У Фонда реновации сейчас в портфеле – проекты на 2 млн «квадратов»: это то, что будет запроектировано и построено в течение текущего года и двух последующих лет. В этом году планируем ввести более 60 домов. Кроме того, Фонд проведет конкурсные процедуры на строительство порядка 80 домов, которые полностью спроектированы по стандартам реновации. Задача перед городом стоит, конечно, очень серьезная: в течение пятнадцати лет расселить и снести 5173 дома.

Мы провели и продолжаем проводить колоссальную, трудоемкую работу по поиску стартовых площадок, отвечающих двум главным критериям: максимальной приближенностью к сносимым домам и возможностью осваивать территорию комплексно. На данный момент таковых подобрано 431, их градпотенциал – около 6,8 млн кв. метров, что составляет 30% программы. Поскольку сносимый фонд – малоэтажный и занимает большую площадь, переселение нескольких пятиэтажек в один дом большей этажности обеспечивает доступ к значительно большим земельным участкам, чем имеются сейчас. Уже в этом году на освободившихся территориях приступим к проектированию новых домов, что позволит запустить вторую волну реновации. Думаю, через два года программа вполне сможет выйти на пик: будем строить и вводить примерно 3,5 млн кв. метров в год.

Выгоду от реновации получат не только участники программы, но и жители соседних с ними районов, ведь рядом с новыми домами будет создана полноценная инфраструктура – школы, садики и, объекты медицины, спорта, с благоустроенными дворами и зонами отдыха. А этим будут пользоваться все.

– Вы сказали о формировании в кварталах реновации полноценной социальной инфраструктуры. А как с этим обстоят дела в масштабах всей столицы?

–  Основное, на что обратил внимание мэр Москвы девять лет назад, – все юные москвичи должны быть обеспечены достаточным количеством мест в садиках и школах в пешеходной доступности. Горожане должны получать качественные медицинские услуги рядом с домом. Формирование такой среды является частью нашей общегородской стратегии по построению города шаговой доступности. В итоге уже сегодня столица пришла к тому, что в 75% районов соцобъекты – в шаговой доступности от жилья. По этому показателю Москва опередила Лондон и Нью-Йорк.

За девять лет построены и открыты 271 детский сад, 6 школ, 86 медицинских учреждений, 120 спортивных объектов и 50 объектов культуры. Благодаря тому, что к строительству социнфраструктуры подключились инвесторы, эти объекты зачастую возводятся быстрее, чем жилые дома. Уже в 2014 году в Москве были ликвидированы очереди в детские сады. А сегодня родители имеют возможность выбирать садик или школу для своих детей. Считаю, что это тоже одно из наших ключевых достижений.

Не могу не отметить и реализацию крупных проектов по строительству объектов медицины и культуры. По линии здравоохранения – это в первую очередь медицинский кластер «Сколково» с лучшими клиниками мира, где москвичи смогут получать высококлассные медицинские услуги, за получением которых теперь за ними не нужно ехать за рубеж, а также многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке. Что касается культурной нивы, то за девять лет Москву украсили десятки объектов, которыми можно только гордиться. Среди знаковых – один из лучших в мире концертных залов в парке «Зарядье», реконструированные театры «Геликон-опера», «Табакерка», «Современник», новые сцены в  Театре им. Ермоловой, Театре им. Вахтангова, созданные Театр песни Надежды Бабкиной, Театр Александра Градского, получивший вторую жизнь комплекс школы и училища имени Гнесиных, несколько зданий музыкальных школ в столичных районах. Объектами такого уровня, уверен, может похвастаться далеко не каждый мегаполис мира.

– Какие еще проекты, на ваш взгляд, заслуживают того, чтобы быть вписанными в историю Москвы 2011–2019?

– Еще один мощный проект – создание общественных пространств. Самым крупным и ярким стал, конечно же, парк «Зарядье», завоевавший множество международных наград и призов, попавший в топ-5 основных достопримечательностей Москвы. Реализуется и проект развития прибрежных территорий Москвы-реки, который позволит преобразить набережные, и сделать их доступными для всех, а дополнительные мосты повысят связность районов и серьезно разгрузят улично-дорожную сеть.  

Одним из важнейших проектов комплексного подхода к формированию территорий Москвы считаю является развитие «Большого Сити». Проект многогранный, включает реконструкцию и благоустройство набережных, строительство социальных объектов и иной инфраструктуры делового центра «Сити», а самое главное – обеспечение этой территории высокой транспортной доступностью.

Марина Россинская Инженерные сооружения