timelapse

Полтора триллиона на развитие

Темы в материале

Начавшийся в прошлом году процесс, связанный с сокращением налоговых доходов от нефтегазового сектора, продолжится как минимум три года. А его пик, по прогнозам главы департамента финансов Веры Чистовой, придется на 2015 год. Как отметил в ходе последнего заседания Мосгордумы мэр Москвы Сергей Собянин, бюджет столицы на 2013 год и плановые показатели на 2014-й и 2015-й сформированы с учетом реальной ситуации. Депутаты приняли документ в первом чтении.

«Лучше уж в ходе исполнения бюджета возвратиться к нему для распределения дополнительных доходов, чем резать по живому», - заметил мэр. В этом году по живому резали уже дважды.

Более чем на 90% городская казна наполняется за счет налогов, главный из которых (более 35% поступлений) - налог на прибыль. Потери по нему будут наиболее критическими. По оценкам Веры Чистовой, в общей сложности благодаря новациям в федеральном законодательстве, позволившим компаниям внутри одной отрасли создавать консолидированные группы и платить налог исходя из усредненной прибыли, бюджет будущего года недосчитается 79 млрд рублей. Причем если в 2008 году городской бюджет получал от нефтегазового сектора порядка 17,6% доходов, то к 2015 году эта цифра в лучшем случае достигнет 5%.

При этом поступления по другому бюджетоформирующему налогу - на доходы физических лиц, по оценкам властей, должны пойти в рост. В первую очередь это связывают с ростом зарплат москвичей, который прогнозируется на уровне 6% ежегодно. По оценкам председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, с присоединенных территорий удастся собрать в будущем году совсем немного налогов - всего 2,3 млрд рублей. Депутат Анатолий Петров то ли в шутку, то ли всерьез предложил строить в новой Москве казино…

Вера Чистова обращает внимание на то, что в ближайшие годы основные неналоговые доходы город планирует получать не от продажи имущества, а за счет арендных взаимоотношений. Вероятно, по этой причине объемы неналоговых поступлений в будущем году упадут на 4,8%. Зато ожидается серьезное - более чем в два раза - повышение поступлений от собранных штрафов (в основном с нарушителей ПДД).

Игорь Антонов отмечает, что, несмотря на все потери, доходы 2013-го вырастут почти на 8%. В течение трех лет ожидается также рост валового регионального продукта (на 5%); промышленного производства (на 4,5%); производительности труда (на 3,4%).

Что касается расходов, то, по словам мэра, их проект позволяет назвать городскую казну «бюджетом развития».

- Несмотря на жесткие решения по ограничению темпов роста бюджетных расходов, целевые показатели государственных программ пересматриваться не будут. Просто необходимо активнее привлекать частные инвестиции и работать над сокращением стоимости проектов. Могу сказать, что за последние годы бюджет Москвы сэкономил более 200 млрд рублей за счет торгов, контроля стартовых цен и отказа от чрезмерно дорогих проектных решений, - заявил мэр Москвы.

Как и в этом году, бюджет 2013 построен по программному принципу: 92% средств направят на 16 различных городских программ. Приоритеты остались прежними: социальная сфера и развитие транспорта. Самой масштабной останется программа «Транспорт»: в 2013 году на нее направят на 10% больше средств, чем в 2012-м. В итоге она обойдется в 386,6 млрд рублей, а расходы на программу «Социальная политика» вырастут всего на полтора процента и составят 336 миллиардов. По оценкам Веры Чистовой, в целом по трем социальным программам - «Столичное здравоохранение», «Столичное образование» и «Социальная поддержка москвичей» - расходы будут постоянно расти. Если в 2013 году на них потратят 53,5% бюджетных средств, то в 2015-м - 56,3%.

Размеры пособий, которые рассчитывают исходя из величины прожиточного минимума (например, единовременное пособие в связи с рождением ребенка, компенсация при усыновлении и пр.), останутся на уровне 2012 года. Сохранится в 2013 году и размер социального стандарта для пенсионеров - 12 тысяч рублей. К тому же право на доплаты к пенсиям до размера социального стандарта получат лишь те пенсионеры, которые проживают в городе более 10 лет. Прежним останется и размер прожиточного минимума пенсионера - 7137 рублей. Вера Чистова объясняет это тем, что прогнозы по инфляции в этом году не оправдались: ждали 9%, а реально вышло 5,2%. Не следует ждать прибавки и чиновникам: индексировать их зарплаты пока не планируется.

Темпы строительства жилья будут снижаться. Если в 2013 году должны построить 678,3 тыс. кв. метров жилья, то в 2015-м - 546,3 тыс. кв. метров. Госпожа Чистова отмечает, что теперь акценты сместились на «поддержание в исправном состоянии того, что уже построено».

Что касается Адресной инвестиционной программы, то в течение ближайших трех лет на нее выделят из бюджета 1 трлн 370 млрд рублей (в будущем году - 461,4 млрд). Значительня часть ее средств пойдет на развитие транспортной инфраструктуры. Только на строительство метрополитена в будущем году израсходуют 144,7 млрд рублей.

Расходы, не включенные в столичные программы (136,8 млрд рублей), пойдут главным образом на деятельность органов госвласти и на возмещение затрат по неисполненным контрактам инвесторам. Иными словами, расторжение контрактов на строительство в городе продолжится.

- Наш бюджет соответствует финансовым возможностям города при сохранении объективных потребностей, - подытожила Вера Чистова.

Прямая речь

Михаил Москвин-Тарханов, председатель Комиссии по перспективному развитию и градостроительству:

- Доходы городского бюджета вызывают большую тревогу. Если бы сегодня у нас сохранилась культура налогоплательщиков образца 2008 года, возможно, мы собрали бы больше. Нас же поставили перед фактом снижения поступлений от нефтегазового сектора. Вероятно, столица должна зарабатывать как-то по-другому. А пока мы закрываем свои дыры за счет приватизации имущества и продажи недвижимости. В итоге выгоду получают и инвесторы, и федеральный бюджет, а Москва - в пролете. Плюс мы совершенно безвозмездно передаем один за другим объекты в федеральную собственность, отдаем, практически не сопротивляясь. Такие отношения с Федерацией оборачиваются для нас тем, что мы ощущаем большую руку у себя в городском кармане. На мой взгляд, давно пора поставить вопрос о перечислении Москве федеральных субсидий на выполнение столичных функций, как это было несколько лет назад.

Андрей Клычков, глава фракции КПРФ в Мосгордуме:

- По нашим оценкам, столичный бюджет 2013 года - это бюджет стагнации. Сохраняется практика «усыхания» бюджетных статей, прежде всего я говорю о программах «Жилище», «Социальная поддержка» и об Адресной инвестиционной программе. При этом даже выделенные деньги не успевают освоить, что видно по предварительным итогам этого года. Печально и то, что на развитие промышленности, которая могла бы обеспечить столицу доходами, в будущем году направят всего 0,2% от средств казны. В этом году город выжил за счет продажи привлекательной собственности, но скоро продавать будет нечего, придется перейти на коммерциализацию образования и здравоохранения, к чему предпосылки создаются уже сегодня.