Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

Планы на завтра

Темы в материале:

Градостроительная политика

16 окт. 2012 г. 11:13

Эксперты ООН прогнозируют, что к 2050 году 70 процентов населения Земли будет проживать в городах. В связи с чем возникает ряд вопросов: как избежать перенаселенности - вернее, научиться с ней жить?

Как решить экологические и транспортные проблемы и предотвратить появление новых? Как прокормить армию горожан без ущерба для окружающей среды? Как вообще должны развиваться города такого масштаба, как Москва?

Выйти из круга

15 октября завершился первый в истории Москвы международный конкурс на лучшую концепцию ее развития. В двух номинациях - развитие Московской агломерации и расширение столицы - победила французская команда Antoine Grumbach et Associes, авторы концепции «Большого Парижа». Лучший вариант размещения Парламентского центра предложили американцы из Urban Design Associates. Целиком воплотить в жизнь разработки победителей не удастся - об этом на днях заявил Сергей Собянин - слишком дорого. Но их возьмут за основу и реализуют частично. В любом случае конкурс внес огромный вклад в копилку урбанистических идей.

Как у большинства городов, исторически развивавшихся по радиально-кольцевой схеме, транспортные проблемы Москвы решать особенно сложно. Как рассказал на одном из семинаров конкурса глава НПО транспорта и дорог НИиПИ Генплана Игорь Бахирев, 41% линий метро в Москве перегружен. На одном квадратном метре подземки, по статистике, сейчас помещается 5,3 человека при норме 4,5. Также перегружены автомобилями 80% улиц. При этом наземным общественным транспортом пользуются всего 38% москвичей, что является недопустимым. По мнению господина Бахирева, чтобы поддерживать приемлемый уровень экологии и комфорта, 80% горожан должны пользоваться общественным транспортом и всего 20% - личным. В Московской области эти показатели должны достигать 70% и 30% соответственно.

Без кардинального пересмотра очертаний Москвы - проще говоря, превращения ее из кольца в какую-либо другую фигуру - избавиться от центростремительного утром и центробежного вечером потока людей и машин невозможно. Может быть, поэтому очертания новой Москвы оказались такими причудливыми - пятно города с прирезанным к нему на юго-западе клином прозвали и «юбкой», и «замочной скважиной»… Так или иначе, логика в этом есть.

Среди вариантов, предложенных участниками конкурса, было создание так называемого «аэротрополиса» (бюро ОМА) - города, базирующегося вокруг четырех аэропортов. Многие мегаполисы в юго-восточной Азии и Европе стихийным образом формируются именно вокруг аэропортов. Как правило, удаленные от центра авиаузлы обрастают инфраструктурой, жилыми кварталами, отелями, офисами и в результате превращаются в самостоятельные урбанистические единицы. Аэропорты «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» и «Остафьево» предлагалось соединить скоростными магистралями, превратив конструкцию в новый костяк развития города.

Впрочем, жюри предпочло вариант французов, которые предложили концепцию «трансполии» - или линейного города, вытянутого вдоль крупной транспортной магистрали. Авторы «Большого Парижа» предложили протянуть в «Большую Москву» новую ветку метро. Подземную магистраль предлагалось дублировать скоростными автобусами и другими видами транспорта. Мэр города Сергей Собянин подтвердил, что концептуально идея властям нравится и будет частично реализована в ближайшее время.

- В следующем году будет завершена реконструкция Калужского шоссе, - сказал он. - У нас большие планы и по железнодорожному сообщению на Киевском направлении. Идут проектировочные работы, предполагается строить новые пути и реконструировать уже имеющиеся.

Градоначальник добавил, что железная дорога возьмет на себя большую часть функций метро, которое также планируется протянуть до новых территорий.

- Ветка железной дороги пройдет в 30 км от МКАД, курсировать по ней будут и обычные электрички, и скоростные аэроэкспрессы, - пояснил господин Собянин.

Это лишь один из способов решения транспортной проблемы. Остальные связаны с попытками убрать различные «магниты», притягивающие транспорт в центр Москвы. В первую очередь это переезд парламентариев в Коммунарку. Затем - реформатирование логистической схемы так, чтобы таможенные терминалы и железнодорожные грузовые дворы были вынесены за пределы города. А также строительство хордовых дорог, способных создать связи между различными районами большого города, минуя центр.

В поисках баланса

Еще одна «говорящая» цифра: москвичи тратят на поездку на работу в среднем от 65 до 80 минут в день. Если учитывать тех, кто ездит из ближайшего Подмосковья, это время увеличивается до 80-120 минут. Главная причина - нерациональное распределение рабочих мест. Почти две трети жителей области работают в столице. При этом рабочие места в их городах соответственно занимают приезжие из других регионов. Такая вот перекрестная миграция, приводящая к запредельной нагрузке на транспорт.

- Реальный город давно вышел за официальные границы Кольцевой автодороги, ближайшие к МКАД районы области сильно урбанизированы. Но планируются эти территории, к сожалению, пока по-разному - столица сама по себе, Подмосковье - само по себе, - отметил на одном из семинаров замдиректора НИиПИ Генплана Москвы Валерий Беккер. - Сегодняшняя плотность населения Москвы близка к предельной. По нашим оценкам, существующий дефицит территорий составляет 14 тыс. га - они необходимы на транспортную, общественную инфраструктуру, природные территории. И если мы их не найдем, трудно будет говорить о каком-либо качестве жизни в Москве.

Среди рецептов, принятых московскими властями, - комплексное строительство - в том числе создание рабочих мест рядом с жильем. За единицу территориального планирования в новой Москве французские архитекторы приняли квартал 320 на 200 метров, половину которого должна занимать зелень. Приятно, что теперь речь все чаще идет не о девелоперских проектах, а о создании качественной среды обитания как приоритете развития Москвы. И в этом российская столица вплотную приблизилась к городам - лидерам рейтингов, измеряющих качество жизни.

- У меня довольно сложное отношение к процессу расширения Москвы, - цитирует журнал «Эксперт» главного архитектора Сергея Кузнецова. - С одной стороны, успех в решении проблем больших городов - это развитие городов малых. Надо, чтобы у людей не было тяги к большим центрам. Именно это тяготение создает вакуум на периферии и перегруженность в центре. Но Москва - особый случай. В течение 20 лет город был единственным большим центром притяжения инвестиций и населения. Что колоссальным образом исказило сбалансированный в общем-то процесс градообразования, который шел в советский период. Ведь до конца 1980-х это был нормальный город. Ни о каком транспортном коллапсе, нехватке чего-то с точки зрения урбанистики говорить не приходилось. С этой точки зрения присоединение такой территории выглядит хорошим решением. Ведь главная проблема Москвы - отсутствие баланса между рабочими местами и местами для жизни, между развитием инфраструктуры и тканью застройки. Расширение может быть хорошим лекарством.

Власти за скобками

Вынос «коридоров власти» из исторического центра - об этом мечтают многие мировые столицы, но до реализации масштабного проекта дело доходит не у всех. Москва в ближайшем будущем может стать примером операции по пересадке бюрократических «органов» из центра на окраину. По крайней мере, примерный план действий уже определен победителем конкурса в этой номинации - американским бюро Urban Design Associates.

Главным высотным акцентом будущего нового столичного центра должны стать башни комплекса правительственных и парламентских зданий. Здесь же разместятся штаб-квартиры банков и университетов. Здания должны быть аккуратно вписаны в природную сетку, основой которой станут природные и искусственные озера. Жилая застройка планируется щадящей: от коттеджей до максимум 8-10-этажных многоквартирных домов. Школы, детские сады, магазины - в шаговой доступности. Пожалуй, это первый случай, когда застройка может полностью избежать «микрорайонного» принципа, унаследованного от советской планировочной школы и широко распространенного в старой Москве.

Какой точно станет российская столица спустя десятилетия, предсказать трудно. Бесспорно одно: она продвинулась на пути превращения в «живой, привлекательный, безопасный, устойчивый, здоровый город». Такими, по мнению датского архитектора Яна Гейла, выступившего на прошлогоднем урбанистическом форуме в Москве, и должны быть города будущего.

Московская перспектива

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • градостроительство

Другие материалы по теме

19 окт. 2012 г.
Главный архитектор города предлагает модернизировать генплан
Главный архитектор города предлагает модернизировать генплан
18 окт. 2012 г.
Сергей Собянин: Главная цель - создать город, удобный для жизни и для людей
Сергей Собянин: Главная цель - создать город, удобный для жизни и для людей
26 окт. 2012 г.
ВЦИОМ: 64 процента москвичей поддерживают новую дорожную политику столицы
ВЦИОМ: 64 процента москвичей поддерживают новую дорожную политику столицы
23 окт. 2012 г.
Лицензия на зодчество
Лицензия на зодчество
19 окт. 2012 г.
Стоимость и сроки строительства должны снизиться
Стоимость и сроки строительства должны снизиться
18 окт. 2012 г.
Мосгордума положительно оценила работу мэра и правительства Москвы
Мосгордума положительно оценила работу мэра и правительства Москвы
15 окт. 2012 г.
Мэр всегда за компромисс
Мэр всегда за компромисс
12 окт. 2012 г.
Сергей Собянин: Я не собираюсь добиваться дешевой популярности
Сергей Собянин: Я не собираюсь добиваться дешевой популярности

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

В Новой Москве в 2021 году планируют ввести 1,4 млн кв. м жилья
Экспертиза проектов сэкономила для Москвы почти 100 млрд рублей
Завершается строительство станции Лужники на МКЖД
Заседание Правительства Москвы. О переходе разрешительной документации в электронную форму.С. Собянин, С. Лёвкин
Знают свою хорду
Лицензия на зодчество
Строителей переводят на евростандарты
Для промзоны "Южный порт" на юго-востоке столицы разработают проект развития

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика