Соединяя берега
Автодорожные мосты для города очень важны, они помогают соединить и разгрузить основные магистрали, связать городские районы, а значит, сократить автомобилистам время в пути. Причем это не просто мостовые сооружения, а уникальные инженерные объекты. О самых необычных мостах города, новейших технологиях строительства и сроках их возведения – в нашем материале.
В Москве масштабное строительство мостов ведется с 2011 года. За это время в городе построили 17 дорожных переправ:
- мост через канал им. Москвы на участке Ленинградского шоссе от МКАД до станции метро «Сокол»;
- мост через реку Сходню в Зеленограде;
- мост через реку Сходню на Волоколамском шоссе;
- пять мостов через реки Сосенку, Десну, Пахру в Новой Москве;
- три моста через реку Сетунь на участке Северо-Западной хорды; мост через реку Лихоборку на участке Северо-Восточной хорды;
- новый Крылатский мост через Москву-реку на участке Северо-Западной хорды;
- новый Карамышевский мост;
- Кожуховский мост в Нагатинском Затоне;
- два моста через реку Сетунь на участке проспекта Генерала Дорохова.
Рассказываем о самых значимых и уникальных мостах для города.
Мост через канал им. Москвы
Длина – 309 метров
Окончание работ – 2011 год
Результат: увеличилась пропускная способность Ленинградского шоссе, распределились транспортные потоки за счет организации направленного съезда на эстакаду в сторону МКАД.
Мост через реку Сходню в Зеленограде
Длина – 101 метр
Окончание работ – 2014 год
Результат: улучшилась транспортная доступность города Зеленограда, увеличилась пропускная способность Центрального проспекта, Солнечной аллеи, проспекта Генерала Алексеева.
Два моста через реку Сетунь
Длина – 102 метра
Окончание работ – 2020 год
Результат: открытие движения по мосту обеспечило съезды к кварталам перспективной жилой застройки вдоль реки Раменки, улучшилась транспортная доступность инновационного центра «Сколково», районов Солнцево и Очаково-Матвеевское, поселка Заречье и микрорайона Сетунь. Организован удобный проезд к ж/д станции Матвеевская (войдет в состав МЦД-4), будущему ТПУ «Аминьевское шоссе» и станции «Минская».
Новый Крылатский мост
Длина – 539 метров
Окончание работ – 2018 год
На южном участке Северо-Западной хорды построили мост через Москву-реку. Он связал проспект Маршала Жукова с Рублёвским шоссе. Открытие движения по мосту позволило устранить одно из «бутылочных горлышек» на хорде.
Старый Крылатский мост построили в 1984 году с четырьмя полосами движения – по две в каждом направлении. Мост не справлялся с потоком машин, поэтому рядом решили построить дублер, который возвели параллельно существующему – от Крылатской улицы к Нижним Мнёвникам.
Транспортные потоки теперь рассредоточились по параллельным мостам, а машинам выделили по три ряда движения на встречных направлениях. Благодаря увеличению количества полос пропускная способность близлежащих дорог выросла на 30%.
Улучшилась транспортная ситуация на северо-западе и западе столицы, в районах Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево и Филёвский Парк, созданы новые межрайонные связки между проспектом Маршала Жукова, Рублёвским и Можайским шоссе.
Балочный Карамышевский мост
Длина – более 600 метров
Окончание работ – 2019 год
Второй масштабный мост тоже расположен на Северо-Западной хорде. Он позволил ликвидировать последнее «бутылочное горлышко» на новой магистрали и соединить напрямую улицы Народного Ополчения и Нижние Мнёвники.
Старый шлюзовой Карамышевский мост, расположенный на расстоянии 200 метров от нового, сохранен и используется для выезда на Карамышевскую набережную и Звенигородское шоссе. Это уникальное сооружение спроектировали специалисты проектного Института «Мосинжпроект».
Мостовой переход расположен над шлюзом канала имени Москвы, построенным в 1936 году. Для исключения негативного влияния строительства на конструкцию шлюза рассматривали два варианта проекта: металлический балочный мост с переменной высотой и вантовый с пилоном высотой 137 метров.
На основании экономического сравнения предпочтение отдали балочному мосту с переменной высотой. Помимо шлюза канала им. Москвы усложняющими факторами были непростые инженерно-геологические условия и наличие оползневого склона.
В процессе строительства специалисты вели постоянный мониторинг за состоянием склона и сооружений, расположенных в зоне возможного влияния. Длина мостового сооружения превышает 600 метров, центральная пролетная часть составляет более 200 метров. Обычно проектирование подобных сооружений занимает около трех лет.
К созданию этого объекта были привлечены лучшие специалисты, в результате за счет слаженной работы коллектива удалось сократить сроки проектирования. Строители уложились в полтора года.
При проектировании учитывался передовой опыт отечественного и зарубежного мостостроения. Конструкции моста были произведены на Борисовском заводе мостовых металлоконструкций (Белгородская область), который поставлял свои изделия и для Крымского моста.
Для монтажа бетонных блоков использовали краны грузоподъемностью 750 тонн. Карамышевский мост стал победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов улично-дорожной сети» в ежегодном конкурсе «Лучший реализованный проект в области строительства».
Кожуховский мост
Длина – 527 метров
Окончание работ – 2019 год
Еще один масштабный мост построили через Кожуховский затон в Нагатинской пойме. Его открытие позволило создать новую поперечную связь на юге Москвы между районами Нагатинский Затон, Печатники, Южнопортовый, а также обеспечить более комфортный перевоз пассажиров к станциям метро «Технопарк» и «Кожуховская».
Появление альтернативных маршрутов поездок в этом районе позволило частично разгрузить проспект Андропова, а также обеспечить подъезд посетителей к парку развлечений «Остров мечты» от метро «Кожуховская».
«Особенностью конструкции являются две русловые опоры – высокие фундаменты на свайном основании, расположенные над водой. Такая же технология сооружения водных опор использовалась при строительстве моста через Керченский пролив», – отметил директор проекта Дивизиона дорожное строительство АО «Мосинжпроект» Петр Дмитриев.
Какие мосты сооружают
В Москве идет строительство еще девяти автодорожных мостов за счет бюджета города. Так, четыре мостовых сооружения появятся на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе. Три из них возводят через реку Лихоборку. Два моста обеспечат движение транспорта по четырем полосам боковых проездов в сторону Алтуфьевского и Дмитровского шоссе. Еще на одном мосту организуют движение по шести полосам основного хода – по трем в каждом направлении.
Мост через реку Яузу реконструируют. Его расширят до трех полос для движения в каждую сторону и укрепят береговую линию. Завершить строительство участка Северо-Восточной хорды вместе с мостами планируется в 2022 году.
Два моста строят на Юго-Восточной хорде. Один через реку Битцу появится на участке от МКАД до магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Его строительство планируется завершить в конце 2023 года.
«Идет подготовка к возведению противооползневого сооружения на буронабивных сваях перед береговой опорой моста через реку Битцу. До начала строительства необходимо стабилизировать оползневые процессы», – сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Мост через Москву-реку появится еще на одном участке Юго-Восточной хорды – от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы. Он соединит районы Печатники и Москворечье-Сабурово. Строители уже приступили к монтажу металлоконструкций пролетного строения. Завершить возведение моста планируется в начале 2024 года.
Восьмой мост сооружается через затон Новинки на территории бывшей промзоны «ЗИЛ». Он соединит набережную Марка Шагала с Проектируемым проездом № 4062. Мост будут возводить методом продольной надвижки.
«Мы вышли на завершающий этап возведения опор моста через затон Новинки в бывшей промзоне «ЗИЛ». Продолжаются работы по возведению подпорных стен, стапелей для сборки и укрупнения блоков моста и последующей надвижки пролетов», – сказал Андрей Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный подрядчик по строительству объекта) Юрий Кравцов отметил, что мост будет состоять из восьми пролетных строений двух типов: железобетонные разместятся со стороны берегов, а металлические – над водной гладью.
«Пролетные строения, расположенные в акватории затона Новинки, будут поддерживать две русловые опоры», – пояснил Юрий Кравцов. Завершить строительство моста планируется в 2023 году.
Еще два моста через реку Яузу появятся в рамках реконструкции двух улиц – Краснобогатырской и Вильгема Пика. Первый уже строится – там идут работы по выемке грунта на дороге со стороны проспекта Ветеранов, ведется погружение свай на опорах с испытанием статической и динамической нагрузки.
Также выполняется устройство креплений для подпорных стен и раскопка котлованов для дождевой канализации на проспекте Ветеранов. Строительство моста планируется завершить в 2023 году. Второй мост проектируется, он будет построен годом позже.
Технологии строительства мостов
Основное отличие в проектировании по сравнению с девяностыми годами состоит в более высокой степени автоматизации проектных работ, считает профессор кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, к.т.н. Виктор Попов.
«Изменены подвижные нормативные нагрузки на мосты, связанные с ростом перемещающихся транспортных средств по автомобильным дорогам, произошел переход на своды правил вместо СНиП, вся нормативная документация разделена на обязательную для применения и добровольную. А в области строительства активнее стали применять большепролетные комбинированные системы в виде вантовых мостов, арок в комбинации с балками», – сказал Виктор Попов.
Технологии строительства мостов фактически не отличаются от технологии возведения любой эстакады. «Существуют типовые решения, например, по выбору конструктивных элементов – железобетонных, металлических, комбинированных – при определении опор или формы свай. Они могут быть металлическими или иметь железобетонную оболочку», – рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
По его словам, основная сложность при строительстве искусственных сооружений через водные преграды состоит в том, что иногда приходится опоры моста возводить непосредственно в русле реки.
«При этом необходимо учитывать скорость течения, структуру и характер дна реки. Еще одна особенность – не всегда мост можно расположить строго перпендикулярно руслу реки. Это приводит к удлинению пролетных строений, к необходимости использования вантовых опор», – отметил Рафик Загрутдинов.
Вантовый мост представляет собой одну или несколько опор, которые соединены с дорожным полотном при помощи стальных канатов-вантов. Массовое строительство таких переправ началось в 1950-е годы.
В Москве первым вантовым сооружением стал Крымский мост, соединивший Крымскую площадь с улицей Крымский Вал. При длине в 1460 метров, ширине – 37 метров и длине основного пролета 409,5 метра он стал самым большим вантовым мостом в Европе. В 2001 году знаменитое архитектурное сооружение реконструировали. Сегодня Крымский мост числится в списке охраняемых объектов культурного наследия столицы.
Второй вантовый мост в городе появился в 2007 году – в Серебряном Бору построили Живописный мост. Он сразу же стал одной из самых ярких достопримечательностей столицы. Дорожное полотно расположено на высоте 30 метров от поверхности воды, а верхний пик арки находится на высоте 105 метров над уровнем реки – это как 30-этажный дом.
Сегодня это самый высокий мост такого типа в Европе. Конструкция сооружения уникальна: она имеет форму огромной арки и служит пилоном, то есть опорой моста, к которому с помощью 72 тросов подвешено дорожное полотно. Природоохранные зоны, расположенные на берегах, в сочетании с активным судоходством на Москве-реке внесли свои коррективы в расположение моста относительно берегов. Тогда как прочие аналогичные конструкции имеют направление, перпендикулярное водоемам, Живописный мост значительную часть своей длины пролегает вдоль берега.
В самой высокой части арки, на высоте 105 метров над уровнем реки, находится подвесная стеклянная капсула в виде летающей тарелки весом 650 тонн. И хотя снизу эллипсоид выглядит небольшим, на самом деле его длина составляет 33 метра, ширина – 24 метра, а высота – 13 метров. Смотровая площадка закрыта, но жители Москвы с нетерпением ждут ее открытия, так как она является изюминкой всего сооружения.
Проекты уникальных мостов
Москва пригласит российских и зарубежных архитекторов для создания уникальных мостов через Москву-реку. Архитекторы создадут не просто мостовые сооружения, но уникальные градостроительные объекты.
«Мы раньше строили мосты, утилитарно подходя к их конструкции, – мост и мост. Но по большому счету такого рода сооружения сами по себе имеют архитектурную значимость. От вида моста, от его дизайна, от его уникальности во многом формируется городская среда», – ранее отмечал Мэр Москвы Сергей Собянин.
Архитекторы получат гранты на проекты автодорожных и пешеходных мостов через Москву-реку. Расходовать гранты можно на оплату труда специалистов, в том числе привлеченных на основании договора о создании консорциума, задействованных в реализации проекта, и на оплату услуг сторонних организаций в рамках реализации проекта.
От победителей требуется разработать архитектурно-градостроительные концепции для возведения семи мостов через Москву-реку. При этом три моста должны быть автодорожными. Один из них будет построен в створе улицы Мясищева и связать Филёвскую и Мнёвниковскую поймы. Другому также предстоит связать Филёвскую и Мнёвниковскую поймы, он расположится в створе Новозаводской улицы. Третий мост планируется возвести в створе Берегового проезда. Он свяжет районы Филёвский Парк и Хорошёво-Мнёвники.
Как отметили в Москомархитектуре, работа над концепциями мостов продолжается, финальные варианты планируется утвердить в начале 2022 года.





