Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

Соединяя берега

17 янв. 2022 г. 12:25

Автодорожные мосты для города очень важны, они помогают соединить и разгрузить основные магистрали, связать городские районы, а значит, сократить автомобилистам время в пути. Причем это не просто мостовые сооружения, а уникальные инженерные объекты. О самых необычных мостах города, новейших технологиях строительства и сроках их возведения – в нашем материале.

В Москве масштабное строительство мостов ведется с 2011 года. За это время в городе построили 17 дорожных переправ:

  • мост через канал им. Москвы на участке Ленинградского шоссе от МКАД до станции метро «Сокол»;
  • мост через реку Сходню в Зеленограде;
  • мост через реку Сходню на Волоколамском шоссе;
  • пять мостов через реки Сосенку, Десну, Пахру в Новой Москве;
  • три моста через реку Сетунь на участке Северо-Западной хорды; мост через реку Лихоборку на участке Северо-Восточной хорды;
  • новый Крылатский мост через Москву-реку на участке Северо-Западной хорды;
  • новый Карамышевский мост;
  • Кожуховский мост в Нагатинском Затоне;
  • два моста через реку Сетунь на участке проспекта Генерала Дорохова.

Рассказываем о самых значимых и уникальных мостах для города.

Мост через канал им. Москвы

Длина – 309 метров

Окончание работ – 2011 год

Результат: увеличилась пропускная способность Ленинградского шоссе, распределились транспортные потоки за счет организации направленного съезда на эстакаду в сторону МКАД.

Мост через реку Сходню в Зеленограде

Длина – 101 метр

Окончание работ – 2014 год

Результат: улучшилась транспортная доступность города Зеленограда, увеличилась пропускная способность Центрального проспекта, Солнечной аллеи, проспекта Генерала Алексеева.

Два моста через реку Сетунь

Длина – 102 метра

Окончание работ – 2020 год

Результат: открытие движения по мосту обеспечило съезды к кварталам перспективной жилой застройки вдоль реки Раменки, улучшилась транспортная доступность инновационного центра «Сколково», районов Солнцево и Очаково-Матвеевское, поселка Заречье и микрорайона Сетунь. Организован удобный проезд к ж/д станции Матвеевская (войдет в состав МЦД-4), будущему ТПУ «Аминьевское шоссе» и станции  «Минская».

Новый Крылатский мост

Длина – 539 метров

Окончание работ – 2018 год

На южном участке Северо-Западной хорды построили мост через Москву-реку. Он связал проспект Маршала Жукова с Рублёвским шоссе. Открытие движения по мосту позволило устранить одно из «бутылочных горлышек» на хорде.

Открытие движения по новому Крылатскому мосту. С. Собянин

02.07.18
1/33

Старый Крылатский мост построили в 1984 году с четырьмя полосами движения – по две в каждом направлении. Мост не справлялся с потоком машин, поэтому рядом решили построить дублер, который возвели параллельно существующему – от Крылатской улицы к Нижним Мнёвникам.

Транспортные потоки теперь рассредоточились по параллельным мостам, а машинам выделили по три ряда движения на встречных направлениях. Благодаря увеличению количества полос пропускная способность близлежащих дорог выросла на 30%.

Улучшилась транспортная ситуация на северо-западе и западе столицы, в районах Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево и Филёвский Парк, созданы новые межрайонные связки между проспектом Маршала Жукова, Рублёвским и Можайским шоссе.

Балочный Карамышевский мост

Длина – более 600 метров

Окончание работ – 2019 год

Второй масштабный мост тоже расположен на Северо-Западной хорде. Он позволил ликвидировать последнее «бутылочное горлышко» на новой магистрали и соединить напрямую улицы Народного Ополчения и Нижние Мнёвники.

Старый шлюзовой Карамышевский мост, расположенный на расстоянии 200 метров от нового, сохранен и используется для выезда на Карамышевскую набережную и Звенигородское шоссе. Это уникальное сооружение спроектировали специалисты проектного Института «Мосинжпроект».

Открытие нового Карамышевского моста в составе последнего участка Северо-Западной хорды. С. Собянин, М. Хуснуллин

29.11.19
1/38

Мостовой переход расположен над шлюзом канала имени Москвы, построенным в 1936 году. Для исключения негативного влияния строительства на конструкцию шлюза рассматривали два варианта проекта: металлический балочный мост с переменной высотой и вантовый с пилоном высотой 137 метров.

На основании экономического сравнения предпочтение отдали балочному мосту с переменной высотой. Помимо шлюза канала им. Москвы усложняющими факторами были непростые инженерно-геологические условия и наличие оползневого склона.

В процессе строительства специалисты вели постоянный мониторинг за состоянием склона и сооружений, расположенных в зоне возможного влияния. Длина мостового сооружения превышает 600 метров, центральная пролетная часть составляет более 200 метров. Обычно проектирование подобных сооружений занимает около трех лет.

К созданию этого объекта были привлечены лучшие специалисты, в результате за счет слаженной работы коллектива удалось сократить сроки проектирования. Строители уложились в полтора года.

При проектировании учитывался передовой опыт отечественного и зарубежного мостостроения. Конструкции моста были произведены на Борисовском заводе мостовых металлоконструкций (Белгородская область), который поставлял свои изделия и для Крымского моста.

Для монтажа бетонных блоков использовали краны грузоподъемностью 750 тонн. Карамышевский мост стал победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов улично-дорожной сети» в ежегодном конкурсе «Лучший реализованный проект в области строительства».

Кожуховский мост

Длина – 527 метров

Окончание работ – 2019 год

Еще один масштабный мост построили через Кожуховский затон в Нагатинской пойме. Его открытие позволило создать новую поперечную связь на юге Москвы между районами Нагатинский Затон, Печатники, Южнопортовый, а также обеспечить более комфортный перевоз пассажиров к станциям метро «Технопарк» и «Кожуховская».

Открытие автомобильного моста через Кожуховский затон. С. Собянин

25.12.19
1/33

Появление альтернативных маршрутов поездок в этом районе позволило частично разгрузить проспект Андропова, а также обеспечить подъезд посетителей к парку развлечений «Остров мечты» от метро «Кожуховская».

«Особенностью конструкции являются две русловые опоры – высокие фундаменты на свайном основании, расположенные над водой. Такая же технология сооружения водных опор использовалась при строительстве моста через Керченский пролив», – отметил директор проекта Дивизиона дорожное строительство АО «Мосинжпроект» Петр Дмитриев.

Строительство моста через Кожуховский затон. С. Собянин

20.09.19
1/33

Какие мосты сооружают

В Москве идет строительство еще девяти автодорожных мостов за счет бюджета города. Так, четыре мостовых сооружения появятся на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе. Три из них возводят через реку Лихоборку. Два моста обеспечат движение транспорта по четырем полосам боковых проездов в сторону Алтуфьевского и Дмитровского шоссе. Еще на одном мосту организуют движение по шести полосам основного хода – по трем в каждом направлении.

Мост через реку Яузу реконструируют. Его расширят до трех полос для движения в каждую сторону и укрепят береговую линию. Завершить строительство участка Северо-Восточной хорды вместе с мостами планируется в 2022 году.

Два моста строят на Юго-Восточной хорде. Один через реку Битцу появится на участке от МКАД до магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Его строительство планируется завершить в конце 2023 года.

Вопрос-ответ
Дорога Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе
Дорога Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе
  • вопрос 1 Где пройдет магистраль?
  • вопрос 2 Участки строительства магистрали
  • вопрос 3 Уникальность магистрали

В Новой Москве строится 8-полосная магистраль Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе, которая свяжет четыре вылетные магистрали – Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе и станет дублером МКАД на юго-западе столицы.

 

Назад

Новая дорога сооружается участками, всего их пять: 

  • от Боровского до Киевского шоссе – ВВЕДЕН;
  • от Киевского шоссе до Калужского шоссе – ВВЕДЕН;
  • от Калужского шоссе до станции метро «Новомосковская» – ВВЕДЕН;
  • от станции метро «Новомосковская» до ул. Поляны – СТРОИТСЯ;
  • от ул. Поляны до Варшавского шоссе – СТРОИТСЯ.
     

Назад

Участок дороги от Киевского до Калужского шоссе интегрирован с Сокольнической линией метро от станции «Саларьево» до «Прокшино».

Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве:

  • пути метро проходят посередине дороги;
  • выходы из станций расположены на обеих сторонах автомагистрали.

Назад

«Идет подготовка к возведению противооползневого сооружения на буронабивных сваях перед береговой опорой моста через реку Битцу. До начала строительства необходимо стабилизировать оползневые процессы», – сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Мост через Москву-реку появится еще на одном участке Юго-Восточной хорды – от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы. Он соединит районы Печатники и Москворечье-Сабурово. Строители уже приступили к монтажу металлоконструкций пролетного строения. Завершить возведение моста планируется в начале 2024 года.

Восьмой мост сооружается через затон Новинки на территории бывшей промзоны «ЗИЛ». Он соединит набережную Марка Шагала с Проектируемым проездом № 4062. Мост будут возводить методом продольной надвижки.

«Мы вышли на завершающий этап возведения опор моста через затон Новинки в бывшей промзоне «ЗИЛ». Продолжаются работы по возведению подпорных стен, стапелей для сборки и укрупнения блоков моста и последующей надвижки пролетов», – сказал Андрей Бочкарёв.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный подрядчик по строительству объекта) Юрий Кравцов отметил, что мост будет состоять из восьми пролетных строений двух типов: железобетонные разместятся со стороны берегов, а металлические – над водной гладью.

«Пролетные строения, расположенные в акватории затона Новинки, будут поддерживать две русловые опоры», – пояснил Юрий Кравцов. Завершить строительство моста планируется в 2023 году.

Еще два моста через реку Яузу появятся в рамках реконструкции двух улиц – Краснобогатырской и Вильгема Пика. Первый уже строится – там идут работы по выемке грунта на дороге со стороны проспекта Ветеранов, ведется погружение свай на опорах с испытанием статической и динамической нагрузки.

Также выполняется устройство креплений для подпорных стен и раскопка котлованов для дождевой канализации на проспекте Ветеранов. Строительство моста планируется завершить в 2023 году. Второй мост проектируется, он будет построен годом позже.

 

Дорожно-мостовые мегапроекты холдинга «Мосинжпроект»

Технологии строительства мостов

Основное отличие в проектировании по сравнению с девяностыми годами состоит в более высокой степени автоматизации проектных работ, считает профессор кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, к.т.н. Виктор Попов.

«Изменены подвижные нормативные нагрузки на мосты, связанные с ростом перемещающихся транспортных средств по автомобильным дорогам, произошел переход на своды правил вместо СНиП, вся нормативная документация разделена на обязательную для применения и добровольную. А в области строительства активнее стали применять большепролетные комбинированные системы в виде вантовых мостов, арок в комбинации с балками», – сказал Виктор Попов.

Технологии строительства мостов фактически не отличаются от технологии возведения любой эстакады. «Существуют типовые решения, например, по выбору конструктивных элементов – железобетонных, металлических, комбинированных – при определении опор или формы свай. Они могут быть металлическими или иметь железобетонную оболочку», – рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

По его словам, основная сложность при строительстве искусственных сооружений через водные преграды состоит в том, что иногда приходится опоры моста возводить непосредственно в русле реки.

«При этом необходимо учитывать скорость течения, структуру и характер дна реки. Еще одна особенность – не всегда мост можно расположить строго перпендикулярно руслу реки. Это приводит к удлинению пролетных строений, к необходимости использования вантовых опор», – отметил Рафик Загрутдинов.

Вантовый мост представляет собой одну или несколько опор, которые соединены с дорожным полотном при помощи стальных канатов-вантов. Массовое строительство таких переправ началось в 1950-е годы.

В Москве первым вантовым сооружением стал Крымский мост, соединивший Крымскую площадь с улицей Крымский Вал. При длине в 1460 метров, ширине – 37 метров и длине основного пролета 409,5 метра он стал самым большим вантовым мостом в Европе. В 2001 году знаменитое архитектурное сооружение реконструировали. Сегодня Крымский мост числится в списке охраняемых объектов культурного наследия столицы.

Второй вантовый мост в городе появился в 2007 году – в Серебряном Бору построили Живописный мост. Он сразу же стал одной из самых ярких достопримечательностей столицы. Дорожное полотно расположено на высоте 30 метров от поверхности воды, а верхний пик арки находится на высоте 105 метров над уровнем реки – это как 30-этажный дом.

Сегодня это самый высокий мост такого типа в Европе. Конструкция сооружения уникальна: она имеет форму огромной арки и служит пилоном, то есть опорой моста, к которому с помощью 72 тросов подвешено дорожное полотно. Природоохранные зоны, расположенные на берегах, в сочетании с активным судоходством на Москве-реке внесли свои коррективы в расположение моста относительно берегов. Тогда как прочие аналогичные конструкции имеют направление, перпендикулярное водоемам, Живописный мост значительную часть своей длины пролегает вдоль берега.

В самой высокой части арки, на высоте 105 метров над уровнем реки, находится подвесная стеклянная капсула в виде летающей тарелки весом 650 тонн. И хотя снизу эллипсоид выглядит небольшим, на самом деле его длина составляет 33 метра, ширина – 24 метра, а высота – 13 метров. Смотровая площадка закрыта, но жители Москвы с нетерпением ждут ее открытия, так как она является изюминкой всего сооружения.

Проекты уникальных мостов

Москва пригласит российских и зарубежных архитекторов для создания уникальных мостов через Москву-реку. Архитекторы создадут не просто мостовые сооружения, но уникальные градостроительные объекты.

«Мы раньше строили мосты, утилитарно подходя к их конструкции, – мост и мост. Но по большому счету такого рода сооружения сами по себе имеют архитектурную значимость. От вида моста, от его дизайна, от его уникальности во многом формируется городская среда», – ранее отмечал Мэр Москвы Сергей Собянин.

 

Как изменятся набережные в Москве

Архитекторы получат гранты на проекты автодорожных и пешеходных мостов через Москву-реку. Расходовать гранты можно на оплату труда специалистов, в том числе привлеченных на основании договора о создании консорциума, задействованных в реализации проекта, и на оплату услуг сторонних организаций в рамках реализации проекта.

От победителей требуется разработать архитектурно-градостроительные концепции для возведения семи мостов через Москву-реку. При этом три моста должны быть автодорожными. Один из них будет построен в створе улицы Мясищева и связать Филёвскую и Мнёвниковскую поймы. Другому также предстоит связать Филёвскую и Мнёвниковскую поймы, он расположится в створе Новозаводской улицы. Третий мост планируется возвести в створе Берегового проезда. Он свяжет районы Филёвский Парк и Хорошёво-Мнёвники.

Как отметили в Москомархитектуре, работа над концепциями мостов продолжается, финальные варианты планируется утвердить в начале 2022 года.

 

Проект развития набережных Москвы стал лучшим

Ольга Завершнева Инженерные сооружения

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • дороги
  • мосты

Другие материалы по теме

Строительство мостового сооружения через старое русло р. Москва с улично-дорожной сетью в южной части территории публичного акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева" с обустройством пешеходных переходов, отстойно-разворотной площадки, здания конечной станции городского пассажирского транспорта. Обустройство набережной р.Москва в районе территории публичного акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева". Этап 1. Строительство мостового сооружения через старое русло Москва-реки с улично-дорожной сетью в южной части территории «Завод имени И.А. Лихачева» с обустройством пешеходного перехода. Этап 1.1.1 - Строительство мостового сооружения с улично-дорожной сетью по пр. 4062. Этап 1.1.1.1 - Дорога, инженерные коммуникации и искусственные сооружения.
Строительство мостового сооружения через старое русло р. Москва с улично-дорожной сетью в южной части территории публичного акционерного общества "Завод имени И.А.Лихачева" с обустройством пешеходных переходов, отстойно-разворотной площадки, здания конечной станции городского пассажирского транспорта. Обустройство набережной р.Москва в районе территории публичного акционерного общества "Завод имени И.А.Лихачева". Этап 1. Строительство мостового сооружения через старое русло Москва-реки с улично-дорожной сетью в южной части территории «Завод имени И.А. Лихачева» с обустройством пешеходного перехода. Этап 1.1.1 - Строительство мостового сооружения с улично-дорожной сетью по пр. 4062. Этап 1.1.1.2 Комплексное благоустройство, озеленение и инженерные коммуникации
20 янв. 2022 г.
Создаем удобные маршруты
Создаем удобные маршруты
25 янв. 2022 г.
Строительство автомобильного моста через затон Новинки. Источник: пресс-служба АО «Мосинжпроект»
9 фото
25 янв. 2022 г.
Мост через затон Новинки на ЗИЛе готов на 40% – Бочкарёв
Мост через затон Новинки на ЗИЛе готов на 40% – Бочкарёв
20 янв. 2022 г.
Мост через затон Новинки будет готов в 2023 году
Мост через затон Новинки будет готов в 2023 году
11 янв. 2022 г.
Дороги судьбы
Дороги судьбы
10 янв. 2022 г.
Стратегия на развитие
Стратегия на развитие

Новости дня

Все новости
26 дек. 2025 г. 12:00
В храме Иоанна Предтечи в Северном установили иконостас
26 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: участок возле станции метро «Сходненская» планируется реорганизовать по проекту КРТ
26 дек. 2025 г. 10:20
Cогласован проект ремонта одного из домов бывшего соцгородка Дангауэровка в Лефортове
26 дек. 2025 г. 10:00
В районе Измайлово освободили площадку для строительства нового дома по программе реновации
26 дек. 2025 г. 09:30
Владимир Ефимов: утвержден проект планировки для участка улично-дорожной сети в Ярославском районе
25 дек. 2025 г. 21:32
Сергей Собянин: открыт Большой лыжный трамплин на Воробьевых горах
25 дек. 2025 г. 13:00
Владимир Ефимов: в Щербинке появится новое административное здание
25 дек. 2025 г. 11:00
Выдана граддокументация для строительства дома по реновации на Булатниковской улице

Просмотренные материалы

Застройщики под присмотром
Рекордный скачок
28 миллиардов за ЗиЛ
Сноса не потребуется

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика