timelapse
Планета БКЛ
Все темы

Стратегия на развитие

Темы в материале

Новые мосты равномерно распределят транспортные потоки в городе. О том, где именно в столице планируется построить переправы через реки и чем они будут отличаться, в интервью «Инженерным сооружениям» рассказала директор ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» Дина Саттарова.

– Дина Илинична, на протяжении последних лет в столице успешно реализуется концепция развития прибрежных территорий Москвы-реки и Химкинского водохранилища. Какая роль в ней отводится мостам?

– Москва-река становится новым линейным центром мегаполиса с одинаково высоким качеством городской среды, общественных пространств и благоустройства на всем своем протяжении. Мы гордимся тем, что имеем к этому непосредственное отношение. Напомню, еще в 2017 году наш институт был назначен единым оператором градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки.

 

С целью модернизации набережных разработана стратегия развития территорий, прилегающих к главной водной артерии столицы, в основе которой лежит создание рекреационного каркаса, неразрывного и многофункционального общественного пространства. Река должна стать связующим звеном для районов Москвы, объединить город и живущих в нем людей. Для этого необходима не только связанность набережных с окружающей городской средой, но и возможность перемещения пешеходов и велосипедистов вдоль всего русла круглый год. Решению этих задач во многом способствует строительство мостов, в том числе пешеходных, обустройство общественных пространств, а также создание визуальных связей и беспрепятственного движения между набережными и прилегающими районами.

Повышение связанности и доступности – важнейший градостроительный принцип развития набережных во всем мире. Яркий пример тому – стратегия развития прибрежных территорий реки Мансанарес в Мадриде: расположенный на береговой линии парк объединил разорванную ранее городскую ткань. Река, которая на протяжении многих лет была барьером, теперь служит связующим звеном для прилегающих районов.

– Сколько новых мостов планируется перекинуть через Москву-реку?

– В столице планируется возвести семь пешеходных мостов. Два из них предполагается построить в Мнёвниковской пойме, тем самым соединив районы Крылатское, Хорошёво-Мнёвники, Филёвский Парк. Еще один – между районом Дорогомилово и Пресненской набережной – может появиться недалеко от делового центра «Москва-Сити».

 

В планах и размещение моста на острове Балчуг, что позволит продлить пешеходный маршрут от Болотной набережной до Якиманской. Проектами планировки также предусмотрены два пешеходных моста через затон Новинки и один через Нагатинский затон. Он должен связать территорию строящегося жилого комплекса «Ривер Парк» с планируемым транспортно-пересадочным узлом «Нагатинский Затон».

 

Проект пешеходного моста между районом Дорогомилово и Пресненской набережной. Рендер: Градплан Москвы

Проект пешеходного моста между районом Дорогомилово и Пресненской набережной. Рендер: Градплан Москвы

Согласно градостроительной документации, намечено возведение еще девяти мостов: семи автомобильно-пешеходных и двух железнодорожных.

Внимания градостроителей требует не только Москва-река, но и Яуза. Сейчас от устья до Оленьего моста она зажата между автомагистралями, а пешеходные тротуары выполняют техническую функцию. Специалисты «Градплана» проанализировали градостроительный потенциал прибрежной территории Яузы от Астаховского до Богатырского моста и определили возможность создания комфортной прогулочной набережной без уменьшения интенсивности движения на дорогах. В частности, предлагается активизировать поперечные связи к прибрежной территории реки и рассмотреть возможность размещения еще нескольких пешеходных мостов.

 

Проект набережной Яузы от Астаховского до Богатырского моста. Рендер: Градплан Москвы

– Как понять, сколько мостов достаточно для города и в каком именно районе они необходимы?

– Это определяется на основе Генерального плана Москвы, в котором изложены перспективные направления развития города. Вместе с тем специалисты нашего института анализируют материалы территориального планирования и проводят математическое моделирование транспортных потоков. Потребность в строительстве мостовых сооружений оценивается с учетом загрузки прилегающей улично-дорожной сети на базе разработанной транспортной модели.

 

Проект пешеходного моста через реку Яузу. Рендер: Градплан Москвы

– Есть примеры, которые показывают, какой градостроительный эффект даст благоустройство набережных, в частности строительство мостов?

Наша задача – создать условия для формирования по-настоящему комфортной среды. Это не только удобная транспортная и развитая социальная инфраструктура, но и общественные пространства, где москвичи и гости столицы могли бы полноценно отдохнуть, почувствовать себя ближе к природе.

 

Проект пешеходного моста через затон Новинки. Рендер: Градплан Москвы

Один из показательных примеров – заброшенная территория бывшего завода имени Лихачёва до микрорайона Кожухово, где фактически с нуля пришлось проводить реорганизацию и создавать рекреационное пространство. На новой набережной предложено разместить причал, ресторан и кафе, а также различные площадки для отдыха и занятий спортом, павильоны проката велосипедов, самокатов и роликов. Обеспечить связанность прилегающих территорий призвано строительство автомобильного и двух пешеходных мостов через затон Новинки с обустройством причалов для водных аттракционов, спа-центра на воде и сада водных растений.

 

Проект «сада водных растений» в затоне Новинки. Рендер: Градплан Москвы

Также проект включает реконструкцию территории Южного речного вокзала с созданием инфраструктуры для его обслуживания и благоустройство набережной с организацией велосипедных и пешеходных дорожек, которые пройдут мимо парка развлечений «Остров мечты» до проспекта Андропова.

 

Проект территории Южного речного вокзала. Рендер: Градплан Москвы

От качественного преобразования прибрежной зоны выиграют не только жители, но и бюджет столицы. Специалисты «Градплана» Москвы выполнили математическое моделирование экономической эффективности проектов комплексного благоустройства набережных. Его результаты говорят о том, что их градостроительное развитие обеспечит увеличение деловой активности и приведет к росту капитализации различных объектов недвижимости, оказавшихся в зоне новых общественных пространств.

Стоимость одного квадратного метра жилой недвижимости, к примеру, может увеличиться на 15%, а арендных ставок в общественно-деловых и торговых объектах – на 10%.

– Для того чтобы изменить транспортную ситуацию в мегаполисе, не предпочтительнее ли строить авто- мобильные мосты с многополосным движением?

– Это как с дорогами. Необходимо, чтобы в мегаполисах, как и в менее крупных городах, вся улично-дорожная сеть – магистральная, районная, местная – развивалась полноценно. Например, если в городе недостаточно раз- вита сеть районных дорог, то транспортный поток будет двигаться из района в район по городским магистралям, тем самым перегружая их, либо по местной сети, что приведет к увеличению числа ДТП, а также создаст дискомфорт местным жителям.

Для равномерного распределения транспортного потока по городским улицам и дорогам с учетом целей поездок, увеличения связанности территорий и уменьшения перепробегов автомобилей необходимо строить мосты, обеспечивающие транспортной связью улично-дорожную сеть городского, районного и местного значения.

– Строительство мостов предполагает благоустройство прилегающей территории и создание так называемых точек притяжения для горожан. Какие «фишки» уже предусмотрены проектами?

– Одно из интересных решений представлено в проекте обновленной пешеходной набережной Москвы-реки – от Театра Петра Фоменко до территории бывшего Западного порта – длиной более километра, где строится ЖК «Западный порт». Там может появиться необычный «балкон» – подмостовая конструкция для организации непрерывного движения пешеходов и велосипедистов. Предусмотрено и строительство амфитеатра под Дорогомиловским мостом, который сможет служить площадкой для перформансов этого театра.

 

Дорогомиловский балкон. Рендер: Градплан Москвы

– Как в Москве изменятся после реконструкции другие набережные?

– Вдоль набережных – Симоновской и Марка Шагала – в Даниловском районе предполагается построить нижнюю набережную длиной около 4 км с комфортными лестничными сходами, причалом и прогулочной зоной.

 

Проект причала в Даниловском районе. Рендер: Градплан Москвы

На набережной в Хорошёво-Мнёвниках планируется организовать детские и спортивные площадки, пространства для тихого отдыха, ориентированные в первую очередь на жителей этого района.

Есть набережные Москвы-реки, расположенные в уда- ленных от центра столичных районах. Зачастую они, несмотря на уникальный ландшафт, требуют особого ухода. Например, на Карамышевской одним из основных мероприятий должно стать устранение оползневых процессов. Задача не только сохранить природную идентичность таких прибрежных территорий, но и развить эти пространства – обеспечить комфортный и безопасный спуск к воде. Так, здесь планируется обустроить велосипедные и пешеходные дорожки длиной около 4,5 км и более 5,5 км.

Если же говорить о преобразованиях в целом, то они коснутся береговой линии, длина которой в границах города, включая Химкинское водохранилище, составляет 246 км.

В результате будут сформированы непрерывные пешеходные и велосипедные маршруты, что позволит москвичам и гостям города беспрепятственно передвигаться вдоль русла реки.

Повысится и проницаемость территории, появятся новые выходы к воде и комфортные общественные пространства с учетом запросов жителей. Планируется задействовать и транспортный потенциал акватории, в частности, возродить регулярные пассажирские перевозки в центральном бьефе Москвы-реки.

Развитие территорий общей площадью около 12 тыс. га, прилегающих к Москве-реке и Химкинскому водохранилищу, – один из самых масштабных городских проектов, начатых в 2014 году. 80,9 км набережных уже обновлены, еще 192,8 км береговой линии планируется благоустроить к 2028 году.

– Существует ли единый стандарт благоустройства столичных набережных?

– Нет. Работа над прибрежными территориями ведется с учетом запросов москвичей. Набережные в столице очень разные и могут восприниматься как продолжение двора жилых домов, примыкающих к береговой линии, или как отдельная зона отдыха горожан и туристов.

Причем предпочтения жителей разных районов относительно того, как использовать такие пространства, могут сильно разниться. В 2017 году по заказу нашего института коллектив социологов провел масштабный опрос. В нем участвовали 4,6 тыс. респондентов – жители и посетители набережных от Мнёвников до Западной части Нагатинской поймы, а также туроператоры и предприниматели, чья деятельность связана с прибрежными территориями.

Исследование показало, что 30% респондентов рассматривают набережную как прогулочный маршрут и придают большое значение обустройству пешеходных и велосипедных дорожек. 31% хочет видеть ее как территорию развлечений, а в районе Даниловский, например, таких 37%. Для местных жителей важно наличие площадок для выступления уличных музыкантов, кафе и ресторанов.

 

22% респондентов воспринимают набережную как продолжение двора. Например, среди таковых жители района Хорошёво-Мнёвники. Для них принципиально сохранить приватность территории, предпочтительно наличие детских площадок, уличных тренажеров и мест для барбекю.

По мнению 17% опрошенных, набережная должна стать тихим и спокойным местом, где можно побыть наедине с собой, отдохнуть на лоне природы после напряженного трудового дня. Это особенно необходимо жителям районов Пресненский и Нагатинский Затон.

Результаты социологического исследования учитываются при определении характера благоустройства той или иной прибрежной территории.

Для отдаленных от центра – это размещение зон отдыха с детскими и спортивными площадками. Для центральных – точки притяжения: кафе, киоски, пункты проката велосипедов и роликов, места для проведения культурно-массовых мероприятий. Таким образом, любой человек может найти удобное пространство для отдыха у воды.

 

 

Строительство в округах, районах

 

Проект развития набережных Москвы стал лучшим

Булгакова Ника Инженерные сооружения