Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Антон Винер: «Культурно-образовательный кластер – антикризисный продукт девелопмента»

Темы в материале

Девальвация рубля, коронавирус и самоизоляция: в таких условиях большинство застройщиков ищут способы не лишиться клиентов. Но есть и компании, которые запускают новые и довольно амбициозные проекты в девелопменте. Антон Винер, владелец группы «Родина», рассказывает, какие девелоперские идеи будут востребованы покупателями в кризис, что представляет собой культурно-образовательный кластер и почему Новая Москва может стать центром стиля жизни, альтернативного «старомосковскому».

- Не станет ли текущий кризис последним для российского девелопмента, во всяком случае в его нынешнем виде?

- Конечно, нет. Специфика нашей экономики в том, что жилая недвижимость рассматривается россиянами в том числе и как инвестиционный актив. Поскольку валютные рынки очень волатильны, наши сограждане стремятся конвертировать свои доходы и сбережения чаще всего в жилье. Это тот актив, стоимость которого обычно быстро и радикально не снижается.

При этом квартиру можно сдавать в аренду, поселиться в ней самому или продать. В период кризиса привлекательность такого объекта вложений повышается. А это значит, что спрос в долгосрочной перспективе сохранится, а после кризиса будет нарастать.

Сейчас число сделок, конечно, может упасть на 50% и даже больше, но после окончания пандемии ситуация постепенно нормализуется.

Вместе с тем, отмечу, что нужно разделять московский девелопмент и российский. В столице работают крупные и устойчивые застройщики, причем локальный рынок жилья неизбежно будет расти после острой фазы кризиса, потому что деньги и квалифицированные кадры концентрируются здесь. Конечно, условия работы московских застройщиков будут хуже, чем раньше, но они точно выстоят. В регионах ситуация иная – здесь более слабый спрос, поэтому местным девелоперам придется снижать себестоимость.

- Как вы оцениваете антикризисные меры в строительной отрасли?

- Я полагаю, что введение субсидированных ставок на уровне 6,5%, безусловно, станет очень полезной мерой для российского девелопмента и покупателей жилья в текущих условиях. Отмечу, что в отличие от предыдущей программы, сейчас субсидирование привело к снижению ставки до исторически минимального уровня.

Также правильной мерой станет и направление 50 млрд рублей на выкуп квартир у застройщиков для создание арендного жилья – в период кризиса спрос на него будет расти, а застройщики получат компенсацию снижения спроса. Наконец, субсидирование ставок для девелоперов позволит не снижать темп реформы долевого строительства, предполагающей переход застройщиков к банковскому финансированию.

Не нужно забывать и о том, что в России накоплены огромные золотовалютные резервы. По мере развития кризиса эти деньги так или иначе будут инвестироваться в экономику, в крупные инфраструктурные проекты, в поддержку занятости, в госзаказ в промышленности.

Соответственно, тем или иным путем эти деньги будут превращаться в доходы населения, а затем трансформироваться в покупку жилья, то есть частные инвестиции в девелопмент.

Кстати, по данным АСВ, в российских банках лежат порядка 18 трлн рублей на частных счетах размером свыше 1 млн рублей. 20-30% этих средств также будут использованы для решения жилищного вопроса, причем именно в Москве, потому что после кризиса многие россияне попытаются перебраться в столицу.

- Какие антикризисные стратегии сегодня возможны в девелопменте?

- В Москве девелоперы будут давать минимальные скидки, поскольку столичные застройщики поддержаны мощным банковским финансированием, и они точно знают, что рано или поздно их продукт найдет своего покупателя. Если мы посмотрим на историю предыдущих кризисов, то после спада спрос впоследствии восстанавливается, причем на более высоком уровне. При этом столичные девелоперы и мы, в частности, продолжат создавать новый продукт и будут делать ставку на него в конкурентной борьбе.

Конечно, в сложном положении окажется большинство региональных застройщиков.

Они работают на грани рентабельности, поэтому их сценарий – снижение себестоимости и ожидание госпомощи.

- Какой же девелоперский продукт будет пользоваться спросом в кризис, по-вашему?

- Есть одна идея, спрос на которую растет в любой экономический кризис в отличие от всех других товаров и услуг. Это успех. Сегодня многие дезориентированы и пытаются построить личную антикризисную стратегию. На мой взгляд, такой универсальной стратегией в XXI веке должно стать образование личности, ее развитие.

То есть вкладываться нужно в себя, в образование, умения и навыки, культурное восприятие и здоровье. Для этого потребуются современные инфраструктурные ресурсы, где можно получить перспективную профессию, развить востребованные новой ситуацией навыки, познакомиться с правильными людьми, экспертами в своем деле.

Такие ресурсы нужны как детям, так и взрослым. И, разумеется, идеальной ситуацией будет наличие такой инфраструктуры рядом с домом, а еще лучше, если всё это объединить в единую экосистему культурно-образовательного кластера. Таким образом, наш проект – это первый кластер в России, где у жителей и их семей будут все ресурсы не только для поддержания здоровья и получения образования, но и в профессионального развития.

- В чем суть культурно-образовательного кластера, который вы создаете?

- Мы назвали наш проект Russian Design District не случайно. Мы убеждены, что среди наиболее востребованных сейчас и в будущем специалистов будут дизайнеры, причем в самом широком, современном смысле этого понятия.

Дизайнер – это человек, который придает визуальную форму идеям, поэтому он будет востребован всегда и очень широко (от художественного дизайна до дизайна виртуальной и дополненной реальности, game-дизайна, веб-интерфейсов, цифрового-дизайна и т.п). Поэтому в нашем кластере совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ будет создана Школа дизайна и технологий (Design and Technology Art School, DATA).

В проект будут привлечены ведущие специалисты в этой сфере, а также представители крупнейших профильных работодателей, которые на раннем этапе смогут не только участвовать в развитии слушателей, но и присмотреть среди них перспективных специалистов.

- А что касается здоровья?

- Второй составляющей кластера станет спорт. В RDD будет построен многофункциональный спортивный комплекс под управлением признанных профессионалов. В его состав войдут Академия художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Академия единоборств Fight Nights под управлением Камила Гаджиева, Школа йоги и здорового питания.

Эта часть кластера поможет формировать здоровое поколение и поддерживать форму взрослым и маленьким жителям RDD. То есть в целом Russian Design District станет своего рода инкубатором для современных успешных людей, где, с одной стороны, можно «прокачать» мозги, а с другой стороны – тело.

- Почему вы выбрали для реализации проекта Новую Москву?

- У Новой Москвы есть преимущество – большая часть территорий ТиНАО – это фактически природная зона. А это значит, что экологическая ситуация здесь будет лучше, чем в самом «зеленом» районе «старой» Москвы.

Мы реализуем проект в стародачных местах на Калужском шоссе. Площадка находится на берегу реки Десна в окружении благоустроенной лесопарковой территории площадью 9 гектаров со спортивной и детской инфраструктурой, футбольным, волейбольным и хоккейными площадками, воркаутами, памп-треками, беговыми трассами и пространством для отдыха и прогулок.

То есть наш кластер дает возможность получить «под одной крышей» образовательную и спортивную инфраструктуру, а также экологичную среду для жизни. При этом транспортную доступность обеспечивает реконструированное Калужское шоссе и активно развивающаяся сеть метро в Новой Москве.

- Что нового привносит Russian Design District в практику московских девелоперов?

- С самого начала мы точно осознавали, что не хотим строить очередную груду муравейников в чистом поле за МКАД. Именно поэтому мы выбрали небольшую площадку – всего 4,4 гектара.

В проекте девять отдельно стоящих домов, каждый из которых проектировался с участием известных деятелей культуры, спорта и бизнеса.

Всего в них будет 715 квартир. Соответственно остается много места для организации социально оживленного пространства – бульвары, скверы, территории для прогулок и занятий спортом, разнообразные ландшафтные решения.

Причем лучшие архитекторы, скульпторы со всей России, а также выпускники Школы дизайна и технологий ежегодно будут менять оформление кластера, то есть жители и гости RDD будут находиться в эстетически динамичной среде.

- Как изменит ваш культурно-образовательный кластер Новую Москву? Зачем он там?

- Новой Москве нужны точки роста и притяжения людей. Полупустой бизнес-центр или торговый комплекс не привлекут сюда людей, которые будут генерировать идеи и преобразовывать пространство вокруг. Их можно привлечь идеей развития и успеха, которые сегодня зависят от непрерывного совершенствования своих умений, поддержания здоровья, экологичности среды для жизни.