timelapse

Марат Хуснуллин: «Москва вышла на рекордные темпы строительства дорог и метро»

Темы в материале

По итогам 2015 года в Москве планируется построить рекордные 90 км дорог, а также создать колоссальный задел по вводу метро на будущие годы. О том, как строителям удается работать в таком темпе, в интервью телеканалу «Россия-24» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, расскажите о динамике строительства дорог в Москве.

- За последние годы мы построили около 400 км дорог, а это 10% от всех имеющихся в городе дорог магистрального и межквартального значения. Стоит учесть, что за это же время в Москве на 20% выросло количество автомобилей. Казалось бы, город должен был «встать», а мы, наоборот, поехали быстрее. Прежде всего, это произошло за счет того, что мы расшили узкие места, вылетные магистрали, построили поперечные связи и реконструировали сложные развязки.

На сегодня полностью завершены работы по реконструкции девяти развязок на МКАД. Стоит понимать, что реконструкция подразумевает помимо ремонта старых «лепестков» строительство новых направленных съездов, тоннелей и разгонных полос.

Все это вместе дало хороший результат - Москва уступила первое место в мире по пробкам другим мегаполисам и поднялась в рейтинге на четыре позиции.

- Это уже пиковые объемы строительства? Больше и быстрее строить можно?

- Просто физически невозможно строить больше. Хотя следует учесть, что и это уже небывалые, рекордные показатели. За 5 лет, с 2011 по 2015 годы, было построено дорог в 2,5 раза больше, чем с 2006 по 2010 годы.

Мы считаем, что вышли на предел по дорожному строительству. Сегодня все работы итак ведутся в круглосуточном режиме. Это позволяет ускорить работы. Например, нормативный срок реконструкции развязки на Ленинском проспекте - 44 месяца, а мы построим за 20 месяцев.

- Как Вы считаете, сможет ли Москва поддерживать такие темпы на протяжении долгого времени?

- Вообще, если не будет финансовых ограничений, мы планируем завершить все самые большие и сложные дорожные стройки до 2018 года, а после этого - заниматься больше связками внутри районов и перенести основной упор в «новую Москву».

- Расскажите о работах по реконструкции Московской кольцевой автодороги.

- К настоящему времени мы полностью завершили разработку проектной документации по реконструкции МКАД. То есть в любой момент либо за бюджетные деньги, либо на средства инвесторов мы сможем начать работы на каком-либо отдельном участке.

Кроме того, интерес к таким проектам проявляют и сами инвесторы. В настоящее время мы ведем переговоры с четырьмя-пятью крупными инвесторами по реконструкции участков кольцевой магистрали.

- Марат Шакирзянович, как идет строительство хордовых магистралей в Москве?

- Строительство всех участков Северо-Западной хорды, включая Мневники с Парламентским центром, планируется полностью закончить в 2018 году.

Вместе с тем, перед нами стоит задача проработать возможность привлечения концессионеров по строительству участков Северо-Восточной хорды. По предварительным оценкам, необходимо привлечь порядка 50 миллиардов рублей.

Если Москва сможет получить такой объем частных инвестиций, то вся Северо-Восточная хорда, начиная от развязки Вешняки-Люберцы до выезда на платную дорогу Москва-Санкт-Петербург длиной 42 километра, может быть построена до 2019 года. Запуск движения по хорде приведет к сокращению среднего времени поездки более чем на 15%, а также позволит разгрузить МКАД на 20-25%.

- Расскажите о строительстве дублеров Кутузовского проспекта.

- По северному дублеру работа идет полным ходом. Концессионер приступил к проектированию, а мы освобождаем площадки для будущего строительства. В то же время мы приступаем к строительству заездов с Аминьевского шоссе на южный дублер Кутузовского проспекта. На сегодняшний день подготовлена градостроительная документация, проведена ее экспертиза и начинается проектирование объекта. Причем эта дорога не будет платной.

- Могут ли появиться дублеры у других вылетных магистралей?

- На сегодняшний день в старых границах города строительство дублеров вылетных магистралей невозможно. Просто нет земли, на которой можно было бы строить. Но мы планируем построить на присоединенных территориях дублер Калужского шоссе.

- Марат Шакирзянович, скажите, Москва сейчас и по метростроению вышла на пиковые показатели?

- Нет. В предыдущие годы мы создали большой задел, и пиковыми по вводу должны стать 2016-2018 годы. В этот период планируется вводить по 20 км ежегодно.

В Москве такие объемы метро еще никогда не сдавали. Это рекорд даже по мировым показателям. Сегодня такой темп могут выдержать только два или три города в Китае - Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Мы сделаем все необходимое, чтобы еще в течение ближайших трех лет добавить к московской сети метро 60-65 км.

В этом году мы сдаем 4,5 км линий метро и 4 новые станции.

- С какими трудностями сталкиваются метростроители?

- Безусловно, сложности есть. Наибольшие проблемы возникают при освобождении территории. Из-за экономических санкций поменялись поставщики некоторых узлов и материалов, необходимых для метро.

Еще одной проблемой является нехватка рабочих. В настоящее время на строительстве метро работает около 35 тысяч человек, а для того, чтобы выполнить все поставленные перед нами задачи, надо 55 тысяч строителей.

Сегодня мы предлагаем строителям гражданских объектов и дорог подключаться к возведению объектов метро. Конечно, не к самым сложным, например, проходческим работам, а к строительству станций или сопутствующей инфраструктуры. Мы планируем в ближайшие годы мобилизовать еще около 20 тысяч рабочих.

- Еще один немаловажный аспект - строительство депо. Расскажите о работе на этих объектах

- Принимая программу развития метро, мы планировали построить и реконструировать 15 депо. Пять из них уже готовы, еще пять - в стадии строительства. В целом проблем по строительству депо у нас не было. Только при строительстве депо «Лихоборы» возникли вопросы, связанные с освобождением земельного участка, однако сейчас они решены.

- Есть ли какие-то технические сложности при строительстве депо?

- Нет, никаких технических вопросов нет. Мы даже не привлекаем на эти объекты метростроителей. Фактически каждое депо - это завод на две тысячи рабочих мест.

- Сохранится ли финансирование строительной отрасли в условиях непростой финансовой ситуации?

- Бюджетное финансирование сохранено в полном объеме. Более того, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил перед нами задачу увеличивать сроки строительства метро.

 «Россия-24»