timelapse

Мэр Москвы Сергей Собянин: большой конкурс в колледжи

Темы в материале

Мэр Москвы Сергей Собянин в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказал, что является главным в работе с территориями Новой Москвы, о работе центров госуслуг «Мои документы» и о молодежи столицы.

— Уже 6 лет мы особо выделяем 1 июля — день расширения границ Москвы. Что изменилось за это время?

— Качество жизни в Новой Москве стремительно приближается к единым московским стандартам. Социальная поддержка — доплаты к пенсиям, пособия, бесплатные лекарства, льготы — точно такие же, как по всей Москве. Сразу 7 школ Новой Москвы вошли в рейтинг 300 лучших школ города. Поликлиники оснащены на очень хорошем уровне. В Коммунарке строим крупнейший медицинский центр «Новая Москва» с родильным домом на 130 мест. Первая очередь центра будет построена в этом году. Немало предстоит еще сделать, но главные перемены уже произошли.

— Что для вас является главным, когда занимаетесь Новой Москвой?

— Главное — сбалансированное развитие новых территорий. Дороги и коммуникации должны строиться раньше, чем жилье. Вместе с жильем должны появляться новые рабочие места и социальные объекты. Соблюсти баланс непросто. У строителей есть огромный соблазн застроить Новую Москву спальными районами. Приходится настаивать на появлении новых школ, детских садов, поликлиник.

— Москвичи не представляют себе жизнь без метро.

— Первое, что мы сделали, — сформировали планы строительства метро в Новой Москве. Уже работают станции «Румянцево» и «Саларьево». Осенью откроем метро в Рассказовке и начнем тянуть ветку во Внуково. К концу года Сокольническая линия будет продлена в Коммунарку.

— Недавно вы открыли новый флагманский центр «Мои документы». Какие новые возможности он дает жителям?

— Когда мы открывали районные центры «Мои документы», нам казалось, что это — недосягаемая вершина сервиса. Больше 170 услуг в одном месте, практически без очереди, недалеко от дома. Чего еще желать? Но прошло время, москвичи стали задавать вопросы, и оказалось, что районные МФЦ — не вершина сервиса. Так родилась идея флагманских центров. Прежде всего они решают проблему экономии времени на дорогу. Москвичам оказалось неудобно посещать районные МФЦ. Гораздо быстрее заехать во флагманские, у станций метро. Есть услуги, которые невозможно предоставить в районных МФЦ. Например, для регистрации машин нужна большая парковка. Подобные услуги мы размещаем во флагманах. И как показал опыт, именно регистрация машин стала самой востребованной услугой. Меньше чем за полгода через него прошли более 10 тысяч машин.

— В 2008 году обращалась за справкой в ЕИРЦ. На ее получение затратила несколько дней. Сейчас в МФЦ попадаешь к специалисту фактически без очереди. Как удалось изменить стиль работы ЖЭКа?

— Я бы не стал стричь под одну гребенку всех работников ЖЭКов, ЕИРЦ и других контор. Большинство из них честно выполняли свою работу. Сегодня немало бывших сотрудников этих контор успешно работают в центрах «Мои документы». Что мы поменяли? Прежде всего — философию работы. В МФЦ чиновник не «решает вопросы», а оказывает услуги. Из начальника он превращается в работника сервиса. Существует строгий регламент: какие услуги, в какие сроки может получить гражданин. Сотрудники МФЦ работают в открытых залах. Поэтому оскорбить человека и остаться незамеченным не получится. Огромное значение имеет экстерриториальный принцип оказания услуг. Если человеку что-то не понравится в одном центре, в следующий раз он пойдет в другой. И, разумеется, мы тщательно отбираем и учим специалистов. Критерий простой — на этом месте приживаются сотрудники, которым нравится помогать решать чужие проблемы. Сотрудники, которые этими качествами не обладают, долго здесь не задерживаются.

— Посещая центр занятости молодежи, вы вспомнили, как работали токарем на заводе.

— Я всегда говорил спасибо кадровикам Челябинского трубопрокатного завода, которые после собеседования направили меня, молодого специалиста с высшим образованием, на рабочие должности. Потому что за год я прошел все специальности в цехе, разобрался, кто и как работает. Ведь чтобы руководить людьми, их надо понимать.

— Сегодня молодежь не особо стремится осваивать рабочие специальности — или это миф?

— Факты говорят об обратном. На многие специальности в колледжах конкурс — 5–7 человек на место. Некоторые вузы могли бы позавидовать. В 2017 году в колледжи поступили 23 тысячи девятиклассников и 7 тысяч выпускников. 20 июня стартовала приемная кампания на новый учебный год. По итогам недели уже подано 22 тысячи заявлений. Такого наплыва не было бы, если бы молодые люди не видели перспектив. В колледжах студенты обучаются на высокотехнологичном оборудовании, проходят практику на предприятиях. И при должном отношении к делу имеют гарантию трудоустройства.

Юлия Зименко