«Российская газета»: Столица строителей
Марат Хуснуллин: Москву нужно просто любить, а не считать лишь местом зарабатывания денег
Москва – столица строителей. В каком городе России еще работает 800 тысяч представителей этой профессии и строит одновременно 3700 объектов? Какими из них стройкомплекс города порадует москвичей уже в этом году? Об этом корреспондент «РГ» попросила в канун Дня строителя рассказать Марата Хуснуллина, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
.jpg)
– Марат Шакирзянович! Несколько лет назад строительный бум в Москве невозможно было не заметить: над городом кругом высились стрелы башенных кранов. А сейчас я подхожу к окну 12-го этажа редакции «Российской газеты» и вижу – одна-две стрелы... Финансовый кризис, что ли, добрался, и строить стали меньше?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Строек меньше не стало. Напротив, в этом году мы введем в эксплуатацию 9 млн кв. м недвижимости, хотя планировали только 8,7 млн кв. м. Это рекордный ввод за последнее время. Для сравнения: в прошлом году мы построили 8,6 млн кв. м. А не видно наших новостроек прежде всего потому, что они ушли из центра Москвы: мы прекратили там инвестконтракты на 20 млн кв. м. В сложившихся кварталах больше нет точечной застройки, и она уже не усугубляет транспортную ситуацию в городе. Работаем сейчас мы больше на окраинах «старой» Москвы, в Новой Москве, в промзонах, стараясь прежде всего создать там как можно больше рабочих мест, чтобы москвичам не нужно было ехать на работу обязательно в центр.
– Строительство жилья тоже не уменьшилось?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: И его введем больше, чем год назад, – примерно 3 (3,2) млн кв. м. Новые квартиры получают прежде всего переселенцы из «хрущоб»: нам осталось снести 253 пятиэтажки первого периода индустриального домостроения. Программа близится к концу, но свободных площадок в районах, где идет снос, больше нет. Буквально вырываем строительные метры и сразу отдаем под переселение.
– Ну а часть строителей ушли в буквальном смысле слова под землю...
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Я бы сказал, там находится целая армия – 40 тысяч человек. Это люди, которые строят московское метро. Строители, проектировщики, управленцы. Для того чтобы реализовать нашу цель – увеличить протяженность подземки к 2020 году в полтора раза, – сначала мы собирали метростроителей со всего бывшего СССР, а теперь привлекаем специалистов и из-за рубежа. В частности, проектированием занимается целая команда испанских специалистов проектировщиков из 250 человек, строивших метро в Мадриде, во главе со своим руководителем Хесусом Трабадой. Метростроителей в городе почти незаметно, но плоды их труда за последние три года ощутимы: 25 км новых линий. В этом году должно добавиться еще 7,9 км и 5 новых станций: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Спартак» и «Котельники».
– В начале года планировалось ввести 6 станций. Одну отложили?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Пришлось перенести на конец 2015 года ввод станции «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской линии. Эта ветка вообще в строительстве самая трудная, так как прокладывается на очень большой глубине. А все станции глубокого залегания строятся старым горным способом, дорогим и тяжелым. А в данном случае наложилась еще проблема поставок чугунных тюбингов из Днепропетровска. Заказы на них мы сейчас максимально разместили на заводах России, но им нужно время на переналадку. Выдать продукцию в полном объеме они обещают только в конце года. Поэтому вся Люблинско-Дмитровская линия войдет в строй чуть позже, чем планировалось.
– Ну а станцию «Котельники», которую так ждут в Подмосковье, все-таки введете?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Станция технически построена. И если подмосковные власти оформят имущественно-земельные и прочие необходимые документы, она будет введена в строй.
– Правда ли, что скоро к строительству московского метро подключатся и китайцы? Они хорошо известны в мире своими темпами метростроения...
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Они очень в этом заинтересованы. В мае я встречался с мэрами Пекина, Шанхая и Гонконга. Они говорили о том, что считают московское метро одним из самых крупнейших и успешных в мире и высказывали сожаление, что им пока не удалось достигнуть нашей частоты движения поездов. С Китайской железнодорожной строительной корпорацией мы подписали рамочное соглашение о строительстве ветки метро, ведущей в поселок Коммунарка на территории Новой Москвы, стоимостью 2 млрд долларов. Техзадание им сейчас передано. Корпорация пока подсчитывает, что у нее может получиться со сроками строительства и финансированием. Если условия, которые предложат китайцы, устроят Москву, мы будем рады видеть их у нас в роли инвесторов.
– Большую роль в борьбе с пробками в городе правительство Москвы отводит и приспособлению Малого кольца Московской железной дороги под пассажирское движение. Мэр обещал, что она заработает в нормальном режиме в 2016 году. То есть на строительство дополнительного пути остается чуть больше года. Как вы полагаете, есть шанс, что к этому времени москвичи все-таки поедут по этому второму метро, как еще называют МКМЖД? Речь-то об этом в городе идет еще с 2006 года!
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: 2016 год – абсолютно реальный срок. Непосредственно строительством 3-го главного пути МКМЖД занимается ОАО «РЖД». В зоне ответственности города – отведение участков под его строительство и финансирование реконструкции городских путепроводов, не соответствующих габаритам и находящихся в аварийном состоянии. Их 7 автодорожных и 1 трамвайный. Запуск электричек планируется в 2015 году.
– Москвичи не могут не видеть, что и на автодорогах и в будни, и в праздники, круглые сутки не прекращаются работы. Значит ли это, что масштабные планы по их обновлению тоже будут реализованы?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Безусловно. Уже до конца лета планируем ввести в эксплуатацию 4 крупных объекта: транспортную развязку МКАД – Волгоградский проспект, реконструированный Можайский путепровод, эстакаду в рамках реконструкции Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) от МКАД до Садового кольца и многоуровневую развязку в районе станции метро «Улица Академика Янгеля». До конца 2014 года сдадим развязку на пересечении МКАД с Дмитровским шоссе, с Можайским шоссе и с Мичуринским проспектом. Планируем завершить реконструкцию шоссе Энтузиастов, Рязанского проспекта, Щелковского шоссе. В конце года введем, наконец, и Алабяно-Балтийский тоннель, который не сумели запустить летом из-за банкротства подрядчика. Такой объем стал возможен лишь потому, что мы стали строить и реконструировать дороги в два раза быстрее, чем положено по нормативным срокам: вместо 30 – 40 месяцев за 18 – 24 месяца.
– Начался август, до начала нового учебного года остается меньше месяца. Без места за партой никто не останется. А вот в садиках мест пока хватает не всем малышам. Планировалось, что до конца года их добавится еще 34. И тогда полегче будет с обеспечением не только детей от 3 до 7 лет, эти ребята и сегодня не остаются за порогом детсадов, но и самых маленьких – в возрасте до 3 лет.
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Все объекты, которые стоят в планах города, введут в срок. В том числе и детские сады.
– Есть еще одна важная стройка, не спросить о которой нельзя, – реконструкция «Лужников». Объект уникальный, с одной стороны памятник архитектуры, с другой – к нему предъявляются самые современные требования по обеспечению максимального комфорта для зрителей и прессы, по количеству мест и др. Отсюда со стороны ФИФА и такой контроль за ходом работ, не только во время инспекционных поездок, но и через видеокамеры, установленные в Брюсселе. Управитесь с такой сложной задачей в срок?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Я был последний раз в «Лужниках» в эту среду. Все идет очень хорошо, с опережением графика, который разбит на этапы и передан ФИФА. Проектирование закончилось. Полностью разобраны трибуны (кстати, демонтаж завершили на месяц раньше срока!), сделано крепление стен, начали подводить сети. В начале следующего года начнется закупка необходимого оборудования. Весной апреле 2017 года обновленные «Лужники» должны быть готовы.
– Вы как-то обмолвились, что Москва могла бы и одна принять все матчи чемпионата мира по футболу 2018-го... Вы действительно считаете так?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Если судить по количеству стадионов, которые уже есть и скоро будут в городе, то да. Ведь кроме «Лужников» в конце лета, в августе, вводится в строй еще и «Спартак».
– Ну а сами вы в футбол сыграете в День строителя? У вас ведь этот праздник никогда без спорта не отмечается?
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: Футбол я люблю, в школе был вратарем, но сейчас чаще играю в волейбол. Сыграю ли 9 августа, на ВДНХ, где столичный стройкомплекс будет праздновать свой профессиональный праздник? Пока не знаю. Спартакиада у нас в программе есть.
– Тогда поздравьте коллег с Днем строителя со страниц «Российской газеты»...
МАРАТ ХУСНУЛЛИН: С удовольствием поздравляю! Москва – один из самых строящихся городов мира. С учетом развития новой территории в ближайшие 20 лет она будет развиваться так же бурно, а значит, впереди у нас еще много работы. То есть нам обеспечены рабочие места, налоги в бюджет города, гарантировано выполнение социальных обязательств столицы перед москвичами.
Поздравляю с Днем строителя и всех москвичей. Ведь в нашей стране по сути все – строители. Каждый как минимум когда-то ремонтировал квартиру, строил свой дом и т. д. Пожелать же хочу одного – больше любить свой город, не считать его лишь местом зарабатывания денег.
Право же, Москва стоит этой любви. Я проехал 25 из 30 мегаполисов мира и с уверенностью скажу: нет другого города, где люди были бы так же образованны, как в Москве, такого зеленого и благоустроенного. Для выражения же своей любви порой требуется не так много! Не мусорить на улице, содержать свой дом в порядке... Впрочем, настоящая любовь всегда найдет способы проявить себя.
Любовь Проценко
Фото: «РИА Новости»