timelapse

Владимир Ресин: «Сроки строительства Парламентского центра изменились»

Темы в материале

Обязательные отчисления застройщиков в Компенсационный фонд долевого строительства, который начал работать с 1 января 2017 года, не вызовут увеличения цен на жилье, считает депутат Госдумы Владимир Ресин.

Так как все вопросы, касающиеся защиты дольщиков, требуют тщательной и вдумчивой проработки, на этой неделе в Госдуму будут внесены поправки в документы, касающиеся работы фонда. Об этом депутат рассказал «Московской перспективе» в интервью накануне своего дня рождения. 

- В прошлом году Государственная Дума приняла, в том числе с вашим участием, беспрецедентное количество законов о строительстве. Какие из них направлены непосредственно на защиту граждан от недобросовестных застройщиков? 

– За прошлый год и в целом за весь прошлый созыв мы сделали многое для защиты прав дольщиков. В частности, был принят федеральный закон № 304-ФЗ. Если вкратце изложить его суть, получается такая картина: теперь застройщик обязан соответствовать ряду новых требований. Эти требования полностью исключают возможность для любых махинаций или уклонения от ответственности. А на тот случай, если застройщик все-таки не справится с поставленной задачей, создан Государственный компенсационный фонд. В 304-ФЗ прописаны требования к минимальному размеру уставного капитала застройщиков (от 2,5 млн до 1,5 млрд рублей – в зависимости от площади застройки), имеющих право привлекать средства граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, а также требования к полному раскрытию информации застройщиком на своем официальном сайте.

На данный момент из 5615 застройщиков, которые привлекают средства граждан, 173 находятся в процедуре банкротства, и это немного, около 3%. В то же время ресурс страховых компаний, действующих на рынке долевого строительства, оставляет желать лучшего. После ужесточения требований к компаниям, занимающимся страхованием ответственности застройщиков, их число сократилось до 14, а активной деятельностью занимаются всего 6. При этом 70% страховых сборов приходится всего на три компании. 
Напомню, страхование строительных рисков существует уже почти десять лет, но за все время практически ни одна страховая компания ни разу не ответила по своим обязательствам в тех случаях, когда застройщик обанкротился. Как, к примеру, в ситуации с тем же СУ-155.

Кроме того, теперь новый застройщик, выкупая на торгах земельные участки компаний-банкротов вместе с недостроенными объектами, принимает на себя также обязательства перед дольщиками.

- Заработал ли уже Государственный компенсационный фонд, о котором вы упомянули?

– Как и планировалось, в соответствии с поручением президента, Госкомпфонд начал работу с 1 января. Правда, пока он занимается организационными вопросами. 6 февраля его руководителем назначена моя бывшая коллега по парламенту Елена Николаева. А на этой неделе в Госдуму будут внесены поправки в документы, касающиеся работы фонда, так как этот важный вопрос требует еще более тщательной и вдумчивой проработки. 

Дело в том, что пока мы располагаем лишь предварительными расчетами, в соответствии с которыми начальный объем фонда может составить около 30–35 млрд рублей в год. Сравните: банк «Российский капитал», который санирует СУ-155, в марте 2016 года оценивал необходимые инвестиции в завершение недостроев этой компании в 39 млрд руб.

Требуют доработки и такие моменты: как и где именно будут храниться деньги Госфонда. Предварительно по итогам обсуждений было решено, что эти средства должны учитываться на отдельном счете в банке, соответствующем особым критериям. А накопленные в фонде средства могут быть инвестированы в государственные ценные бумаги или ипотечные облигации, а также размещены на валютных депозитах.

На данный момент все основные нормативные правовые документы подготовлены. Правительство РФ решило наделить фонд Единого института развития в жилищной сфере полномочиями по формированию и управлению Компенсационным фондом. И после того как будет урегулирована организационная сторона вопроса, Госкомпфонд заработает в полную силу.

- Некоторые эксперты высказывают опасения, что новые законы помимо положительного эффекта могут рикошетом ударить по карману застройщиков, так как стоимость недвижимости увеличится. Вы тоже так считаете?

– Простая арифметика: взнос в Компенсационный фонд составит ровно ту же сумму, которую платили застройщики по действующему тарифу страховых компаний. После того как фонд полностью заменит страховые компании, размер отчислений в него будет таким же, что и сейчас, – 1% от суммы договора долевого участия. А значит, от введения фонда себестоимость строительства никак не может увеличиться и вызвать рост цен на жилье.

- Над чем вы сейчас работаете в Госдуме? Какие поручения вам, парламентарию от Москвы, поручают столичные власти?

– Власти столицы, мэр Москвы Сергей Собянин постоянно ищут возможности сделать жилье более доступным для москвичей. В конце концов вопрос жилья – приоритетный для всех без исключения людей. С надежной крышей над головой и жизнь станет надежнее.

Среди других задач – развитие безбарьерной среды, создание комфортных условий для жизни в каждом микрорайоне. Важно также поработать над улучшением законодательства в области промышленности строительных материалов, развития инноваций в их производстве, строительства инфраструктурных проектов, территориального планирования и техрегулирования.

Хоть мы и приняли в прошлом созыве рекордное количество законов, нерешенные задачи, важные как для страны, так и для столицы, есть всегда.

В частности, предстоит отладить работу того же Компенсационного фонда. Да и детально рассмотреть все возможные варианты развития событий в сфере недвижимости необходимо. Укрепилось ипотечное кредитование, вырос интерес россиян к этому виду инвестиций. В 2017 году прекращает работать льготная ипотека. Значит, наша задача – обеспечить финансовую безопасность граждан при пользовании банковскими ипотечными кредитами. Недопустимо повторение ситуации с дольщиками.

В новом созыве я возглавляю Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства. Уже состоялось его первое заседание. Несмотря на возросший круг обязанностей, мы будем работать в прежнем режиме, то есть эффективно и оперативно. Более широкий круг привлеченных экспертов и специалистов отрасли позволит взглянуть на существующие проблемы по-новому.

Остается ли за вами кураторство по строительству Парламентского центра? Будут ли в этом году там какие-либо подвижки?

– В отношении Парламентского центра планы строительства не изменились, изменились сроки. Безусловно, более удобное и специализированное парламентское здание – мечта не одного созыва Госдумы. Однако экономическая ситуация вносит свои коррективы. Нужно соответствовать потребностям страны, а не собственным интересам. Как только улучшится экономическая ситуация в целом по стране, вернемся к этому вопросу: в Госдуме будет сформирована обновленная комиссия по вопросу возведения центра. 

Я бы сказал, что нет необходимости торопливо строить «для галочки». Спешка нужна при ловле блох, а к вопросу строительства главного здания для работы парламента нужно подходить взвешенно. Ясно одно: Парламентский центр построят, другой альтернативы нет и не будет. Все работы, которые не требовали вливания материальных средств, выполнены. К строительству метрополитена и дорожной инфраструктуры приступили в первую очередь. Согласно текущим планам, участок Второй кольцевой линии метро, который будет обслуживать будущий Парламентский центр в Мневниках, начнет работать в 2018 году.

- Как продвигается программа строительства храмов – сколько объектов намечено на 2017 год?

– Промежуточные итоги программы таковы: за 7 лет ее действия в Москве построено 56 храмов (41 по программе и 15 дополнительно), установлено 106 часовен, появилось более 140 приходов. В стадии строительства сейчас находится 47 храмов (в т.ч. 8 – в ТиНАО). В 2016 году были начаты работы на 14 новых объектах. Планируется развернуть их еще на 10–12 новых площадках в 2017 году.

Недальновидно устанавливать какие-то рамки в этой программе – пока есть потребность в храмах, народ их будет строить. Мы попытались ограничиться 200 адресами. И что? Жители присоединенных к Москве территорий нас поправили (смеется). На территории ТиНАО по просьбам населения пересмотрели еще 128 участков, из которых оставили для дальнейшей проработки 80. На 18 из них начаты работы, а четыре храма уже построены. 

Вообще, последнее столетие внесло в наши планы серьезные коррективы, да и Москва стала в разы больше. Вдумайтесь, еще в начале XXI века в Москве один храм приходился на 40 тыс. населения. А сегодня приемлемым для столицы уже можно назвать соотношение – один храм на 11–13 тыс. человек. 

Жанна Авязова