Универсального средства от дефицита не существует
Темы в материале:
Динамику спроса на жилье, актуальные вопросы импортозамещения и дефицита строительных материалов лучше всего знают те, кто сталкивается с этими вопросами «на земле», чья ежедневная работа — нивелирование этих вызовов. Сегодня о самых актуальных трендах и проблемах отечественного рынка стройматериалов специально для СтроимПросто рассказывает Константин Мельников, коммерческий директор СТД «Петрович» — компании-поставщика в сфере жилищного, коммерческого и социального строительства. На сегодняшний день СТД «Петрович» обеспечивает поставки стройматериалов на 2200 объектов в Москве, 1700 — в Санкт-Петербурге и 450 — в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
- Константин, что, по вашему мнению, за 2023 год изменилось на рынке стройматериалов в России? И каким будет 2024 год?
- В ушедшем году рынок был довольно стабилен. Случались временные сложности с наличием товара в сезон: например, мы столкнулись с дефицитом цемента и теплоизоляции.Но в целом товарного предложения на рынке достаточно, сейчас для решения задач потребителя есть разнообразный ассортимент.
Хочется верить, что 2024 год с точки зрения товарного предложения будет еще более спокойным.
Государство уделяет достаточно большое внимание товарной независимости, мы это ощущаем. Конечно, остаются направления, где эффект от работы будет достигнут через продолжительное время: технологии, тонкая химия, электроинструмент, но в целом динамика положительная.
- Прогнозируете ли дефицит товаров в текущем году? Какие необходимо принять меры, чтобы строительный сезон встретить с наличием товаров во всех категориях?
- В текущей реальности сложно делать такие прогнозы. Мы понимаем, что могут случаться форс-мажорные ситуации. Например, в прошлом году из-за поломки оборудования на заводе на северо-западе мы были вынуждены возить цемент из других регионов. Произойдет ли что-то подобное в 2024-м? Возможно, никто от этого не застрахован. Мы понимаем, что порой из-за специфики производств и сроков годности товаров просто невозможно сформировать годовые запасы, которые позволили бы избежать дефицита на рынке.
Второй фактор, который может сказаться на наличии товаров, — это логистика. Важно, чтобы сохранялась возможность транспортировки материалов. Например, в 2023 году из-за нехватки вагонов и подвижного состава было проблематично доставить гипс до производителей сухих смесей. Надеюсь, что в этом году с логистическими сложностями мы не столкнемся.
Универсального лекарства для борьбы с товарным дефицитом на рынке, конечно, нет. Мы со своей стороны стараемся грамотно работать со спросом, формировать товарные запасы на складах, которые гарантируют наличие товара в продаже на протяжении нескольких недель.
- Как идет процесс импортозамещения? Какие категории стройматериалов более-менее успешно производятся в России и покрывают потребности рынка? Каких не хватает?
- В России достаточно хорошо локализовано производство всех строительных материалов: сухих смесей, гипсокартона, теплоизоляции, цемента. Также производятся отделочные материалы (краска, обои, плитка, ламинат) и сантехника, поэтому дефицита в этих категориях мы не прогнозируем.
У нас практически не производятся смесители, а электроинструмент — в очень ограниченном количестве. Сейчас есть рыночный запрос на создание профессионального электроинструмента более высокой ценовой категории, поэтому «Петрович» планирует развивать эту линейку под собственной торговой маркой.
Везем из Китая большой ассортимент сопутствующих товаров и ручного инструмента — отвертки, рулетки, мешки, перчатки. Эти категории в достаточном количестве, качестве и по приемлемой цене в России не производятся, хотя их вполне возможно локализовать.
У нас, увы, плохо развита химическая промышленность, поэтому производители импортируют тонкую химию, которая позволяет повысить потребительские свойства продуктов — долговечность, прочность, стойкость к ультрафиолету. Зачастую такие компоненты производятся лишь на паре заводов в мире.
- Выдерживают ли отечественные стройматериалы конкуренцию с параллельным импортом? Что выгоднее брать отечественное, а что лучше заказывать в Юго-Восточной Азии? И какое сейчас соотношение импортных и отечественных материалов?
Те категории, производство которых лучше всего локализовано в России, — строительные смеси, гипсокартон, теплоизоляция, цемент — однозначно выигрывают по цене и качеству. Со всеми стандартными запросами в отделке отечественные производители также справляются, российская и импортная продукция сопоставимы. Белая сантехника в низком и среднем ценовом сегменте также выдерживает конкуренцию и даже более привлекательна по стоимости, чем импортная. Если говорить о соотношении в общем объеме продаж, то ситуация радует — большую часть выручки составляют товары российского производства.
- Константин, а как ситуация на рынке повлияла на развитие собственных торговых марок ретейлерами? Каков потенциал «Петровича» в этом направлении?
- Глобально — доля СТМ у всех ретейлеров выросла. Это выгодно всем: у производителя загружена линия, покупатель может приобрести в большем объеме или более качественный товар за те же деньги, а ретейлер — выгодно позиционировать свой товар относительно других брендов, особенно импортных. У «Петровича» доля СТМ прирастает двузначными темпами.
- На ваш взгляд, что сегодня является главным препятствием для развития производств в России?
- Основное препятствие для производственных предприятий, на мой взгляд, — стоимость кредитов. В России существуют хорошие льготные программы, которые дают бизнесу возможность получить кредит по низкой процентной ставке. Но получить его удается прибыльным компаниям с высокой залоговой стоимостью. У новых предприятий таких возможностей нет. По этому вопросу мы ведем диалог со всеми участниками отрасли: с Минпромторгом РФ, Союзом развития предпринимательства России, производителями, потому что нам важно, чтобы рынок был обеспечен продукцией.
Вторая проблема — сложное промышленное оборудование, поставки которого сейчас в Россию затруднены.
- Достаточно часто в информационном поле звучит тема контрафакта. Эта проблема актуальна? Как построена система контроля качества товаров в «Петровиче»?
- Да, сегодня контрафакт — это актуальная для рынка проблема. Много контрафакта в товарах высокого ценового сегмента, часто он встречается в категории электроинструмента. Чтобы обезопасить себя от контрафакта, мы закупаем товары напрямую у производителей или официальных дистрибьюторов, предварительно проводя собственный аудит. Кроме того, мы всегда на связи с нашими клиентами: если у строителей, прорабов, электриков, сантехников появляются сомнения в качестве продукции, мы дополнительно проверяем ее на предмет соответствия заявленным потребительским свойствам.
- Какую динамику цен ожидать потребителю в 2024 году? Как повлияет на стоимость материалов валютный курс и рост ключевой ставки?
- Цены продолжат расти из-за совокупности факторов, которые сейчас есть в экономике: изменение валютных курсов, увеличение затрат бизнеса, рост стоимости труда. Все это неизбежно приводит к удорожанию конечного продукта.
- А что происходит со спросом? Население продолжает строить, ремонтировать и обустраивать дома? Все прогнозируют падение спроса на первичном городском рынке. Если упадет спрос на квартиры в новостройках, как это повлияет на рынок стройматериалов?
- Падение спроса на квартиры однозначно ощутят все игроки. Но, скорее всего, спрос перераспределится в сторону индивидуального жилищного строительства. Мы видим устойчивый тренд на рост загородного строительства, здесь есть достаточно интересные программы поддержки, которые стимулируют спрос. Еще один позитивный фактор в профессиональном сегменте рынка — это рост строительства социальных объектов.