Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: Главная цель проекта по развитию прибрежных территорий Москвы-реки - сделать их доступными для людей

Темы в материале

В интервью «Вечерней Москве» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства рассказал о единой концепции развития прибрежных территорий столицы и предстоящем IV Московском Урбанистическом форуме.

В этом году в столице дан старт уникальному проекту по развитию прибрежных


Марат Хуснуллин

территорий Москвы-реки. На сегодняшний день городские набережные «работают» как центр социального притяжения разве что на небольшом участке в центре и в Коломенском парке. О том, какую роль отводят власти Москве-реке в контексте приоритетов градостроительной политики, и о предстоящем IV Московском Урбанистическом форуме рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, проект градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, крупнейший градостроительный проект города, уникальный и не имеющий аналогов в мире. Что он даёт городу?

- Проект определит судьбу около 200 километров набережных! Масштабных работ по реновации прибрежных территорий не проводилось в Москве с 1940-х годов прошлого века. Развитие территорий «влияния» Москвы-реки направлено на формирование в городе открытых общественных пространств». Для нас принципиально важно, что он органично вписывается в контекст приоритетов нашей градостроительной политики, поскольку его реализация будет направлена на обеспечение структурной целостности города, включая переход Москвы от моноцентрического к полицентрическому городу с новыми точками роста, на формирование города, удобного и комфортного для всех. Проект обеспечит комплексное развитие территорий.

- Какие цели ставят столичные власти при реализации проекта?

- Опыт других мегаполисов показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок, для отдыха. Мы же в Москве привыкли, что вдоль набережных идут автомобили, а доступа к реке нет. Фактически пешеходам доступно только 7 процентов берегов Москвы-реки. Это не идет ни в какое сравнение с другими мировыми центрами. Возьмём, скажем, Лондон: там 76 процентов прибрежной полосы Темзы доступны людям, каждый может подойти к воде, прикоснуться к ней. В Париже доступность берегов Сены – 52 процента.

Поэтому главная цель проекта – сделать набережные доступными для людей. Чтобы «освободить» реку, надо частично отвести от нее автомагистрали. Кроме того, одним из негативных факторов территории Москвы-реки является и плохая транспортная связанность между берегами. Судите сами: из 35 мостов через Москву-реку только четыре являются пешеходными, а на юго-востоке, где расположен наиболее длинный участок реки, самое большое расстояние между мостами через реку составляет 17,5 километров. Из более 200 километров длины всех берегов для пешеходов обустроены лишь 60. Поэтому нужно строить новые пешеходные мосты и эффективнее использовать потенциал существующих. Примерно 40 километров Москвы-реки могут стать судоходными и использоваться круглогодично для туристических маршрутов.

- Развитие территорий станет единым проектом?

- Безусловно, программа развития прибрежных территорий Москвы-реки будет реализовываться в соответствии с единой концепцией. Если раздробить её на части, обустраивать зону кусками: тут – набережную организовать, там – дом построить, то мы можем реку просто потерять. У нас же цель совершенно противоположная: мы хотим реку людям подарить, чтобы и москвичи, и туристы в полной мере смогли оценить её красоту, притягательность, гармонию в сочетании с окружающим ландшафтом, могли прикоснуться к воде в прямом и переносном смысле слова, ведь сейчас сделать это в черте города практически невозможно. Именно поэтому летом этого года мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным был дан старт открытому международному конкурсу на разработку единой концепции развития Москвы-реки.

- Известно, что Вы возглавили жюри этого конкурса. А кто еще туда вошёл? И расскажите, пожалуйста, о конкурсе поподробнее: много ли заявок поступило, по каким параметрам жюри определяет лучшую концепцию?

- В жюри конкурса, организованного Научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы, входят члены столичного правительства, международные эксперты, ведущие архитекторы, градостроители и инженеры. Среди них - основатель и президент Fundacion Metropoli Альфонсо Вегара, ландшафтный архитектор Мартин Джозеф Барри, президент Верховного совета коллегий архитекторов Испании (СSAE) Джорди Людевид и Англада, руководитель проекта «Большой Париж» Бертран Лемуан, старший градостроитель из Пекинского муниципального института Ма Линвей, бывший главный архитектор Берлина Ханс Штимман и другие. Конкурс вызвал огромный интерес со стороны российских и зарубежных экспертов в области урбанистики, привлек внимание архитекторов с мировым именем. В период с 1 августа по 12 сентября заявки на участие в конкурсе подали 216 компаний из 15 стран мира: России, Бельгии, Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Франции, США, Австрии, Хорватии, Дании, Китая, Колумбии, Сингапура, Филиппин. Конкурс проходит в два этапа: итоги первого – квалификационного – были подведены жюри 18 сентября. Жюри выбрало шесть команд-финалистов, допущенных ко второму этапу, который сейчас завершается. В их число вошли два консорциума из России, команды из Китая, США, Испании и Нидерландов.

В ходе второго этапа каждый финалист разрабатывает свою концепцию, которая должна отвечать ключевым целям конкурса: повышению комфортности городской среды, формированию целостной системы взаимоувязанных прибрежных территорий, превращению реки из «барьера» в «связующее звено» в структуре города.

- Какие именно решения по реновации прибрежных территорий должны найти отражения в концепции финалистов? Какова площадь прибрежных территорий, взятых финалистами в творческую разработку?

- Каждый финалист представит на суд жюри общую концепцию развития территории Москвы-реки до 2035 года и разработает проектные предложения так называемой «первой очереди» развития территории Москвы-реки. К ним относятся градостроительные, планировочные, транспортные, экономические, ландшафтные и другие решения на приоритетных территориях, включая набережные в границах Садового кольца. Общая площадь прибрежных территорий, находящихся в творческой разработке, - около 3,5 тысяч гектар.

- Каков призовой фонд конкурса? И когда же назовут победителя?

- Каждый из шести финалистов первого этапа конкурса получит вознаграждение в размере 4 миллионов рублей в качестве компенсации расходов на разработку концепции развития территории Москвы-реки. Победитель второго этапа конкурса получит еще 6 миллионов рублей. Именно его концепция ляжет в основу проекта развития территории Москвы-реки. С победителем будет заключен контракт на сопровождение в качестве консультанта этого масштабного проекта. Имя компании-победителя будет объявлено совсем скоро – 12 декабря - на сессии «Река в городе: идеи для будущего» в рамках IV Московского Урбанистического форума.

- Кстати, об Урбанистическом форуме. Когда он стартует и чему в этом году будет посвящен?

- Московский урбанистический форум будет проходить в течение 4 дней с 11 по 14 декабря. В этом году главная тема форума – «Драйверы развития мегаполиса». Для Москвы сегодня это более чем актуальная тема.

- Урбанфорум – это площадка, где происходит обмен мнениями с иностранными профессионалами. Насколько учитывается международный опыт в ежедневной реализации градостроительной политики?

- Международный опыт учитывается и применяется, в первую очередь там, где это реалистично, исполнимо, а главное – соответствует приоритетам нашей градостроительной политики. Я могу выделить три направления, которые сегодня являются ключевыми для российской столицы. Это улучшение транспортной ситуации, интеграция Москвы и области, комплексное развитие прибрежных территорий Москвы-реки и промзон. Есть и конкретные примеры использования зарубежного опыта. Так, проект Большой Москвы во многом опирается на опыт Большого Парижа. Концепцию парка «Зарядье», который будет создан на месте снесенной гостиницы «Россия», готовил интернациональный консорциум во главе с архитектурным бюро Diller Scofidio+Renfro. Голландское архитектурное бюро MVRDV выиграло конкурс на концепцию реновации промзоны «Серп и Молот». Архитекторы разных стран мира участвуют в проектировании транспортно-пересадочных узлов. Хочу подчеркнуть, что мы не копируем иностранный опыт бездумно, а используем его исключительно с поправкой на московские реалии.

- Все ли рекомендации представителей зарубежной урбанистики реалистичны и исполнимы в Москве?

- Нет. Основная причина – в различии законодательного регулирования. Многие «готовые» решения, предлагаемые международными экспертами, несмотря на их «очевидность» и «правильность», часто входят в противоречие с нашим законодательством, с другими нормативами проектирования. Поэтому сначала мы выявляем «точки» таких противоречий; где возможно, разрабатываем новые нормативы проектирования. Только после этого мы можем приступать к практической реализации отдельных предложений международного экспертного сообщества. Именно поэтому мы проводим открытые международные конкурсы. Поэтому и встречаемся на таких площадках, как Урбанфорум, ведь это своеобразное «окно в мир», где Москва является полноправным участником международного диалога, где мы вносим и свои идеи в мировую урбанистику. Так что мы не только получаем консультации ведущих специалистов извне, но и «открываем» миру Москву.

- А свои лучшие практики, решения Москва создавать может?

- Безусловно. Москва всегда была и остается одним из наиболее интересных городов с точки зрения архитектуры и градостроительства. На весь мир известны «сталинские» высотки; архитектурные шедевры московского метро; Шуховская и Останкинская телебашни; уникальный Крымский мост; воссозданный Храм Христа Спасителя и многое другое. Уверен, что и реализуемые сегодня крупные градостроительные проекты тоже станут знаковыми объектами, которые можно будет назвать лучшими практиками. Некоторые из них, например, ВДНХ, Большая спортивная арена «Лужники» таковыми являлись и раньше, а после реконструкции станут ещё более привлекательными и совершенными. В этом ряду можно упомянуть новые станции метро, каждая из которых имеет свое, уникальное лицо, новый стадион «Спартак», на котором пройдут матчи ЧМ-2018. Уверен, что крайне любопытным будет проект реновации промзоны «ЗИЛ». Кроме того, утверждать, что все лучшие практики Москвы появились без учета международных тенденций, тоже неправильно. Зарубежный опыт всегда полезен, ведь современный мир взаимосвязан, и интересы туристов, приезжающих в Москву, нужно учитывать.

- В своих интервью Вы часто сравниваете Москву с азиатскими мегаполисами, но не с европейскими. Почему?

- У Москвы и азиатских мегаполисов — Пекина, Шанхая, Гонконга — много общего. Это и похожие транспортные проблемы, и то, что и Москва, и эти мегаполисы сейчас бурно развиваются, и высокие темпы прироста населения. То есть, Москва сопоставима с ними. В европейских же мегаполисах на сегодняшний день инфраструктура, включая транспортную, уже сложилась, темпы прироста населения не сопоставимы с московскими. У нас, например, только на присоединенных территориях прогнозируется рост населения к 2035 году до 1,5 миллиона человек и миллиона рабочих мест. Поэтому строительство дорог, развитие общественного транспорта ведется опережающими темпами, и опыт азиатских мегаполисов в этом плане представляет несомненный интерес.

- На Урбанфоруме будут обсуждаться драйверы развития мегаполисов. А у Москвы какие, на Ваш взгляд, основные драйверы на ближайшие несколько лет?

- Наша основная задача — сделать Москву современным и конкурентоспособным городом, удобным для всех. В этой связи можно выделить следующие драйверы: развитие и интеграция Новой Москвы; создание рабочих мест в шаговой доступности от дома; повышение транспортной доступности периферийных территорий; обустройство прибрежных территории Москвы-реки; реорганизация промзон. Возможно, в процессе обсуждения на предстоящем Урбанфоруме будут определены и другие драйверы. Для этого мы и организуем Форум с участием ведущих урбанистов мира, России. Нам интересны и важны не только мировые тенденции, но и опыт других регионов нашей страны, который может быть полезен и Москве. Основной же драйвер развития Москвы – сами москвичи! Участие жителей в вопросах развития города вышло на качественно новый уровень. Каждый проект обязательно проходит через публичные слушания, и решения принимаются только с учетом мнения людей. Созданы интерактивные сервисы – портал «Наш город», приложение «Активный гражданин», где каждый может высказать своё мнение, внести предложение, проголосовать за тот или иной проект – по самым разным вопросам, в том числе градостроительного развития.

Василиса Чернявская

«Вечерняя Москва»