timelapse

Заседание Правительства Москвы

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Начинаем заседание Правительства. Вначале несколько слов о кадровых изменениях. Как вы знаете, указом Президента начальником Главного управления МВД Российской Федерации по городу Москве назначен Баранов Олег Анатольевич. Вы его хорошо знаете, в последние годы он работал руководителем московской полиции, заместителем начальника ГУВД. Пожелаем ему успешной работы. Спасибо.

И руководителем Департамента капитального ремонта назначается Елисеев Алексей Андреевич, ранее работавший заместителем руководителя ГБУ «Автомобильные дороги». Спасибо.

Сегодня в повестке заседания мы рассмотрим три системных вопроса — это прогноз социально-экономического развития города Москвы, это проект бюджета города и это проект Адресной инвестиционной программы. Эти документы рассматриваются на три года, что обеспечит стабильное, плановое развитие города.

В 2015 и 2016 годах экономика Москвы смогла успешно адаптироваться к новым условиям, город сохранил высокий уровень деловой и инвестиционной активности. На минимальном уровне находится показатель безработицы. Этому способствовала реализация системных мер экономической политики Правительства Москвы, основными элементами которой являются активная инвестиционная и стабильная бюджетная политика, увеличение конкурентности и прозрачности городского заказа, бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры и стимулирующая налоговая политика. Взвешенная тарифная политика направлена на сдерживание роста тарифов и ограничение перекрёстного субсидирования.

В Москве наблюдается высокий уровень предпринимательской активности. По данным ФНС, по сравнению с 2010 годом количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось более чем на 40 процентов. Общее число регистрации прав и сделок юридическими лицами в первом полугодии 2016 года увеличилось на 27,7 процента по сравнению с предыдущим периодом.

В Москве сохраняется высокий уровень инвестиционной активности. В первом полугодии 2016 года инвестиции в основной капитал выросли почти на два процента в сопоставимых ценах. По сравнению с 2010 годом объём инвестиций в экономику вырос на 62 процента. В дальнейшем прогнозируется постепенный рост инвестиций, валового регионального продукта, занятости и реальных доходов населения.

В основу формирования бюджета Москвы на 2017 год и плановый период до 2019 года положены следующие принципы: бюджет, как и ранее, остаётся программным, причём уровень расходов на реализацию городских программ является уникальным — составляет около 90 процентов всех расходов. Городские программы обеспечивают сохранение и повышение качества жизни москвичей. Ключевым приоритетом бюджета является выполнение социальных обязательств перед москвичами — повышение качества образования, здравоохранения и других социальных услуг. Социальные расходы составляют более половины всей расходной части бюджета. Бюджет развития составляет около 36 процентов.

Адресная инвестиционная программа Москвы не уменьшается и позволяет в ближайшие годы ввести более 100 километров линий метрополитена, около 500 километров новых дорог. В основном это сложные инженерные сооружения. Около 50 объектов здравоохранения, около 100 объектов образования, 60 спортивных объектов и целый ряд других, в том числе и таких уникальных, как «Зарядье» и «Лужники». Причём речь идёт не только о стадионе «Лужники», но и большом спортивном кластере, который включает и водный стадион, и целый ряд других объектов.

Как показывает практика, один рубль бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры позволяет привлечь три рубля частных инвестиций в экономику и социальную сферу города. Это один из секретов того, что инвестиции в экономику Москвы не падают, а растут, несмотря на определённые кризисные явления.

В целом реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы, обеспечит выполнение всех социальных обязательств перед жителями города, устойчивое функционирование социальной сферы и городского хозяйства, повышение качества предоставления базовых социальных услуг в образовании и здравоохранении, дальнейшее развитие современных общественных пространств, улучшение работы общественного городского транспорта, рост деловой активности и инвестиционную привлекательность Москвы.

Пожалуйста, о прогнозе…

Максим Решетников (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы): Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Представляю подготовленный прогноз социально-экономического развития города на ближайшие три года. Ключевые темы прогноза — это макроэкономические условия и их влияние на экономику города, инвестиционный климат, развитие малого и среднего бизнеса. Тесно связанный с этим вопрос занятости в экономике, рынок труда и заработных плат. И как следствие, доходы бюджета как возможность обеспечивать социальные обязательства и дальнейшую работу.

Начну с внешних условий. По итогам 2016 года наши федеральные коллеги ожидают среднегодовую цену на нефть марки Urals на уровне 41 доллара за баррель. И примерно такой же прогноз до 2019 года. Мы привыкли называть действующий уровень цен на нефть неблагоприятным, но если брать большой исторический контекст, то мы увидим, что это весьма неплохой уровень: сейчас цена на нефть более чем в два раза выше, чем в 1998 году, и на 50 процентов выше, чем в 2001-м. Надо сказать, что за прошедшие два года экономика России адаптировалась к новым внешним условиям. Это мы видим и по оценке экспорта/импорта, и по платёжному балансу. Если в этом году счёт текущих операций составляет 36 миллиардов долларов, то в следующем году Банк России и эксперты прогнозируют увеличение этого показателя на 20 процентов. В условиях стабилизации оттока капитала платёжный баланс также должен улучшиться.

Приведённые данные позволяют прогнозировать стабильный валютный курс, а значит, и московская инфляция, которая традиционно в силу структуры потребления чуть выше общероссийской, снизится до исторического максимума. Среднегодовая инфляция в Москве по итогам 2016 года ожидается на уровне 7,9 процента, в следующем году — шести процентов, и мы полагаем, что к 2019 году инфляция составит менее пяти процентов.

При этом для развития экономики главным является стоимость капитала, в первую очередь кредитных ресурсов. Сегодня мы видим, что, несмотря на прочную тенденцию снижения номинальных процентных ставок, реальные ставки, то есть за вычетом инфляции, остаются достаточно высокими. И если в своей текущей деятельности предприятия успешно адаптировались к новым реалиям, то активно инвестировать при такой стоимости денег далеко не все ещё пока готовы. Поэтому основной задачей в сфере инвестиций на ближайшие три года является удержание достигнутого уровня, ведь с 2010 года объём инвестиций в сопоставимых ценах вырос в городе более чем на 60 процентов. И как Вы сказали, Сергей Семёнович, расчёт на то, что реализация Адресной инвестиционной программы, те условия, которые в городе созданы для инвесторов, налоговые льготы позволят даже в условиях такого, в общем, достаточно дорогого кредита поддержать уровень инвестиций.

Прогноз — рост показателей инвестиций в сопоставимых ценах в диапазоне от одного до двух процентов в ближайшие три года.

И здесь хочется обратить внимание на важность поддержания высокой доли инвестиций в бюджете города, потому что один рубль бюджетных инвестиций три рубля частных инвестиций автоматически вызывает. Надо сказать, что рост экономики вместе с тем возможен и при такой динамике инвестиций. Дело в том, что за счёт сделанных за последние годы вложений в городе накоплен серьёзный объём активов, и далеко не все из них сегодня используются в полной мере. Это касается и ресурсов инфраструктуры, и офисных и торговых площадей, и складских мощностей. Соответственно, если вовлечь эти активы в хозяйственный оборот, загрузить их, то экономика способна без крупных вложений обеспечить дополнительный экономический рост, который опередит рост инвестиций. И наша экономическая политика, тарифная политика налогообложения имущества, мер по поддержке промышленных предприятий как раз нацелены на это.

Если посмотреть на Москву в контексте международной конкуренции, то произошедшие изменения в экономике значительно изменили и глобальное позиционирование города. Существенное снижение издержек в ведении бизнеса в валютном выражении, наряду с предпринятыми преобразованиями в городской среде, вывело Москву в группу мировых городов с высокой конкурентоспособностью. В целом можно сказать, что сочетание внешних условий, накопленных ресурсов и мер по развитию экономики создаёт в Москве весьма привлекательные условия для ведения бизнеса. Эта политика уже даёт эффект.

В этом году мы поэтапно запускаем новую систему мониторинга экономики. Она основана на интеграции и сопоставлении данных самых разных источников. Экономика, которую мы видим сегодня, существенно отличается от той картинки, которую нам традиционно показывают органы статистики.

Когда мы готовили прогноз прошлого года, одной из основных проблем называлось доминирование в городе секторов, связанных с перераспределением торговли, в первую очередь оптовой, бизнес-услугами. Как показывает статистика, их доли у нас в 1,5 раза больше, чем в среднем по стране, и они составляют более половины валового регионального продукта. Это, конечно, хорошие сектора — постиндустриальные, но нас тревожило, что все они крайне чувствительны к внешней конъюнктуре, валютному курсу, и, соответственно, чувствительны рабочие места, которые там есть. Новый мониторинг показал, что доля этих секторов органами статистики несколько завышается, в то время как сектора, которые связаны с обрабатывающей промышленностью, наукой, IT, то есть те, которые создают добавленную стоимость, а не перераспределяют, имеют куда больший вес. В них занято на 60 процентов больше москвичей, чем предполагалось ранее. Только в этих трёх секторах более одного миллиона 100 тысяч рабочих мест.

Кстати, впервые через эту призму мы увидели такой значимый сектор экономики, как сфера общепита и гостеприимства, то есть тот самый туристический сектор. У нас на сегодняшний момент, по данным Пенсионного фонда, там создано более 200 тысяч рабочих мест. Это тоже в два раза больше, чем показывает нам статистика. Тут, наверное, претензии к статистике обоснованы, но она просто не успевает за теми изменениями, которые происходят в городской экономике, потому что, как мы видим, это самые активно развивающиеся сектора, и статистика просто не успевает поймать структурные сдвиги. И для указанных отраслей такая вещь, как девальвация, положительна, а глобальная конкурентная способность города для них — это реальная возможность развития. Этим фактором объясняется и большая устойчивость экономики города к внешним колебаниям, которая не объяснялась прежними моделями. На рост этих секторов была направлена и наша экономическая политика последних лет: от адресных мер поддержки до реализации комплексных программ.

Очень важно, что, помимо роста по крупным и средним предприятиям, увеличилась и предпринимательская активность. Это стремительный рост числа индивидуальных предпринимателей, о котором Вы уже сказали, Сергей Семёнович. По этому показателю мы самый быстрорастущий регион в этой сфере за последние пять лет. И мы видим, что даже на фоне отрицательной динамики в среднем Москва существенно эти позиции улучшила. И в ближайшие годы, учитывая нашу налоговую политику, патентную систему налогообложения, мы ожидаем дальнейший рост этих показателей.

Мы видим, что сейчас после сложного прошлого года у Москвы наметилась положительная динамика роста заработных плат, который превышает инфляцию. В последующие годы рост экономики обеспечит стабильное увеличение трудовых доходов населения, трудовых доходов москвичей. Их уровень в 2017 году составит не менее 66 тысяч рублей. Но вместе с тем дальнейший рост этого показателя как раз будет связан с ростом производительности труда. Данные крупнейших сайтов по поиску работы показывают, что число резюме тех, кто ищет работу, в расчёте на число вакансий от тех, кто ищет работника, сокращается за счёт роста числа вакансий, то есть потребности в рабочей силе. Это значит, что напряжённость на рынке труда снижается.

Что же до официального уровня безработицы, то на прогнозный период её уровень не превысит весьма комфортных значений в 0,6 процента. Это самый низкий показатель по стране. Кстати, реализация новой политики в сфере регулирования трудовой миграции теперь дополнительно гарантирует защиту рабочих мест москвичей.

Целью любого прогноза является формирование доходов бюджета. Это сложная задача, потому что в условиях определённого оптимизма в развитии экономики этот оптимизм должен сочетаться с консервативным подходом применительно к доходам бюджета. И в этой связи накопленные у ряда компаний убытки, а также практика уточнения деклараций с последующим возвратом налогов последних лет, особенно это касается крупных компаний, не даёт нам, к сожалению, возможности чересчур оптимистично смотреть на доходы. В ближайшие годы они будут расти, но всё-таки, особенно в 2016-2017 годах, будут несколько отставать от инфляции, но мы рассчитываем, что эта тенденция на рубеже 2018–2019 годов переломится, и мы снова войдём в зону положительного реального роста доходов. Вместе с тем такой уровень доходов, как Вы уже сказали. Даже этот консервативный прогноз позволяет в полной мере, в полном объёме обеспечить и исполнение социальных обязательств и развитие. Для этого есть инструменты, связанные с контролем госзаказа, экономией и отказом от неэффективных дотаций, концентрацией расходов на приоритетах, а также с привлечением внебюджетных источников финансирования.

В заключение, Сергей Семёнович, несколько ключевых моментов для прогноза. Все замечают, как наш город изменился за последние годы. Но изменилось не только общественное пространство, транспортная, социальная сфера, изменилась и экономика. Город создаёт условия для тех, кто производит, изобретает, создаёт новое, иными словами, для тех, кто работает вместе с городом, а не просто получает с него ренту. Город помогает тем, кто по объективным причинам нуждается в поддержке. И постоянное совершенствование системы социальной поддержки об этом говорит, и через призму бюджета это видно как нельзя лучше. Город теперь не зависит от нефтегазовой ренты, он научился жить на свои, не только знает, как зарабатывать, но и умеет разумно тратить каждый рубль. Спасибо.

Сергей Собянин: Спасибо. Пожалуйста.

Елена Зяббарова (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы): Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые участники заседания! Представляю проект бюджета города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Формирование проекта бюджета города происходило в полевых условиях продолжающейся адаптации российской экономики к изменившимся внешним факторам. И в этих условиях бюджетная система города показала свою устойчивость. В городской экономике преодолены негативные тенденции 2014–2015 годов. Как уже было сказано, ожидается, что в текущем году в номинальном выражении темп роста доходов в городскую казну превысит уровень инфляции по России. Это впервые за последние годы.

Произошли качественные изменения в отраслевой структуре доходов бюджета — она стала более равномерной. Если ещё в 2011 году у нас из общей суммы налоговых доходов более 18 процентов формировали организации нефтегазового сектора, то на сегодня их вклад в общий объём налоговых доходов бюджета не превышает четырёх процентов. Также более равномерной стала и структура поступлений по налогу на прибыль. У нас сегодня в Москве нет налогоплательщиков, объём платежей от которых превышал бы семь процентов в общем объёме поступлений налога на прибыль. А ещё пять лет назад налог на прибыль на четверть зависел от одной организации.

Итак, заметно увеличилась диверсификация доходных источников, а это значит, что городской бюджет стал более устойчивым.

О доходах. Объём доходов определён на основе базового прогноза социально-экономического развития города Москвы, основных направлений городской налоговой, бюджетной политики, а также с учётом законодательных новаций, влияющих на поступление доходов в бюджет.

Проектом предусмотрены следующие суммы поступления доходов по годам: в 2017 году — один триллион 758 миллиардов, в 2018 году — один триллион 845 миллиардов и 2019 год — один триллион 939 миллиардов рублей. Основная доля доходов — около 90 процентов, как и прежде приходится на налоговые поступления. Темпы их прироста к предшествующему году планируются в 2017 году на уровне 4,3 процента, в 2018 году — 5,3 процента, в 2019 году — 5,6 процента к предыдущему году.

Основным доходным источником остается налог на доходы физических лиц. Он составляет 50 процентов всех налоговых поступлений Москвы. Вторым по значимости источником является налог на прибыль. Объём его поступлений — около трети. В планируемом периоде сохранится тенденция постепенного снижения удельного веса налога на прибыль в структуре доходной части бюджета. Причиной такого снижения главным образом является изменение федерального законодательства.

На слайде вы можете видеть так называемый крест, который очень наглядно демонстрирует, как по годам сокращается доля налога на прибыль и как повышается удельный вес налога на прибыль физических лиц в структуре бюджета Москвы.

Поступление федеральных и местных налогов продолжит расти опережающими темпами по сравнению с доходами от федеральных налогов. Это обусловлено предпринятыми в городе мерами по реализации полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации в области налоговой политики.

Также отмечу, что благодаря усилиям города по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в структуре налоговых доходов растёт удельный вес поступлений от специальных налоговых режимов — от упрощённой системы налогообложения и патентной системы. Темп роста поступлений по упрощённой системе налогообложения в последние годы стабильно превышает 10 процентов, а по патентной системе превышает 40 процентов. Тенденции высокого стабильного роста по этим двум источникам, напрямую зависящим от городской экономической политики, остаются стабильно высокими и в планируемой бюджетной трёхлетке.

Как уже было сказано, при формировании доходной части бюджета учтены новации федерального законодательства. Неналоговые доходы в структуре бюджета составляют более 10 процентов.

О расходах. В области расходов ключевым приоритетом является социальная сфера. Проект бюджета обеспечивает исполнение всех социальных обязательств, ассигнования на социальную поддержку жителей города, на оказание услуг в сферах образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, обеспечение других социальных расходов составляют более половины, точнее — 54 процента расходной части бюджета Москвы. На выплату доплат к пенсиям, пособий, компенсаций в предстоящие три года будет направлено почти 560 миллиардов рублей. При этом полностью сохраняется система предоставления мер в натуральной, в немонетизированной форме. Это и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, обеспечение отдельных льготных категорий граждан лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации, санаторно-курортными путёвками и другое. Сохранены льготы по оплате проезда на транспорте, теперь уже с учётом Московского центрального кольца, маршрутов новой транспортной модели, а также льготы москвичам по оплате проезда на территории Московской области.

В совокупности за три предстоящих бюджетных года на натуральные льготы будет направлено более 545 миллиардов рублей. Все законодательные инициативы, принятые в текущем году, нашли отражение в проекте бюджета: это и предоставление возможностей инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, получать льготы на коммунальные услуги без ограничения нормативов потребления коммунальных ресурсов, а также льготы по уплате взноса по капитальному ремонту одиноким неработающим гражданам, достигшим возраста 70 или 80 лет, и семьям, состоящим из таких граждан.

Хотела бы специально остановиться на вопросе лекарственного обеспечения льготных категорий москвичей. На следующий год у нас запланировано увеличение расходов по этой статье на 43 процента, или на восемь миллиардов рублей. А если учесть, что и в текущем, 2016 году на льготные лекарства выделялись серьёзные дополнительные объёмы бюджетных средств, то за два года рост расходов по льготному лекарственному обеспечению будет обеспечен в 2,5 раза — с 10,8 миллиарда в 2015 году до 26,4 миллиарда в 2017 году.

Проектом бюджета предусмотрены и необходимые расходы для обеспечения комфортной городской среды и функционирования транспортной системы города. Это и ассигнования на мероприятия по содержанию дворов, содержанию, ремонту объектов дорожного хозяйства, инженерно-транспортных сооружений, обеспечение безопасности. Значительные средства планируются на приобретение современного, соответствующего передовым стандартам подвижного состава городского общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро нового поколения. Предусмотрены расходы на продолжение работ по созданию комфортных общественных пространств, обустройству и капитальному ремонту парков, набережных, природных зон, московских улиц.

Со следующего года более чем в 1,5 раза, с шести миллиардов до 10 миллиардов рублей ежегодно, увеличивается объём средств, направляемых управам района в качестве стимулирования за обеспечение поступлений в бюджет отдельных видов доходов. Эти средства направляются по согласованию с советами депутатов органов местного самоуправления, на обустройство дворовых территорий, парков по месту жительства, повышение пешеходной доступности к станциям метрополитена, а также на адаптацию объектов городской среды для нужд маломобильных граждан.

В проекте предусмотрены и достаточные средства на привлечение инвестиций. Как уже было сказано, четверть от общего объёма расходов, а в совокупности за три года это один триллион 425 миллиардов рублей, планируется направить на финансирование Адресной инвестиционной программы, то есть на развитие транспорта, коммунальной, инженерной инфраструктуры, строительство объектов социального значения. И проект бюджета, представляемый мною, полностью учитывает параметры, заложенные в проекте Адресной инвестиционной программы.

Вопросы финансового обеспечения каждой из государственных программ города рассматриваются в период подготовки бюджета на заседании бюджетной комиссии Правительства Москвы под председательством Мэра города.

Не ослабляется внимание в проекте к обеспечению устойчивости бюджетной системы. В предстоящие годы продолжится проведение взвешенной политики по управлению государственным долгом столицы. Средства на исполнение всех обязательств города предусмотрены в проекте бюджета в полном объёме. И проводимая долговая политика с 2011 года до настоящего времени уже позволила сократить объём государственного долга Москвы в три раза — с 300 миллиардов рублей на начало 2011 года до 99 миллиардов на сегодняшний день. А в ближайшее время мы погасим крупный валютный заём, привлечённый городом Москвой 10 лет назад.

При дальнейшем следовании жёсткому курсу по сокращению долга без осуществления новых заимствований мы сможем закончить предстоящую бюджетную трёхлетку с объёмом государственного долга в 31 миллиард рублей.

С учётом изложенных подходов определены значения основных характеристик бюджета.

Уважаемые коллеги, представленный на ваше рассмотрение проект бюджета соответствует нормам бюджетного законодательства, приоритетам бюджетной политики и сбалансирован по финансовым показателям. Прошу одобрить проект распоряжения для представления законопроекта в Московскую городскую Думу. Благодарю за внимание.

Сергей Собянин: Марат Шакирзянович (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин), пожалуйста, по адресной программе.

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Сегодня вносится на утверждение Адресная инвестиционная программа города Москвы на окончание программы в 2016 году, на 2017–2018–2019 годы и остатки переходящей программы по транспортному строительству на 2020 год. То есть сегодня мы практически утверждаем полноценную пятилетнюю программу развития Москвы.

Адресная инвестиционная программа города Москвы — это создание условий, то есть своего рода стартер для привлечения инвестиций. За счёт этой программы мы, ежегодно вкладывая средства в развитие города, также привлекаем колоссальное количество инвестиций со стороны частных компаний. Если посмотреть итог 2016 года, то лишь 18 процентов возведённой недвижимости в городе Москве будет построено за счёт бюджета, 82 процента будет построено за счёт внебюджетных источников.

Всё это говорит о том, что Адресная инвестиционная программа является планомерным драйвером развития и позволяет создавать комфортную городскую среду. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в программе в 2017–2019 годов, на 30 процентов превышают ассигнования на капитальные вложения по сопоставимой программе 2012–2015 года. С 2011 года Правительство Москвы последовательно увеличивает финансирование капитального строительства для решения приоритетных задач развития города, в первую очередь это, конечно же, транспортное строительство. И в этой программе такая направленность остаётся на период до 2019 года включительно.

Все ранее заложенные показатели сохраняются, а многие из них увеличиваются. Это очень важно, поскольку реализация многих инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджета города Москвы, невозможна без долгосрочного планирования.

По итогам данной программы в городе будет построено и введено в эксплуатацию порядка 800 новых объектов. Хотел бы остановиться на значимых для города проектах, реализация которых намечена на этот период. Большую часть финансирования программы по-прежнему составляют расходы на развитие транспортной инфраструктуры, это почти 70 процентов программы от общего объёма финансирования, из которых 35 процентов мы планируем направить на строительство метро и 30 процентов — на строительство транспортной инфраструктуры, дорожно-транспортных объектов.

По метростроению — за этот период будет введено более 100 километров линий метро, около 50 станций, семь электродепо. Будут развёрнуты работы на всех объектах Третьего пересадочного контура, и на 70 процентах объектов они будут завершены. Также завершатся работы по строительству участка линии метро от «Речного вокзала» до «Ховрина», продление участка Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной Рощи» до «Селигерской», что новой является в этой программе, на штабе по градполитике было принято решение, Сергей Семёнович, о продлении Люблинско-Дмитровской линии до Дмитровского шоссе. Это ещё 3,5 километра и две станции — «Улица 800-летия Москвы» и «Дмитровская», новая станция метро. Также будет продлена Сокольническая линия — от станции «Саларьево» до административно-делового центра в Коммунарке, выйдя тем самым на новое реконструируемое Калужское шоссе.

Из важнейших программ также хотелось бы отметить: будет завершено строительство участка линии от «Некрасовки» до «Авиамоторной», будет завершён верхний участок строительства Третьего пересадочного контура и соединён с Калининско-Солнцевской линией до «Рассказовки», то есть Москва получит самую длинную ветку метро с запада на восток с проходом через Третий пересадочный контур.

Продолжится строительство технологической части порядка 60 транспортно-пересадочных узлов на станциях метрополитена, которые призваны обеспечить комфортное оперативное перемещение пассажиров между остановочными пунктами различных видов транспорта.

Также будет продолжен проект реализации Московского центрального кольца и его интеграция с радиальным направлением железной дороги, станциями метрополитена и транспортно-пересадочными узлами. В результате реализации только этих программ Москва выйдет в мировые лидеры по обеспеченности рельсовым общественным транспортом.

Также будет продолжено строительство дорог. Порядка 450 километров дорог заложено в данной Адресной инвестиционной программе, более 50 пешеходных переходов, около 100 искусственных сооружений — это мосты, эстакады, путепроводы, в том числе четыре моста через Москву-реку. Мы планируем завершить за этот период полностью строительство Северо-Западной хорды и основной объём строительства Северо-Восточной хорды, тем самым создав альтернативу четвёртому транспортному кольцу, которая более выгодна и более экономически оправдана по сравнению с четвёртым транспортным кольцом.

Также планируется завершить обеспечение транспортом Южного округа, вокруг территории ЗИЛа, практически завершится строительство дороги Солнцево — Бутово — Видное. Будет завершена реконструкция Калужского шоссе с выходом на ЦКАД, с полноценной связкой как новое радиальное направление на территории ТиНАО. Тем самым мы фактически завершим все тяжёлые стройки, у нас останутся только небольшие поперечные связки для улучшения улично-дорожной сети, которые запланированы по плану развития города.

Несмотря на большие объёмы работ по транспортной инфраструктуре, сохраняется достаточно большой объём средств на финансирование проектирования и строительства объектов социального назначения. На эти цели предусмотрено более 20 процентов программы. Мы планируем построить за счёт города 119 объектов образования, и, кроме этого, за счёт комплексного развития территорий мы будем продолжать работу с инвесторами и уже в данной программе видим 130 объектов социального назначения, которые будут построены за счёт инвесторов.

По программе здравоохранения важно отметить, что объём выделенных средств почти в два раза больше по сравнению с периодом 2015–2017 годов. Это позволит возвести порядка 60 объектов здравоохранения. Будут завершены такие знаковые объекты, как пилотный проект международного медицинского кластера на территории Сколкова, первая очередь строительства крупного медицинского центра на территории Новой Москвы в посёлке Коммунарка, Морозовская детская клиническая больница, центр на Саляма Адиля и семь приёмных отделений скорой медицинской помощи в действующих городских больницах.

Также будет обеспечено строительство порядка 25 объектов культуры. Из них знаковые проекты: завершение полной реконструкции Московского зоопарка, строительство Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, несколько культурно-досуговых центров в районе Строгино, в районе Щукино. Будет полностью завершена парковая зона в Зарядье, включая строительство филармонии на 1560 мест, парка и большой, почти на четыре тысячи мест, открытой площадки.

Также отдельно следует отметить, что Москва будет продолжать строительство инфраструктуры для подготовки к чемпионату мира. Кроме того, что будет завершено строительство «Лужников» с благоустройством прилегающей территории, будет построено девять тренировочных полей, а всего у нас порядка 60 объектов различных инфраструктурных. Причём колоссальное финансирование инфраструктуры спорта осуществляется за счёт инвесторов. У нас есть уже два построенных полностью стадиона к чемпионату мира за счёт средств инвесторов, ещё несколько таких объектов будет построено.

Хочу отметить, что программа «Спорт» в данном варианте на 17 процентов больше аналогичной программы за 2012–2015 годы.

С учётом изложенного предлагаю утвердить на данном заседании Правительства проект Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2016–2019 годы. Хочу сказать, что это продукт совместной деятельности всех комплексов, огромная работа была проведена с комплексом экономической политики, со всеми коллегами. Каждый объект выверен. Но и самое главное, Сергей Семёнович, что Вы приняли очень непростое, но стратегически важное решение по развитию города, дающее возможность создавать проекты на пять лет вперёд. Могу сказать, что сегодня из мировых мегаполисов очень мало, два-три буквально города, которые имеют сопоставимые программы по объёмам и срокам реализации городских программ.

Мы приложим все усилия для того, чтобы Адресную инвестиционную программу реализовать в полном объёме. Доклад окончен.