timelapse

Заседание Правительства Москвы. С. Собянин. М. Хуснуллин

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Рассмотрим предварительные итоги работы Строительного комплекса Москвы, заслушаем готовность городских служб к новогодним и рождественским праздникам.

Основным усилием работы строителей в уходящем году было, как уже традиционно сложилось, развитие транспортной системы города: вместе с коллегами из «Российских железных дорог», Министерства транспорта Российской Федерации была запущена крупнейшая инфраструктурная стройка — МЦК, которая самым серьёзным образом в лучшую сторону повлияла на работу всех видов общественного транспорта Москвы. Всего за шесть лет наземного и подземного метро было построено больше 100 километров и 55 станций. Это, конечно, большой, серьёзный итог работы всего города. Было в прошедшем году развёрнуто огромное дорожное строительство и поставлен своеобразный рекорд: построен 101 километр дорог, 45 искусственных сооружений — мостов, тоннелей, переходов. Всего за шесть лет было проложено свыше 500 километров дорог, это 12 процентов всей дорожной сети Москвы.

За прошедший год было построено больше 40 объектов социального назначения — детских садов, школ, больниц, спортивных, культурных объектов. Должен сказать, что программа реорганизации депрессивных промзон Москвы, которую мы запустили несколько лет тому назад, приносит свои плоды. На территории старой Москвы треть от всего объёма строительства осуществляется уже на промышленной территории, причём строится не только жилье, но и создаются современные рабочие места в значительно большем количестве, чем было до этого.

В 2017 году мы продолжим активное строительство дорожное, метростроение, жилищное, строительство объектов соцкультбыта. Из крупных дорожных объектов я хотел бы отметить строительство Северо-Восточной хорды. Она призвана соединить самые сложные магистрали города, которые находятся в тяжёлом транспортном состоянии: это Измайловское, Щёлковское, Ярославское, Дмитровское шоссе. Сегодня там больше всего пробок, больше всего проблем, больше всего времени москвичи проводят, стоя на этих перегруженных трассах. Северо-Восточная хорда должна их соединить, сделать поперечные связки, количество пробок должно снизиться на 20 процентов. Соответственно, помимо дорожного эффекта, мы ожидаем серьёзный экологический эффект: количество выбросов от автомашин после строительства Северо-Восточной хорды должно снизиться примерно на 10 процентов от всего объёма выбросов в Москве. Это серьёзный проект, мы им будем обязательно заниматься.

Марат Шакирзянович (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин), пожалуйста, доложите об итогах и о задачах на ближайший год.

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Сегодня мы подводим предварительные итоги градостроительного развития Москвы в 2016 году, обозначаем задачи на 2017 год и говорим о том, что сделано за последние шесть лет в целом.

По реализации новой градостроительной политики, которая была сформирована Вами, Сергей Семёнович, ещё в 2011 году, направленной в первую очередь на создание удобного и комфортного города для жизни людей. Для этого нужно было решить задачи по развитию транспортной системы, обеспечению комплексного развития территорий города, созданию новых центров притяжения, снижению административных барьеров в целях привлечения инвестиций в строительную сферу и повышения налогооблагаемой базы.

Конечно же, главным вопросом транспортной стратегии является строительство метро, и надо сказать, что 2016 год для нас стал знаковым, он является для нас рекордным: мы построили и ввели в этом году 16 километров метро — это 30 процентов ввода за последние шесть лет.

У нас пришло метро на новую территорию, это две станции Сокольнической линии — «Румянцево» и «Саларьево»; мы проложили самую глубокую ветку метро — Люблинско-Дмитровскую, которую строили шахтным способом, взрывным методом, — это станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Она запущена в эксплуатацию. Три станции метро — мы завершили их строительство, — надеемся в начале года открыть для пассажиров. Это Калининско-Солнцевская линия, совершенно новая радиальная линия: станции метро «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки». Мы достроили станцию «Деловой центр» и запустили сегодня эскалатор наклонного хода на «Парке Победы» — это самый длинный эскалатор в мире протяжённостью почти 130 метров, находящийся на глубине 68 метров. Он запущен в эксплуатацию, можно в Книгу рекордов Гиннесса его заявлять. Два депо реконструированы — «Планерная» и «Нижегородская».

Ну и самое главное, Сергей Семёнович, Вы поставили задачу выйти на все этапы Третьего пересадочного контура. Сегодня это кольцо метро проектируется и строится на всех участках, а это ещё порядка 64 километров.

Конечно же, мы продолжаем заниматься транспортом, и, как Вы сказали, самый знаковый проект уходящего года — это запуск МЦК. Это 54 километра, 31 станция. Это на сегодняшний день обеспечение радиальной связи с 10 направлениями радиальными, с 11 линиями метрополитена на 17 станциях пересадки. Причём мы эту работу делаем поэтапно, в этом году запустили первый этап. Дальше мы продолжаем работы по интеграции, по улучшению связи между радиальными направлениями железной дороги и метрополитена. Три пересадки уже построены, две пересадки находятся в процессе улучшения, три пересадки будут построены.

Хочу сообщить ещё одно. Сегодня у нас уже на Казанском направлении железной дороги в рамках работы по развитию радиальных направлений запущен подземный переход, интегрирована станция Андроновка с железнодорожной платформой. Именно вот сегодня запущена она для пассажиров.

Более того, на последнем совещании с руководством «РЖД» Вами было принято новое решение о строительстве пяти станций — дополнительно, кроме интеграции. И сегодня на заседании штаба доложено, что все пять станций находятся на стадии проектирования и строительства. То есть в 2017–2018 годы получим дополнительно в городе ещё железнодорожные станции.

В результате запуска метро, наземного и подземного, Сергей Семёнович, мы вышли на результат самый высокий за всю историю развития Москвы: это 70 километров линий метрополитена, 39 станций. В таком объёме никогда мы не строили, и в мире только Пекин три года назад единовременно запустил 84 километра метро. То есть мы вышли на второй результат в мире.

Мы продолжаем работы по развитию радиальных направлений железных дорог, и сегодня одновременно на этапе проектирования и строительства, кроме линий метрополитена, находится 200 километров железной дороги, из которых 40 километров, Москва — Крюково, мы —запустили уже в 2015 году. То есть эта работа будет продолжена.

Конечно же, следующим важнейшим этапом нашей работы является строительство дорожной инфраструктуры. Как Вы уже сказали, в этом году у нас тоже своеобразный рекорд по строительству дорог, тоннелей, мостов, эстакад, мы лучшего результата достигли за всю историю. А вообще, если посмотреть за последние шесть лет, мы 12 процентов всех дорог построили в городе, 26 процентов всех искусственных сооружений, из них, как я уже сказал, 45 — в этом году. 156 наземных и подземных уличных переходов, что составляет 40 процентов от всех пешеходных наземных и подземных переходов в Москве.

Мы продолжаем работу по Северо-Западной хорде со сроками окончания в 2018 году, активно приступили к новым участкам и продолжается строительство на Северо-Восточной хорде, и на плане 2017 года мы видим порядка 100 километров дорог и 25 искусственных сооружений.

У нас среди знаковых объектов дорожных этого года надо отметить, мы построили единственный в Москве винчестерный тоннель по улице Народного Ополчения, а также развязку на 41-м километре Ленинградского шоссе по просьбе жителей Зеленограда. Они долго ждали эту развязку. В этом году мы запустили её в эксплуатацию.

Построили большой участок Северо-Восточной хорды — от Щёлковского до Открытого шоссе. Построили путепровод на Волоколамском шоссе, участок от Измайловского до Открытого шоссе. Ещё целый ряд участков, таких как эстакада на Липецкой улице, и фактически дублёр улицы Рябиновой — это как полноценный дублёр МКАД. То есть работа продолжается повсеместно.

Один из серьёзных вопросов решения транспортных проблем — это строительство транспортно-пересадочных узлов. Надо сказать, что из всех программ это самая тяжёлая. Но, подводя итоги 2016 года, можно сказать, что 134 капитальных ТПУ находятся в различной степени проработки — это проектирование, строительство; 76 ТПУ прошли публичные слушания. И наверное, один из главных итогов этого года, что на 12 ТПУ нам удалось привлечь инвесторов с общим объёмом вводимой недвижимости вокруг этих ТПУ около одного миллиона квадратных метров. То есть мы действительно сближаем все наши транспортные магистрали и повышаем пешую доступность между объектами, которые строятся около транспортных магистралей.

Задача на 2017 год — максимально проработать транспортно-пересадочные узлы и максимально привлечь инвесторов.

Занимаясь активно объектами транспортной инфраструктуры, мы ни на один грамм не уменьшили работу по строительству объектов социальной сферы. Если посмотреть на эту таблицу, мы видим, что всего построен 41 объект социальной сферы. Но, наверное, один из главных показателей, на который хотелось бы обратить внимание на то, что от 20 до 40 процентов школ, больниц, садиков сегодня строятся за счёт инвесторов. То есть мы создали такую градостроительную политику, такие условия, что инвесторы сегодня при комплексном развитии территории вкладывают огромные деньги. Здесь, на слайде, представлены данные, сколько построено за счёт Адресной инвестиционной программы, сколько за счёт инвесторов. Могу сказать, что инвесторами только за последние два года вложено в объекты социальной сферы 20 миллиардов рублей. То есть это те деньги, которые освободились из АИП, и мы всё перенаправили по Вашему поручению на развитие транспортной инфраструктуры.

Большая работа предстоит на 2017 год. Мы видим большое количество строительства объектов образования, спорта, здравоохранения, социального обслуживания. А в целом, если посмотреть данные за 2011–2016 годы, у нас построено почти 200 садиков, 56 объектов здравоохранения, 67 школьных зданий, и мы ещё эту политику будем продолжать в ближайшие три года.

Огромная работа ведётся — ключевые объекты здесь показаны. Вы видите, что очень красивые здания, очень красивые садики, школы, больницы как по наполнению, содержанию, оборудованию, внутренней отделке, так и по внешнему виду.

Мы продолжаем заниматься спортивными объектами. Вообще хочу сказать, что спортивных объектов введено восемь а этом году, среди них стадион ЦСКА — один из лучших стадионов, которые построили полностью на частные инвестиции. Город занимался транспортной инфраструктурой, оказывал содействие в инженерной инфраструктуре, но весь объект построен на частные инвестиции.

На частные инвестиции построен комплекс водных видов спорта на ЗИЛе, построен ряд футбольных полей.

И конечно же, главная задача на 2017 год — это ввести главную нашу арену спорткомплекса «Лужники» и все объекты его инфраструктуры. Их порядка 25.

Также у нас в активной стадии строительства находится стадион «Динамо» — мы надеемся, с начала 2017 года он будет пущен в эксплуатацию. Но если посмотреть объекты прошедших пяти лет, то 63 объекта построены, и среди них такие стадионы, как «Открытие Арена», Московский дворец ушу, «ВТБ Ледовый дворец» (который и спортивная арена, как и «Открытие Арена», и Ледовый дворец), полностью за частные инвестиции.

Могу сказать, что в 2017 году, когда мы реализуем все мероприятия по спортивным объектам, в городе будет введено 870 тысяч квадратных метров спортивных объектов. То есть каждый 12-й метр введённой недвижимости в городе — это будут спортивные объекты. То есть мы по спорту очень серьёзно продвинулись, и у нас сделаны значительные заделы.

Также мы продолжаем заниматься программой ликвидации ветхого жилья, домов первого индустриального периода. На 95 процентов программа завершена, в этом году мы завершили её ещё в ряде округов, в 2017 году мы уже фактически должны по первой серии Восточного, Юго-Западного, Северо-Западного административных округов закончить с этими домами. 87 домов осталось снести, мы всех их понимаем, как снесём и будем продолжать эту работу.

Хочу сказать, что в целом по итогам года (следующий слайд включите), мы порядка восьми миллионов квадратных метров ввели недвижимости. Это несколько ниже, чем в прошлом году, потому что в прошлом году был рекорд за всю историю — 9,2 миллиона квадратных метров. Но восемь миллионов — это очень высокий результат. Среди мегаполисов мира по введённой недвижимости на душу населения мы являемся лидерами. 90 процентов объектов недвижимости построены за счёт внебюджетных источников, только 10 процентов за счёт бюджета. В 2011–2016 годах мы построили 12 процентов от всего фонда недвижимости города, из них почти 19 миллионов — это жильё. То есть мы планомерно продолжаем увеличивать объёмы его ввода, тем самым хочу сказать, что цена на жильё в городе стабильна последние два года, практически не меняется, а где-то даже снижается, что повышает покупательскую способность населения.

Продолжают активно развиваться новые территории, Новая Москва. В 2016 году порядка 2,2 миллиона квадратных метров недвижимости построено, а также детские сады, дороги. На 2017 год большой объём планируется детских садов, и школ, и поликлиник в общей сложности на территории Новой Москвы сегодня проектируется и строится порядка 120 километров дорог, часть из которых уже запущена в эксплуатацию.

Как мы уже сказали, большой объём работ ведётся на территориях промышленных зон, и в этом году у нас тоже своеобразный рекорд: из восьми миллионов квадратных метров недвижимости порядка двух миллионов — на территории промышленных зон. То есть та системная работа, которой по Вашему поручению мы вместе с коллегами занимались последние три года очень активно, даёт сегодня результаты. И вот посмотрите, из крупнейших проектов, которые сегодня реализуются на территории промзон, — это, конечно, «ЗИЛ». Сегодня ясно, что эта площадка получила свою вторую жизнь: на ней построены прекрасные спортивные объекты, музеи, строится активно жильё, транспортная инфраструктура. Сегодня мы уверены, что это будет один из лучших районов города Москвы.

Хочу отметить, что для того чтобы поддерживать те набранные темпы реорганизации и строительства в городе, мы в прошедшем году сделали ключевое достижение — это разработка правил землепользования и застройки, прошли публичные слушания. Очень активно все занимались этим вопросом, особенно Москомархитектура, префектуры, Управление Мэра, Департамент территориальных органов, то есть все очень активно занимались этой задачей. В принципе, публичные слушания прошли, мы получили достаточно много замечаний, предложений, их обработаем — и можем констатировать, что ПЗЗ практически утверждены. Утверждён Генеральный план города с учётом новой территории, с учётом ряда изменений, которые произошли. То есть на ближайшие годы градостроительная документация в городе есть.

Результат этой системной работы привёл к тому, что на 12 процентов увеличилось количество оформленных разрешений на строительство. Сегодня в городе есть 35 миллионов квадратных метров для строительства, на 27,6 из них идёт строительство, и 18 приходится на жильё. То есть работа активная достаточно идёт, и мы видим, что потенциал градостроительного развития тоже есть.

Большую работу продолжаем по снижению административных барьеров. Могу сказать, что фактически мы с Управлением Мэра полностью перешли на услуги в электронном виде. В этом плане среди мегаполисов мира Москва является лидером — у нас все услуги в сфере градостроительства оказываются в электронном виде.

С учётом того, что мы переходили на это поэтапно, сейчас часть услуг — 83 — электронные, а начиная с 2017 года уже сто процентов услуг будет оказываться в электронном виде.

Ещё одну очень серьёзную задачу на 2017 год мы поставили — перейти в проектировании к экспертизе по бим-технологии, то есть это и проектирование, и эксплуатация последующая. Могу сказать, что мы за этот год уже четыре таких разрешения выдали, и за 2017 год начнём переходить системно на это решение, в 2018 году будем предлагать уже полностью перейти на эти технологии проектирования и строительства, что тоже является очень значимым достижением.

Мы продолжаем очень большую работу по экономии бюджетных средств. Из 600 миллиардов всех средств, которые с учётом строительства метро на будущие годы вперёд, и 600 миллиардов, которые проверены экспертизой, почти 94 миллиарда сэкономленных средств. Вообще хочу сказать, что фактически за счёт той жёсткой политики по экономии бюджетных средств по проведению конкурсных процедур, по контролю качества проводимой экспертизы каждый пятый метр и каждый пятый построенный в городе объект строится на сэкономленные деньги. Это тоже очень большое достижение. И это позволяет нам, не увеличивая глобально объёмы финансирования, всё-таки увеличивать физические объёмы построенных объектов недвижимости.

Также хочу сказать, что мы по показателям Doing Business тоже улучшили свои позиции, значит, и в целом результат тоже неплохой.

Прошёл Московский урбанистический форум в этом году. Он собрал рекордное количество — восемь тысяч участников. В 2017 году мы планируем провести урбанистический форум на ВДНХ, думаем, будет ещё большее количество участников. То, что перенесли проведение форума на лето, конечно, тоже очень серьёзно повлияло на их число. Очень многие иностранцы приезжают, удивляются красоте города, видят, какой он красивый, большое количество заявок на проведение урбанфорума уже в этом году.

Также хотел бы обратить внимание, что, конечно же, для развития города очень важна Адресная инвестиционная программа, и наше огромное достижение, Сергей Семёнович, — то, что Вы утвердили Адресную инвестиционную программу на три года. Несмотря ни на какие экономические трудности, Вы её не отменили, не поменяли, поэтому это позволяет на сегодняшний день планировать работу на долгосрочный период, а фактически с учётом уходящего года — трёх лет Адресной инвестиционной программы и переходящего остатка на 2020 год, мы фактически живём в парадигме, что полностью спланирована работа на пятилетний период. Это огромный плюс для стабильной работы. И вот если посмотреть результат, который запланирован на 2017–2019 годы, то можно увидеть такое количество станций и километров линий метро, дорог, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, причём и нами, и инвесторами будут построены, потому что мы в штабном режиме по Вашему поручению ведём ежедневно эту работу, по пятницам проводим заседание штаба и видим весь ввод с учётом выданных разрешений на строительство, с учётом всех градостроительных планов, которые есть в городе.

Ну и заканчивая своё выступление, хотел бы обратить внимание, что 2017 год, как мы ожидаем, тоже будет очень напряжённым, но с целым рядом знаковых объектов. Конечно, это ландшафтный парк «Зарядье» — мирового уровня объект, тяжелейший, сложнейший, уникальный по мировым меркам. Чтобы на самой дорогой земле в мире вместо недвижимости построить парк — таких примеров мир не знает, мы единственные, кто это реализует. Это, конечно же, «Лужники» со всей инфраструктурой. Очень активно ведётся работа по строительству детского парка развлечений «Остров мечты». Основные строительные работы будут в 2017 году завершены, в 2018 году уже будем готовиться к приёму первых посетителей и гостей.

Конечно же, знаковым является проект, которым мы по Вашему поручению занимаемся на основании закона, принятого на федеральном уровне, о медицинском кластере в «Сколково». Полным ходом идёт проектирование и строительство первого этапа, и мы уже в 2017 году первую очередь надеемся запустить. По Вашему поручению мы очень активно взялись за проектирование и строительство крупнейшей больницы в ТиНАО для жителей округа и прилегающих районов, Бутова, — огромный комплекс, который уже полноценно тоже строится. Это спортивный кластер на Воробьёвых горах, стадион «Динамо» со всей инфраструктурой, который тоже в 2018 году будет введён, — там целый спортивный кластер новый появится, поэтому мы тоже этим проектом занимаемся.

И подводя в целом итоги, Сергей Семёнович, хотелось бы, конечно, сказать слова огромной благодарности всем коллегам, всем комплексам: комплексу городского хозяйства, комплексу экономическо-имущественных отношений, Аппарату Мэра, департаментам транспорта, природопользования, Департаменту культурного наследия, префектурам административных округов огромное спасибо, всем нашим правоохранительным органам. Хотел сказать тоже спасибо депутатам за ту поддержку и понимание по законотворческой деятельности, всем инвесторам, которые вместе с нами активно вкладывают в развитие города.

Ну и конечно, Сергей Семёнович, хотел сказать лично огромное спасибо от всего комплекса, от всей огромной, большой команды градостроителей Вам, потому что за прошедший год, подводя итоги, могу сказать, что более 200 совещаний по градостроительному развитию города Вы провели лично, не говоря уже о тысяче вопросов, которые Вы рассмотрели индивидуально по этой теме.

Доклад закончен, спасибо всем за внимание.

Сергей Собянин: Спасибо.