Смена полюсов: как меняется подход застройщиков в новых реалиях
Жилье в столице уже давно строится в соответствии со стандартами здоровой городской среды, или Urban Health. Недвижимость дополняется сопутствующими соцобъектами, местами приложения труда, зелеными пространствами и другими бонусами от девелоперов, нацеленными на то, чтобы отличить их предложения от других и привлечь покупателей – в особенности после пандемии.
Вопрос «Как стать заметным и узнаваемым для клиента на разных стадиях?» стал ключевым на одной из сессий II Всероссийского форума «Лучшие продуктовые решения и тренды жилой недвижимости».
По словам модератора сессии Юлии Зубарик, основателя градостроительного бюро Master's Plan, до сих пор существуют девелоперы, которые не понимают, что строить необходимо комплексно.
Именно поэтому несколько лет назад в бюро создали принцип градостроительного проектирования «Пять «Д», который включает в себя:
- дома;
- дороги (инженерная и транспортная инфраструктура);
- дети (садики и школы);
- досуг (точки притяжения жителей);
- дела (или рабочие места).
«Согласно плану, помимо жилья, мы должны возводить еще от 30 до 50% нежилой застройки, которая будет использоваться как место приложения труда», – сказала Юлия Зубарик.
ГК «А 101»
Группа компаний «А101» взяла комплексное развитие территорий за концепцию. Земельный банк девелопера составляет 2,5 тыс. га, а участки сосредоточены в Новой Москве.
Основная задача ГК – повысить ценность всей территории, а затем и города.
«Чем она выше, тем больше стоимость квадратного метра жилья. Это напрямую ассоциируется с запросом покупателя, ведь ему также важна инфраструктура места. Причем выбирает клиент, исходя из достаточно большого количества параметров и критериев», – пояснил руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов.
Среди критериев могут быть как наличие рядом с домом объектов необходимой инфраструктуры, так и непосредственная близость к месту жительства других членов семьи. В Новой Москве ГК «А101» формирует собственные центры: от образовательных до досуговых.
«Полицентричность позволила нам достаточно легко перенести кризисный период пандемии, а также гибко среагировать, не меняя стратегию для аккумуляции спроса на своих объектах», – отметил Брызгалов.
Один из самых мощных стратегических центров ГК – многофункциональный событийно-спортивный кластер «Прокшино», который строится на территории площадью около 100 га. Здесь появятся горнолыжный склон, площадка для проведения мероприятий, загородный и аквакурорт и многое другое.
К другим задачам представитель компании-девелопера относит развитие бизнеса в жилой застройке – своего рода инкубатор, бережное отношение к природе, а также создание образовательных организаций.
«Сейчас мы работаем в плоскости школ и детских садов. Однако уже серьезно думаем над темой введения высшего образования, чтобы сформировать полный цикл обучения жителей», – пояснил Брызгалов.
ГК ФСК
В группе компаний ФСК пошли другим путем. Они не просто предлагают покупателям жилье повышенного класса, но и соответствующее мировым стандартам строительства. После пандемии вектор развития изменился.
«Последний год для нас стал очень интересным с точки зрения опыта, который мы получили. И он ускорил те тренды, которые намечались ранее. Работая с продуктом мы, конечно, не могли это не учесть. Именно в высоких классах это особенно актуально, так как там изменения происходят быстрее, чем в массовом рынке», – пояснил директор департамента развития продукта ГК ФСК Пётр Кирилловский.
Так, компания-застройщик возводит в районе Хорошёво-Мнёвники жилой комплекс Sydney City. Он расположится по адресу: ул. Шеногина, вл. 2.
Это ЖК бизнес-класса, при проектировании которого девелопер применил стандарт строительства WELL: когда акцент делается исключительно на здоровье и благополучии людей, проживающих или находящихся в здании.
«Стандарт WELL не защищает окружающую среду, он защищает человека», – отметил Пётр Кирилловский.
По его словам, несмотря на более высокий уровень инвестиций, этот стандарт активно применяется в развивающихся странах.
Основные критерии, которые фиксируются WELL – воздух, вода, питание, освещение, движение, температурный комфорт, акустика, материалы, ментальное здоровье и общество.
Так, появляются особые правила контроля качества показателей воздуха, воды, создаются беговые маршруты. Людей стимулируют к тому, чтобы в здании они больше перемещались по лестницам. Кроме того, проводится анализ построек и внутренних помещений для соблюдения температурного режима.
![]()
Галерея: ЖК Sydney City в Хорошёво-Мнёвниках. Рендеры: ГК ФСК
Для ментального здоровья жителей создается специальная цветовая гамма домов, возможность посидеть и расслабиться в любом месте на придомовой территории, доступ к растениям. Также появляются объекты уличного искусства.
Такая концепция жилья уже вызывает отклик у покупателей. Сейчас компания активно работает над шоурумом WELL, куда приобретатели квартир смогут прийти и ознакомиться со стандартом.
В целом же девелоперы в столице стараются ориентироваться на клиентские предпочтения, соблюдая при этом стандарт комплексного развития территорий.
«Некоторые компании могут и сами научить этому стандарту, потому что последние годы двигаются за потребителем. Мы помним, какое отношение было лет восемь назад к локации в Коммунарке. Но сейчас оно кардинально поменялось, в том числе за счет качества продуктов, которые здесь создаются», – заявил заместитель генерального директора Фонда ДОМ. РФ Антон Финогенов.
Что же касается именно продуктовых решений, которые предлагают своим клиентам застройщики, то здесь на рынке тоже наблюдаются значительные изменения.
Группа «Самолёт»
В компании клиентские предпочтения являются основой для формирования продуктовых решений, которые впоследствии предлагаются покупателям.
«При создании продукта нам надо понимать, кто наши клиенты. Чем живут эти люди, где они работают, сколько зарабатывают, какого они возраста. Необходимо учитывать стиль жизни нашей целевой аудитории. И под него подбирать лучшие решения», – отметил руководитель управления развития продукта и аналитики Группы «Самолёт» Леон Пряжников.
По его мнению, среди требований их клиентов можно выделить следующие пункты:
- паркинги, так как более 60% жителей передвигаются на личном транспорте;
- парковки для каршеринга;
- 76% жителей хотят, чтобы двор был закрыт от посторонних, а также установлен забор;
- наличие балконов;
- 66% клиентов желают купить квартиру с готовой кухней;
- 67% приобретателей согласны на покупку шкафа-купе вместе с жилой площадью.
Кроме того, сейчас в Группе формируется предложение по функции «умный дом», на которую также есть запрос со стороны клиентов.
«Как показывают опросы, тема безопасности наиболее важна в нашем массовом сегменте. Вопрос защиты от протечек воды, история, связанная с безопасностью квартиры в целом – всегда в топе», – добавил Пряжников.
Компания «Донстрой»
В компании «Донстрой» одной из целей при строительстве жилья является насыщение жилых районов умной инфраструктурой для создания смешанного типа использования территорий, чтобы все было «под рукой».
Здесь развитие осуществляется по трем направлениям: энергоэффективное использование ресурсов, умная инфраструктура и «15-минутный город».
Так, в жилых комплексах компании предусмотрены теплоизоляция фасада, широкоформатные окна для экономии электричества, датчики движения, рекуперация тепла, усиленная вентиляция.
Также появляются социальные объекты, коворкинги, различные лаунж-зоны, фитнес-румы и другие точки притяжения для жителей. В рамках концепции «15-минутный город», которая ставит на первое место пешеходную доступность, девелопер осуществляет комплексное освоение территории, создает парковые пространства и дороги.
При строительстве своих ЖК застройщик не просто возводит их в соответствии с последними трендами, но и пытается заглянуть в будущее – предвидеть инновации, которые в скором времени придут в столицу, или которые ждут законодательной базы.
Башня «Федерация»
Продуктовые решения развиваются и в высоком ценовом сегменте. По словам заместителя генерального директора по маркетингу «Башни Федерация» Анастасии Суханцевой, в последние несколько лет спрос растет на квартиры с отделкой разных видов.
Произошла так называемая эволюция типов отделки: от всем знакомой whitebox (уровень чистовых работ) до полностью готовых для въезда решений.
«Чаще всего для клиентов в премиум и люкс сегменте это не первая покупка жилья. Они уже «наигрались» в ремонт и не хотят этим заниматься. Поэтому востребованы более насыщенные оборудованием квартиры», – объяснила Суханцева.
Отделка дает преимущества как покупателю квартиры, так и девелоперу. Например, клиенту не нужно думать о дизайне и связываться с нелегким процессом ремонта: есть возможность либо сразу заехать в жилье, либо незамедлительно начать его сдавать.
Застройщику готовая отделка, особенно с мебелью, помогает скрыть недочеты планировки ЖК или дома, расширить воронку продаж, а также повысить ликвидность жилья.
В башне «Федерация» уже опробовали готовые к въезду решения: создали ряд полностью обставленных и декорированных апартаментов. Здесь существует три вида отделки: как классика, так и более смелые решения.
«И хотя многие не верили, что нам удастся реализовать эти апартаменты, мы не только использовали их как шоу-румы, но и выгодно продали», – отметила Суханцева.
Чтобы жилая площадь с готовой отделкой оставалась востребованной, необходимо, чтобы в квартирах или апартаментах были актуальный дизайн и хорошее качество материалов, а информация о ней была понятной.
Также, по мнению заместителя генеральной директора по маркетингу башни «Федерация», в любом современном ЖК просто необходимы места для работы и встреч. Будь то кабинет в квартире или пространства в лобби, общая переговорная или коворкинг – набор может варьироваться, исходя из класса недвижимости.
Среди ключевых моментов развития есть и благоустройство территории. Так как в столице создается все больше зеленых пространств и зон отдыха у воды, мышление покупателей в этом вопросе меняется. Теперь у многих есть запрос на облагороженные места на свежем воздухе.
«Москвичей приучили проводить больше времени вне квартир – за спортом, с детьми, за чем-то активным. Все это приводит к гонке озеленения среди девелоперов», – добавила Суханцева.
Сейчас на рынке недвижимости огромное количество предложений и все они имеют собственные преимущества. Однако девелоперы продолжают соревноваться между собой, чтобы совершенствовать продукт для клиентов.














