Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

«Архсовет Москвы»: вернуть реку городу - Ханс Штимманн

Темы в материале:

Градостроительная политика

19 авг. 2014 г. 11:32

Уже в середине сентября будут подведены итоги квалификационного отбора конкурса на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, в жюри которого вошли международные эксперты. Мы встретились с Хансом Штимманном, членом Архсовета и бывшим главным архитектором Берлина, и поговорили о берлинских проектах, затрагивающих прибрежные территории.

- Доктор Штимманн, вы приглашены в качестве члена жюри конкурса на Москву-реку. Хотелось бы узнать, проводились ли в Берлине подобные конкурсы?

- Мне пока не совсем ясна концепция московского конкурса по всей реке. Каждая зона в течении реки уникальна, и я думаю, что в Москве такая же ситуация, что и в Берлине. Насколько я понимаю, на данный момент техническое задание касательно конкретных зон только формулируется, для чего в процессе состоится ряд круглых столов с девелоперами, заинтересованными в развитии прилегающих к реке территорий.

Сейчас я как член жюри стараюсь вникнуть в ситуацию и во все аспекты - касательно как собственно этих территорий, так и самого конкурса. Действительно, мы проводили ряд конкурсов в мою бытность главным архитектором Берлина на застройку и благоустройство территорий рядом со Шпрее. Но я прекрасно понимаю, что в Москве своя специфика - и территорий, о которых идет речь, и порядков регулирования процессов проектирования.

- А в чем вы видите коренное отличие этого конкурса от берлинских?

- В Берлине конкурсы организуются для решения какой-то конкретной проблемы или для какого-то определенного участка, владелец которого заинтересован в нем. Например: Шпрее протекает через весь город, и в какой-то части это был порт, где-то к реке выходили промышленные зоны, которые сейчас являются наиболее популярными у молодежи. Для этих участков проводятся конкурсы по изменению назначения этих территорий и зданий, находящихся на них, - там организуются смешанные зоны или жилые кварталы. В другой своей части Шпрее соприкасается со Старым городом и правительственной зоной - там требуется другое решение. Каждая зона имеет свои проблемы и владельца.

- В XVIII - XIX веке Берлин называли «Афины-на-Шпрее», что характеризует его как культурную столицу. Марк Твен после путешествия в Берлин назвал его «Чикаго-на-Шпрее». Все это говорит о большом значении реки в жизни города. Вам, как главному архитектору Берлина после падения стены, выпало заниматься его восстановлением, в том числе, если можно так выразиться, - «вернуть» реку горожанам. Ведь в середине XX века река в черте города фактически разграничивала Восточный и Западный Берлин, и прилегающие к ней территории, став буферной зоной, фактически опустели.

- Река в городе - это такая улица, по которой можно прочесть всю историю города. И Берлин не исключение - он возник на реке.

Один из последних больших проектов в Берлине - это восстановление Городского замка, стоявшего на месте рождения будущей столицы. По своему историческому значению это место сравнимо с московским Кремлем. Об этом проекте много спорили. В 1993 году был проведен первый конкурс по этому участку, но этим планам не суждено было сбыться. Я думаю, в первую очередь потому, что тогда не пришло время. Дворец республики, построенный во времена ГДР на месте так называемого Замка, был снесен в 2005-м, и только в 2013 году началось восстановление Дворца по авторскому проекту Франко Стеллы: три барочных фасада будут реконструированы в историческом виде, а тот, что выходит на Шпрее, - уже в свободной современной трактовке. Это будет большой музей, который дополнит музейную коллекцию Берлина.

- Расскажите, пожалуйста, о Правительственном квартале, расположенном в излучине Шпрее, - одном из первых больших проектов восстановления Берлина.

- До 1918 года центром власти был как раз Городской замок. С приходом демократической власти Рейхстаг становится политическим центром Берлина, в нем размещается Парламент. Когда после падения стены было решено сделать Берлин столицей Объединенной Германии, первоочередной задачей стало размещение правительственных учреждений. К этому моменту и Рейхстаг, и замок были разрушены, а модернистский Дворец Республики ассоциировался с временами раскола страны.

Тогда мы провели градостроительный конкурс на Правительственный квартал, в котором главной идеей стало соединение Западной и Восточной частей Берлина, и река в этой концепции играла ключевую роль.

Если вы обратитесь к плану города, то увидите, что Шпрее в этом месте делает своеобразную петлю. Рейхстаг расположен в восточной части этого участка, а административные учреждения - в западной, по оси, заданной рекой. Здания переходят через реку, образуя Ленту Федераций - символ объединенной Германии. В этом районе нет жилых домов - только правительственные здания. Организованы прогулочные зоны с дорожками для велосипедистов и пешеходов, разбит парк и пляж - не хуже, чем на курортах Майорки. Это общественное пространство, и река является частью парка: с нее открываются виды на Правительственный квартал, здесь проплывают туристические речные трамвайчики, где можно послушать историю города.

Отмечу, что это был федеральный проект, поэтому все в нем имеет символическое значение: и общественные зоны вокруг; и здание Рейхстага в обновленном виде, которое раньше венчал купол, напоминающий шлем времен Первой мировой войны, а теперь прозрачный купол, демонстрирующий открытость; и река, которая теперь объединяет, а не разделяет.

- Музейный остров полностью находился в Восточном Берлине. Его коснулись какие-то изменения?

- Музейный остров - это именно то, благодаря чему Берлин стали называть Афинами-на-Шпрее. Здесь, в зданиях классических форм, построенных в XVIII - XIX веках (частью по проекту архитектора Шинкеля), расположены самые крупные музейные собрания в Германии. Острову повезло: там практически ничего не изменилось, за исключением сноса ГДРовского Дворца Республики, а о планах по восстановлению Городского замка я уже говорил.

А вот ниже по течению начинаются проблемные зоны, так как именно там река разделяла Берлин на Западный и Восточный.

- Это как раз те территории, где еще в 1970-е происходил самозахват зданий, который в дальнейшем был узаконен? В туристическом отношении достаточно знаковое место: именно там образовалась East Side Gallery с сохраненным участком стены, расписанным художниками со всего мира. В том числе - с небезызвестной работой с целующимися Брежневым и Хонеккером. Какова ситуация на сегодняшний день?

- Этот район продолжает оставаться проблемным, но с другой стороны, здесь берега Шпрее - наиболее стремительно развивающиеся территории в городе, так как в течение долгого времени они оставались заброшенными. В основном это территории бывших промзон, которые во времена холодной войны были закрыты из-за близости границы: размещать там производство было опасно. Кройцберг, о котором идет сейчас речь, до войны был рабочим районом - с промышленными зданиями и жилыми рабочими кварталами.

Упомянутые вами процессы, которые начались в этом районе в 1970-х годах, когда молодежь захватывала здания с целью создания там своей собственной культуры, продолжаются и сейчас, но в более цивилизованных рамках. Если часть жилых кварталов была заселена и раньше, то в настоящее время речь идет о собственно промышленных корпусах. Сейчас эти фабричные здания стали значимыми для нового Берлина. Фактически это центр индустрии культуры: здесь размещаются медиа, музыка, на пустырях возникают новые здания, также связанные с развлечениями. Как ни парадоксально, но именно этот район является сейчас главным двигателем экономики города. А река делает его особенно привлекательным.

Это новый ритм Берлина. Если раньше люди приезжали сюда на работу и работали с раннего утра до позднего вечера, то сейчас, когда эти районы стали средоточием молодежной тусовки, работа начинается с ночи, а к утру все вымирает. Здесь вы вряд ли будете встречаться с представителями СМИ в 10 часов утра - скорее всего это будет 10 вечера на какой-нибудь party.

- Насколько государство задействовано в трансформации этой территории?

- Могу однозначно сказать, что мы это не планировали - движение началось снизу. Возвращаясь к разговору о реке, надо сказать, что у течения Шпрее разный характер - я думаю, как и у Москвы-реки. Реку сложно охватить сразу, одномоментно, в рамках одного конкурса. То есть я могу сказать, что для Шпрее нет какой-то общей истории - это история самого города, в которую река вплетается, являясь ее свидетелем и участником.

- А не было ли у Берлина планов использовать реку как транспортную артерию - например, пустить по ней городские трамвайчики?

- Нет, мы об этом не думали, хотя по реке курсируют туристические катера. Надо сказать, что сейчас река настолько чистая, что в ней можно купаться. Один из последних проектов - создание бассейна в реке недалеко от Музейного острова. Еще недавно, когда производство находилось в черте города рядом с рекой, такая идея показалась бы утопией. И это главная трансформация реки Шпрее последних лет - ее преображение из реки промышленной в реку, на которой приятно отдохнуть.

Архсовет Москвы

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Другие материалы по теме

Итоги открытого конкурса на разработку концепции развития общественных пространств на территории бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл»
Итоги открытого конкурса на разработку концепции развития общественных пространств на территории бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл»
Жюри открытого конкурса на разработку концепции развития общественных пространств на территории бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл»
Жюри открытого конкурса на разработку концепции развития общественных пространств на территории бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл»
Победитель конкурса на развитие набережных Москвы-реки российское архитектурное бюро «Проект Меганом»
Победитель конкурса на развитие набережных Москвы-реки российское архитектурное бюро «Проект Меганом»
Итоги первого этапа международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки
Итоги первого этапа международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки
27 авг. 2014 г.
Река в городе не должна быть промышленной территорией - Штимманн
Река в городе не должна быть промышленной территорией - Штимманн
Жюри международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки
Жюри международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки
Условия участия в конкурсе развития территорий Москвы-реки
Условия участия в конкурсе развития территорий Москвы-реки
Развитие территорий Москвы-реки
Развитие территорий Москвы-реки

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

«Торги Москвы»: как арендовать у города участки под коммерческие цели
Более 400 дорожных строек проверили в Москве с начала года
Реконструкция стадиона «Лужники» завершится в 2016 году - Хуснуллин
Третий пересадочный контур и кольцевая железная дорога не будут дублировать друг друга - А. Бочкарев

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика