timelapse

Арик Дроми: «Сочетание технологий физической и цифровой реальностей поможет Москве остаться современным мегаполисом»

Темы в материале

Сегодня Москва входит в семерку самых крупных городов мира. О том, как российской столице остаться современным мегаполисом даже через 30 лет, а также о телепортации, летающих автомобилях, Uber и цифровом будущем рассказал в интервью порталу Стройкомплекса главный футуролог Volvo Арик Дроми.

- Арик, как Вы представляете себе транспорт будущего?

- Шестое чувство подсказывает мне, что это будет телепортация. Ведь именно об этом мечтают многие компании! Думаю, мегаполисы столкнутся с трудностями, потому что городам придется изменить и расширить существующую инфраструктуру так, чтобы она соответствовала потребностям молодого поколения. А сделать это непросто. На смену физическому перемещению придет цифровое. На самом же деле нет волшебного рецепта, который помог бы нам достичь своей цели. И если не сделать «перезагрузку», то Москва, Лондон, Нью-Йорк и другие мегаполисы лет так через 30 могут стать городами «третьего мира». Акцент надо ставить на мобильности, на энергии, на передаче данных, на коммуникациях и общении.

- Вы говорили о перезагрузке. В какую сторону ее делать, с физическими перемещениями как быть?

- Мы слишком много внимания уделяем бумажной дипломатии и каким-то традиционным классическим схемам. Возьмите те миллионы рублей, долларов, евро, которые тратятся на прокладку метро, железнодорожных, автомобильных линий. Хотя бы половину из них надо направить на проведение исследований на базе компаний IBM, GOOGLE, Microsoft. Это необходимо для того, чтобы понять суть социальной мобильности. Можно, например, разработать транспортное приложение, которое будет показывать, где находятся пассажиры, где их больше всего. И на базе этой программы перенаправлять автобусы для их перевозки.

- Вы наверняка слышали о летающей машине, которую изобрел Владимир Пирожков. Что Вы об этом думаете?

- Если взять большой город в любой точке мира и посмотреть на него с высоты птичьего полета, то окажется, что 75% его территории занято дорогами и парковками. На самом деле увеличить их уже больше нельзя, чтобы удовлетворить потребности жителей. И я не исключаю, что какую-то роль в решении этого вопроса могут сыграть летающие автомобили. Это интересный способ перемещения. Например, в Калифорнии они уже продаются, после тренинга можно приобрести лицензию пилота и летать на них.

Вообще я считаю, что городским властям нужно больше уделять внимания технологиям гидравлики, летающим автомобилям, технологии полного погружения.

- Когда была представлена эта машина, наши архитекторы отреагировали следующим образом: такого допустить нельзя, голову поднимешь в небо, а неба и нет. И своя правда в этом есть. Что Вы думаете по этому поводу, а также про hyperloop и про Uberизацию городов, какое у нее будущее?

- Нужно экспериментировать, апробировать различные технологии. Прямо сейчас на наших глазах разворачивается дискурс между городскими (urban) и цифровыми (digital) архитекторами. Традиционные архитекторы работают с камнем и кирпичом, а digital - с цифровыми технологиями. Например, в будущем у нас у всех могут быть очки, с помощью которых мы будем получать большой объем информации в цифровом виде. У компании Google есть технология, которая называется «бионические глаза» или «умные линзы». Это к вопросу об обилии автомобилей в небе. Можно использовать технологию, которая сотрет образ автомобиля, и мы будем видеть только чистое небо, но, опять-таки, тут необходимо много экспериментировать.

Идея Hyperloop очень и очень хороша. Возможно, для нужд города она не совсем подходит, но благодаря ей город сможет по-другому составлять свой бюджет, а страна будет иначе рассчитывать свой ВВП. Сейчас в ВВП не включены доходы, которые могли бы генерироваться за счет развития подобных технологий. Но ситуация может измениться. Представьте, что вы живете в Лондоне, а работаете в Москве, и, будучи цифровым гражданином, вы могли бы принести большую пользу Москве как городу.

Теперь, что касается Uber (мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. - Ред.), это революционная современная технология. Идея в том, что достаточно иметь смартфон. В итоге это выходит дешевле, чем иметь свой автомобиль. Это дает мобильность по вызову, мобильность по желанию. И человек может удовлетворять свои желания в мобильности без страховки для автомобиля, без парковочных мест.

Я вижу, что не все довольны активному распространению этой технологии. Таксисты создали свое лобби и борются с Uber. Московское правительство поступит правильно, если наладит хорошие отношения с этой компанией. Почему? Потому что мы не знаем когда люди уезжают с работы и на работу, где и как проводят свое время. А благодаря этой технологии можно узнать. Uber поможет Москве освоить цифровое будущее. С ними нужно подружиться, а не отталкивать. Эта компания - единственная в мире, и она невероятно полезная.

- Если сравнивать наше будущее с кинематографом, то на что оно будет больше похоже - на «Матрицу», «Футураму», «Прекрасную зеленую» или на что-то еще?

- Прекрасный вопрос. На ум приходят два фильма. Первый называется «13 этаж». И второй - это будет отчасти «Матрица». Нужно понимать, что они не в полной мере иллюстрируют наше погружение в виртуальную реальность будущего.

- И последний вопрос. Какое впечатление на Вас произвела российская столица?

- В Москве реализуются очень дорогие и очень впечатляющие проекты. Но дело в том, что все они основаны на подходах и мышлении о физической реальности. А нужно создавать некие гибридные решения, которые включали бы в себя технологии физической и цифровой реальностей. Я думаю, именно такой должна быть грамотная политика московских властей для того, чтобы достичь успеха.

Фото: Кирилл Зыков

Информационная служба портала Стройкомплекса