timelapse

«Если владельцу съезд не нужен, то это его проблемы»

Темы в материале

Первый замглавы департамента развития новых территории Москвы - о реконструкции МКАД

Столичные власти постепенно переходят ко второму этапу реконструкции МКАД, в рамках которого часть съездов к торговым объектам и автозаправкам могут закрыть. Кого это коснется, можно ли провести реконструкцию существующих примыканий и кто ее оплатит, в интервью “Ъ” рассказал первый заместитель руководителя Департамента развития новых территорий Москвы Валерий Шкуров.

​- Валерий Максимович, что сейчас сделано для реконструкции МКАД?

- Подготовлены проектные решения по реконструкции всех съездов, как должно быть организовано движение. Часть из них уже утверждено, часть прошло публичные слушания. На некоторых участках планировочные решения не требуются, например в районе Лосиного Острова. Главная задача - сделать дорогу дорогой для беспрепятственного движения со скоростью 100 км\ч по пяти полосам.

- На МКАД сейчас 298 съездов. Есть ли среди них такие, которые не требуют вмешательства и реконструкции?

- Пока есть один участок МКАД, где необходимый дублер со съездами уже почти построен - от Мичуринского до Ленинского проспекта. Больше таких нет. В остальных местах в любом случае требуются какие-то изменения.

- А как же съезд к «Крокус Сити»? Компания строила его за свой счет, вложив в объект около 100 млн руб. 

- 100 млн руб. для съезда на МКАД - это ничего. Но дело даже не в деньгах. Я приведу пример. Есть IKEA на Профсоюзной улице. Примыкание к МКАД компания делала сама, по утвержденному проекту. Но за прошлый год магазин посетили 36 млн покупателей. Получается, что каждый житель Москвы съездил туда три раза в год. Этот трафик нужно обязательно учитывать при разработке проекта реконструкции. Или взять ТЦ «Вегас» в районе Каширского шоссе. Десять лет в этом месте был только магазин «Твой дом», куда приезжало относительно небольшое количество автомобилей. Сейчас здесь появился объект в четыре раза больше. Сделано расширение на три полосы, но при этом с внутренней части МКАД заехать к магазину нельзя. В итоге происходят перепробеги транспорта до ближайшей развязки, которая и так перегружена. Значит, нужно сделать «прокол» под МКАД для обеспечения разворота, но тут возникают новые проблемы: рядом расположены железная дорога и особо охраняемая природная территория. Это сложная работа.

Мы проектируем исходя из текущих цифр, но нет гарантий, что через десять лет они не изменятся. Поэтому с учетом строящихся в районе «Крокуса» объектов и будущего трафика съезд там нужно переделывать.

- Учитывается ли перспективное строительство при разработке проектов съездов?

- Конечно. Приведу несколько примеров. Недалеко от Варшавского шоссе около МКАД есть небольшой магазин автозапчастей с примыканием. За ним, в лесу, находится Булатниковское поселение Московской области, где ожидается застройка 4,5 млн кв. метров жилья. Это нужно учитывать в проекте, поскольку все жители будут выезжать на МКАД через этот съезд. Другой пример: сбоку от Кунцевского рынка сейчас строится ТЦ «Вегас», это тоже нужно учитывать при планировочных решениях, так как трафик в перспективе будет очень большой.

- Сколько примыканий к МКАД построено законно, со всеми необходимыми согласованиями?

- Вся необходимая документация есть только по четырем объектам из 215. Эти объекты были официально введены в эксплуатацию, получены свидетельства о праве собственности. У остальных объектов необходимых документов нет. Многие считают, что получили согласование ГИБДД - и все, больше ничего не нужно.

Но у нас нет цели расследовать все эти случаи. Что толку в том, что мы будем разбираться в этом? Можем обратиться в суд, но на это уйдет очень много времени. Вместо этого у нас есть проекты решений, как территории должны быть присоединены к дороге. Нигде в Европе нет прямого примыкания крупных торговых объектов к магистралям, везде это делается через отводы, дублеры, переходно-скоростные полосы и с помощью других решений. У нас все это тоже нужно привести в порядок.

- Как происходит ваше взаимодействие с инвесторами-владельцами торговых объектов?

- Мы говорим о том, что есть присоединения, которые должны быть переделаны. Прежде всего, они нужны владельцам тех территорий, которые хотят быть присоединены. Ведь им нужен трафик. Если кто-то хочет присоединиться к магистрали, то нужно обратиться к собственнику за разрешением.

- Гипотетическая ситуация: съезд можно реконструировать, но собственник объекта не хочет в этом участвовать, ссылаясь на отсутствие денег. Что в этом случае происходит?

- Еще раз говорю: главная задача у города - обеспечить свободный скоростной проезд. Задача обеспечить всех присоединениями у нас не стоит. Если владельцу съезд не нужен, то это его проблемы. И не должно быть присоединения под углом 90 градусов, а у нас это довольно частый случай. Если владелец здания или территории не хочет общаться с владельцем дороги (в данном случае - с городом), то будет установлен блок или ограждающая конструкция.

Сегодня крупные пользователи торговых центров - а их около двух десятков - уже активно работают с городом. Они видели свои проекты, взаимодействуют с департаментом строительства. Это уже неплохой показатель.

- Сколько съездов придется закрыть в любом случае, потому что реконструировать их нельзя?

- Не более 5%, причем речь идет об участках, где из-за примыканий создаются аварийные ситуации. Чаще всего это торговые объекты, расположенные прямо внутри развязок. По остальным возможна реконструкция.

- Вы говорите, что в съезде заинтересован прежде всего владелец торгового объекта. Означает ли это, что собственник обязан взять на себя всю финансовую нагрузку при выполнении работ?

- Не совсем. Это решается в результате переговоров по каждому объекту отдельно. Инвестор может направить деньги в дорожный фонд Москвы, после чего департамент строительства сам занимается съездом. Либо компания самостоятельно выполняет проект реконструкции, получая от города землю, подбирая подрядчика. Но все это делается под надзором города. По второму сценарию будет действовать, к примеру, ТЦ «Славянский мир».

- Торговые объекты вдоль МКАД тоже нужны городу, ведь их владельцы платят налоги в городской бюджет, не так ли?

- Справедливое замечание, но только не в случае с МКАД, где большинство объектов находятся на территории Московской области. Конечно, есть и столичные объекты, но их значительно меньше.

- Есть ли примеры удачного взаимодействия города с собственником города?

- Весь крупный бизнес сегодня обсуждает наши проекты планировок, рассматривая свое в них участие. Это и есть удачный пример.

- Много ли тех, кто наотрез отказывается сотрудничать?

- Жестоких «отказников» пока нет, но я уверен, что они будут. И обращения в суды могут быть.

- В интервью вы часто упоминаете съезд от ТЦ «Гвоздь» на Волоколамское шоссе. Точка эта давно признана проблемной, примыкание сделано незаконно, создаются помехи движению. Почему же ее нельзя закрыть прямо сейчас?

- Полномочия по закрытию съездов и изменению организации движения есть только у департамента транспорта Москвы. Думаю, что в ближайшее время состоится заседание комиссии при департаменте и будет принято решение о физическом закрытии некоторых присоединений. Но надо понимать, что мы не собираемся сразу все закрыть. Это будет происходить постепенно в течение нескольких лет.

- Когда начнутся работы по проектам?

- На некоторых объектах работа начнется, думаю, уже в этом году. На проект около «Белой дачи» уже есть проектная документация, инвесторы уже подписали соглашение, работы начнутся в 2016 году. Здесь у нас высокая степень готовности. Общий срок реконструкции МКАД - пять-десять лет. Но это во многом зависит от экономической ситуации.

Интервью взял Иван Буранов

kommersant.ru