Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Марат Хуснуллин: кризис и санкции не только не остановили строительство важнейших объектов, а, наоборот, ускорили его

Темы в материале:

Градостроительная политика

4 февр. 2015 г. 17:07

Как «РГ» уже сообщала, в редакции «Российской газеты» на «Деловом завтраке» побывал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он рассказал о том, как столичный Стройкомплекс работает в условиях нынешней финансово-экономической ситуации в стране, что нового появится в городе в ближайшее время.

Построим «Лужники» на год раньше

- Марат Шакирзянович, вы заявили, что для московских строителей и кризис - не кризис. Неужели не будет никакого секвестра ранее намеченных планов? Все-таки бюджет города наверняка сократится?

- Мы серьезно изучаем ситуацию на рынке. Всю адресную инвестиционную программу досконально проанализировали, просчитав для себя различные варианты. Секвестр будет напрямую зависеть от уровня инфляции. Если она составит 5%, это будет один расклад, если 10 - другой. И хотя официально заявлено, что инфляция может составить 12,5%, наш базовый сценарий основывается на 10%.

- И что же он предусматривает?

- Какие-то объекты мы просто можем не начать строить, так как, когда разгоняется инфляция, соответственно растут и цены. Но пока мы ничего не секвестируем, у нас из программы не убрано ни одного объекта.

Более того, мы приняли кардинальное решение, которое на первый взгляд может показаться удивительным. Мы поставили задачу форсировать строительство ряда инфраструктурных объектов. К примеру, Большой спортивной арены «Лужники», которая станет главным местом проведения Чемпионата мира 2018 года по футболу. Реконструкцию арены планировалось закончить в 2017 году, а сейчас, после месяца работы над графиком, поставили срок окончания - 2016 год. На 2017-й, то есть когда до Чемпионата останется практически еще полтора года, останутся только благоустройство и пусконаладка. Почему ускоряем? Да потому, что если идти по ранее намеченному графику при инфляции, скажем, 15%, мы потеряем миллиард рублей. Так лучше работать активнее - и днем и ночью, чтобы не допустить этой потери.

- Но ведь при реконструкции «Лужников» применяется огромное количество импортных материалов. Это тоже удорожает стоимость объекта. Вы не собираетесь отказываться от них?

- Арена «Лужники» запроектирована по лучшим мировым стандартам, и от них мы точно не откажемся, так как хотим, чтобы этот спорткомплекс стал настоящим шедевром. К сожалению, уже сейчас видим, что его валютная стоимость на 5-10% увеличится, и от этого никуда не деться. Там ведь что? Поликарбонатное импортное покрытие - мы хотим, чтобы крыша «Лужников», прежде простоявшая 25 лет, простояла и последующие 25-30 лет, сохраняя свою прозрачность. К тому же намерены сделать ее сплошным медиаэкраном, для чего в саму крышу будут вмонтированы светодиоды. Это сложное техническое решение из российских материалов не выполнить. Оно, кстати, не такое дорогое, и мы его вполне потянем. Зато этот медиаэкран будет прекрасно смотреться со смотровой площадки на Воробьевых горах.

Но по ряду позиций и в «Лужниках» перейдем на российские материалы. Например, вентиляционные системы. Сейчас целая группа отрабатывает, по каким позициям можно перейти на отечественные составляющие, а по каким аналогов просто нет.

- То есть в целом для отрасли импортозамещение предполагается?

- Везде, где есть заказ. Мы прикинули, что импортозамещение возможно по семи тысячам позиций, что даст возможность уйти от курсовой разницы стоимости до 30%. А где-то, например, легче традиционно европейских поставщиков поменять на азиатских - тоже экономия получается иногда в два, а то и в три раза.

Почему в кризис вообще надо развивать строительство? Да потому что в нашей стране это одна из отраслей, в которой доля импортных материалов в общей стоимости объекта незначительна - до 20%. Больше разве что в «Умных домах». А 80% - это наши внутренние ресурсы, которые надо развивать, создавать рабочие места и увеличивать налогооблагаемую базу. К примеру, если взять строительство того же метрополитена - там импортные только сложные системы настройки управления, какие-то комплектующие. Но все остальное наше, российское.

Наперегонки с Пекином

- Марат Шакирзянович! За последние четыре года в Москве построены 14 станций, 28 км новых линий подземки. Но в ближайшие три года в столице собираются построить еще более 60 км и 30 станций. Кризис не замедлит эти работы?

- Если что-то и будем сокращать, то метро это может коснуться только в крайнем случае и в самую последнюю очередь. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин дал команду: финансирование строительства метро не сокращать. В Москве количество транспорта прирастает в год на 200-300 тысяч автомобилей. Если не строить подземку, то для города это будет просто засада. В прошлом году, когда 27 декабря пошел сильный снегопад, метрополитен поставил рекорд, перевезя за один день 9 миллионов 270 тысяч пассажиров. Никогда еще столько не было! И так при любом ЧП - только на метро вся надежда.

В «новой Москве» работаем на опережение: микрорайоны еще возводятся, а инфраструктура уже готова - школы, детсады еще кое-где даже не заполнены.

Поэтому строительство метро мы сейчас не замедляем, а, напротив, ускоряем по той же причине, что и «Лужники»: это прямая экономия денег. Мы сравнялись уже с китайцами и по скорости, и по объемам, и по цене, что немаловажно, так как считается, что они строят дешевле всех в мире. Внимательно изучаем их опыт, впрочем, как и они наш: не проходит месяца, чтобы в Пекине не было нашей делегации или в Москве из Пекина.

- Китайцам тоже интересен опыт Москвы?

- У нашего метрополитена есть одна особенность, которую не превзошел никто в мире, - это частота движения. Поезда у нас ходят каждую минуту. Китайцы только сейчас в своих проектных решениях стали закладывать такую же частоту, раньше у них интервал составлял не менее 2 минут.

- У Москвы безвыходная ситуация: метро связывает весь город, из конца в конец ни на чем больше и не доберешься.

- В этом наш город схож с другими мегаполисами мира. Такая же ситуация и в Пекине, и в Токио, и в Сеуле.

Все быстрые победы для дальнейшего развития метро, где можно было продлить линию на две-три станции, у нас уже позади. Сейчас мы вошли в крупные проекты - такие, как радиальная Калининско-Солнцевская линия. Ее нужно вводить сразу крупными блоками, что мы и намерены сделать частично в 2016-м, когда она дойдет до района Раменки, и полностью - в 2017 году. Линию метро жителям района Солнцева обещали еще 20 лет назад. Но сейчас они ее получат точно так, как многие станции, например, «Ломоносовский проспект», на 90% уже готовы, но пока не работают. А в самый отдаленный район Москвы - Некрасовку - придет абсолютно новая Кожуховская линия.

Строится Третий пересадочный контур - Второе кольцо метро - на 12-километровом участке с шестью станциями: «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр», который разгрузит перегруженную действующую Кольцевую линию и пересадочные станции в центре города. Все эти линии будут введены в 2016 году.

Буквально с 3 января мы встречаемся с каждым из подрядчиков, работающих на строительстве метрополитена, и говорим: у вас есть контракт на три года? Хотите завершить работы за 2-2,5 года? Скажите нам об этом, и мы вас ограничивать в деньгах не будем, найдем необходимые суммы, чтобы ускорить стройку.

- Какие новые станции получат москвичи в этом году?

- В ближайшие два месяца - участок от станции «Жулебино» до станции «Котельники», он уже готов, поезда ходят в режиме обкатки. Первый раз мы проехали по нему до центра города в конце 2014-го. Но, поскольку станция «Котельники» находится на территории Московской области, есть много чисто юридических вопросов с оформлением документов. Конечно же, достроим станцию «Саларьево» - там немного затянулось оформление земли из-за взаимоотношений с собственниками. И тогда можно будет одновременно ввести весь участок от станции «Тропарево» до «Саларьево», так как промежуточная между ними станция «Румянцево» на 95% уже готова, к ней можно подъехать хоть завтра, но вводить «Румянцево» нужно одновременно с «Саларьево», потому что схема этого участка предусматривает оборот поездов только за конечной станцией «Саларьево» - ее мы запустим в июне, и тогда от «Юго-Западной» будет полноценная подземная дорога в «новую Москву».

Есть еще на выходе тяжелейший участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской», который проходит на глубине 60 метров по очень сложным грунтам и сложным наклонным спускам. Строители там то и дело попадают сразу в два водоносных слоя, поэтому все время приходится применять заморозку. Очень много ручной работы отбойными молотками, а взрывать нельзя.

- У вас была еще задержка на станции «Петровско-Разумовская» из-за чугунных тюбингов, которые прекратил поставлять Днепропетровск после начала событий на Украине. Нашли, чем их заменить?

- Да, мы потеряли на этом полгода. Но сейчас недопоставки закрыты, и работы возобновились. Тюбинги освоили российские заводы, к которым мы обратились с такой просьбой. Так что строительство станций «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» летом должно быть завершено. Плюс станция «Технопарк» возле развивающейся территории завода ЗИЛ.

Не в ущерб качеству: 36 и 6

- Строите метро много и быстро. Достаточно ли при этом уделяется внимания вопросам безопасности?

- Метро - стратегически важный объект, который гораздо прочнее любого наземного объекта, оно способно выдержать любое стихийное бедствие. На сегодняшний день московское метро, кто бы что ни говорил, остается самым безопасным в мире. По всем показателям оно в разы безопаснее любого другого метрополитена - будь то нью-йоркский, пекинский...

Мы никогда ничего не делали и не делаем в ущерб качеству. Причем, если раньше у нас было шесть инспекторов на всей строящейся подземке, то теперь их 36. Они круглосуточно присутствуют на каждом объекте, контролируя каждый вид работ, включая каждую заливку бетона.

Еще одно новшество - появление своей специально созданной лаборатории. Раньше инспектор стройнадзора, сомневаясь в качестве, скажем, того же бетона, заказывал его проверку какой-то сторонней организации и ждал, пока его заказ пройдет, пока он получит ответ. В прошлом году мы закупили необходимое оборудование для контроля за качеством строительства метро. И теперь бетон заливают и одновременно автоматически забираются пробы из каждой партии. Проверка присутствует везде: на сооружении станций, укладке путей и т.д. Любая планерка начинается с обсуждения вопросов качества.

- А время обкатки на новых участках не увеличилось?

- Увеличилось вдвое. Раньше катали месяц, сейчас - два месяца. По этой причине произошла заминка со сдачей станции «Тропарево» в прошлом году, потому что два месяца поезда катали. Вот и от «Котельников» будут катать два месяца. Вообще надо иметь в виду, что есть срок сдачи любого объекта строительный, а есть срок заселения, в который входит еще оформление документов. Представляете, сколько их нужно подготовить? На те же «Котельники» - высотой с метр на всем столе, за которым мы сейчас сидим. И под каждым - сотни подписей специалистов и различных служб. По этой же причине жилой дом, к примеру, мы сдаем в декабре, а заселяем в марте.

«Новая Москва» строится по-новому

- Строительству подземки к «новой Москве» вы придаете особое значение?

- Это очень важно для нас, так как туда, куда приходит инфраструктурное строительство, сразу же приходят и инвестиции. И станция «Румянцево» - ярчайший тому пример. Когда еще только новые территории включили в состав Москвы и было принято решение о строительстве метро там, сразу же начался настоящий инвестиционный бум. В результате офисно-деловой центр площадью 250 тысяч квадратных метров на 30 тысяч рабочих мест класса «А» по всем экологическим стандартам был построен всего за полтора года. Бизнес ведь очень хорошо считает. В центре Москвы и аренда дорогая, и транспортная логистика тяжелая. На новых же территориях аренда вдвое дешевле, а значит, деньги можно потратить на развитие компании, социальную поддержку, повышение зарплат, улучшение условий труда и так далее. За 2,5 года после присоединения к Москве новых территорий у нас построено четыре миллиона квадратных метров недвижимости, созданы условия для создания 70 тысяч рабочих мест.

- То есть задача, которую ставило перед собой правительство Москвы, - развивать «новую Москву» комплексно - оказалась выполнимой?

- Если бы мы разрешили строить там одно жилье всем желающим, то его было бы построено не четыре, а все 10 миллионов «квадратов». Но мы поставили перед собой цель: не должно появиться еще одного спального района или пригорода Москвы, развитие будет комплексным. Поэтому у нас готовы и транспортная схема, и территориальная схема развития, в которых четко прописано, где пойдет метро, а где дороги, инженерные сети, парки. Эту транспортно-территориальную схему мы скоро представим на публичные слушания и только после того, как получим одобрение жителей, вынесем на утверждение.

Дальше сделаем детальный проект планировки, к примеру, для территории, прилегающей к той же станции метро «Саларьево». Понятно, что там все хотят строить жилые дома. Но будет транспортно-пересадочный узел, деловой центр и офисный центр. И только 10% жилья. И на такие части - мы называем их «лопухи» - «нарезана» вся «новая Москва». Каждый такой «лопух» - это полноценный проект планировки независимо от того, есть в нем уже заинтересованный инвестор или пока нет. Кроме того, смотрим, как эти проекты соотносятся между собой. Скажем, один центр общественного притяжения будет в Румянцево, второй - во Внуково, третий - в Коммунарке... И вокруг каждого - обязательно парк.

- А школы, детсады предусмотрены?

- При застройке «новой Москвы» мы пересмотрели все нормативы. И знаете, на удивление хорошая ситуация складывается. Большую часть социалки на присоединенных территориях строит инвестор, как и ставил задачу мэр два-три года назад.

- Инвесторы идут на это?

- Да, инвесторы пошли навстречу городу. Требование наше родилось не на пустом месте. Во-первых, когда инвесторы вместе с новыми территориями оказались в Москве, у них сразу появилась дополнительная маржа - благодаря уже не областной, а столичной прописке, цены на жилье, которое они там строили, автоматически выросли. Вот мы и попросили их: включите часть этой маржи в социалку. Тем более что нормативы в сельской местности по обеспечению соцобъектами в области были ниже, чем в Москве. Поэтому катастрофически и не хватало школ и детсадов. А сейчас мы строим сбалансированно и даже кое-где опережающими темпами. Микрорайоны еще возводятся, а инфраструктура уже готова. Могу сказать только спасибо инвесторам за то, что они все нормально восприняли и строят то, что нужно жителям. Появилась даже любопытная тенденция. Одни передают новостройку сразу городу, а другие говорят: можно мы оставим ее себе и сами будем заниматься бизнесом? То есть они готовы содержать этот объект и открыть, предположим, частный детский сад. То, что в сфере образования появляется конкуренция, тоже неплохо. Такие случаи есть уже и с поликлиниками.

Наши люди ездят в булочную на такси

- Марат Шакирзянович, любопытное наблюдение. Январь уже позади, и снегопады были будь здоров. А Москва-то едет! Пробок явно стало меньше! Почему, как вы думаете? Сказывается влияние кризиса - люди потеряли работу, и им больше некуда ехать? Или власти добились своей цели, заставив москвичей пересесть на общественный транспорт? А может, дает отдачу дорожное строительство, которое вы вели в последние годы невиданными до этого темпами?

- Вы сами ответили на свой вопрос. Сказывается совокупность всех факторов, каждый из которых сыграл свою роль. Чудес же не бывает. Мы построили за прошедшие четыре года около 300 км дорог и 70 искусственных сооружений, среди которых сложнейшие многоуровневые развязки на МКАД. Расширили, в частности, пять вылетных магистралей.

Спрашивается, для чего? В первую очередь для городского наземного общественного транспорта, которым сейчас стали пользоваться на 7% больше пассажиров. Он пошел по специально оборудованным для него выделенным полосам с большей скоростью, чем любой автомобиль, и к тому же выдерживает расписание. Поэтому москвичи стали ему больше доверять. К тому же у существующих магистралей повысилась пропускная способность благодаря тому, что у них появились дублеры, на которые ушел местный транспорт. Перефразируя крылатую фразу из известного кинофильма, скажу: наши люди теперь ведь и в булочную ездят на такси. Если машина стоит под окном, кто пойдет в магазин пешком? Но если раньше для того, чтобы добраться туда, он бы выехал на вылетную магистраль, то теперь для этого у москвичей есть межквартальная дорога. Связанность районов благодаря дублерам существенно повысилась.

Сейчас на очереди - завершение реконструкции и строительства направленных развязок взамен «клеверного» типа на МКАД, сооружение Северо-Западной и Северо-Восточной хорд и Южной рокады. Больше дорог в границах «старой Москвы» мы строить не будем, только мелкие связки между районами.

- А Четвертое транспортное кольцо?

- ЧТК мы фактически интегрировали в Северо-Восточную хорду. Строительство его целиком обошлось бы в нынешних ценах городу в триллион рублей. Тогда пришлось бы отказываться от метро, но метро - приоритет города. Дороги же нам в первую очередь важны с точки зрения оборудования на них выделенных полос. «Выделенок» в Москве сейчас построено 240 км: по их количеству мы вышли в мировые лидеры среди мегаполисов.

- А хорды когда закончите?

- Северо-Западную, если не будет проблем с финансированием, в 2016-2017-м, к этому же сроку - часть Северо-Восточной хорды на участке от развязки Вешняки-Люберцы до Открытого шоссе. Срок окончания всех работ на этой трассе пока не определен. В строительстве Южной рокады дошли от Аминьевского шоссе до Севастопольского проспекта и дальше остановились, так как пока нет денег.

- Строительство Северного дублера Кутузовского проспекта не отодвигается?

- Нет, если инвестор не откажется от проекта. Мы подготовку территории уже ведем.

- На стройках столицы всегда работало много иностранцев. Последние меры по наведению порядка среди мигрантов, предпринимаемые с начала этого года, не привели к оттоку работников из Стройкомплекса?

- На наших бюджетных стройках иностранцев не более 7-8%, поэтому, если их станет даже вдвое меньше, мы не почувствуем этого. Инвестиционный рынок почувствовал в основном из-за курсовой разницы. Там строят турецкие компании, и зарплату они платят своим рабочим в долларах. Так что скорее всего они оставят из числа иностранцев только управленцев, а рабочую силу будут брать ту, которую устраивает рублевая зарплата.

- Малое кольцо Московской железной дороги будет достроено в этом году?

- Строительная часть, как мы и обещали, будет закончена, а в 2016-м планируем запустить его как полноценное наземное метро. Получится, что в 2016-м построим 54 км наземных линий, да еще 20 км - подземных. Итого - 74 км. Столько в год пока еще никто не строил, даже китайцы. Теперь для Москвы будет главным организовать удобную для пассажиров пересадку с одного метро на другое и поменять маршрутную сеть наземного городского транспорта, приспособив его к метро. Эта работа займет еще лет пять.

Кроме того, все виды транспорта предстоит увязать в единую тарифную систему. Чтобы было, как, к примеру, в Лондоне или Париже - человек едет с одним билетом на железнодорожном транспорте и даже не понимает, где электричка, а где метро.

«Российская газета»

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Марат Хуснуллин

Другие материалы по теме

11 февр. 2015 г.
Москва не будет сокращать Адресную инвестиционную программу - Хуснуллин
Москва не будет сокращать Адресную инвестиционную программу - Хуснуллин
11 февр. 2015 г.
Ключевые инфраструктурные объекты Москвы могут быть построены раньше срока
Ключевые инфраструктурные объекты Москвы могут быть построены раньше срока
11 февр. 2015 г.
Темпы и объемы строительства метро в Москве снижаться не будут - Хуснуллин
Темпы и объемы строительства метро в Москве снижаться не будут - Хуснуллин
9 февр. 2015 г.
За три года в Москве построят 35 станций метро
За три года в Москве построят 35 станций метро
9 февр. 2015 г.
Марат Хуснуллин: «Итоги 2014 года являются для Москвы лучшими за последние пять лет»
Марат Хуснуллин: «Итоги 2014 года являются для Москвы лучшими за последние пять лет»
2 февр. 2015 г.
Марат Хуснуллин: столичная недвижимость останется в цене
Марат Хуснуллин: столичная недвижимость останется в цене
30 янв. 2015 г.
Через Москву-реку к стадиону «Лужники» построят канатную дорогу
Через Москву-реку к стадиону «Лужники» построят канатную дорогу
30 янв. 2015 г.
Изменение инвестиционного рейтинга Москвы не отразится на работе столичного Стройкомплекса
Изменение инвестиционного рейтинга Москвы не отразится на работе столичного Стройкомплекса

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

Почти 250 рабочих мест появится в жилом комплексе PORTLAND
Более 700 рабочих мест создадут в ЖК «Level Причальный»
Введен последний корпус Центрального клинического госпиталя ФТС России
В ТПУ «Черкизово» появятся дополнительные выходы к жилой застройке
В Москве начали достройку 17 долгостроев в 2020 году
Шоу-рум квартир по реновации откроют в ЮЗАО в этом году
Здание в скандинавском стиле возведут на месте кинотеатра «Таджикистан»
В России будет учреждена премия имени строителя-«передвижника» Эммануила Генделя

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика