timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: «Каждая третья развязка, тоннель или мост в Москве построены за последние 7 лет»

Темы в материале

Москва ввела в прошлом году рекордное количество дорог, построила уникальный парк «Зарядье» и завершила реконструкцию стадиона «Лужники». Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в эфире телеканала «Москва 24» подвел итоги 2017 года и рассказал о ближайших планах Стройкомплекса.

- Марат Шакирзянович, здравствуйте, спасибо огромное, что согласились встретиться.

- Добрый день.

- Это, кстати, наша первая встреча в новом, 2018 году. И мы с вами не успели еще в 2017-м подвести хотя бы небольшой, но такой ключевой итог года прошедшего. Вот скажите, какие объекты наиболее важные, на ваш взгляд, были введены в эксплуатацию в 2017 году, а что, возможно, не удалось сделать. И эти объекты в плане своего ввода в эксплуатацию перенесены на 2018-й.

- Ну, я, конечно, хочу отметить, что ключевыми объектами 2017 года были парк «Зарядье» и «Лужники». Это объекты мирового уровня. Мы их построили в намеченный срок, с хорошим качеством. Очень хорошее восприятие и горожанами, и гостями столицы этих объектов. Это очень большое наше достижение.

Кроме того, мы очень серьезно занимаемся дорожным строительством и в 2017 году фактически достигли рекорда по вводу дорог. Мы построили 124 километра дорог. Мы никогда за всю историю столько не строили и не сдавали одновременно. Но самое главное, что кроме самих дорог, мы построили десятки искусственных сооружений. Могу сказать, что на сегодняшний день каждый шестой километр автомобильных дорог в городе построен за последние 7 лет. И каждая третья развязка, тоннель или мост построены тоже за последние 7 лет.

Для нас 2017 год был серьезным итогом, но мы еще сделали заделы на ближайшие годы. И примерно каждый год по сто километров и по 20-30 искусственных сооружений будем вводить в эксплуатацию, улучшая тем самым транспортную составляющую, и именно автомобильную.

Кроме того, у нас был неплохой объем ввода метро. Мы ввели 10 километров и 5 станций, но...

- Но когда Вы, Марат Шакирзянович, говорите, неплохой, это означает, что вы не очень довольны.

- Мы не очень довольны. У нас некоторые объемы в силу объективных и субъективных причин передвинулись на 2018 год. Но могу сказать с уверенностью, что 2018-й – это Год метро. Мы сейчас более 50 километров линий метро планируем вводить. У нас три огромных депо, на которых будут работать 4 тысячи человек. И ввод 21 станции метро мы видим точно. А вообще, стремимся выйти на 24 станции ввода. Причем это важнейшие линии. Это и Калининско-Солнцевская, где мы сейчас находимся. От «Рассказовки» до центра города пассажиры смогут доезжать на метро за 25 минут.

- То есть весь этот участок, да.

- Весь этот участок. Он вообще не вызывает сомнений. Сама станция «Мичуринский проспект»...

- Где мы сейчас находимся.

- Находится в высокой степени готовности. Мы где-то в начале лета запустим участок от «Рассказовки» до «Раменок». Это 5 станций. И порядка 12 километров метро. Мы, безусловно, в конце февраля – начале марта запустим участок от «Делового центра» до «Петровского парка» (Большая кольцевая линия метро, - прим. ред.). Это 5 станций. Это важнейший такой тоже радиус. Там уже идет приемка метрополитена. Люди заезжают, начинают обживать помещения. Поезда на электрической тяге прошли обкатку. То есть там, ну, не вызывает никаких сомнений.

У нас важный участок, мы все-таки хотим продлить Сокольническую линию. Дальше вглубь новой территории дойти до станции «Ольховая». И к концу года, возможно, попробовать еще ввести станцию «Столбово».

- Вот колоссальные темпы строительства метрополитена. Тем не менее, Вы неоднократно говорили о том, что иногда рабочей силы не хватает для того, чтобы строить в таких объемах.

- Совершенно верно. На сегодняшний день практически все силы Москвы, Московской области мы собрали. У нас 50 тысяч человек работают. А чтобы поддерживать эти темпы, реализовать тот объем, который мы заявили на последующие годы (а в метро ведь не получается так, что сегодня собрался – завтра у тебя линия), надо начинать строить сегодня, а результат будет через 4-5 лет. Поэтому мы еще планируем порядка 20 тысяч мобилизовать. То есть мы считаем, что где-то до 70 тысяч. Это среднестатистический российский город. То есть это только люди, которые будут строить метро. Причем они работают в круглосуточном режиме.

Мы вышли на результат, что у нас в городе 33 тоннелепроходческих щита с одной линии на другую переходят. На сегодняшний день 27 из них находятся в работе. Мы только грунтов вывозим 10 миллионов кубов в год. А 10 миллионов кубов в год, для понимания, это 10 гор, на которых можно устроить горнолыжные спуски протяженностью 100-150 метров.

- А вот, Марат Шакирзянович, означают ли сейчас ваши слова, что Стройкомплекс сосредотачивает в 2018 году силы на строительстве метро? И тем самым объемы дорожных работ будут снижены?

- Нет, объемы дорожных, работ не будут снижены точно. У нас там все заделы сделаны. Плюс мэром принято ряд решений о начале строительства новых дорог. То есть темп примерно 100 километров дорог в год в ближайшие три года мы будем точно поддерживать. Причем будем вводить и очень знаковые участки.

- Какие, кстати? Тоже интересно узнать.

- В 2018 году мы практически заканчиваем Северо-Западную хорду. У нас останется один мост через Москву-реку в районе Мневников. Но остальной весь участок фактически севера, заходы до, заходы платной дороги Москва – Санкт-Петербург до Сколковского шоссе будут закончены полностью. Мы завершаем большую часть участка Северо-Восточной хорды. Мы планируем Косинскую развязку соединить с Четвертым транспортным кольцом (сейчас это часть хорды, – прим. ред.) и фактически доехать по ней до Щелковского шоссе и даже до Открытого шоссе.

Плюс мы строим сейчас продолжение, с севера идем на восток, строим от той же развязки Бусиновской, где дорога Москва – Санкт-Петербург, мы фактически до конца года хотим соединить ее полностью с Дмитровским шоссе. То есть у нас останется только участок от Дмитровского шоссе и дальше от Дмитровского шоссе до Ярославского и от Ярославского до Открытого.

- А вот при этом все это строится за счет городского бюджета, или инвесторы у нас заинтересованы в дорожном строительстве, а не только в строительстве жилья.

- Нет, у нас эти все дороги строятся за счет бюджета города Москвы. Но надеемся, что в этом году инвестор северного дублера Кутузовского проспекта выйдет на стройку. Мы завершили подготовку территории, освободили тысячи сооружений. Инвесторы сейчас находятся в экспертизе. Она будет готова в ближайший месяц. И тогда они смогут объявить конкурс. И вот одна дорога полноценная на территории города Москвы, от МКАДа до Сити, будет построена платная.

- Марат Шакирзянович, буквально еще один вопрос успеваю вам задать, потому что зрители достаточно часто интересуются, что у нас со спортивными объектами в столице происходит. Будет ли все в полном объеме готово к Чемпионату мира по футболу 2018 года либо уже все готово на данный момент?

- Я хочу сказать, что мы всю работу по подготовке Чемпионата мира закончили. У нас стадион «Спартак» уже функционирует. Стадион «Лужники» открыт. Девять тренировочных полей, которые будут задействованы в подготовке к Чемпионату мира, функционируют.

Сейчас у нас идет работа по созданию временных сооружений. Это требования ФИФА (Международная федерация футбола, – прим. ред.). Дополнительные, уже не капитальные сооружения. Это где-то шатры, где-то дополнительные пункты досмотра автомобилей.

Идет работа по созданию этой временной инфраструктуры, которая будет задействована только на чемпионате. Идет большая работа по окончанию уже не связанных объектов с Чемпионатом мира, но находящихся на территории «Лужников». Там у нас есть ряд спортивных объектов, которые мы планируем закончить к ЧМ, чтобы общая территория была.

- Ну, в том-то и дело. Проезжаешь все время мимо «Лужников» и видишь стройку в огромном масштабе. Не понимаешь, что там происходит конкретно.

- А у нас же там еще, кроме Чемпионата мира, строится огромный водно-развлекательный комплекс, да, это 56 тысяч квадратных метров. Он не планируется к Чемпионату мира, но он строится. У нас строится центр художественной гимнастики и еще порядка 17-18 объектов, которые будут работать в целом на «Лужники» как спортивный кластер. Но они не задействованы в инфраструктуре проведения Чемпионата мира. У нас стадион «Динамо» хоть и не задействован на ЧМ, но к этому времени будет в основном завершен. Стадион ЦСКА готов и действует. Поэтому мы к Чемпионату мира готовы полностью.

- Ну, что же, будем следить тогда за развитием событий. Спасибо вам огромное, что нашли время и встретились.

- Спасибо.