Мегапроекты «Мосинжпроекта»
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов рассказал об итогах работы инжинирингового холдинга в 2021 году и поделился планами.
– Юрий Николаевич, инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» известен тем, что реализует в Москве уникальные проекты. 2021 год не стал исключением?
– Главное – «Мосинжпроект» в прошлом году значительно приблизил реализацию ключевого проекта современного отечественного метростроения – создание Большой кольцевой линии московского метро: сданы в эксплуатацию 12 станций БКЛ. Весной были запущены две станции – «Народное Ополчение» и «Мнёвники».
В декабре в качестве новогоднего подарка Москве и москвичам Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли участок Большой кольцевой линии метро еще с десятью станциями. Пуск более чем 20-километрового участка от «Мнёвников» до «Каховской» является самым масштабным в истории столичного метрополитена. По итогам 2021 года на Большом кольце работают 22 станции.
Напомню, что всего на БКЛ протяженностью 70 км будет функционировать 31 станция, то есть пассажиров принимают уже две трети из них. Другим важным событием 2021 года стало, несомненно, завершение тоннелепроходки на Большом кольце – это огромный труд более чем 4000 строителей в течение нескольких лет в густонаселенных районах Москвы с большим количеством инженерных коммуникаций, в сложных гидрогеологических условиях.
При создании тоннелей на БКЛ были задействованы 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса. Они проходили под водоемами, действующими объектами и сооружениями метрополитена и железной дороги, крупными автомагистралями. Мы использовали современные программы, позволяющие отслеживать влияние подземных работ на городскую среду.
Специалисты холдинга получили неоценимый опыт подземного строительства и тоннелепроходческих работ, который будет предложен для реализации в различных проектах в России и других странах.
– Какие планы по строительству столичного метро планирует реализовать «Мосинжпроект» в ближайшие годы?
– Недавно заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Юрьевич Бочкарёв сообщил о том, что до конца 2024 года в столице будет построено 27 станций метро. И «Мосинжпроект» как генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций метро активно участвует в этом процессе.
В 2022 году будет продолжено строительство БКЛ – сейчас ведутся работы на северо-восточном и восточном участках, также продолжается реконструкция станций «Варшавская» и «Каширская». После ввода девяти станций самое протяженное в мире метрокольцо замкнется. В планах холдинга на ближайшие два года – ввод 14 станций метро. Помимо девяти станций БКЛ сюда входят станции «Пыхтино» и «Внуково» нового участка Калининско-Солнцевской линии, участок Люблинско-Дмитровской ветки – станции «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Также мы планируем ввести в эксплуатацию электродепо «Южное» (Братеево-2) и «Аминьевское».
Также у нас в работе находится девять станций будущей Троицкой линии метро. Строительную готовность участка с пятью станциями первой очереди строительства от «Новаторской» до «Мамырей» можно оценить уже почти наполовину. Между станциями пройдено восемь однопутных тоннелей, на некоторых станциях уже начался монтаж эскалаторов, на «Новаторской» строится пересадка на одноименную станцию Большой кольцевой линии.
На центральном участке началось строительство трех станций – «Вавиловская», «Академическая» и «Крымская», еще одна – «ЗИЛ» – находится на этапе проектирования, и уже стартовала тоннелепроходка. В этом году начинаем строительство Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской веток метро. «Мосинжпроект» создает транспортную инфраструктуру не только под землей.
– Какие проекты дорожного строительства вы сейчас реализуете?
– По поручению Правительства Москвы мы занимаемся развитием улично-дорожной сети столицы. В частности, строим ряд участков Юго-Восточной хорды, которая вместе с Северо-Восточной хордой сформирует новую городскую магистраль – Московский скоростной диаметр, а также создаем участки Южной рокады.
Помимо этого «Мосинжпроект» занимается развитием транспортной сети в административно-деловом центре «Коммунарка» в Новой Москве и дорожным строительством в зоне жилой застройки в северной и южной части промзоны «ЗИЛ». Так, на ЗИЛе строится мост длиной более 600 метров через затон Новинки. Вместе с прилегающей улично-дорожной сетью он обеспечит транспортную доступность новых жилых кварталов на территории бывшей промзоны и свяжет строящуюся Симоновскую набережную с районом Южнопортовый. Это позволит разгрузить Третье транспортное кольцо (ТТК), Варшавское шоссе и проспект Андропова.
В Коммунарке идет подготовка к вводу в эксплуатацию 1,66 км дорог, в том числе моста через реку Сосенку. Строятся 10 км внутриквартальных дорог, два путепровода над Калужским шоссе и путепровод тоннельного типа над дорогами местного значения. В 2019–2021 годах ввели четыре участка улично-дорожной сети первого этапа общей протяженностью 4,92 км. Что касается транспортных сооружений, то важно отметить, что в этом году будет сдан пешеходный мост между Рубцовской и Семёновской набережными реки Яузы. Он входит в состав транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская».
– Как продвигается строительство такого знакового столичного объекта, как здание Национального космического центра?
– НКЦ действительно уникальный для столицы проект. Он станет одним из крупнейших в мире космических центров, площадь объектов превысит 250 тыс. кв. метров. Высотной доминантой комплекса зданий будет 288-метровая башня со шпилем. Отмечу, что именно на строительстве Национального космического центра мы тестируем и внедряем новые технологии в разных сферах строительного производства и управления, охраны труда, промышленной безопасности, а также ведем обучение сотрудников.
Опыт, получаемый при возведении Национального космического центра, распространяется и на другие наши объекты. Использование передовых технологий и постоянное повышение квалификации задействованных кадров позволяет обеспечить высокие темпы строительства. Уже ведется активное строительство высотной части НКЦ.
Закончены монолитные работы почти на всех блоках низкоэтажной части комплекса зданий. И интенсивность работы сохранится. «Мосинжпроект» занимается также комплексным развитием территорий столицы.
– Расскажите об этом подробнее.
– Инжиниринговый холдинг является оператором развития территорий ряда крупных градостроительных проектов – Мнёвниковской поймы, высвобождаемой территории Центра им. М.В. Хруничева и АДЦ «Коммунарка». Общая площадь планируемых к строительству на всех трех территориях объектов превышает 12 млн кв. метров.
На территории Мнёвниковской поймы уже открыты две станции Большого кольца метро – «Мнёвники» и «Терехово», разработаны архитектурно-градостроительные концепции двух автомобильных и двух велопешеходных мостов. Транспортная доступность является хорошим драйвером развития осваиваемой территории.
Кроме того, продолжается строительство многофункционального комплекса «Мнёвники». В 2021 году введен в эксплуатацию многофункциональный спортивный комплекс, разрабатываются проекты спортивного кластера, жилой и административно-деловой застройки, ведется проектирование инженерных сетей.
На высвобождаемой территории Центра имени Хруничева вместе с Национальным космическим центром будет формироваться научно-технологический кластер. Уже разрабатываются проекты создания производственных, научно-исследовательских, образовательных объектов общей площадью около 2 млн кв. метров.
На территории административно-делового центра в поселке Коммунарка продолжается работа по строительству инженерной инфраструктуры и улично-дорожной сети, создаются головные объекты электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также разветвленная сеть инженерных коммуникаций.
Как уже говорилось выше, построены четыре участка улично-дорожной сети первого этапа. В эксплуатацию сдано здание отдела полиции «Коммунарский». В конце декабря 2021 года было получено положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию Межмузейного многофункционального Депозитарно-выставочного комплекса.
Ведется проектирование физкультурно-оздоровительного центра, работа над созданием концепций жилой, общественно-деловой застройки, объектов социальной инфраструктуры. В качестве оператора крупных градостроительных проектов наш холдинг предлагает комплексный поход к оценке возможностей реализации проекта и сопровождает его на всех этапах.
Фактически «Мосинжпроект» работает в режиме «одного окна». Мы организуем разработку уникальных концепций для каждой территории и создаем оптимальную модель сотрудничества всех участников. Занимаемся привлечением бюджетных и внебюджетных инвестиций в развитие территории и формируем предложения по оптимизации расходов городского и регионального бюджетов при реализации проектов государственными заказчиками.
– Насколько опыт «Мосинжпроекта» востребован другими регионами в создании транспортных и гражданских объектов, а также в управлении крупными территориями столицы?
– В наших планах – наращивать работу в крупных городских агломерациях, мы готовы выступать в качестве оператора комплексного освоения территорий и реализовывать региональные градостроительные проекты под ключ. Из ближайших задач – включиться в комплексное развитие транспортной инфраструктуры Екатеринбурга.
Кроме того, уже сейчас наш холдинг реализует крупный проект в Магнитогорске. По результатам конкурса Институт «Мосинжпроект», входящий в структуру инжинирингового холдинга, стал генеральным проектировщиком уникального общественного пространства «Притяжение», недавно началось проектирование объектов второй очереди.
Мы готовы предложить свои услуги по реализации проектов в области рельсового транспорта, портовой инфраструктуры, общестроительных работ для предприятий нефтегазохимии и горной металлургии. В минувшем году холдинг успешно прошел предварительные квалификации на строительство промышленных объектов и мостовых сооружений для ряда крупных отечественных компаний. В целом мы определили сегменты инфраструктурного строительства в России, в которых «Мосинжпроект» сможет развивать свой бизнес в последующие 5–10 лет – объем инвестиций в эти сегменты до 2030 года оценивается в 30 трлн рублей. Холдинг выходит на международные рынки. «Мосинжпроект» подтвердил квалификацию и техническое соответствие, позволяющие выполнять работы по строительству транспортных объектов в ряде стран.
– Достаточно ли у компании трудовых ресурсов для работы по стольким направлениям?
– В нашем холдинге работают опытные высококвалифицированные специалисты – строители, инженеры, менеджеры. Помогает в организации рабочего процесса, в том числе при взаимодействии с подрядчиками, применение современных систем управления и планирования. Они позволяют оптимизировать численность персонала на рабочих участках и при этом повысить производительность труда. В качестве примера можно привести ситуацию с пандемией, когда у подрядчиков были ограничены возможности привлекать рабочих. Оптимизация ресурсов за счет цифровых систем позволила соблюсти сроки строительства БКЛ, в частности, своевременный ввод участка из десяти станций.
Поставленные Правительством Москвы задачи по повышению скорости выполнения проектов с соблюдением их высокого качества потребовали от нас перестроить систему управления. Сначала мы внедрили матричную систему: каждый проект холдинга реализуется кросс-функциональной командой, руководитель которой несет полную ответственность за все параметры проекта, в том числе за бюджет, сроки выполнения, качество.
В минувшем году мы провели организационную трансформацию. Весь объем управленческих решений в рамках реализации проекта принимается внутри команды проекта, в которую входят не только сотрудники холдинга «Мосинжпроект», но и представители подрядных организаций.
Горизонтальное взаимодействие позволяет быстро принимать решения, как это происходит в крупнейших международных строительных компаниях. В целом за 2021 год мы значительно повысили эффективность и уровень цифровизации рабочих процессов, что позволяет избегать, как говорят строители, «бросовых работ», сосредоточиться на важнейших направлениях и производить их по плану, соблюдая все стандарты качества.
– Продолжая тему цифровизации, стоит вспомнить о BIM-технологиях, ведь «Мосинжпроект» стал одним из лидеров в применении технологий информационного моделирования.
– Действительно, наш проектный институт в прошлом году был признан «BIM-компанией года». Кроме того, мы создали центр компетенций технологий информационного моделирования и сформировали нормативно-методологическую базу на уровне лучших мировых стандартов.
Специалисты «Мосинжпроекта», прошедшие обучение в центре компетенций BIM, приступили к реализации пилотного проекта по новой методологии информационного моделирования на строящемся электродепо «Красный строитель» будущей Бирюлёвской ветки метро. Уже проведена опытная эксплуатация среды общих данных (СОД). Ее интеграция с системой автоматизированного проектирования позволяет централизованно управлять информацией и отслеживать ход проектных работ.
Другим важным новшеством стала система технического документооборота. Она позволяет управлять процессами передачи, согласования и изменения проектной документации на всех этапах жизненного цикла строящегося объекта. Технология позволяет отказаться от бумажных документов и исключить ошибки по вине «человеческого фактора», а также экономит трудовые и материальные ресурсы.
Кстати, элементы технологий информационного моделирования применялись для расчетов трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий станций БКЛ «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково».
Мы планируем удерживать знамя BIM-лидеров. Стоит напомнить, что с 2022 года все господрядчики обязаны проектировать с применением информационных моделей.
– Как успешное внедрение цифровых технологий и выстраивание эффективной системы управления было отмечено профессиональным сообществом?
– В 2021 году «Мосинжпроект» поднялся сразу на девять пунктов в международном рейтинге ENR’s 2021 Top 250 Global Contractors. Среди 250 крупнейших строительных компаний мира холдинг сейчас на 114-м месте.
Главная задача – войти в топ-100 этого престижного рейтинга. Также мы получили сразу три награды одной из самых престижных международных премий в сфере девелопмента PROESTATE&TOBY Awards 2021, и одна из них – в номинации «Инжиниринговая компания года».
Холдинг также лидирует среди российских инжиниринговых компаний по объему реализованной продукции в рейтингах «Эксперт 400», RAEX-600 и РБК 500. Также ряд престижных отечественных наград получили наши проекты. Три из них – участок БКЛ, открытый в 2020 году, участок Некрасовской линии и транспортно-пересадочный узел «Нижегородская» – стали победителями международного конкурса Национального объединения изыскателей и проектировщиков – НОПРИЗ.
Также эти три объекта завоевали награды конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства», проводимого Стройкомплексом Москвы, Департаментом градостроительной политики Москвы, Москомархитектурой и Ассоциацией инвесторов столицы.
– Каковы успехи вашей компании в сфере безопасности труда?
– «Мосинжпроект» прошел сертификационный аудит компании Lloyd’s Register. Он подтвердил, что холдинг соблюдает международные требования в области качества, охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Мы стали лауреатами премии ECO BEST AWARD за 2021 год в номинации «За внедрение эффективной системы экологической безопасности в строительстве».
Холдинг активно занимается внедрением «зеленых» инициатив – это стало предметом нашего повышенного внимания. Также запущена автоматизированная система контроля качества в строительстве, которая уже охватила 80 стройплощадок, к системе подключены как наши сотрудники, так и подрядчики.
В 2021 году был проведен ребрендинг специальной одежды для работы на объектах строительства – ткань костюма соответствует современному европейскому стандарту сигнальной одежды повышенной видимости. Хочу подчеркнуть, что «Мосинжпроект» стремится обеспечить высокие темпы проектирования и строительства.
В частности, Мэром Москвы Сергеем Семёновичем Собяниным поставлена задача по ускорению строительства и сдачи в эксплуатацию Большой кольцевой линии. При этом каждый наш объект создается на основе самых высоких стандартов качества и безопасности для граждан. Такими же принципами мы будем руководствоваться и в этом году.