Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Московская перспектива»: «Мы станем мировыми лидерами по строительству метро»

Темы в материале

Уходящий 2013 год стал удачным для столичного Стройкомплекса. Каждую неделю в Москве открывалось новое значимое здание или дорожно-транспортный объект. Объявленные три года назад масштабные планы по социальному и транспортному строительству начали воплощаться в жизнь. Впрочем, впереди еще много работы. О том, чем занимались московские строители, каких результатов добились и чего ждут от 2014 года, корреспонденту «Московской перспективы» Александру Шибанову рассказал заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Как вы оцениваете 2013 год, что удалось сделать?

- Главным стало то, что практически все амбициозные планы, которые мы для себя наметили три года назад, удалось выполнить. Завершен основной этап разработки территориальных схем на присоединенных землях. Мы приступили к подготовке этой территории по дальнейшему развитию и созданию инфраструктуры. В программы строительства, подкрепленные финансированием, заложены расходы на продление существующих линий метро, реконструкцию двух вылетных магистралей, развитие радиальных направлений железной дороги (Киевское и Курское - совместно с ОАО «Российские железные дороги»). Предусмотрено формирование дополнительных поперечных дорожных связок между магистралями, запланировано строительство дороги, которая соединит между собой аэропорты «Внуково», «Остафьево» и «Домодедово». С правительством Московской области и с Министерством транспорта проведена огромная работа по актуализации Программы развития Московского транспортного узла до 2020 года. Это важнейшие документы, без которых невозможно дальнейшее развитие «новой Москвы».

- А как складывалась ситуация на территории старой Москвы?

- Мы тщательно проработали проекты планировки значимых объектов и территорий, таких как ЗИЛ, Некрасовка, Лужники, микрорайон Рублево-Архангельское, районы Тушино, Мневники и другие. Сумели развернуть огромную работу по строительству дорог и метрополитена, что дает свои результаты. Введены две новые станции - «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», до конца года откроем еще участки Бутовской и Калининско-Солнцевской линий метро, а также два электродепо.

- Что считаете своими промахами или недоработками?

- Мы не смогли до конца изменить отношение населения к градостроительной политике, которую мы проводим. О ней нельзя судить по одному какому-то элементу. Во-первых, мы должны комплексно подходить к развитию города, рассматривать задачу во всех аспектах: политическом, финансовом, а главное - с точки зрения удобства для жителей. Во-вторых, ряд вопросов нам пока не удается решать системно. К сожалению, значительную часть работы приходится выполнять в ручном режиме. Мы собираем большое количество штабов, много раз обсуждаем каждый объект, выезжаем на стройплощадки, смотрим, какие трудности у подрядчиков. Поэтому среди задач на ближайшее время - систематизация работы.

- Как вы рассчитываете этого достичь?

- Через новый Генеральный план и мастер-план развития города, которые будут учитывать интересы всех: населения, экономики города, инвесторов. Как вы знаете, в 2010 году был утвержден Генеральный план города. В 2012-м мы его проанализировали и поняли, что в существующих границах Москвы построить еще 200 млн кв. метров недвижимости, то есть в полтора раза увеличить плотность застройки при существующей транспортной инфраструктуре, невозможно. Кроме того, мы поменяли градостроительные приоритеты. Наша главная задача - развитие транспортной инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что в Москве площадь улично-дорожной сети в 3 - 5 раз меньше, чем в сопоставимых мегаполисах мира, а по количеству автомобилей мы вышли на первые позиции. Сегодня на тысячу жителей у нас приходится 380 автомобилей. Больше только в Нью-Йорке - 450.

- То есть ошибка Генплана 2010 года в том, что развитию транспортной инфраструктуры было уделено недостаточно внимания?

- Не только. В Генплане были допущены и другие ошибки. Например, не до конца учли численность населения, которая существенно выросла за последние 10 лет, не рассчитали «всплеск» автомобилизации.

- Возможно, если бы у нас лучше работал общественный транспорт, люди предпочитали бы его, а не личные автомобили…

- Продвинуться в борьбе с пробками мы можем, но только развивая общественный транспорт. На это идет 70% Адресной инвестиционной программы. Мы развернули огромную работу по строительству метро. В этом году введено 12,5 км линий, дальше темпы строительства метро будут нарастать. Сейчас по этому показателю Москва уступает только Пекину. Но в 2015 году мы его обгоним и станем мировыми лидерами. Все это надо было начинать делать как минимум 10 лет назад. Мы строим железные дороги. В 2015 году начнется пассажирское движение на Малом кольце Московской железной дороги - это, по сути, еще одно пересадочное кольцо для метрополитена длиной 54 км. Совместно с РЖД и правительством Московской области прокладываем и реконструируем около 250 км новых главных путей на радиальных направлениях МЖД и МК МЖД. Реконструируем дороги, чтобы выделить полосу для общественного транспорта. Причем все эти виды транспорта будут взаимоувязаны, появится возможность удобно пересаживаться с одного на другой. Для этого мы строим транспортно-пересадочные узлы.

- Означает ли это, что в новом Генплане вы сократите количество строящегося жилья и объектов коммерческой недвижимости в пользу метро и дорог?

- Строительство - это 40% налогов, это рабочие места, обеспечение больших социальных программ, которые есть у города. Поэтому меньше строить мы не станем. Но одно дело - возводить жилье на окраинах, а рабочие места организовывать в центре и усугублять тем самым транспортные проблемы. Совсем другое - развивать места приложения труда на периферии, чтобы люди могли работать рядом с домом. Должен быть баланс жилой, коммерческой и социальной недвижимости. В 2012-м территория Москвы увеличилась на 144 тыс. га. Это колоссальный плюс, потому что в границах старой Москвы мы уже не могли столько строить.

- Вокруг МКАД новые жилые микрорайоны разрастаются в геометрической прогрессии. Не поставит ли это крест на ваших усилиях?

- Этот вопрос мы прорабатываем совместно с правительством Московской области. Москва имеет свою агломерацию. Раньше был Генплан Москвы и схема территориального планирования Московской области, которые между собой никак не увязывались. Но сейчас наша главная задача - сделать единый план развития агломерации, где надо просчитать все транспортные потоки, количество жителей, недвижимость и прочее.

- Некоторые жалуются, мол, всю Москву перекопали. Повсюду строятся дороги, эстакады, тоннели. Наступит ли момент, когда в Москве возведут все, что нужно?

- Реализовывать в городе крупные проекты не так просто: здесь резервы почти исчерпаны. Планируем за следующие 5 лет построить около 150 масштабных транспортных объектов: развязок, эстакад, тоннелей, завершить реконструкцию вылетных магистралей, создать крупные поперечные соединения. А дальше будем заниматься локальными проектами.

- В этом году в Москве прошел ряд международных конкурсов. В частности, по Зарядью, где победило архитектурное бюро из США. Вам лично нравится предложенная концепция реконструкции этой территории?

- Проект, который был выбран, безусловно, очень интересный, но технически сложный. Победитель конкурса - совместный проект американского бюро Diller Scofidio + Renfo, авторов парка High Line в Нью-Йорке, и российского бюро Citymakers. Проект парка «Зарядье» основан на принципах ландшафтного урбанизма, где люди и растения сосуществуют на одной территории, где не навязываются маршруты. На территорию парка перенесены четыре характерные для России ландшафтные зоны: северный ландшафт, степь, лес и пруды, которые спускаются террасами с верхнего уровня участка. Проект парка отражает наиболее яркие особенности прилегающих территорий, что позволяет соединить характерные элементы исторической застройки и пешеходные зоны Китай-города с пышными садами Кремля.

Концепция получила высокую оценку экспертов по историческому наследию. Кстати, я хочу сказать, что этот конкурс получил в мире широкий резонанс, о нем писали ведущие иностранные СМИ. Современная мировая история не знает примеров, чтобы в самом центре города на большой площади разбивали парк.

- Что будет дальше с этой концепцией, каков алгоритм ее реализации, сроки?

- Мы отобрали три основных проекта-победителя и предложили участникам этих команд объединиться, потому что в каждом проекте есть такая изюминка, которая могла бы быть реализована. В ближайшее время совместными усилиями архитекторы разработают общую концепцию, на базе которой будет составлено техническое задание и объявлен конкурс на проектирование и строительство. Это произойдет, я думаю, до середины следующего года. Мы привлекли международных консультантов, которые оценили срок реализации проекта - это примерно 3 - 4 года.

- Когда начнется работа по реновации производственной зоны «ЗИЛ»?

- Она уже началась. Сегодня утверждена концепция застройки ЗИЛа, проект планировки. Мы намерены обустраивать там набережные, прокладывать дороги, пешеходные прогулочные зоны. В Адресной инвестиционной программе города на ближайшие три года на это предусмотрено несколько млрд рублей. Мы строим на ЗИЛе станцию метро «Технопарк». В 2015 году откроется станция на МК МЖД. В течение ближайших нескольких месяцев планируем провести аукцион на продажу большого участка под застройку жильем, офисами, гостиницами. Кроме того, там уже полным ходом идет проектирование и начинается строительство большого Ледового комплекса, который должен быть возведен в течение двух лет.

- В Митине тоже планировалось построить Ледовый дворец, но проект изменился в сторону увеличения площади застройки. Жители боятся, что по своему масштабу объект не будет соответствовать существующей дорожной сети.

- Объект, о котором вы говорите, - Центр Владислава Третьяка. Сегодня там лишь заброшенный пустырь. Надо понимать, что спортивная инфраструктура в чистом виде не приносит дохода. Поэтому у инвестора должен быть интерес в реализации такого проекта. Мы определились с технико-экономическими показателями, разрешили строительство. Но инвесторы повели себя непорядочно: запроектировали больший объем торговых площадей в ущерб спортивным функциям. Поэтому мы отобрали у них ГПЗУ, разрешение на строительство, ликвидировали заключение экспертизы. Если они откорректируют проект согласно нашим требованиям, мы повторно вернемся к этому вопросу. Но я считаю, что в этом месте спортивный комплекс обязательно должен быть. Что касается транспортной сети, то она позволяет размещение такого объекта, никакой опасности для окружающего района он не несет. Есть расчеты, это подтверждающие.

- Продолжая тему промзон, какова судьба Южного речного порта?

- Это одна из самых больших промзон в Москве и самая большая на юго-востоке города. Она относится к числу первоочередных промышленных зон, подлежащих реорганизации и реформированию в целях инновационного развития. Безусловно, мы планируем ее реновацию, но ситуация осложняется тем, что там около 250 собственников. Существует проблема собрать их вместе, соблюдая интересы каждого. При этом на территории имеется около 1 млн кв. метров недвижимости, которая нигде не учтена. А значит, с нее не платятся налоги. Я думаю, что значительная часть производства в Южном порту сохранится, остальная территория будет застроена важными для города объектами. В общей сложности там может быть построено несколько млн кв. метров новой недвижимости. Точные цифры я смогу назвать, когда будет разработан проект планировки. В частности, там планируется строительство офисного, административно-торгового, административно-производственного, производственно-складского комплексов, гаражей и парковок.

- Северный речной порт тоже пребывает в неприглядном состоянии. Какова его судьба?

- Северный речной порт находится пока в федеральной собственности. Правительство города сейчас занимается тем, чтобы получить его в ведение Москвы. Если это удастся, будем его реставрировать, поскольку это памятник 30-х годов, не имеющий в столице аналогов. Мое детство связано с этим местом, поэтому для меня судьба Северного порта небезразлична. Моя мама работала судовым медиком на теплоходе, каждое лето вместе с ней я приезжал из Казани в Северный речной порт. Очень хочется привести его в порядок.

- Завершился конкурс на проектирование и реконструкцию БСА «Лужники». Как оцениваете результаты, почему, на ваш взгляд, была подана только одна заявка?

- На конкурс была подана заявка от компании «Мосинжпроект». На стадии объявления конкурса мы заложили минимальную стоимость всех работ, чтобы не тратить лишних бюджетных средств. Скорее всего, другие компании не захотели рисковать и не подали заявки на участие. Ведь основная цель их деятельности - получение прибыли. А в случае с БСА она оказалась бы очень маленькой. Мосинжпроект - городская структура, она работает почти по себестоимости. Хочу отметить, что стоимость работ в «Лужниках» будет ниже, чем на других сопоставимых стадионах мира, которые строились или реконструировались в последнее время. Для сравнения: стоимость строительства одного места болельщика на БСА составит 5,3 тыс. евро. На лондонском стадионе «Уэмбли» - 12 тыс. евро, а на стадионе «Зенит» в Санкт-Петербурге еще дороже.

- Какие направления деятельности Стройкомплекса Москвы будут в центре внимания в следующем году?

- Приоритеты работы не изменятся. Это объекты социальной инфраструктуры, жилье, транспорт. Будут строиться детские сады, школы, больничные корпуса, поликлиники и т.д. Мэр Москвы уделяет таким объектам особое внимание, уже внесены соответствующие изменения в Адресную инвестиционную программу до 2016 года. Конечно, мы будем наращивать темпы строительства метро. Сегодня Московский метрополитен каждый день устанавливает мировой рекорд, перевозя около 9 млн пассажиров. Наша задача его разгрузить. До 2017 года будут построены 71,4 км линий, 38 станций и 13 депо метрополитена.

Дорогие друзья!

От всей души поздравляю всех строителей, архитекторов и проектировщиков, работников промышленности и стройматериалов, студентов строительных вузов и ветеранов-строителей с наступающим Новым 2014 годом!

Желаю всем в наступающем 2014 году неиссякаемого оптимизма, крепкого здоровья, счастья, удачи и благополучия, новых побед и свершений! Вместе мы сделаем наш город лучше!