timelapse
Все темы

Новая Москва открывает границы

Темы в материале

О том, как преображается новая Москва сегодня и какой она станет в будущем, журналистам «Московской перспективы» рассказал гость редакции, руководитель Департамента развития новых территорий города Владимир Жидкин.

С момента присоединения к Москве новых территорий прошло шесть лет. За это время объединенный округ ТиНАО сильно изменился: концепция развития этих земель, над созданием которой ломали головы лучшие отечественные и зарубежные урбанисты, начала приобретать конкретные очертания. О том, как преображается Новая Москва сегодня и какой она станет в будущем, журналистам «Московской перспективы» рассказал гость редакции, руководитель Департамента развития новых территорий города Владимир Жидкин.

Большая разница

- Владимир Федорович, исполнилось шесть лет с момента присоединения новых территорий к Москве. Что вы считаете главным достижением в развитии ТиНАО за это время?

- Шесть лет – небольшой срок, но за этот период мы добились, считаю, главного – Новая Москва развивается комплексно и сбалансированно. Когда мы начинали проект, скептики говорили, что появится много жилья, а рабочих мест не будет, или строительство дорог будет отставать, или социальные объекты. Мы параллельно проектировали и строили, стараясь не упустить ни одно из направлений. И сегодня уже все убедились, что на территории идет сбалансированное развитие, и я считаю это успехом.

- Успевает ли транспорт за «взрывным» строительством недвижимости?

– Транспорт успевает. Более того, дороги мы строим на перспективу. У нас есть трассы, которые проходят там, где инвесторы и девелоперы еще даже к проектированию не приступили. Если сравнивать транспортные возможности территории в момент присоединения и сейчас – увидим большую разницу. Тогда не было столько жилых объектов, коммерческой недвижимости, но дороги уже были перегружены. Сегодня строится почти 10 млн кв. метров жилья и почти 4 млн кв. метров коммерческой недвижимости, при этом загруженность на дорогах даже снизилась. И динамика строительства дорог только наращивается.

- То есть трафик увеличивается за счет увеличения жителей новостроек. Вы же успеваете строить дороги не только для них, но и на перспективу?

- Да, мы решаем транспортные проблемы, которые были на этой территории до их присоединения к Москве, а также работаем на перспективу. Калужское, Киевское шоссе почти полностью стояли. Сегодня мы завершаем реконструкцию Калужки, за счет строительства отдельных объектов свободнее стало на Киевке. Кроме этого у нас появились еще различные поперечные связи, путепроводы через железную дорогу. Открыты эстакады в Щербинке, Кокошкине, Марушкине, Переделкине. Это связало территории, ранее разделенные железными дорогами, и водители теперь пользуются этими поперечными связями, у многих отпала необходимость выезжать на МКАД. Если мы за шесть лет ввели в эксплуатацию около 90 км дорог, то за ближайшие три с половиной года планируем построить еще 200.

- Какие ветки метро в Новую Москву уже строятся и планируются?

Сокольническая ветка пришла в Саларьево. Сейчас идут работы по ее продлению до Коммунарки. Недавно мэр Москвы произвел технический запуск Калининско-Солнцевской линии. Построено несколько станций, часть из них в старой Москве, а две – в ТиНАО: «Говорово» и «Рассказовка».

Жилье по вкусу молодежи

- Так как в Новую Москву переезжает все больше молодых семей, потребность в школах и детсадах высокая – очереди есть?

- За шесть лет мы уже построили 55 социальных объектов. Из них около 30 детских садов, 12 школ, остальное – поликлиники. В этом году планируем сдать 20 социальных объектов (в прошлом году их было 10). И так по нарастающей на ближайшие 3–4 года.

Если бы нам приходилось обеспечивать только постоянно проживающих жителей, то у нас сейчас во многих школах и детских садах были бы свободные места. Но в Новой Москве часть граждан проживает не только в крупных населенных пунктах, но и в коттеджных поселках, которые по нормативам Московской области не обеспечивались школами и детскими садами. Если раньше люди просто приезжали сюда отдыхать, то теперь, при наличии транспортной инфраструктуры, многие дачники стали проживать постоянно. Поэтому сегодня потребность в социальных объектах резко увеличивается. Очереди есть локально, в отдельных местах. Сегодня мы усиливаем строительство соцобъектов в крупных городах – Троицке, Щербинке, Коммунарке, Московском. Например, в Троицке начинаем возводить школу на 2100 мест – это будет самая большая школа в Новой Москве.

- На Московском урбанистическом форуме в прошлом году один из градостроителей высказал мысль, что город будущего – это город, в котором развивается современное высшее образование. Вы согласны?

- Конечно! Такие перспективы есть, особенно учитывая то, что каждый большой вуз, который находится в границах старой Москвы, хотел бы иметь свой кампус. Сейчас ряд учебных заведений ищут инвестора, чтобы найти какой-то механизм переезда университета на территории Новой Москвы. Уже сегодня проектируем первый кампус университета «Синергия» в Ямонтово. Это крупный частный университет, в котором учатся около 40 тыс. студентов. Направления – менеджмент, экономика, много других специальностей. Он не весь переедет в Новую Москву, но при этом будет создан новый кампус, возможности вуза расширятся. Они нашли механизм взаимодействия с девелопером: инвестор строит на свои деньги первый корпус, а последующие корпуса университет у них арендует. Это опять же создает новые рабочие места.

- Вы рассказывали, что создано уже больше 100 тыс. рабочих мест. Их занимают жители Новой Москвы?

- Новых рабочих мест за шесть лет создано более 100 тыс., а всего уже почти 200 тыс. По статистике 64% жителей Новой Москвы не выезжают за ее пределы и находят себе работу либо где-то на коммерческих объектах, либо вовсе работают дома. Это очень высокий показатель. По сравнению с ситуацией пяти-шестилетней давности сегодня занятость точно выше.
В Новой Москве почти вся земля находится в собственности у различных компаний. Мы находим механизмы мотивации застройщиков, чтобы они создавали в первую очередь рабочие места, а только потом выдаем разрешение на строительство жилья. По-другому нельзя, иначе это будет гигантский спальный район.

Быстрее, чем парижане

- Проект Новой Москвы часто сравнивают с «Большим Парижем». Какие у нас сходства и различия?

- Когда шесть лет назад мы только приступали к проекту развития новых территорий столицы, то, конечно, внимательно изучили опыт других мегаполисов. Опыт именно «Большого Парижа» нам показался наиболее интересным. Наши парижские коллеги очень по-доброму отнеслись к просьбам своих коллег-москвичей поделиться опытом, рассказать, какие трудности могут нас ждать и как избежать ошибок. В итоге нашего диалога мы многое почерпнули и действительно на их опыте, как на надежном фундаменте, начали строить свою работу.

Не без гордости могу сказать, что некоторые моменты мы прошли с меньшими, чем наши коллеги, потерями. Например, мы значительно быстрее подготовили градостроительную документацию, основательнее провели публичные слушания и, как следствие, быстрее приступили непосредственно к реализации проекта, что называется, на земле. Теперь, это я знаю точно, уже есть чему поучиться у нас. Именно поэтому наши встречи с французскими коллегами продолжаются и они по-прежнему остаются взаимно полезными и интересными.

Это надо ощутить

- Вы следите за проведением чемпионата мира по футболу?

Конечно, это столько эмоций – там надо побывать, чтобы это ощутить, потому что когда одновременно 80 тыс. зрителей ликуют – атмосфера поражает. И стадион «Лужники» получился шикарный, один из лучших в мире.

- Как обстоит дело со спортивными объектами в Новой Москве?

 У нас есть спортивные объекты в каждом населенном пункте. В Московском вообще начинаем строить крупный стадион за счет средств бюджета. Небольшие спортивные объекты появляются во всех крупных центрах. Инвесторы проявляют интерес к строительству спортивной инфраструктуры.

Адмирал ждет встречи

- Во время вашего прошлого визита к нам в редакцию вы рассказали про любовь к лошадям. И как Адмирал поживает?

- Отлично поживает, ждет выезда, вот в воскресенье поеду на конюшню. Стараюсь посещать спортивные мероприятия, например, соревнования по конкуру. Недавно проходил этап Кубка мира в «Отраде». Стараюсь находить механизмы, чтобы помочь развитию конной культуры и спорта.

- Внукам вы точно привили любовь к лошадкам. Правда ли, что ваша внучка профессионально занимается конным спортом?

Да, она входит в юношескую сборную России. Две недели назад выиграла соревнования в «Отраде», и в «Звездном» завоевала первые места по конкуру.

- А правда, что вы восточными единоборствами занимаетесь и у вас пояс есть коричневый?

- Уже 10 лет занимаюсь айкидо, но пояс черный. Мне интересна философия этого вида спорта, нравится техника, динамика. Очень сложная техника исполнения каждого приема. И ты не просто отрабатываешь, а постоянно учишься. Там все основано на противодействии энергии противника. Его кинетическая энергия используется против него самого. Но времени, конечно, мало, на тренировки хожу 1–2 раза в неделю.

Александр Шибанов