timelapse
Все темы

Портал Стройкомплекса: Марат Хуснуллин: «Шесть архитектурных бюро разработают свои концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки»

Темы в материале

Завершился первый этап Международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Общественность узнала имена шести консорциумов, которые должны к концу 2014 года представить на суд жюри свои идеи. Перед участниками стоит непростая задача - продумать идеологию развития набережных, предложить варианты использования заброшенных площадок и открыть доступ к реке для горожан.

О том, почему нужна именно идеология развития реки, а не простое благоустройство, а также о том, что ждут столичные власти от участников архитектурного конкурса, в интервью Порталу Стройкомплекса рассказал заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, почему был объявлен именно архитектурный конкурс? Можно было просто благоустроить набережные, привести в порядок некоторые территории вдоль реки…

- Во-первых, мы должны продумать идеологию развития территории всей реки. Во-вторых, у нас к реке примыкают тысячи гектаров территорий заброшенных промзон. Плюс нужно поменять транспортную концепцию, концепцию благоустройства, продумать проекты комплексной застройки на бывших промышленных территориях, выходящих к реке. Только представьте: в Москве, крупнейшем мегаполисе мира, протяженность реки по территории города составляет 83 километра! Поэтому это не просто благоустройство, это мегапроект, один из самых крупных в мире по обустройству речных набережных.

- Как Вы считаете, почему территориями вокруг Москвы-реки не занимались раньше, а обратили на них внимание только сейчас?

- Территории не были заброшены. Иное дело, что все давно привыкли к тому, что у нас вдоль набережных идут автомобильные дороги, а доступ к реке для пешеходов отсутствует. Должны быть созданы новые общественные пространства, новые пешеходные маршруты и велодорожки, чтобы повысить доступность реки для каждого жителя. И вот именно этим аспектом раньше комплексно не занимались.

В то же время в Москве и ранее уже был выполнен целый ряд работ для отдельных территорий, прилегающих к реке. На сегодняшний день реализованы программы развития парков, в том числе расположенных вдоль Москвы-реки: одним из примеров является реконструкция и комплексное благоустройство Крымской и Пушкинской набережных, в результате чего соединились Парк Горького и парк искусств «Музеон».

Но единой концепции или программы развития этих территорий при этом не было. А как раз такая концепция городу и нужна, так как она подразумевает комплексное развитие территорий Москвы-реки, что полностью отвечает принципам нашей новой градостроительной политики - формированию в столице общественных пространств для создания комфортного города.

Единая концепция и станет главным результатом архконкурса. Я считаю, что сам по себе это сложный комплексный проект. Значительно проще принять решение по отдельным проектам, по отдельному зданию. Для того чтобы подойти к такому крупному проекту, во-первых, нужно политическое решение, которое мэр Сергей Собянин принял. Потому что взяться за это может себе позволить только очень крупный город с хорошим бюджетом. Помимо политического решения, должно быть решение стратегическое, организационное, поэтому можно сказать, что архитектурный конкурс - это начало старта.

- По какому принципу были отобраны шесть команд-финалистов, которые будут работать над концепциями развития прибрежных территорий Москвы-реки?

- Очень большую роль сыграло портфолио каждой команды, где были представлены реализованные проекты по обустройству набережных рек, морских набережных, комплексной застройки территории. Были собраны заявки от 45 солидных международных консорциумов, куда входили 216 компаний из 15 стран мира. Надо сказать, что мы привлекли серьезный состав жюри, с большим числом иностранных экспертов.

Мы составили рейтинг компаний простым суммированием баллов, полученных от членов жюри каждой командой. Первое место, причем с существенным отрывом, заняла компания Burgos&garrido arquitectos из Испании, которая имеет большой опыт работы по интеграции, оздоровлению рек в Европе. Следующим финалистом стала Turenscape из Китая, которую жюри отметило как компанию с бережным подходом к историческому наследию и экосистемам.

Прошла в финал наша известная российская компания «МЕГАНОМ», которая раньше уже работала с набережными во время архитектурного конкурса на площадку «ЗиЛ». Участвовать в конкурсе будет и компания SWA Group (США), в портфолио ее работ, например, набережная Пудонг в Шанхае. Финалистом стала и компания Maxwan architects + urbanists из Нидерландов, известная в России по участию в международном конкурсе на концепцию Международного финансового центра в Рублево-Архангельском.

Шестое место заняло Архитектурное бюро «Остоженка» из России. Эта команда во время участия в международном конкурсе на концепцию развития Московской агломерации очень серьезно прорабатывала вопросы развития и Москвы-реки, и рек, которые находятся на территории города.

- Участники архитектурного конкурса определены, что дальше?

- В ближайшее время, 1 октября, пригласим команды на ознакомительный семинар в Москву, где участники смогут задать все интересующие их вопросы и получить от нас необходимые консультации, чтобы избежать в своих концепциях идей, которые по различным причинам не смогут быть реализованы.

И до конца года они должны будут представить нам свои концепции развития реки до 2035 года. Мы приняли решение, что результаты конкурса будут озвучены на Московском урбанистическом форуме в декабре. Думаю, 12 декабря мы озвучим итоги.

- А как будет реализована концепция победителя? Это будет единственная концепция или симбиоз самых лучших предложений?

- Я думаю, что мы выберем основную базовую концепцию, которая впоследствии будет разложена на отдельные этапы. Потому что каждый такой этап - это огромные площади. Взять, например, территорию, прилегающую к бывшей промзоне «ЗиЛ», промышленную территорию севернее «Москва-Сити». Это огромная работа на ближайшее десятилетие.

- Вы говорили о новой застройке вдоль реки. Каким требованиям она должна будет отвечать?

- Самым современным, которые есть в мире. Она должна быть нацелена на улучшение эстетического восприятия берегового пространства как с суши, так и с акватории Москвы-реки.

Новое строительство не должно идти вразрез с уже сложившейся застройкой и особенно с расположенными вблизи ценными архитектурными ансамблями, архитектурными доминантами, памятниками культуры и природы, а также должно сочетаться с рельефом местности. Объекты нового строительства необходимо гармонично вписывать в окружающую среду.

- Какие-нибудь изменения ждут саму водную часть реки?

- Безусловно, будем убирать все незаконные дебаркадеры, это не вызывает сомнения. Безусловно, важнейшим разделом этого архитектурного конкурса является экология. Важной составляющей является транспортная функция реки, то есть потребуется определить, как будет ходить речной пассажирский транспорт, где он будет останавливаться. Предполагается размещение новых причалов и организация нижних набережных. Конкретные участки реки, где есть такая необходимость, мы получим по результатам работы. Все это несколько поменяет образ жизни города.

Вопрос этот сложный, детально рассматриваться будет в рамках концепции. Думаю, о конкретике можно будет говорить уже весной будущего года.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Другие материалы по теме