timelapse
Все темы

Сергей Лёвкин: «В 2015 году мы намерены сохранить темпы ввода недвижимости и реорганизации промзон»

Темы в материале

2014 год выдался для строительной отрасли Москвы очень результативным. Столица не снизила, а даже увеличила темпы строительства недвижимости, в том числе дорог и метро. Началось активное освоение территорий промзон. Сделан хороший задел на будущее, который позволяет надеяться на то, что в 2015 году Москва сможет удержать набранные темпы по многим направлениям.

Руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин рассказал в интервью порталу Стройкомплекса столицы о том, какие градостроительные проекты планируется реализовать в 2015 году, а также подвел основные итоги 2014 года.

- Сергей Иванович, что, на Ваш взгляд, можно считать главным итогом 2014 года?

- Главным итогом года можно считать объем введенной недвижимости. В прошлом году мы сдали в эксплуатацию 8,8 миллиона квадратных метров недвижимости, что на 3 процента превышает показатель 2013 года. Стоит отметить, что такого результата нам удалось достичь, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране. Мы смогли удержать инвесторов, оказываем им постоянную поддержку, чтобы не снижать темпы ввода.

Кстати, 90 процентов введенной недвижимости в прошлом году было построено за счет инвесторов, что для города очень важно. По жилью мы почти на 8 процентов перевыполнили плановый показатель, заложенный в государственной программе.

- А как в столице обстоят дела со строительством социальных объектов?

- В 2014 году инвесторы построили 8 детских садов на 1470 мест, две школы на 1650 мест, две поликлиники на 830 посещений в смену, 6 объектов физкультуры и спорта и 4 гостиницы. За счет бюджета введено 15 садов, 5 школ, 4 блока начальных классов и поликлиника в районе Левобережный.

- Какие важные проекты были реализованы в 2014 году?

- В 2014 году завершен сбор исходных данных - начальный этап подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы. Присоединение к Москве новых территорий обуславливает полицентрическое развитие города, что найдет свое отражение в новом Генплане.

Разработаны территориальные схемы Троицкого и Новомосковского округов. Публичные слушания запланированы на март.

Помимо этого, утверждена актуализированная государственная программа города Москвы «Жилище» на период до 2018 года. Оценка эффективности реализации этой программы в 2014 году составила 104 процента. Я считаю, нам удалось достичь неплохого показателя.

В прошлом году были полностью завершены работы по строительству и реконструкции Гребного канала в Крылатском. Это уникальный объект мирового уровня. Также завершена реконструкция территории историко-архитектурного ансамбля «Рогожская Слобода».

Хочу обратить внимание и на нормативно-правовое, научно-техническое регулирование, которым занимается Департамент в Стройкомплексе. Мы актуализировали Московский территориальный строительный каталог (МТСК), сделали новый интерфейс, содержание и начали активно насыщать его нужной и важной информацией для застройщиков, строителей и подрядчиков. Это более 32 тысяч наименований продукции, в том числе инновационной!

В МТСК начато формирование Перечня проектов повторного применения для использования в Адресной инвестиционной программе города Москвы. Частью каталога является Реестр инновационных технологий и технических решений, где содержится информация о строительной продукции, проектных и конструктивных решениях, программных продуктах.

- Какие задачи стоят сегодня перед Департаментом градостроительной политики Москвы?

- Мы планируем на том же уровне сохранить объем ввода недвижимости, понимая, что кризис, безусловно, оставит свой след. Тем не менее постараемся эти показатели сохранить.

Также продолжим активно заниматься реорганизацией промышленных территорий. Главные наши партнеры в части развития промышленных территорий - это инвесторы. Сейчас комплексная реорганизация промзон сдерживается неурегулированными правовыми и земельными отношениями многочисленных собственников недвижимости в рамках одной промзоны. Под патронатом Минстроя России правительство Москвы совместно с Клубом инвесторов подготовило законопроект, который учтет интересы владельцев недвижимости в промзонах, интересы города и жителей.

- Сергей Иванович, какие промзоны планируется реорганизовать, и как будут использоваться их территории?

- Сегодня промзоны - крупнейшие точки роста в границах «старой Москвы», они имеют высочайший градостроительный потенциал. По результатам предварительного анализа около 20 процентов производственно-коммунальных территорий используются не по своему функциональному назначению. В соответствии с Генеральным планом города Москвы предусматривается изменение функционального использования на 4,3 тыс. га или около 23 процентов площади на жилое, общественное и природно-рекреационное.

В 2015 году Департамент планирует продолжить работу по исследованию возможности комплексной градостроительной реорганизации еще для шести производственно-коммунальных территорий площадью около 1800 гектаров с проектами планов мероприятий по их реорганизации (предварительная оценка градостроительного потенциала).

Одновременно Стройкомплексом Москвы будут продолжаться ранее начатые работы по градостроительному развитию территории Тушинского аэродрома и бывшего завода имени Лихачева (ЗИЛ), отдельных участков промзон «Серп и Молот», «Соколиная гора», «Южный порт» и ряда других, документация по планировке которых была утверждена.

- Сколько предстоит построить и ввести в эксплуатацию детских садов, школ и поликлиник в этом году?

- В 2015 году мы планируем за счет бюджета ввести 18 детских садов, 12 школ и блоков начальных классов, четыре поликлиники. За счет инвесторов планируется построить 14 детских садов, шесть школ и одну поликлинику.

Отмечу, что программа ввода объектов на 2015 год в настоящее время корректируется с учетом итогов предыдущего года. Вместе с тем ранее установленные плановые показатели предполагается в основном сохранить.

- В России впервые построят образовательные учреждения-трансформеры. Расскажите об этом подробнее. Когда начнется проектирование, и были ли такие проекты уже реализованы где-то в Москве?

- Нет, таких проектов в Москве еще реализовано не было. Мы первые выступили с инициативой разработать архитектурно-технические решения, позволяющие разместить в одном здании как детский сад, так и блок начальных классов.

Как правило, вскоре после заселения в новое жилье в семье рождается ребенок, которому необходимо место в детском саду. По прошествии нескольких лет больше мест требуется уже в школах. Таким образом, в условиях плотной городской застройки появилась необходимость в разработке образовательного учреждения нового типа, которое предусматривало бы возможность трансформации.

В этом году уже начнется проектирование таких учреждений, в 2016-2017 годах их построят. Так, блок начальных классов на 300 мест к школе № 1985 планируется возвести на северо-западе Москвы по адресу: Куркинское шоссе, д. 50 (район Куркино).

Детский сад на 300 мест появится на западе столицы - на пересечении улиц Волынская и Авиаторов. Комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест построят в Щербинке, на юго-западе города, по адресу: мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.

Все они будут трансформироваться попеременно именно в те образовательные учреждения, которые необходимы в данный момент.

- Каковы итоги реализации городской программы сноса ветхих пятиэтажек? Сколько еще домов предстоит разобрать, и когда будет завершена программа?

- Напомню, что на момент начала программы в 1999 году в Москве насчитывалось 1722 дома, которые необходимо было снести. На сегодняшний день программа выполнена на более чем 88 процентов. Осталось демонтировать 206 домов площадью 750,4 тысячи квадратных метров. Из них 142 дома снесут за счет городского бюджета, остальные - за счет инвесторов.

Сформирован и представлен на утверждение заместителю мэра Москвы в правительстве Москвы Марату Шакирзяновичу Хуснуллину график сноса домов в 2015 году.

Работа по отселению и сносу ветхих домов продолжается.

- Как реализуется пилотный проект по надстройке дома на улице Мишина, 32? Будут в новом году запущены подобные проекты?

- Мне бы этого очень хотелось, поскольку это полностью была инициатива жителей, которые приняли решение на общем собрании надстроить свой дом, а Департамент, в свою очередь, оказывал содействие на протяжении всего процесса реконструкции.

Эксперимент на улице Мишина предполагал надстройку четырехэтажного кирпичного жилого дома еще четырьмя этажами и мансардой. Новаторский проект реализовали без отселения жильцов.

Сегодня 88 процентов жильцов дома № 8 на улице Подъемная на юго-востоке Москвы проголосовали за надстройку своего дома по аналогии с пилотным проектом реконструкции дома 32 на улице Мишина. «Пилот» пока не превратился в систему, но есть надежда, что в Москве вскоре появится второй такой дом.

- Продолжится ли работа по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид?

- Сегодня 12 государственных услуг в сфере строительства предоставляются через Интернет. В этом году мы планируем еще одну госуслугу перевести в электронный вид. Это проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств городского бюджета. Эта услуга предоставляется исключительно на бумажном носителе. Чтобы подать документы на получение данной услуги, заявителю приходится обращаться в Мосгосэкспертизу как минимум два раза - для подачи документов и для получения заключения.

Необходимо отметить, что система Стройкомплекса Москвы по предоставлению государственных услуг в сфере строительства в электронном виде признана лучшей в России. Проект правительства Москвы «Комплекс информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг в сфере строительства в электронном виде», представленный совместно Департаментом градостроительной политики города Москвы, Москомархитектурой, Мосгосстройнадзором и Департаментом информационных технологий города Москвы на первом Ежегодном градостроительном конкурсе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, стал победителем Конкурса в номинации «Лучшая практика внедрения информационных технологий в градостроительной сфере».

Еще одно направление - это действующая информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД). Мы ее создали в прошлом году, ввели в эксплуатацию в первую очередь. Все департаменты и комитеты Стройкомплекса, а также другие органы власти Москвы уже почувствовали пользу.

Сегодня более 3 тысяч пользователей зарегистрировано в этой системе. У нас есть планы на ее вторую очередь, мы их планомерно реализуем, углубляем саму систему, расширяем ее форматы, базы данных, которые туда попадают, и считаем это очень важной составляющей обеспечения градостроительной деятельности.

- А что сделано Департаментом в области выставочной деятельности?

- В 2014 году Департамент градостроительной политики впервые выступил в роли организатора Московского урбанистического форума. Мероприятие собрало более 5 тысяч участников из 45 стран мира. В работе форума приняли участие 22 официальные делегации, 20 мэров городов мира и России. Мероприятие освещали около 450 журналистов российских и зарубежных СМИ. Трансляции сессий форума посмотрели более 15 тысяч человек из 79 стран мира.

В павильоне №75 на ВДНХ мы разместили первую, стартовую, часть макета города Москвы площадью 70 квадратных метров. Это центральная часть города в пределах Бульварного кольца. Закончить всю карту мы планируем в течение ближайших двух с половиной лет. Площадь макета составит почти 1000 квадратных метров.

В преддверии нового года в знаменитом «Доме на Брестской» открылась интерактивная карта Москвы. Ее площадь составляет 178 квадратных метров. Она выполнена в масштабе 1:5000 и охватывает всю территорию столицы с учетом «новой Москвы», позволяя получить наглядное представление о городе и его планировке.

С помощью шести кинопроекторов на карту проецируются изображения, которые показывают, например, дороги, реконструированные в разные годы, новые и строящиеся станции метро, планируемые к строительству транспортно-пересадочные узлы.

- Для реализации масштабных градостроительных проектов необходимо привлекать инвесторов. Не опасаются ли они вкладывать деньги в связи с нестабильной экономической ситуацией?

- Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы привлечь внебюджетные инвестиции в строительство объектов жилого назначения, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Для этого продолжим работу по снижению административных барьеров, в том числе посредствам перевода государственных услуг в электронный вид.

Продолжим работу по улучшению позиции России в Рейтинге Всемирного банка Doing Business, сокращая количество процедур и сроков прохождения процедур по показателю «Получение разрешения на строительство».

- Как, по Вашему мнению, изменилась Москва за последний год?

- Уже сегодня видны результаты системной работы в градостроительной политике - это новые дороги и станции метро, новые дома и торговые центры, парки и бульвары.

При этом положительные изменения признает и международное сообщество, готовое инвестировать в совместные с государством проекты. Правоту моих слов доказывают и прошедшие в 2014 году крупные международные конкурсы с участием известных мастерских на создание таких общественных пространств, как парки «Зарядье» и «Сокольники», развитие прибрежных территорий Москвы-реки.

Существуют авторитетные мировые рейтинги, которые играют ключевую роль для многих бизнесменов в выборе проекта, страны для инвестирования.

К примеру, в рейтинге PricewaterhouseCoopers «От Москвы до Сан-Паулу» Москва входит в первую тройку «городов возможностей» по 8 из 10 индикаторов, а по трем индикаторам занимает 1-е место. Специалисты PwC в своем исследовании оценивали города по 10 ключевым показателям, которые, в свою очередь, разбивались на множество подпунктов. Например, таких как объем прямых иностранных инвестиций, производительность труда, темпы роста реального ВВП, площадь зеленых насаждений, доля населения с высшим образованием, доступ в Интернет, охват сети общественного транспорта, жилищный фонд, загруженность дорожной сети.

В целом Москва заметно укрепила свои позиции и заняла 2-е место после Пекина. Так, за 2011-2014 годы в Москве введено 319,6 километра дорог, 29,3 километра линий метро и 32,6 миллиона квадратных метров недвижимости.

Такой результат стал возможным благодаря правильно выбранному городскими властями курсу - превращению Москвы в комфортный город.

Ольга Зеневич, собственный корреспондент

Портал Стройкомплекса Москвы