timelapse

Стройкомплекс выходит на новый уровень проверок качества строительства дорог в Москве

Темы в материале

Невзирая на кризис, столичные власти не намерены снижать планку взятых на себя обязательств по строительству объектов транспортной инфраструктуры. Только за первое полугодие в городе было построено около 40 км дорог, а по итогам года планируется ввести в эксплуатацию порядка 90 км.

Причем контроль над вводимыми дорожными объектами будет усилен. С 2016 года Комитет государственного строительного надзора г. Москвы выходит на новый уровень проверок качества строительства - дорожное полотно будут проверять с использованием георадара. Об этом рассказал директор Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве (ЦЭИИС), подведомственного Мосгосстройнадзору, Виктор Егоров.

- Виктор Николаевич, лаборатория дорожного строительства Центра успешно работает третий год. Чем обусловлено внедрение новых методик проверок строящихся дорог?

- Прежде всего, масштабами самого строительства. В этом году мы усиливаем проверки на Можайском, Калужском, Щелковском шоссе, Рязанском проспекте от МКАД до Садового кольца, а также на других объектах дорожно-мостового строительства.

Главным критерием надежности является конструктивная безопасность. Да, дорожное строительство выходит сегодня на новый уровень качества - в отличие от домостроения, где инвесторы порой в ущерб качеству экономят на стройматериалах, в этой отрасли ситуация гораздо лучше.

К примеру, количество предписаний, выданных специалистами Мосгосстройнадзора при возведении объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в 2014 году, было меньше, чем в 2013-м.

Но требования к качеству неуклонно растут, поэтому говорить о том, что мы достигли идеальных показателей, пока не приходится. За первое полугодие специалистами Лаборатории дорожного строительства выполнено более 500 государственных работ по контролю качества дорожно-строительных работ и материалов, проведено обследование 42 строящихся объектов транспортной инфраструктуры и благоустройства города.

Нарушения выявлены в 36% случаев. Больше всего претензий было к толщине дорожного полотна и недостаточному уплотнению асфальтобетона. Новая методика позволит не только расширить объемы проверок, но и сделает их более объективными.

- В чем суть инновации?

- В сентябре Центр получил в распоряжение передвижную дорожную лабораторию на базе автомобиля Volkswagen Crafter для проверки качества дорожного покрытия. Она оснащена георадаром, который позволяет сканировать дорожное полотно на глубину до 1,5 метра для выявления скрытых дефектов.

​Георадар - это, по сути, мини-навесная передвижная лаборатория, которая непосредственно на месте в считанные минуты позволит получить предварительные данные о количестве слоев дорожного полотна, их толщине, о наличии композитных материалов без применения разрушающих технологий в виде выбуривания кернов.

Сбор данных о качестве дорожного полотна происходит в реальном режиме времени при движении автомобиля со скоростью до 60 км/ч, причем по всей длине дороги. Для большей достоверности информации данные обрабатываются в лабораторных условиях. Кроме того, передвижная лаборатория позволит определить транспортно-эксплуатационные параметры дорожного полотна - ровность, продольные и поперечные уклоны, колейность, пройденный путь и др.

- Значит ли это, что можно будет совсем отказаться от разрушающих технологий проверок в виде выбуривания кернов?

- Нет, этого пока не избежать. Отбор материалов из конструкции «дорожной одежды» необходим для определения физико-механических свойств материалов, а это возможно только в лабораторных условиях. Однако, в отличие от прошлых лет, таких кернов надо очень немного, что не только экономит время наших специалистов, но и положительно скажется на сохранении качества дорожного покрытия.

- Вы упомянули композитные материалы. Насколько обязательно применять их сегодня при строительстве дорог?

- Композитные, или геосинтетические материалы в дорожном строительстве применяются сегодня довольно широко. Дорожное полотно - это многослойная конструкция, состоящая из различных материалов, в частности, асфальта, бетона, щебня, песка и др.

Поскольку физико-механические свойства этих материалов разные, они по-разному реагируют на перепады температур. Между слоями кладут геосинтетическую сетку - для того, чтобы исключить образование трещин покрытия, то есть такие материалы придают долговечность дороге.

В Москве композитные материалы применяют при строительстве дорог самого разного назначения, вплоть до улиц районного значения. Это закладывается изначально в проект, а наша задача - следить, чтобы требования проекта были исполнены.

- Новая методика проверок уже вошла в повседневную жизнь Мосгосстройнадзора?

- Не будем опережать события. Пока новое оборудование задействовано в тестовом режиме - как говорят, проходит обкатку. Мы проехали по ряду московских трасс, включая Ломоносовский и Мичуринский проспекты, Дмитровское шоссе. Реальная работа на строящихся автомагистралях города начнется уже в начале будущего года.

Справка: Государственное бюджетное учреждение «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» создано при Мосгосстройнадзоре распоряжением правительства Москвы в сентябре 2012 года. Центр сформирован для проведения обследований, экспертиз, лабораторных и других испытаний, которые должны выявлять и предупреждать нарушения при строительстве и реконструкции объектов. В настоящее время здесь работают 9 лабораторий, включая лабораторию дорожного строительства.

Как показала практика, с первых шагов работы Центра не только повысилось качество проверок, но и расширились виды самих лабораторных испытаний, С позапрошлого года Центр проводит работы по оценке показателей энергетической эффективности объектов капитального строительства.

Информационная служба портала