timelapse

Алексей Зотов: «Запуск МКЖД разгрузит метро и столичные железнодорожные вокзалы»

Городская электричка - это новый вид общественного транспорта, который появится в Москве в 2016 году. Пассажирские поезда нового поколения будут курсировать по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД) практически в режиме работы метрополитена. В часы пик электричку не придется ждать больше 6 минут. Пересадки со станции МКЖД на метро, пригородные электрички и наземный городской пассажирский транспорт сделают удобными специальные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), а еще - единый с метрополитеном проездной: при пересадке с метро на МКЖД горожанам не придется повторно оплачивать свою поездку.

О том, как с запуском МКЖД снизится нагрузка на московские ж/д вокзалы, почему проект Московской кольцевой железной дороги ждет успех и зачем для запуска поездов потребовалось реконструировать автомобильные путепроводы Москвы, в эксклюзивном интервью порталу Стройкомплекса рассказал генеральный директор АО «Московская кольцевая железная дорога» Алексей Зотов.

- Алексей Вячеславович, почему было решено сделать Малое кольцо Московской железной дороги вновь пассажирским?

- Московская кольцевая железная дорога изначально была предназначена как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. Однако от перевозки пассажиров отказались более 80 лет назад, а вот грузовые осуществлялись вплоть до недавнего времени.

СПРАВКА. Малая окружная железная дорога (МОЖД), построенная в 1903-1908 годах, перевозила и грузы, и людей. Для пассажиров были построены станции-вокзалы Владыкино, Воробьёвы Горы, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др. В основном пассажирами МОЖД были рабочие и служащие прилегающих к железной дороге предприятий, при этом пассажиропотока всегда не хватало. К концу 1920-х годов районы, по которым проходила трасса МОЖД, получили надежное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934-м году пассажирское движение по кольцу было закрыто.

Со временем промышленные предприятия перестали обеспечивать загрузку кольца, а необходимость в развитии пассажирских перевозок в Москве наоборот возросла. Главная идея проекта в том, чтобы, интегрировав МКЖД с метро, пригородными электричками и автобусами, создать новый вид городского транспорта.

- Как оцениваете пассажиропоток, который будет перевозить МКЖД в современной Москве? Станет ли, на Ваш взгляд, этот вид транспорта популярным у горожан?

- Планируется, что только в первый год эксплуатации МКЖД сможет перевезти порядка 75 миллионов человек. Почти половина из них - 34,5 миллиона - это пассажиры, которые с метро будут делать пересадку на МКЖД, 20,2 миллиона - пересядут с железнодорожного транспорта, 12,7 миллиона - с автобусов и 7,5 миллиона - жители ближайших от станций домов. А уже в 2025 году пассажиропоток увеличится до 300 миллионов.

В целом успех МКЖД будет обусловлен единой инфраструктурой со столичной подземкой: речь идет о пересадках на метро через транспортно-пересадочные узлы, единой билетной системе и единой навигации.

После запуска кольцевой железной дороги и ее интеграции с метро уменьшится нагрузка на столичные вокзалы. Например, на Курский и Ярославский - на 40%, поскольку пассажиры смогут пересаживаться на МКЖД, не доезжая до центра города, где в основном находятся все железнодорожные вокзалы столицы.

Открытие пассажирского движения также позволит значительно разгрузить радиальные линии метро - просто потому, что пассажиры предпочтут МКЖД из-за более удобного маршрута. Так, на северном участке Сокольнической линии пассажиропоток снизится на 20%, на Таганско-Краснопресненской - на 18%, на Кольцевой линии - на 15%.

- Как платформы МКЖД будут увязаны с линиями метро?

- На большинстве станций МКЖД пересесть на метро можно будет за считанные минуты по принципу «сухие ноги» - то есть, чтобы пересесть с одного вида транспорта на другой, не нужно выходить на улицу.

Как я уже отметил, билетная система будет единой с московским метрополитеном. Для удобства пассажиров на транспортно-пересадочных узлах будет использоваться единая навигация с подземкой. Горожане уже привыкли к ней, и им будет легче сориентироваться.

Стоимость проезда на обоих видах транспорта для пассажиров будет одинаковой, а купить билет можно через единые билетопечатающие автоматы и кассы. То есть пассажир, оплативший проезд на метро, по этому же билету сможет воспользоваться правом проезда на МКЖД. Таким образом, используя один билет, у пассажиров появится возможность пересаживаться с одного вида транспорта на другой без дополнительной оплаты.

- Сколько станций будет на МКЖД?

- Проектом предусмотрено создание 31 транспортно-пересадочного узла. Проект во многом носит глобальный характер, так как ТПУ объединят потоки общественного наземного транспорта, пригородных направлений железной дороги, МКЖД и линий метро.

Пересадка на городской общественный транспорт предусмотрена на всех станциях МКЖД. Кроме того, будут организованы 17 пересадок на 11 линий метро и 10 пересадок на 9 радиальных направлений железной дороги: со станции Тестовская Смоленского направления, можно будет пересесть на 2 станции МКЖД - Сити и Шелепиха. При этом организовать пересадку с Киевского направления железной дороги технически невозможно.

Среди наиболее крупных можно назвать ТПУ «Парк легенд» (на территории бывшей промзоны ЗИЛ), «Сити», «Ярославская», «Рязанская».

- Появятся ли в составе ТПУ не только транспортные терминалы, но и другие объекты недвижимости - офисы, магазины?

- Для удобства пассажиров в транспортно-пересадочных узлах и на территориях вокруг них планируется организовать кафе, торговые площади, общественно-деловые зоны, объекты бытового обслуживания. ТПУ будут оснащены вендинговыми автоматами (реализация товаров и услуг без участия продавца, с помощью автоматики. - Ред.) и банкоматами.

- Когда началась реконструкция Малого кольца? Какие работы проводились?

- Работы по реконструкции начались еще в 2012 году. Московская кольцевая железная дорога в рамках проекта полностью электрифицируется, строятся новые платформы, перестилается железнодорожное полотно, реконструируются путепроводы. В настоящий момент строительно-монтажные работы развернуты на всем 54-километровом протяжении железнодорожного кольца.

- Как Вы на сегодня оцениваете готовность МКЖД?

- Готовность железнодорожной инфраструктуры сейчас составляет порядка 75%. Уже завершено строительство 20 остановочных пунктов МКЖД. В наибольшей степени готовности находятся участки кольца от Пресни до Площади Гагарина и от Черкизово до Шоссе Энтузиастов.

В конце ноября планируется завершить строительство платформ на станциях Кутузово, Хорошево, Новохохловская и Ботанический сад. Строительство станций Площадь Гагарина, Белокаменная, Варшавское шоссе, Сити и Шелепиха будет закончено в конце декабря 2015 года, а станции Севастопольский проспект и Рязанская достроим позднее.

- Почему возникла необходимость реконструировать путепроводы на пересечениях городских дорог с МКЖД?

- Многие путепроводы были построены еще сто лет назад, и большая часть из них устарели и требовали модернизации. Малое кольцо МЖД до последнего времени не было электрифицированным, и грузовые поезда на линии эксплуатировались дизельными тепловозами. Для электрификации кольцевой потребовалось реконструировать всю железнодорожную инфраструктуру, в том числе железнодорожные и автомобильные путепроводы.

Многие путепроводы были негабаритными. Например, Звенигородский путепровод в рамках реконструкции подняли почти на метр выше прежнего, чтобы проложить контактную сеть. При этом проезжая часть на нем была расширена с двух до четырех полос. Это увеличило его пропускную способность на 25% и улучшило транспортную связь между районами Северного и Северо-Западного округов.

На Волоколамском шоссе реконструируются трамвайный и автодорожный путепроводы. После завершения работ количество полос для движения автомобилей здесь увеличится с 6 до 10. Конечно, это положительно скажется на увеличении пропускной способности всей магистрали.

- Какой объем недвижимости, планируется построить в рамках строительства ТПУ на МКЖД?

- Запуск пассажирского движения даст мощный импульс развитию прилегающих территорий. У инвесторов появится возможность вкладывать деньги в площадки, которые раньше были труднодоступны для транспорта. Проект МКЖД привлечет около 40 миллиардов рублей частных инвестиций для застройки территорий вокруг 11 станций Московской кольцевой железной дороги: «Ботанический сад», «Владыкино», «Ярославская», «Открытое шоссе», «Новохохловская», «ЗИЛ», «Варшавское шоссе», «Сити», «Шелепиха», «Новопесчаная», «Николаевская». 

Общий объем коммерческой недвижимости, который может быть построен на этих территориях, оценивается в 750 тысяч квадратных метров. Из них более 300 тысяч квадратных метров - отели, 250 тысяч - торговые площади и 200 тысяч - новые офисы и технопарки.

Планируется выставить на земельные аукционы для инвесторов 11 участков. Там разместятся общественно-деловые комплексы с офисами, торговыми объектами и апартаментами. Также планируется устройство мест для парковки, строительство подъездных путей и работы по благоустройству.

- Все станции откроются одновременно или запускать кольцо будут этапами?

- Движение будет запущено сразу по всему кольцу. Планируется, что запуск пассажирского движения состоится в сентябре 2016 года.

- В СМИ были сообщения о том, что для удобной навигации станции МКЖД будут оформлены в разных цветах…

- Принципиально согласованы стилистические и колористические градостроительные решения, которые различаются на каждой станции, в зависимости от архитектурного облика близлежащих территорий.

- Павильоны и платформы станций будут выполнены по типовым проектам или каждая станция будет иметь свой неповторимый облик?

- Станции будут типовыми - платформа длиной 180 метров с навесом по всей длине и с кассовыми павильонами, за исключением четырех, которые построят по индивидуальным проектам - Сити, Кутузово, Лужники и подземная станция Площадь Гагарина.

- Расскажите о судьбе исторических станций МКЖД, которые имеют столетнюю историю. Будут ли они отреставрированы и использованы по назначению?

- Согласно данным Мосгорнаследия, на территории МКЖД выявлено 86 памятников архитектуры. Строительство транспортно-пересадочных узлов на МКЖД находится вне границ этих исторических памятников. К моменту запуска пассажирского движения на МКЖД все объекты будут отреставрированы. Таким образом, прокатившись по кольцу, можно будет ознакомиться и с памятниками культурного наследия.

- Чем городская электричка на МКЖД будет отличаться от поездов пригородного сообщения, которые следуют в область?

- По Малому кольцу железной дороги будет ходить до 100 пар поездов в сутки. На первом этапе это будут пятивагонные поезда улучшенной аэродинамической формы вместимостью 1250 пассажиров. Они способны быстро набирать скорость и так же быстро замедляться, по аналогии с поездами метро. 

Поезда будут приспособлены для маломобильных групп населения, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов. Предполагается также наличие туалетов, системы климат-контроля и бесплатного Wi-Fi. В дальнейшем число вагонов может быть увеличено до десяти. Интервалы движения поездов почти как в метро: 6 минут в часы пик, в остальное время - 11-15 минут. Работа МКЖД предусматривается с 6.00 утра до 01.00 ночи.

- Когда будут закуплены электрички для МКЖД?

- Поезда, которые будут курсировать по Московской кольцевой железной дороге, должны соответствовать передовым международным стандартам. Технические требования к подвижному составу разработаны, согласованы и утверждены в 2012 году правительством Москвы и ОАО «РЖД».

В конце ноября будут подведены итоги конкурса по выбору поставщика подвижного состава. Конкурс был объявлен перевозчиком - ОАО «Центральная ППК» в конце июля. В числе претендентов – «Тверской вагоностроительный завод» (поезда «Иволга») и «Уральские локомотивы» (поезда «Ласточка»).

Алена Терновая, собственный корреспондент

Другие материалы по теме