timelapse
Все темы

До конца 2027 года в Москве построят 185 км линий метро и более 70 станций — Андрей Бочкарев

Темы в материале

Программа строительства метро в российской столице стала одной из самых масштабных в мире. За период с 2011 по 2023 год протяженность линий московской подземки должна увеличиться вдвое. О реализации этих планов, а также о перспективных проектах рассказал в интервью "Интерфаксу" глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

- Андрей Юрьевич, с начала этого года в Москве уже построены и открыты для пассажиров восемь станций метро. Сколько еще станций будет сдано до конца года?

- Да, с начала этого года уже сдано 17,9 км линий, восемь станций и одно депо. Это часть Некрасовской линии между станциями "Некрасовка" и "Косино" с депо "Руднево", а также участок Сокольнического радиуса от станции "Саларьево" до "Коммунарки". До конца года планируется завершить основные строительно-монтажные работы на втором участке Некрасовской линии от станции "Косино" до "Нижегородской" и на двух станциях Большой кольцевой линии (БКЛ) – "Авиамоторной" и "Лефортово".

- Недавно была утверждена программа развития метро до 2023 и до 2027 годов. Расскажите подробнее о планах строительства подземки в эти сроки.

- Строительство метро является одним из приоритетов нашей деятельности наряду со строительством дорог и объектов социальной направленности. В городской Адресной инвестиционной программе на возведение подземки в 2018-2021 года заложено 723,5 млрд рублей, что составляет примерно треть всех строительных расходов города.

Уже сегодня мы проектируем и планируем строительство на годы вперед. Так, до конца 2023 года нам предстоит построить 119 км линий метро, 47 станций и пять электродепо для обслуживания и ремонта поездов.

- Какие станции и линии будут открыты за это время?

- С 2020 до конца 2023 года планируется продлить Калининско-Солнцевскую линию до станции "Внуково", Люблинско-Дмитровскую линию до станции "Физтех" а Сокольническую – до станции "Потапово". Кроме того, за это время будет построена Коммунарская линия от станции "Севастопольский проспект" до Коммунарки в "новой" Москве. В эти же годы будет завершен еще один мегапроект – мы достроим Большую кольцевую линию.

Таким образом, в рамках программы развития метрополитена, стартовавшей в 2011 году, до конца 2023 года будет построено 273 км линий и 128 станций.

- Расскажите о перспективных, более отдаленных планах – до 2027 года.

- В перспективе, до конца 2027 года планируется построить еще 66,2 км линий, 26 станций и четыре электродепо. Это две новые радиальные линии – Рублево-Архангельская и Бирюлевская. В этот же период, с 2023 по 2027 год, будет построена дополнительная станция Арбатско-Покровской линии в районе Гольяново.

- Андрей Юрьевич, Вы упомянули мегапроект – Большую кольцевую линию. Как сейчас там идут работы?

- Мы развернули работы на всех участках и станциях будущего второго кольца. Проходку перегонных тоннелей на БКЛ ведут 12 тоннелепроходческих комплексов (ТПМК) разного диаметра. Станции имеют различную степень строительной готовности – от подготовки строительных площадок и выноса инженерных коммуникаций из пятна застройки станции до устройства основных конструкций.

- Расскажите, в какой последовательности и когда будут запускаться участки?

- Напомню, Северо-Западный участок был введен в эксплуатацию в 2018 году, а в этом году планируется завершить строительство части Северо-Восточного участка от станции "Нижегородская" до "Лефортово". В 2020 мы завершим строительство Южного и Юго-Западного участков, а в 2021 – Западный и Восточный участки и часть Северо-Восточного – от "Лефортово" до "Савеловской". Еще две станции Северо-Восточного сектора будут открыты в 2022 году – это станции глубокого заложения "Шереметьевская" и "Ржевская". В полном объеме работы на БКЛ будут завершены в 2023 году.

- Объясните, в чем необходимость реконструкции Каховской линии?

- Этот участок сильно устарел – мощности и энергоустановки не позволяют включить его в Большую кольцевую линию. В ходе реконструкции "Каховской" линии строители обновят облицовку стен и платформ, заменят пути и практически все инженерные системы, построят дополнительный переход между станциями "Каховская" и "Севастопольская". Проект предполагает также реконструкцию станций "Варшавская" и "Каширская" и строительство соединительной ветки с депо "Замоскворецкое".

- Могут ли там появиться дополнительные станции?

- Нет, в этом нет необходимости.

- А вообще на БКЛ могут появиться дополнительные станции?

- Нет, проект уже реализуется, планов по возведению дополнительных станций нет. Сегодня при строительстве БКЛ уже закладывается техническая возможность проходки будущих радиальных линий.

- Где сейчас создаются такие условия?

- Я уже отмечал, что у нас в планах несколько новых радиальных линий, которые берут начало от второго кольца. Сегодня для их присоединения уже возводятся камеры съездов и даже конструкции будущих станций.

Так, например, в проект станции "Улица Новаторов", расположенной на БКЛ, включено строительство объединенного вестибюля с переходом на станцию радиальной линии, которую планируется соорудить частично в общем котловане. От станции "Улица Народного ополчения", также на БКЛ, пойдет Рублево-Архангельская линия. Кроме этого, в проект заложено строительство объединенного вестибюля с переходом на станцию "Улица Маршала Жукова", которую планируется параллельно соорудить в основных конструкциях. Это предусмотрено для того, чтобы впоследствии, при строительстве Рублево-Архангельской линии, не обустраивать новый котлован. Также в проект станции "Кленовый бульвар" заложен проем под будущий переход на Бирюлевскую линию.

- Возможно ли в перспективе строительство дополнительных радиусов?

- В настоящее время проекты других радиальных линий метро не рассматриваются.

- Москва окончательно отказалась от строительства метро в область?

- На сегодня в перспективных планах остался один такой проект – это продление Калужско-Рижской линии метров Мытищи со строительством станции "Челобитьево"; но к этому проекту мы вернемся после 2023 года.

- Недавно было объявлено о возобновлении строительства станции "Суворовская" на Кольцевой линии. Как будут вестись эти работы?

- Это сложный проект, предусматривающий работы на действующей Кольцевой линии метро. Сначала мы построим платформу станции "Суворовская", от нее переход на станцию "Достоевская", вестибюль и наклонный тоннель для эскалаторов. А в ходе дальнейших работ предполагается увеличить диаметр тоннелей в границах станции. При этом сами станции закрываться не будут. Фактически работы будут вестись вручную, так что окончание строительства планируется не ранее 2023 года.

- Возможно ли возобновление других советских проектов станций метро?

- Нет, возможность возобновления каких-либо проектов советского периода не обсуждалась.

- По Вашему мнению, какой проект строительства метро наиболее важный и значимый?

- Все линии и станции метро важны: людям необходим скоростной и комфортный транспорт, желательно в шаговой доступности от дома или офиса. Однако, я уверен, настоящим прорывом станет запуск движения по Большой кольцевой линии – это действительно изменит жизнь в городе.

Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу уже снизил загрузку Кольцевой линии метро на 12%. По нашим прогнозам, БКЛ разгрузит центральные станции метро еще на 20%. В результате у людей появятся новые варианты передвижения по городу, новые маршруты, а значит и сократится время в поездках.