Портал Стройкомплекса: «Основой нового градостроительного развития должно стать формирование полицентричной структуры города» - Хуснуллин
Темы в материале:
В последние годы в Москве существенно выросли объемы и темпы строительства. О мировых тенденциях урбанизма и наиболее знаковых строящихся объектах российской столицы рассказал в интервью Порталу Стройкомплекса заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
- Марат Шакирзянович, какие реализующиеся сегодня проекты в столице Вы определите как знаковые, показательные для новой градостроительной политики?
- Безусловно, это программа строительства метро. Это беспрецедентный проект, который поражает специалистов всего мира своим размахом и темпами работ. Кроме того, это очень интересный проект. Я считаю, что ради таких проектов стоит жить, это один из стимулов, который заставляет работать по 15 часов в сутки. Особенно приятно, когда ты видишь результат, когда за спиной уже не слова, а реальный продукт.
Сегодня по строительству с нами сопоставимы только Шанхай и Пекин, по абсолютным показателям они строят даже больше, но там полностью интегрированы системы метро и железных дорог.
Следующая программа, очень интересная и абсолютно новая, которую в нашей стране по большому счету никто не знает, – это строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Мы пригласили иностранных специалистов, у которых есть подобные успешно реализованные проекты. Сейчас наши специалисты работают вместе с ними, набираются опыта.
Ну и, наверно, самый крупный проект, аналогов которому в мире не так много - это «новая Москва». Построить огромный город с полуторамиллионным населением - это грандиозная задача. Сейчас подобные проекты реализуют только Китай и Индонезия. В Европе вообще этим не занимаются, а американская концепция одноэтажного строительства в пригородах и делового Сити в центре, которой они так гордились, сегодня трещит по швам.
- За последние годы в Москве было объявлено несколько крупных конкурсов, причем не только на отдельные объекты, но и на разработку стратегических концепций развития мегаполиса. Насколько это актуально?
- Результатом конкурсов должна стать концепция градостроительного развития, с определением приоритетных территорий, подлежащих развитию и реорганизации. После этого начинается работа по детализации концепции на приоритетных территориях, включая проектные предложения, в том числе градостроительные и планировочные, транспортные, экономические, ландшафтные и прочие. В это же время определяются этапы реализации концепции и ее укрупненная экономическая модель. Примером может служить проведенный конкурс на разработку Московской агломерации.
- А что получила Москва в результате первого такого масштабного конкурса?
- С учетом представленных участниками международного конкурса материалов было разработано техническое задание, положения которого будут учтены при корректировке Генерального плана Москвы. Как отмечали многие урбанисты, участвовавшие в конкурсе, Генеральный план города должен отражать, в том числе, и перспективное развитие экономики в мегаполисе.
- Марат Шакирзянович, была ли определена основа нового градостроительного развития Москвы?
- Большая часть конкурсантов в качестве основополагающего принципа развития мегаполиса, и Москвы в частности, назвали полицентризм. По мнению урбанистов, исправить центростремительное развитие Москвы смогут новые центры притяжения.
Неизменный акцент всех разработанных проектов - приоритет общественного транспорта в транспортной системе мегаполиса. Команды обратили наше внимание на существующий ресурс градостроительного развития внутри Московской кольцевой автодороги (МКАД) - неработающие промзоны, а также на необходимость координированных действий в развитии Москвы и Московской области как неотрывно связанных между собой субъектов федерации.
Градостроительные принципы, по которым предлагается развивать присоединенные территории, сформулированы именно по результатам международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации.
Среди выделенных принципов, помимо упомянутого полицентризма, - формирование благоприятных условий с обеспечением экологической безопасности населения, сохранение культурно-исторического наследия и уникального природного ландшафта, создание экологического каркаса и организация рекреационных зон и парков, развитие всех видов современной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, сбалансированный подход к использованию территорий для строительства жилья и организации новых рабочих мест.
Кроме этого почти все команды отметили большой потенциал развития города в освоении территорий, прилегающих к Москве-реке. Недавно мы объявили конкурс на разработку концепции развития прибрежных зон.
- Расскажите о самом конкурсе.
- После 1935 года осмысления реки как градоформирующего элемента в Москве не проводилось. Объявленный в этом году конкурс положит начало проектированию с единой пространственно-планировочной концепцией.
Территории, прилегающие к Москве-реке, имеют огромный потенциал, в том числе экономический. На сегодняшний день поставлена задача включить прибрежные территории в городской оборот и превратить их в открытые общественные и полифункциональные пространства, наполненные жизнью, создать новые парки и зоны отдыха на воде. Это направление уже реализуется - осуществлена реконструкция парка имени Горького и Пушкинской набережной, реконструкция и комплексное благоустройство Крымской набережной.
Разработка единой концепции развития территорий вдоль Москвы-реки позволит превратить реку из «барьера» в «связующее звено» в структуре города. Архитектурный и градостроительный конкурс на сегодняшний день является как раз тем действенный инструментом, который помогает установить партнерские отношения между всеми пользователями территорий реки, в нашем случае это, в первую очередь, жители города, а также девелоперы и власть города.
- В чем уникальность этого конкурса?
- Это мировая практика. Ряд европейских столиц проходил подобную практику, когда город разрабатывал специальные программы развития реки с прилегающими территориями и подходов к их освоению.
Так, комплексный проект развития территорий вдоль Темзы - ThamesGateway - продолжился в проекте на часть территорий в границах Лондона - проект London Riverside. А Берлин разработал план развития прилегающих к реке территорий WaterfrontLocationDevelopmentPlan (WLDP), курируемый Департаментом городского развития Сената с поэтапной программой реализации.
- Марат Шакирзянович, какие еще конкурсы, проведенные в последнее время, Вы бы выделили?
- Мы проводим конкурс на разработку архитектурно-художественного решения станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино». Имена победителей будут объявлены в середине ноября. Мы увидели значительный международный интерес к участию в проекте художественного оформления новых станций метро.
В этом конкурсе приняли участие представители 12 стран, что говорит о востребованности конкурса среди профессионалов. Мы предлагаем расширить практику проведения открытых конкурсов и для других новых станций подземки. Я уверен, что это позволит сформировать современный облик московского метрополитена.
Антон Мастренков, собственный корреспондент