Профессионал об инновациях в стройке и проектах в регионах

Осень стала урожайной на открытие в Москве крупных объектов транспортной инфраструктуры – северного участка Люблинско-Дмитровской линии метро, конечного участка Солнцевской ветки метро и последнего отрезка северной части Московского скоростного диаметра. Специалисты холдинга «Мосинжпроект» поделились своими впечатлениями от работы над этими строительными проектами.

Заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса АО «Мосинжпроект» Антон Жиганов рассказал о своем трудовом пути.

– Антон Сергеевич, расскажите о своем рабочем пути.

– Я окончил Московский авиационный институт (МАИ) по специальности «инженер-механик по самолетостроению». После победы в конкурсе на лучший дипломный проект попал на стажировку в компанию «Боинг» в Сиэтле, после чего мне предложили работу в Инженерно-технологическом центре московского представительства компании. За время работы в «Боинге» поучаствовал в целом спектре интересных проектов в различных областях: вычислительная аэродинамика, композитные материалы и производственные технологии, аэродромные покрытия, цифровые решения для производства и эксплуатации авиатехники, поставки металлургической продукции.

После «Боинга» работал в российской компании «Прогресстех», которая занималась проектированием для машиностроения, а также проектированием и строительством аэропортов. Участвовал в проектах развития московского аэропорта Внуково, а также нескольких аэропортов России и СНГ.

После «Прогресстеха» перешел в новый проект по созданию российской инжиниринговой компании – генподрядчика полного цикла по проектированию и строительству промышленных объектов. Проект реализовывался совместно с итальянской инжиниринговой компанией Techint. На базе нефтехимического проектного института в Санкт-Петербурге и строительного дивизиона в Москве был создан так называемый EPC-подрядчик, который начал реализовывать проекты создания промышленных объектов под ключ.

Затем четыре года проработал в Госкорпорации «Роскосмос», где занимался гражданскими космическими программами и коммерциализацией космической деятельности. Одним из ярких проектов того времени стало использование международной космической станции для выполнения первого в мире научного эксперимента по 3D-печати биоорганов в условиях микрогравитации. Это дало серьезный импульс дальнейшему развитию биомедицины и трансплантологии. В дальнейшем такие опыты проводились и другими странами, но российский эксперимент стал первым.

После «Роскосмоса» работал в ГК ПИК, где курировал вопросы индустриализации стройки – технологий, которые позволяют улучшить строительный процесс, ускорить и повысить производительность.

Например, одна из таких технологий была реализована на собственном лифтовом производстве завода «МЭЛ», который входил в ГК ПИК. В производстве и при дальнейшем монтаже лифтовых конструкций на объекте было применено интерактивное цифровое руководство по сборке и монтажу. При таком подходе монтажник или механик могут выполнять свою работу, глядя на анимированную цифровую модель на экране смартфона, которая показывала, что нужно делать, а он повторял эти действия. Не надо было читать бумажные инструкции, а качество и скорость работы монтажника вырастало в разы.

– Возможно ли применять такие интерактивные инструкции на стройке?

– Интерактивные инструкции, которые, как правило, используются в машиностроении, абсолютно точно можно применять в монтаже инженерных систем зданий. Такие инструкции сокращают процесс обучения и снижают ошибки.

– Как вы пришли в ГК «Мосинжпроект»?

– В 2020 году руководство Стройкомплекса Москвы поставило перед «Мосинжпроектом» новые задачи и цели, которые требовали изменения подходов к модели управления инженерно-строительными проектами и изменения модели управления компанией, и меня пригласили в команду, которая эти задачи начала решать.

Моя работа в «Мосинжпроекте» – это управление изменениями организации, поиск новых проектов и рынков для компании, использование цифровых технологий для повышения эффективности деятельности компании, а также развитие собственных компетенций в строительных подразделениях «Мосинжпроекта». Для меня это очень интересная сфера деятельности в силу масштабов компании и сложности стоящих перед ней задач. Кроме того, строительная отрасль очень динамична, поэтому результаты от приложенных усилий всегда можно быстро увидеть и почувствовать.

Особое удовольствие я получаю от того, что каждый день вижу постоянное преображение города, в котором я живу и работаю, и понимаю, что эти изменения – в том числе результат работы «Мосинжпроекта», частью которого являюсь и я.

– Ранее сообщалось, что градостроительные технологии, наработанные «Мосинжпроектом», смогут применить при создании сетей наземного транспорта, строительстве дорог и инженерных коммуникаций в реализации проектов комплексного развития территорий регионов России. Какая работа ведется в этом направлении, что уже сделано?

– На Московском урбанистическом форуме в этом году руководители правительства столицы рассказывали, что для того, чтобы сделать из Москвы лучший город Земли, изучили опыт и практику развития городов разных стран мира. Фактически Москва аккумулировала лучшие международные практики и совместила их со своими идеями. Москва сегодня – это результат грамотного градостроительного планирования, применения правильных идей развития экономики города.

Москва за 10 лет накопила колоссальный опыт, а «Мосинжпроект» – неотъемлемая часть опыта нашей столицы. Этот опыт нужно транслировать на регионы нашей страны для их динамичного развития. Ведь когда чему-то научишься, самое правильное – распространять и тиражировать эти знания, а не держать их только при себе. Мы открыты к тому, чтобы свой опыт применять не только в столице, но и делиться им с регионами, развивая тем самым всю нашу страну.

– Есть ли уже результаты этой работы?

– Один из ярких примеров – создание большого городского парка «Притяжение» в Магнитогорске Челябинской области. Это не просто парк, а городская научно-образовательная территория площадью более 200ц гектаров.

Акционер металлургического комбината в качестве своего социального вклада в развитие города, в котором находится его компания, и в качестве благодарности горожанам и рабочим решил создать общественное многофункциональное пространство, подобное парку «Зарядье» в Москве. «Мосинжпроект» был приглашен к участию в проекте в Магнитогорске.

На тот момент уже была разработана архитектурная концепция, автором которой выступила немецкая компания. Нам дали возможность ее проанализировать и предложить свои идеи. В итоге именно по нашему проекту построена и открыта уже вторая очередь объектов парка, а специалисты нашего проектного института продолжают работу по созданию следующих объектов.

Планировочные и архитектурные решения, которые предложил «Мосинжпроект», оказались более приемлемыми для заказчика с точки зрения эстетики, передачи идей заказчика и технологичности исполнения. А это результат глубокого профессионального понимания специалистами «Мосинжпроекта» подходов к созданию знаковых градостроительных объектов и реализации крупных градостро- ительных проектов.

– А опыт по развитию транспортной инфраструктуры Москвы планируется транслировать в регионы?

– Совсем недавно «Мосинжпроект» выиграл конкурс на реконструкцию и строительство трамвайной линии в Саратове по двум участкам общей протяженностью 9,5 километра. И буквально на днях мы победили еще

в одном конкурсе на третий, 22-километровый, участок. В общей сложности у нас получается трамвайная линия длиной более 30 километров, которую нам придется реконструировать. Помимо этого, мы выпускаем всю рабочую документацию. Этот проект для нас очень важен – мы решаем не только транспортную проблему города, но и помогаем городу с точки зрения градостроительного планирования.

Кроме того, ведем переговоры с властями, чтобы применить наш опыт в проекте развития территории большой набережной в Саратове. Мы можем предложить свои навыки и знания, которые применяем в Москве в работе по развитию территорий крупных градпроектов. В регионах требуются правильное оформление и правильная упаковка этих проектов с точки зрения нормативной документации и перевода проекта в стадию реализации.

Здесь наше подразделение, которое занимается проектами комплексного развития, очень помогает нам в части предложений таких услуг регионам. Надеемся, что Саратов станет пилотом для «Мосинжпроекта» по масштабному развитию и продвижению наших компетенций в регионах.

– Одно из направлений «Мосинжпроекта» – разработка инноваций. Что уже реализовано, а что еще в работе?

– Строительная отрасль традиционно считается наиболее консервативной с точки зрения инноваций. При этом мы точно можем использовать наш колоссальный опыт и предлагать рынку новые методы организации строительного производства и связанных с ним процессов.

Например, одна из наших дочерних компаний является единым оператором по работе с отходами сноса строительства и перемещению грунтов. В рамках про- граммы цифровой трансформации Стройкомплекса Москвы и внедрения цифровых инноваций в компании «Мосинжпроект» ее сотрудники разработали и внедрили программные комплексы «МИПОССиГ» и «РейСкан», основанные на применении штрихкодирования, скане- ров и специальных алгоритмов обработки информации, подготовки всей сопроводительной документации и отчетности. Это позволило уйти от огромного количества бумаги для оформления каждого рейса по перевозке грунтов и отходов строительства. Система позволила в два раза сократить накладные расходы и значительно уменьшить задержки, которые возникали при выпуске машины в рейс. Фактически мы сейчас можем работать 24 на 7 безостановочно.

Кстати, эту разработку мы безвозмездно передали всем нашим партнерским полигонам, чтобы обеспечить увеличение скорости работы процесса для всех его участников.

«Мосинжпроект» получил патент на эту разработку. В дальнейшем планируем развивать данный продукт. Надеемся, что он будет помогать в работе не только нашему холдингу, но и другие компании Стройкомплекса Москвы смогут пользоваться результатами нашей разработки.

– В этом году «Мосинжпроекту» исполнилось 65 лет. Что бы вы пожелали компании?

– Это серьезный возраст для компании, когда уже много что сделано, накоплено. Единственный способ выжить в бизнесе – постоянное движение вперед. Поэтому важная задача – не останавливаться на достигнутом, а расти дальше. Желаю нам новых интересных проектов, чтобы энергия никогда не угасала, и мы продолжали наслаждаться тем, что делаем жизнь людей удобнее и счастливее.

Ольга Завершнева

Другие материалы по теме

Южный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст."Каховская" - ст. "Проспект Вернадского". 4 этап: "Реконструкция участка - станция метро "Каширская" - станция метро "Каховская". Корректировка в части изменения технических решений". Этап 4.2.1.2: Реконструкция Каховской линии на участке от ПК0135+00 до ПК0148+00, включая ст. "Варшавская" с учетом существующих веток в электродепо, включая первоочередные работы по реконструкции ст. "Каширская". В полном объеме". Перегон станция «Каширская» - станция «Варшавская» Большой кольцевой линии Московского метрополитена
Южный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст."Каховская" - ст. "Проспект Вернадского". 4 этап: "Реконструкция участка - станция метро "Каширская" - станция метро "Каховская". Корректировка в части изменения технических решений". Этап 4.2.1.2: Реконструкция Каховской линии на участке от ПК0135+00 до ПК0148+00, включая ст. "Варшавская" с учетом существующих веток в электродепо, включая первоочередные работы по реконструкции ст. "Каширская". В полном объеме". Ветка в депо "Замоскворецкое" Большой кольцевой линии Московского метрополитена
Инженерная и транспортная инфраструктура ММДЦ "Москва-Сити". 1 этап. Этап 1.6. Коллектор Северного въезда Центрального ядра Московского международного делового центра "Москва-Сити". Технологическая часть коллектора Северного въезда. Участок соединения коллекторов между Северным въездом и 1-м Красногвардейским проездом. Этап 1.6.3. Водопровод, канализация в коллекторе